Цель: знакомство с новым видом прикладного искусства, умение выполнять различные приемы данной техники.
Оборудование: ИКТ, картон, восковые мелки, утюг, детские работы по ДПИ.
Ход занятия:
Организационный момент;
Приветствие
Общее понятие декоративно-прикладного искусства
Сообщение нового материала
Практическая работа
1.Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.[1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
2. Сообщение нового материала:
Энка?устика (от др. греч. ?γκαυστικ? – [искусство] выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).
Восковая живопись, выполненная горячим способом, возникла в 5 в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных.
Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом (лат. название каутерии – стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.
Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий (5-4 вв. до н. э.). Энкаустика чаще всего применялась в станковой живописи и монументальных росписях, там, где им угрожают атмосферные условия (наружные росписи, живопись в термах).
Наиболее известные образцы энкаустики написаны около 3000 лет назад – т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны, I в. до н. э. – IV в.): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов.
Фаюмские портреты выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника энкаустики постепенно вытеснялась «холодным способом». Ту же техническую эволюцию претерпели византийские иконы VI-XII вв.
В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.
В энкаустике используются сухие пигменты из растертых полудрагоценных камней и природных охр, а для связывания красок берется очищенный специальным образом так называемый «пунический» воск. Воск обладает способностью обволакивать пигмент, предохраняя его частицы от реакций с другими пигментами, от воздействия влаги и от коррозии.
В древнем церковном искусстве энкаустика использовалась очень широко. Древнейшие православные иконы Христа, Богоматери и святых, которые хранятся в собраниях крупнейших музеев и монастырей мира в Киеве, Константинополе, Риме, на Синае и благоговейно почитаются христианами, написаны именно в этой технике. Традиционная православная икона начиналась именно с энкаустической техники. Паломники, посещавшие монастырь св. Екатерины на Синае, навсегда запоминают впечатление от самых древних иконных образов дошедших до нас: энкаустических икон Спасителя, Богоматери, апостола Петра 6-ого века и многих других. Древние мастера обращались к энкаустике всякий раз, когда требовалось создать максимально выразительное и долговечное произведение. Художники-энкаусты занимали особое положение среди других художников, об их творениях складывались загадочные легенды.
Живопись восковыми красками была широко распространена вплоть до средних веков, затем последовал период некоторого забвения, когда она встречалась крайне редко и на короткое время. Так продолжалось до второй половины ХГХ века, когда в Германии наступил период настоящего возрождения энкаустики
Просмотр видеоролика - мастер–класс техники выполнения энкаустики горячим утюгом.
3. Практическая работа
Перед началом практической работы повторить технику безопасности работы с горячим утюгом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«энкаустика (рисование горячим утюгом)»
Тема:Энкаустика. Рисование горячим утюгом.
Цель: знакомство с новым видом прикладного искусства, умение выполнять различные приемы данной техники.
Оборудование: ИКТ, картон, восковые мелки, утюг, детские работы по ДПИ.
Ход занятия:
Организационный момент;
Приветствие
Общее понятие декоративно-прикладного искусства
Сообщение нового материала
Практическая работа
1.Декоративно-прикладное искусство (от лат.decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.[1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
2. Сообщение нового материала:
Энка́устика (от др. греч. ἐγκαυστική – [искусство] выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).
Восковая живопись, выполненная горячим способом, возникла в 5 в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных.
Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом (лат. название каутерии – стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.
Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий (5-4 вв. до н. э.). Энкаустика чаще всего применялась в станковой живописи и монументальных росписях, там, где им угрожают атмосферные условия (наружные росписи, живопись в термах).
Наиболее известные образцы энкаустики написаны около 3000 лет назад – т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны, I в. до н. э. – IV в.): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов.
Фаюмские портреты выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника энкаустики постепенно вытеснялась «холодным способом». Ту же техническую эволюцию претерпели византийские иконы VI-XII вв.
В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.
В энкаустике используются сухие пигменты из растертых полудрагоценных камней и природных охр, а для связывания красок берется очищенный специальным образом так называемый «пунический» воск. Воск обладает способностью обволакивать пигмент, предохраняя его частицы от реакций с другими пигментами, от воздействия влаги и от коррозии.
В древнем церковном искусстве энкаустика использовалась очень широко. Древнейшие православные иконы Христа, Богоматери и святых, которые хранятся в собраниях крупнейших музеев и монастырей мира в Киеве, Константинополе, Риме, на Синае и благоговейно почитаются христианами, написаны именно в этой технике. Традиционная православная икона начиналась именно с энкаустической техники. Паломники, посещавшие монастырь св. Екатерины на Синае, навсегда запоминают впечатление от самых древних иконных образов дошедших до нас: энкаустических икон Спасителя, Богоматери, апостола Петра 6-ого века и многих других. Древние мастера обращались к энкаустике всякий раз, когда требовалось создать максимально выразительное и долговечное произведение. Художники-энкаусты занимали особое положение среди других художников, об их творениях складывались загадочные легенды.
Живопись восковыми красками была широко распространена вплоть до средних веков, затем последовал период некоторого забвения, когда она встречалась крайне редко и на короткое время. Так продолжалось до второй половины ХГХ века, когда в Германии наступил период настоящего возрождения энкаустики
Просмотр видеоролика - мастер–класс техники выполнения энкаустики горячим утюгом.
3. Практическая работа
Перед началом практической работы повторить технику безопасности работы с горячим утюгом.