kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "Имение Нескучное Белгородского уезда и истоки таланта художника Зинаиды Серебряковой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства обучающихся с разнообразным миром усадьбы Нескучное, определить истоки таланта художника Зинаиды Серебряковой и охарактеризовать её творчество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие Нескучное и Серебрякова»

Имение Нескучное Белгородского уезда и истоки таланта художника Зинаиды Серебряковой

Цель занятия:

Создать условия для знакомства обучающихся с разнообразным миром усадьбы Нескучное, определить истоки таланта художника Зинаиды Серебряковой и охарактеризовать её творчество.
Задачи 1.Познакомить с понятиями : имение, дворянская усадьба, искусство, художник, родина. 2. Развивать навыки работы с краеведческим материалом; умение описывать и характеризовать исторические события, факты и явления.
3. Развивать интерес к истории родного края, к судьбе художника Зинаиды Серебряковой, её творчеству. 4. Воспитывать чувство патриотизма.

Тип занятия - занятие – путешествие по Белгородскому краю

Оборудование: карта Курской губернии и Белгородской области, мультимедийная установка, словари, краеведческая литература, презентация.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Вводно-мотивационный этап.

  3. Организация учебной деятельности.

  4. Контроль и коррекция.

  5. Итоги.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Здравствуйте дети! .

  2. Вводно-мотивационный этап. Сегодня нас ждет интересное занятие-путешествие. Побываем мы с вами в имении Нескучном и познакомимся с семьей Зинаиды Серебряковой.

  3. Давайте определим тему нашего занятия.

Женщины России непривычны

К взглядам восхищённым и словам,

Здесь Мадонна девушкой обычной

С облаков незримых сходит к вам.

У неё на редкость скромно платье,

Золушка – родная ей сестра,

Но её души и сердца хватит,

Чтобы мир согреть в лучах добра…




Тему занятия (называют дети) – Имение Нескучное и творчество художника Зинаиды Серебряковой

Что же мы хотим узнать об имении и творчестве художника?

Цель : Познакомиться с творчеством Серебряковой и определить его истоки.


Вводное слово учителя: В ходе занятия мы будем использовать групповую форму работы. 1-я группа историки; 2-я и 3-я – искусствоведы; 4-я – инженеры-архитекторы

Задание 1 гр.: рассказать о биографии Зинаиды Серебряковой (презентация)

Задание 2 гр.: проанализировать тему Родины в работах художника Серебряковой

Задание 3 гр.: проанализировать тему Детства в работах художника Серебряковой

Задание 4гр.: составить проект усадьбы Нескучное Зинаиды Серебряковой (определить её структуру, тип) и защитить его.

Имение Нескучное в Белгородском уезде Курской губернии – уникальное и неповторимое место, связанное с именем выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой.

Мир дворянской усадьбы уникален своей неповторимостью. Это своего рода летопись российской жизни во всем её многообразии. Каждая усадьба имела свою судьбу, которая тесно переплеталась с жизнью её владельцев и тех, кто их окружал. Родовые гнезда диктовали свой стиль жизни

Словарик занятия (дети, давайте зачитаем , что нам известно о понятии усадьба и имение из словарей). Словарь Даля и Ожигова.

Совершая сегодня на занятии путешествие мы не просто познакомимся с усадьбами, а создадим свой проект усадьбы.

Дети разделены на 3 группы, которые в конце занятия создадут проекты

1, 2-должна будет определить структуру дворянской усадьбы

3-я определить тип усадьбы, создать её проект и указать значение в жизни края.

У нас в руках карта путешественника, которая поможет нам на занятии.

Первая станция на пути нашего путешествия «Страна в стране»

Слово учителя: Белгородский край – родина многих достопримечательных мест. Среди них важное место занимают усадьбы. Нам известны: имение Ракитное- князей Юсуповых, имение Воскресеновка графа Гендрикова,

Но особенно сегодня для нас интересно имение Нескучное семьи Бенуа- Лансере.

Русская усадьба - это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании художественных, и иных коллекций. И, конечно, усадьба-это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, наблюдения за живой природой. Видеоролик «Мир русской усадьбы».(3 минуты)

В Белгородском крае владельцами усадеб были дворяне и люди искусства: поэты, художники, архитекторы.

Усадьба или имение помещика имели свои особенности(о них прочитают дети)

2 станция «Типы усадеб» 1) Хозяйственные (доходные)_

2) Культурные ( творческие вечера, место творчества поэтов, писателей, художников; театр).

Задание: Давайте определим основные черты усадебы в Нескучном и расскажем об её владельцах

Усадьба Гендрикова- 1 тип (хозяйственная)

Усадьба Лансере-Бенуа – 2 тип Презентация (культурная)

Что должно быть в хозяйственной усадьбе? (конюшни, амбары, склады, мельница, кузница, ферма). А в культурной?

Учащиеся 1 й группы – рассказывают о владельцах усадьбы их дочери Зинаиде Серебряковой.

