Цель занятия: Продолжить знакомить учащихся с дымковской росписью, развивать технику работы кистью, расписывать колокольчики несложными элементами дымковской росписи, способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства, закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Задачи занятия:
а) формирование навыков росписи кистью;
б) формирование умений создавать узоры;
в) развитие эстетического воспитания, чувства ритма, творческих способностей учащихся;
г) воспитание любви к искусству народных мастеров.
Материал: колокольчики - керамика, темпера, гуашь, кисти, иллюстрированный материал, методические рисунки с элементами дымковской игрушки.
План занятия:
- Организационный момент.
- Изложение темы занятия.
- Практическая работа (индивидуальная работа с учащимися).
- Анализ занятия.
Сценарий занятия:
Учитель: Человек издавна стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми.
Любой природный материал красив будь то глина, дерево. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.
По всей нашей стране живут художники – умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с одним из которых мы с вами уже немного знакомы.
Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, но мы с вами сегодня поговорим о Дымковской игрушке.
Дымковская игрушка очень популярна. В народе её ласково и нежно называют «Дымка».
Учитель: Ребята, чем знаменито Дымково?
Учащиеся: Игрушкою своей.
1-й ученик: В ней нету цвета дымного,
что серости серей.
2-ой ученик: В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
3 –ий ученик: В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
4 –ый ученик: В ней молодость – изюминка.
В ней удаль и размах.
5 – ый ученик: Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
6 – ой ученик: И злость, и хмурость льдинкою
Растают без следа.
Ученики: Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда.
Учитель: Ребята, как вы думаете почему слобода, где изготавливают игрушки, называется Дымково?
Ученик: Слобода Дымково находится в низине на берегу реки Вятка. Летом от речки стелился туман. Зимой, деревня находилась в дыму от того, что топились печи, это обжигали игрушки, наверно отсюда и название Дымково.
Учитель: Верно! Ребята, для какого праздника лепили игрушки?
Ученик: Для весеннего праздника, назывался он Свистуньей.
Учитель: Молодец, а почему в таком количестве?
Ученик: Они продавали игрушки, а на вырученные деньги покупали сладости и изделия других мастеров.
Учитель: На праздник свистуньи, жители собирались на большой площади, плясали, свистели в свистульки, всем было весело, продавали разные куклы из глины, расписанные красками и золоченные. Праздник этот - весенний, свистом приглашали весну, зазывали птиц, красное солнышко, чтобы скорее пришло тепло.
Учитель: Ребята, а куда девали игрушки, которые не продали?
Ученик: Игрушки оставались до следующего праздника.
Учитель: Верно, а еще игрушки ставили на окно между рамами. В долгие зимние дни, а зимы были снежными, морозными. Увидев в окне такие игрушки, прохожие улыбались, потому что на душе становилось от ярких, красочных игрушек тепло, светло и радостно.
Учитель: А кого лепили мастера?
Ученик: Лошадок, барынь, оленей, индюков и т.д.
(Просматриваем слайды дымковских игрушек).
Учитель: Одним словом то, что окружало людей. Вы сейчас внимательно смотрели слайды, что общего у всех дымковских игрушек, ребята?
Ученики: У них белый фон.
Учитель: Молодец!
Учитель: А почему белый фон? Если затрудняетесь ответить, я подскажу.
Учитель: Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг много снега. В тех местах зима длинная была. И мастеру хотелось сделать игрушку такой же белой и чистой. А так как игрушки лепились к празднику, поэтому должны были быть яркими и нарядными.
Учитель: Ребята, когда игрушку вылепят, что с ней делают, прежде чем белят?
Ученик: Игрушку сушат при комнатной температуре, а затем обжигают в печи.
Учитель: Правильно. Раньше игрушки обжигали в русской печи, а теперь есть специальные печи, муфельные. При температуре 950-1000 градусов глина превращается в керамику. Современные печи удобны, в них стоит автоматика, не надо бояться, что игрушку можно пережечь или наоборот недообжечь.
Учитель: Игрушку после обжига остужали, постепенно, затем белили их растертым в порошок мелом, разведенным цельным молоком.
От скисания молока с мелом на поверхности игрушки образовывался ослепительной белизны слой. Сейчас пользуются белой гуашью с клеем ПВА или водной эмульсией. А затем приступают к росписи.
Учитель: Молодцы. А скажите, пожалуйста, когда происходит первое рождение игрушки?
Ученик: Первое рождение игрушки происходит, когда ее лепят. Второе рождение, когда её обжигают. Третье, когда её расписывают.
Учитель: Молодцы, ребята. Совсем как человек. Он рождается маленьким, слабым. Второй раз рождается, когда ученье закончит. В третий раз – когда пройдет испытание, только тогда он настоящим человеком станет.
Учитель: Ребята, какими элементами геометрического орнамента украшали игрушку?
Ученик: Это круги, овалы. Квадраты, точки, прямые и волнистые линии, горошины.
Учитель: Что означает в узоре круг, точка, горошина?
Ученик: Это изображение солнца.
Учитель: Молодец! Игрушки лепили к весеннему празднику, и символ солнца был на всех игрушках. Солнце – это тепло, жизнь, это начало начал. Весна – это пробуждение новой жизни, обновление.
Учитель: Ребята, узор на игрушках очень простой, но расположен не хаотично, а в определенном порядке. (Просмотр методических рисунков, иллюстраций).
Учитель: А какие приемы росписи, знакомые вам, применяют дымковские мастера?
Ученик: Рисуют всей кистью, концом кисти, примакиванием, приемом тычка.
Учитель: Какими красками пользовались мастерицы при росписи?
Ученик: Яркими, насыщенными цветами. Алым, оранжевым, синим, зеленым, черным и т.д.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем расписывать по типу дымковской игрушки, колокольчики. Заливистый перезвон их – это звон первой капели, это гомон птиц, это радостное журчание ручейка. Это перелив чувств, которое переполняет нас с приходом весны. Это гармония человека и окружающего мира.
Я думаю от того какими цветами и каким узором вы их распишите, так и будут звенеть ваши колокольчики, наполняя радостью, а может грустью наши сердца.
Учитель: Ребята пригласим наших уважаемых гостей к сотрудничеству, представьте себя мастерами. (Гости рассаживаются на места).
Есть очень хорошая башкирская пословица, которая гласит: «Краса земли в траве, краса людей в труде».
Народные мастера, создавая игрушки, при этом пели. Мы петь не будем, но работать будем под русскую плясовую. (Музыкальный ряд). Желаю удачи и приятной работы.
(Во время практической работы индивидуально работаю с учащимися).
Учитель: Ребята и уважаемые гости, вы потрудились на славу. Мастера вы хоть куда. На самом деле краса ваша в вашем труде. Колокольчики получились просто замечательными. Послушаем их перезвон. А теперь обменяемся колокольчиками. Ребята подарите свои колокольчики дорогим гостям, а мы возьмем на память о вас ваши.
Ученики: Пришло время расставанья, до скорого свидания! Спасибо за внимание.