Тип учебного занятия: мастер-класс.
Цель учебного занятия: научить особенностям изображения и выявления цветовых отношений в натюрморте.
Задачи учебного занятия:
- актуализация знаний о композиции натюрморта;
- актуализация знаний линейно-конструктивного изображения элементов натюрморта;
- формирование представления о значении освещенности в натюрморте и о роли цветового восприятия;
- формирование представлений об использовании теплых и холодных цветов для передачи световоздушной среды;
- развитие способности видеть и выявлять оттенки цвета;
- формирование умения детальной проработки предметов;
- создание условий для стимулирования роста творческого потенциала учащихся;
Оборудование:
- этюд натюрморта при различном освещении;
- последовательность выполнения этюда натюрморта;
- схема распределения светотени на яблоке.
Инструменты:
- акварель;
- акварельная бумага лист А3;
- мольберт;
- канцелярия - кисти (желательно беличьи, №2, №3 и №4 для фона), банка с водой, палитра, куски бумаги для цветопробы, чистая тряпка, карандаш.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Осень - благодатная пора для художников. Фантастичный калейдоскоп цветов в природе. Плоды и овощи просятся, чтобы их запечатлели.
Натюрморт - самая терпеливая натура. Он помогает «поставить» глаз и руку, понять и усвоить многие законы и приёмы изобразительного творчества. Решить задачи конструктивного построения и объёмного решения формы, передачи пространства, соподчинения элементов изображения. Натюрморт хорош тем, что уже при постановке можно определить уровень задачи, взять за основу любой колорит, научиться находить гармоничное звучание цветов.
Сегодня на уроке, прежде всего нам понадобится натюрморт. В данном случае это осенний натюрморт, состоящий из двух яблок и веточек девичьего винограда. Наша задача - подать натуру так, как мы ее видим.
2. Операционно-познавательный этап. Карандашный набросок.
В построении карандашного наброска натюрморта нам помогут предыдущие уроки рисунка: линейно-конструктивный рисунок натюрморта. Чтобы перейти к следующему блоку я повторю и обобщу пройденное.
Сначала определяем границы нашего натюрморта: нижняя граница - там, где лежит желтое яблоко; верхняя, правая и левая - там, куда максимально достают листья. С помощью карандаша вы сразу можете определить в натюрморте, насколько больше будет этот прямоугольник в ширину, чем в высоту.
Затем наметьте места, где стоит каждый из предметов на столе - оцените, насколько дальше находится стакан от красного яблока, чем красное яблоко от желтого.
Схематически намечаем основные ветки осеннего букета, за которые держатся листья.
Строим яблоко, просто почувствуйте его форму, все выпуклости и вмятинки. Яблоко вписывайте в границы, намеченные ранее. Также определите ширину дна стакана (даже если дна толком не видно - на глаз) и симметрично проведите две наклонные линии - будущие стенки сосуда.
Самый трудоемкий шаг - прорисовка листьев. Просто внимательнее изучайте натуру, изобилие размеров, форм и наклонов каждого листочка. Советую начинать рисовать листочек из двух линий - главной прожилки, которая идет по всей длине листочка, и по идее параллельной прожилке средней линии, которая характеризует самую широкую часть листа. Но так как листья в своем большинстве наклонены к нам под углом, то эти две линии будут пересекаться не под прямым углом.
И последний этап карандашного наброска - немного стилизации. Просто вставка в виде прямой ленты с элементами красных и рыжеватых листьев.
3. Деятельностный этап. Работа акварелью.
Для начала просто равномерно смочим всю поверхность будущей работы в чистой воде.
Для фона пользуемся только палитрой и только разведенной акварелью, дабы предотвратить появление ярких цветных пятен, которые без грязи потом не вымоешь. Мешаем на палитре те цвета, которые вы видите (при разном освещении работа будет выглядеть по-разному).
Вертикальными мазками начинаю писать фон. Складки я там видела довольно-таки абстрактно, особенно если учесть то, что фон должен быть минимально контрастным и светлым (так как листья и яблоки - темные). Пишем по-мокрому. Следите за тем, чтобы краска не затекала туда, куда не надо - я "пустила" ее лишь на некоторые листья. Если вы заметили, что внизу собирается капля и вот-вот скатится вниз - быстро вымакивайте кистью, не дотрагиваясь до бумаги. Если вам нужно что-то осветлить - пока мокрое, можете также вымокнуть кисть и сухой собрать влагу с бумаги - краска посветлеет, но полностью убрать ее вам уже не удастся.
На первом слое краски я бы не советовала сильно различать тона и вымакивать что-либо. Первый слой - своеобразная подкладка под основной: он дает направление цвету и форме.
Второй слой рисуем уже по-сухому (дожидаемся, как высохнет первый), и покрываем краской далеко не все то, что закрасили сначала. Тут я добавила теней и "складочности" справа от листьев, справа от стакана начала прорисовывать складку (к слову, добавляем кое-где малиновых оттенков - как на листьях будут - чтобы изображение сгармонизировалось по цветам, а букет в последствии не выглядел вырезанным), добавила тень от яблок и от листьев слева (слева от яблока на складке также есть красный цвет - потом я его немного "приглушила" - размыла водой).
Далее третьим слоем добавиляем тень на ткань от самого правого листика (большого), усиливаем тень складки над ним, приглушаем то место, которое думали оставлять не закрашенным (где рваные края).
Немного о плановости. Драпировка - это задний план, стакан с листьями - средний, а собственно яблоки - передний. Как передать планы? Существует множество способов.
Один из них - слои акварельной краски.
Еще один - контрастность и детализированность. Посмотрите на законченный вариант этой работы Заметьте, насколько слабо проработана драпировка, особенно за листьями и слева. Буквально один слой краски, и практически отсутствует контраст. Теперь переключитесь на листочки. Детали есть? Много. Слои? Три-четыре у самых приближенных листьев, а у отдаленных слева и внизу - два-три. Разве что большой минус - слишком светлые прожилки, которые стоило еще более приглушить. Яблоки сами по себе очень скупы на детали (пятнистую фактуру их кожицы я не смогу передать акварелью, это точно), но их сегментированность, четкость и сильный контраст (особенно у желтого яблока - белый рефлекс, очень темная тень) передвигают их вперед.
Начну с вазы. В ней мне понравились блики справа, и то, как сквозь стекло проглядываются листья. Это мы и попытаемся передать. Для начала заливаем стакан водой (хорошо звучит , если что, я имею в виду - смачиваем поверхность бумаги в границах стакана) и рисуем цветовую подкладку, оставляя справа почти белые места, слева - голубой рефлекс от ткани, а снизу, ближе к яблоку, также насыщенность цвета и тон спадает - чтобы визуально отдалить вазу.
Пользуемся голубеньким, оставленным с драпировки, оранжево-коричневым цветом "Марс коричневый", для темных оттенков незаменимая смесь фиолетового с оранжевым, немного малиновым и просто оранжевым.
Более насыщенными тонами добавляем контраста и теней внутри стакана, но не забываем оставлять некоторые места (например, оранжевый - где листик внутри стакана попадает на свет). Также, по ходу дела я немного прорабатывала белую драпировку под яблоками - добавила цвета справа, доработала складки.
Листья
Их мы рисуем по одному общему принципу: смачиваем водой-цветовая два-три слоя доработки по сухому.
Самое главное, что стоит помнить: когда дорабатываете, не стоит сильно менять тот цвет, что был на подкладке. Вот, например, начали мы с больших листьев справа (и немного мелких сзади). Как видите, в подкладке присутствует и голубые, и желтые, и малиновые, и оранжевые цвета, разве что зеленого нет. Во первых, не забывайте об общем объеме букета листьев - свет у нас падает справа и сверху, причем спереди, а не сбоку - то есть листики (особенно центральный) будут светлыми и контрастными как по цвету, так и по тону. Во-вторых, как будете писать второй слой, не стоит идти оранжевым или желтым по, допустим, голубой подкладке - создается грязь. Старайтесь просто усиливать яркость цветов, кое-где корректируя ее. Это акварель - в данной технике все, начиная с самого первого слоя, будет видно сквозь последующие слои. В третьих - не спешите и не замусоливайте листья. В четвертых - в последующих слоях оставляйте все подкладка по мокрому- наносим прожилки маскирующей жидкостью- еще больше и больше "не закрашенного" этим слоем места. Подкладка по мокрому:
Третий слой - оставляем места, где проглядывает второй:
Четвертым слоем усиливаем некоторые тени.
После чего осторожно снимаем пленку (только как краска высохнет!). Видим, что жилки вышли слишком светлыми. Потом я их приглушу на каком-то из этапов.
Еще совет - наносите следующий слой краски, только как ПОЛНОСТЬЮ высохнет предыдущий, дабы избежать грязи и замусоленности. И так, по кусочкам, прорабатываем весь букет. Правильнее было бы писать все листья сразу, но я пока не на таком уровне - у меня нервы бы не выдержали.
Добавляем по ходу дела разнообразия: зеленого и голубого цветов, варьируем тон каждого листочка.Прорисовать…
Яблоки
На яблоках слоев будет много, особенно на желтом. Не бойтесь. Просто используйте менее насыщенные цвета.
Начну с желтого. Для начала, как и на листьях, намочите яблоко и нарисуйте подкладку.
А далее я - по кусочкам-секторам, а вы - старайтесь полностью прорабатывать яблоко вторым, третьим, четвертым, пятым и даже шестым слоями. Не переусердствуйте. Не забывайте, что используете относительно разведенные краски.
Для того, чтобы фрукты блестели, нужно учитывать уйму рефлексов и блик (я его нанесла в самом конце белой гуашью).
Так же и красное яблоко. Последними слоями, как и на листьях, которые мы рисовали без маски, старайтесь не перекрывать все яблоко, а оставляйте кое-где проглядывать слой "ниже".
Практическая работа.
Задание такое: выполнить 2 этюда натюрморта.
1 этюд: при искусственном освещении (3 ч.).
2 этюд: при дневном холодном освещении (3 ч.).
Решить следующие задачи:
1.Научиться различать лобовое и боковое освещение и понять как меняется взаимоотношение собственной и падающей тени (т.е. где будут эти тени расположены).
2.Определить: как меняется цвет предмета на свету и в тени.
3.Передать объем предмета, так как мы видим его при конкретном освещении.
4.Художественно-творчески исполнить этюд с соблюдением последовательности при работе акварелью, индивидуальное создание задуманного.
Вопросы есть? (ответы на вопросы).
- Выполнение упражнений.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Какое освещение вы использовали?
Как изменяется цвет предмета на свету и в тени?
Каковы особенности световой перспективы?
Изменяется ли собственный цвет предмета на свету и в тени?
Обсуждение работ. Рефлексия-активизация самоанализа и самооценки по поводу деятельности на мастер-классе.
Анализирую проделанную работу, делаю общие замечания, отмечаю лучшие моменты.