Учащиеся 2 группы -должны сделать проект вернисажа, посвящённого теме Родины. Учащиеся 3 группы -должны сделать проект вернисажа, посвящённого теме детства. Учащиеся 4 группы - создать проект имения Нескучное ( используя метод проектов и творческий конструктор).

Этап контроля и коррекции- защита проектов

2-Защита проекта «Имение Нескучное». Объяснить название.
Видеоролик «Екатерина Серебрякова рассказывает о родной усадьбе Нескучное»

3- Раскрась усадьбу -- Творческое задание для учащихся

Вывод: Мир дворянской усадьбы уникален своей неповторимостью. Это своего рода летопись российской жизни во всем её многообразии.

Русская усадьба - это прежде всего счастливый мир детства. Система домашнего образования в дворянских семьях закладывала основы традиций семьи и рода, уважения и гордости памятью предков, фамильными реликвиями.
Особенность формирования и бытования русской усадьбы состояла в ее многопрофильности: она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.

Имение Нескучное – живописное и вдохновенное место для целой династии деятелей культуры-художников, архитекторов, скульпторов. Природа Нескучного – тема картин знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой. В её картинах сохранился прекрасный мир дворянской усадьбы, деревенская жизнь, тема Родины и детства.



Итоги занятия.

Рефлексия -пишем телеграмму директору школы Ларисе Станиславовне.

















Карта путешественника 5 класса

Рабочий лист занятия «Имение Нескучное Белгородского уезда и истоки таланта художника Зинаиды Серебряковой»

Дворянские усадьбы — цветущие сады,

Стихи, балы, прогулки верховые...

Как спелы были вишни и веселы мечты!

Как слушались преданья родовые!!!

 

Дворянские усадьбы — отъезды на заре

И обещанье писем из столицы...

Дорожные кареты, оружье в серебре,

Какие судьбы и какие лица!!!


Цель занятия: 1……………………………………………………………

  1. …………………………………………………………………………

  2. …………………………………………………………………………

Словарик : Патриот- человек, горячо любящий Родину. Усадьба – от слова «сажать» т.е царь за службу наделял людей землёй. Имение – земельное владение в Российской империи. Давалось за государственную службу. Распространёнными были дворянские имения Дворяне – феодалы, привилегированное сословие.

Станция «Страна в стране»-

  1. Русская усадьба – это удивительное явление в истории и культуре. Усадьба включала в себя дом-особняк, сад, парк,пруд, хозяйственные постройки (канюшня, овчарня..)

Усадьбы Белгородского края: ( Работаем с картой)

1.ГрафаС.А.Гендрикова в Воскресеновке………………………………….

2.Князей Юсуповых в Ракитном……………………………………………

3.Лансере-Бенуа в Нескучном………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………



2. Типы усадеб (определите тип усадьбы Нескучное)

1.Хозяйственные (экономические). Что должно быть в этой усадьбе?………………………………………………………………………

2.Культурные) – тип усадьбы, в которых были парк, беседки, библиотеки, …………………………………………………

3. Усадьбы Белгородского края.

А.Усадьба Степана Александровича Гендрикова в Белгородском уезде

В деревне Воскресеновке в 19 веке находились: дом помещика, парк, хозяйственные постройки. Имение было центром огромного хозяйства. Количество земли -2 тысячи десятин(га).Хозяйство вёл управляющий. Здась занимались полеводством, овцеводством, коневодством. Выращивали зерновые и технические культуры (сахарную свёклу). В

Б. Имение Лансере-Бенуа в Нескучном Белгородского уезда.

В Нескучном находилось имение известных художников и архитекторов-выходцев из Италии и Франции Екатерины Николаевны Бенуа и Евгения Александровича Лансере. Оно включало более 500 десятин земли. Из писем, отправленных из Нескучного узнаем, что в усадьбе часто устраивали творческие вечера. Природа Нескучного – тема картин знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой. В её картинах сохранился прекрасный мир дворянской усадьбы, деревенская жизнь, тема Родины и детства.

Какие произведения, созданы были в Нескучном:………………………..

…………………………………………………………………………………….

Мне понравились (восхитили) такие картины как:………………………

………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………...

4. Защита проектов…………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

4.Итоги Занятия………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………



6.Рефлексия ( пишем телеграмму)





























































Карта путешественника







Имение Нескучное Белгородского уезда Курской губернии и истоки таланта художницы Зинаиды Серебряковой

















Дополнительный материал к занятию

Дворянские имения Курского края.

Как показало исследование, в царствование ПетраI усиливается процесс образования крупноземельной собственности и родовых недвижимых имений. Эта тенденция получила развитие и в Курском крае. Сподвижники Петра I, такие как Б.П.Шереметьев, Г.И.Головкин, И.С.Мазепа, получили вотчины, ставшие подлинными культурными центрами, положившими начало усадебному строительству в нашем регионе.

