kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад "Оригами как один из видов школьной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Оригами как один из видов внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в школе»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Оригами как один из видов школьной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе"»

Муниципальное автономное

учреждение дополнительного образования города Ялуторовска

«Детская школа искусств имени С. И. Мамонтова»







Доклад

«Оригами как один из видов внеурочной деятельности

детей с ограниченными возможностями здоровья в школе»





преподаватель:

Ведерников Александр Андреевич

Преподаватель изобразительного искусства























г. Ялуторовск,

Тюменская область 2019




Сегодня «Развитие образования детей с ограниченными возможностями» определено как одно из направлений национального проекта «Образование». Одним из ключевых задач развития образования, определенных инициативой, является создание условий, не только для полноценного включения учащихся в образовательной пространство, но и создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Существует большая разница между обычным уроком и занятием внеурочной деятельности. Среди отличительных особенностей внеурочной работы можно выделить такие нестандартные формы проведения занятий, как праздники, конкурсы, состязания, олимпиады различного уровня, выставки творческих работ, привлечение младших школьников к выполнению творческих и научно-исследовательских проектов, театрализация.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Дополнительное образование позволяет свободно осуществлять выбор режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение применительно к детям с ОВЗ. Кроме того, использование технологий дополнительного образования создает широкую возможность для реализации «социальной ситуации развития» ребенка с ОВЗ, его склонностей, способностей и интересов, дает право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, создает благоприятные условия для генерирования и реализации детских и подростковых инициатив и проектов.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно- нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Одним из наиболее эффективных средств внеурочной деятельности является относительно новое перспективное направление – оригами. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Традиционное японское искусство оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания – все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций.

Занимаясь оригами на внеурочных занятиях ребенок, становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление.

Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние школьника.

Причины успеха занятий оригами в организации досуга детей с ОВЗ в школе:

- во-первых, – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли – из нее можно сложить множество интересных моделей.

Появляется мотивация, желание научиться этому;

- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым (в условиях больницы учителями могут быть и специалисты -психологи, и родители, и медицинский персонал);

- результат достигается быстро;

- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этого – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;

- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;

- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;

- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды,

орнаменты, 3D-модели) уравновешивают психическое состояние ребенка;

- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. Интересно, что одни из самых древних фигур оригами – кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения – нести здоровье людям. Есть одна фигурка оригами, которая всегда будет ассоциироваться с надеждой на выздоровление.

Это японский журавлик, «цуру», – птица с длинной шеей – символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание.

Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

- активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

- улучшают память и глазомер.

Творя и созидая, ребенок в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Учитывая вышеизложенного и оценив важность занятий оригами, как элемента внеурочной деятельности детей с ОВЗ, при формировании индивидуальной особенностей, необходимо активнее включать в программы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные педагоги стараются делать все возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.


Список литературы.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.-223 с.

2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 2005.-188 с.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,

08.09.2014.

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Рекомендовано МО РФ в качестве дидактического материала на занятиях по трудовому обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аким, 1995. – 208 с.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2003.- 320 с.

6. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1997.- 224с.

7. Коротеев И.В. Оригами для малышей - М.,Просвещение,1996.- 210с.

8. Чернова Н.Н. Волшебная бумага - М., АСТ,2005.- 207 с.

9. Соколова С.В Оригами для старших дошкольников - СПб,2004.- 64с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ведерников Александр Андреевич

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 528000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства