Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Оригами как один из видов школьной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе"»
Муниципальное автономное
учреждение дополнительного образования города Ялуторовска
«Детская школа искусств имени С. И. Мамонтова»
Доклад
«Оригами как один из видов внеурочной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья в школе»
преподаватель:
Ведерников Александр Андреевич
Преподаватель изобразительного искусства
г. Ялуторовск,
Тюменская область 2019
Сегодня «Развитие образования детей с ограниченными возможностями» определено как одно из направлений национального проекта «Образование». Одним из ключевых задач развития образования, определенных инициативой, является создание условий, не только для полноценного включения учащихся в образовательной пространство, но и создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует большая разница между обычным уроком и занятием внеурочной деятельности. Среди отличительных особенностей внеурочной работы можно выделить такие нестандартные формы проведения занятий, как праздники, конкурсы, состязания, олимпиады различного уровня, выставки творческих работ, привлечение младших школьников к выполнению творческих и научно-исследовательских проектов, театрализация.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Дополнительное образование позволяет свободно осуществлять выбор режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение применительно к детям с ОВЗ. Кроме того, использование технологий дополнительного образования создает широкую возможность для реализации «социальной ситуации развития» ребенка с ОВЗ, его склонностей, способностей и интересов, дает право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, создает благоприятные условия для генерирования и реализации детских и подростковых инициатив и проектов.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно- нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Одним из наиболее эффективных средств внеурочной деятельности является относительно новое перспективное направление – оригами. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Традиционное японское искусство оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания – все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций.
Занимаясь оригами на внеурочных занятиях ребенок, становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление.
Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние школьника.
Причины успеха занятий оригами в организации досуга детей с ОВЗ в школе:
- во-первых, – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли – из нее можно сложить множество интересных моделей.
Появляется мотивация, желание научиться этому;
- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым (в условиях больницы учителями могут быть и специалисты -психологи, и родители, и медицинский персонал);
- результат достигается быстро;
- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этого – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;
- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;
- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды,
орнаменты, 3D-модели) уравновешивают психическое состояние ребенка;
- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. Интересно, что одни из самых древних фигур оригами – кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения – нести здоровье людям. Есть одна фигурка оригами, которая всегда будет ассоциироваться с надеждой на выздоровление.
Это японский журавлик, «цуру», – птица с длинной шеей – символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание.
Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:
- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
Творя и созидая, ребенок в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Учитывая вышеизложенного и оценив важность занятий оригами, как элемента внеурочной деятельности детей с ОВЗ, при формировании индивидуальной особенностей, необходимо активнее включать в программы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные педагоги стараются делать все возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.
Список литературы.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.-223 с.
2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 2005.-188 с.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
08.09.2014.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Рекомендовано МО РФ в качестве дидактического материала на занятиях по трудовому обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аким, 1995. – 208 с.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2003.- 320 с.
6. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1997.- 224с.
7. Коротеев И.В. Оригами для малышей - М.,Просвещение,1996.- 210с.
8. Чернова Н.Н. Волшебная бумага - М., АСТ,2005.- 207 с.
9. Соколова С.В Оригами для старших дошкольников - СПб,2004.- 64с.