Строительство усадебных комплексов усиливается после Манифеста Петра III от 1762 года и дарование вольности дворянству Екатериной II. Усадьбы становятся уделом не только крупных землевладельцев, но и средних, и даже мелких.Формируются два типа усадеб – культурные и хозяйственные

На конец XVIII - начало XIX века приходится “золотой век” курской усадьбы. В это время создаются подлинные шедевры усадебного зодчества – “Марьино” и ”Моква”, ничуть не уступающие по великолепию подмосковным дворцам.

Усадьбы становятся подлинными культурными центрами. Они размещаются в красивейших природных ландшафтах, идеально гармонизируя с ними. Их строительством занимались талантливые архитекторы. В усадьбах сосредотачиваются великолепные библиотеки, огромное количество картин западноевропейских и отечественных художников, скульптуры. Известны 5 провинциальных театров, располагавшихся в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых. Практически все крупные усадьбы являлись музыкальными центрами Курского края, в них открывались школы для крепостных. Почти в каждой усадьбе был свой храм, где велись службы. Все это позволяет сде-лать вывод о том, что вклад, внесенный дворянскими усадьбами в культурное наследие Курского края, чрезвычайно велик.

Такое средоточие культурных ценностей дает право говорить о воздействии на эстетическую, духовную, нравственную и другие сферы человека. Речь идет о воспитательных возможностях усадьбы – влиянии совокупности различных сред, оказывающих развиваю-щее, воспитующее воздействие на человека.

Воспитующее воздействие оказывают такие факторы как:

- культурно-эстетические ценности (архитектура, садово-парковая культура, библиотека, картинная галерея и т.д.);

- уровень воспитания и образования дворян, проживавших в усадьбе;

- соприкосновение с крепостными крестьянами, обретение дворянами национальной, народной культуры;

- формирование особого мира ценностей, присущих дворянам, особое содержание воспитания (физическое, нравственно-религиозное, эстетическое).

Средствами дворянского воспитания выступают пример, традиция, саморазвитие.

Усадьба способствует единству с природой, уединению в особой атмосфере, в окружении близких людей. Поэтому домашнее, семейное воспитание становится главной формой воспитания. Усадьба становится своего рода колыбелью, где нет различий на начальных этапах между детьми, будь они дворянскими или крестьянскими. Общее существование многое делает совместным. Но постепенно между детьми растет пропасть. Результат воспитания разводит детей по разным ступеням социальной лестницы. Дворяне развиваются, “внешне” готовятся к светской жизни. Получив знание этикета, энциклопедическое образование, в них развивается созерцательное восприятие действительности. Они видят красивое и восторгаются им, обращают внимание на безобразное и морщатся, но ничего не пытаются изменить. Средствами воспитания наряду с трудом выступают обычаи, традиции, сказки, пословицы, поговорки, песни.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» А.С. Пушкин

«Есть милая страна, есть угол на земле» Баратынский

Русская усадьба занимает значительное место в отечественной и общеевропейской культуре. Её по праву называют "историческим и культурным феноменом", "стихией русской души", "образом России"...
Сегодня усадьба привлекает к себе всевозрастающее внимание не только специалистов, но и более широкий круг общественности.
До недавнего времени внимание специалистов было сосредоточено на царских резиденциях, столичных имениях, крупных усадьбах и парках Крыма и Кавказа, при этом за рамками исследований остаётся многогранная культура русской провинциальной усадьбы.
Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён - гордости России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормившие лучшие человеческие силы Отечества.
В историю усадеб земли Курской вписаны знаменитые дворянские фамилии: Барятинские, Шереметевы, Голицыны, Ушаковы, Юсуповы, Анненковы, Нелидовы, Черкесские, Лёвшины, Энгельгардты и др.
С курскими усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства





Источники и литература

1.Мир русской усадьбы. – СПб. – 1998.

2. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб. : “Летний сад”, 1998. – 224 с.

3. Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и уезда. – Курск. – 1885.РНБ. Электронный каталог.

4. Памятная книжка Курской губерни на 1860 год. – Курск. –1860.

5. Пыляев М.И. Полубарские затеи // Исторический вестник. – 1886. – Сентябрь. – С. 532-548.

6. Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. – М.:Наука, 1994.

7.Проценко.Н.Ю. Дмитротарановский сахарный завод.Страницы истории.

1891-2001. Белгород. «Везелица».2001

8. Ковальченко И. Д. Социально – экономический строй помещичьего хозяйства Европейской России. М. 1982. с. 123.

9.Сборник статистических сведений по Курской губернии. Белгородский уезд. Выпуск 10. Курск. 1885. с. 60-61.

10. Тройно Ф. П. Очерк социально-экономического развития Белгородчины. (конец XVIII в. - 1917). Белгород. 1993. с. 66.

11.РГИА.(Российский Государственный исторический архив) Ф. 593. Оп. 11. Д. 30. л. 141.

12. Краткие справочные сведения о некоторых русских хозяйствах. Выпуск 1. СПб. 1900. с. 1.1

13.Саплина.Е.В, Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь для творческих заданий.М. «Дрофа». 2005.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Соловьёва Елена Валерьевна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 402942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства