kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс на тему "Роспись деревянной доски. Городец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение техники и основных этапов Городецкой росписи. Роспись доски в этой  технике. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Роспись деревянной доски. Городец"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4





Сценарий занятия кружка «Волшебная кисточка»



Мастер-класс на тему

"Роспись деревянной доски. Городец"





Выполнила: Козаченко Нина Степановна,

педагог дополнительного образования

МБОУ лицей №4





г. о. Чехов 2022г.







Цель – изучить технику Городецкой росписи и расписать разделочную доску в этой технике

Задачи:

1.Расширить кругозор, изучив узоры в изделиях мастеров Городца и основные этапы росписи.

2.Проявлять творческое отношение к составлению узоров по мотивам Городецкой росписи.

3.Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию, развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.


Оборудование:

Для учащихся: фанера (подготовленная доска); гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, ластик.

Для учителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции, плакат «Городецкая роспись», презентации «Городецкая роспись»

План занятия:

1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Теоретическая часть:

  • Истоки развития Городецкой росписи.

  • Элементы и последовательность росписи.

  • Мотивы и композиции Городецкой росписи.

3.Практическая часть. Самостоятельная роспись разделочной доски.

4. Заключительная часть. Подведение итогов.


Ход занятия:

Теоретическая часть

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.


Истоки и развитие Городецкой росписи


На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам - конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Хлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, берестяные бураки, солонки, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.


Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны- это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Почему же роспись назвали городецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий. Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-либо другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы. И их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники
на строительстве дома и множество других сцен из народного быта
.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму,
но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их мотивах.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки.

 

3.Элементы и особенности росписи.


Основные традиционные элементы росписи: розан, купавка, ромашка.




  1. Основные традиционные элементы росписи: розан, купавка, ромашка.

  2. Особенности построения композиции: закон симметрии.

  3. Краски яркие: синий, красный, зеленый.

  4. Оживка: белый, черный цвета.

  5. Элементы росписи: городецкий фазан, конь вороной.

  6. Жанровые сцены: выезд, гуляние, чаепитие, свадьба


Презентация №1 (1-10)


4.Мотивы и композиции городецкой росписи.

На сегодняшний день существует три вида композиций:


  • цветочная роспись,




  • цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы







  • сюжетная роспись: конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки.








II. Практическая часть

1. Роспись разделочной доски

- Сначала готовят цветной фон, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалёвка»

- Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

-.Заключительный этап. Вот что у нас получилось!



7.Самостоятельная работа учащихся (музыкальный ряд)

Роспись индивидуальных композиций.


Презентация№1 (11-15)


  • С каким народным промыслом мы познакомились?

  • Где и когда возникла городецкая роспись?

  • Основные элементы городецкой росписи?

  • Цветовая палитра городецкой росписи?

  • Композиционное построение рисунка?

  • На каких изделиях встречается эта роспись?

(ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

  • Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

10. Презентация. №2 ( )



Синквейн

1.Городец

2.Яркий, веселый

3.Радует, веселит, раскрывает.

4. Развивает творческие способности учащихся.

5. Городец – художественная роспись по дереву, позволяющая развивать

художественные способности учащихся.



11. Итог занятия

Выставка лучших работ.


Городецкая роспись является культурным наследием русского народа. Она впитала в себя эстетические и художественные традиции наших предков и заняла достойное место в современном мире, став национальным достоянием русского народа





Список литературы:


  1. Р. Бардин «Изделия народных художественных промыслов и сувениров»

  2. В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

  3. С.К. Жигалова Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

  4. Е. Попова Городецкие узоры Издательство «Малыш», Москва1985г

  5. А. Рогов Конь копытом бьет. Издательство «Малыш», Москва 1988г.

  6. Е. Субочева Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс на тему "Роспись деревянной доски. Городец"

Автор: Козаченко Нина Степановна

Дата: 25.11.2022

Номер свидетельства: 618451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства