kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Быт сегозерских карел. Игра "100 к 1"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью игры является расширение и углубление знаний учащихся по культуре карельского быта.

  • Расширение и углубление знаний  учащихся по культуре карельского быта.

Образовательные:

  • формировать знания учащихся о быте Сегозерья;
  • вызвать у учащихся интерес к изучению истории родного края.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям;
  • воспитывать желание изучать жизнь и быт карельских деревень Сегозерья;

Развивающие:

  • развивать интерес к культуре и традициям своего народа;
  • развивать умения работать в группе.

Рекомендуемый возраст: 10 -15 лет.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Место проведения: помещение класса.

Опорные понятия: история, быт, материальная и духовная культура, истьба, истопка, мардирока, курник, мямми, праздник Святой Троицы, Ильин день, Петров день, День Святого Егория (Юрьев день), Пасха.

Методический репертуар занятия.

Общепедагогические технологии:

- технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, технологии, ИЗО, «Край, в котором ты живешь», Моя карелия.);

- технологии развивающего обучения.

Музейные технологии: коллективная игра.

Методики: методика организации учебной игры

Форма проведения занятия: учебная игра.

Виды деятельности учащихся: коллективная игра;

Методы: рассказ, игра, беседа, беседа по вопросам;

Научно-методические пособия: презентация

Оборудование и материалы: Два стола для команд, ноутбук.

Сценарий занятия

   Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в лабиринт истории. А кто может сказать, что такое история? (Ответы детей: История  -  прошлое нашей страны; Это то, что было, когда то, давно.)

 А зачем нам надо знать историю?

(Чтобы знать свои корни, чтобы быть образованным  и знающим человеком…)

 Я предлагаю вам, отправится в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков – сегозерских карел – в мир образов старинного карельского быта. Поэтому тема нашего занятия -  «Быт сегозерских карел».

Кто знает, что такое быт? Какие стороны человеческой жизни можно отнести к понятию быт? ( Ответы детей)

Молодцы! Быт - это образ повседневной жизни людей, состоящий из материальной стороны - то, что относится к особенностям жилья, одежды, пищи людей и духовной стороны – то, что относится к особенностям общения людей, приобщения к культуре, отдых, развлечения. Вот именно об этом мы с вами и поговорим

Сегодня мы с вами  поиграем в игру «100 к 1».  В игре будут соревноваться две команды. Весь игровой процесс будет состоять из пяти игр: «Простая игра», «Двойная игра», «Тройная игра», «Игра наоборот» и «Большая игра». Ваша цель состоит в том, чтобы угадать наиболее распространённые ответы людей на предложенные вопросы. Каждый игрок должен высказать своё мнение, предложить свою версию, но победа (или поражение) достанется  всей команде в целом. Вы готовы? (Да!)

Тогда начинаем. Каждой команде было дано домашнее задание: выбрать капитана команды и представить каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом. Итак, капитаны прошу вас представить участников ваших команд. (Капитаны представляют свои команды)

Молодцы! У нас есть две команды это команда девочек «Модницы» и команда мальчиков «Крутые парни».

И настало время первой игры – «Простая игра». Учитель рассказывает правила первой игры.

Правила игры. Простая игра начинается с «розыгрыша». К столу подходят капитаны команд. Затем я объявляю вопрос, после чего каждый участник старается быстрее своего соперника позвонить вот в этот колокольчик (учитель показывает колокольчик).

Тот, кому удалось это сделать первым, называет свою версию ответа на вопрос. Если версия есть на табло, открывается соответствующая строчка (при открытии строчки число очков за этот ответ переходит в «фонд игры»; число очков равно количеству опрошенных, назвавших данную версию). Далее слушаем версию второго игрока и продолжаем  игру с той командой, игрок которой дал более распространенный ответ. В том случае, если из двух версий ни одна не оказалась на табло, розыгрыш повторяется, но соревнуются уже следующие участники команды.

Выбрав команду, капитан которой набрал больше очков, я перехожу к основной части игры и  по кругу опрашиваю игроков, которые называют ответы на вопрос. Если версия присутствует на табло, она открывается и очки, соответствующие версии, переходят в «фонд», если же её нет, команде засчитывается промах. Игра проходит до тех пор, пока не будут открыты все шесть строк табло (в этом случае все очки из «фонда» переходят в счёт команды), либо пока не будет набрано три промаха. В этом случае я перехожу к другой команде, начиная с последнего участника. Затем капитан, выслушав все версии, должен выбрать одну из версий участников своей команды либо предложить свою. Эта версия ищется на табло. Если она есть, строчка открывается и очки с неё добавляются в «фонд», который затем переходит в счёт команды, если же её там нет, команде засчитывается промах, и «фонд» достаётся соперникам. По окончании игры я открываю оставшиеся строки, если таковые имеются.

Задание всем понятно? Хорошо, тогда начинаем. К столу приглашаются капитаны команд. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«занятие 100 к 1»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Поросозерская средняя общеобразовательная школа

п.Гумарино















Историко-культурная среда города/поселка.

Урок на улицах родного города/поселка.


Быт сегозерских карел.

Игра «100 к 1».

(Разработка занятия на VI республиканский конкурс

«Наследие –детям»)







Автор: Логинова Ирина Анатольевна

учитель изобразительного искусства

МОУ «Поросозерского СОШ»

п. Гумарино Суоярвского р-на

телефон (рабочий): 8(814-57)3-42-36

e-mail: lia741@rambler.ru











п. Гумарино 2016 г


Тема занятия: Быт сегозерских карел. Игра «100 к 1».

Тематика: Историко-культурная среда города/поселка. Урок на улицах родного города/поселка.

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по культуре карельского быта.

Образовательные:

  • формировать знания учащихся о быте Сегозерья;

  • вызвать у учащихся интерес к изучению истории родного края.


Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям;

  • воспитывать желание изучать жизнь и быт карельских деревень Сегозерья;

Развивающие:

  • развивать интерес к культуре и традициям своего народа;

  • развивать умения работать в группе.



Рекомендуемый возраст: 10 -15 лет.


Продолжительность занятия: 40 минут.


Место проведения: помещение класса.


Опорные понятия: история, быт, материальная и духовная культура, истьба, истопка, мардирока, курник, мямми, праздник Святой Троицы, Ильин день, Петров день, День Святого Егория (Юрьев день), Пасха.



Методический репертуар занятия.


Общепедагогические технологии:

- технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, технологии, ИЗО, «Край, в котором ты живешь», Моя карелия.);

- технологии развивающего обучения.

Музейные технологии: коллективная игра.

Методики: методика организации учебной игры

Форма проведения занятия: учебная игра.

Виды деятельности учащихся: коллективная игра;

Методы: рассказ, игра, беседа, беседа по вопросам;

Научно-методические пособия: презентация

Оборудование и материалы: Два стола для команд, ноутбук.



Сценарий занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в лабиринт истории. А кто может сказать, что такое история? (Ответы детей: История - прошлое нашей страны; Это то, что было, когда то, давно.)

А зачем нам надо знать историю?

(Чтобы знать свои корни, чтобы быть образованным и знающим человеком…)

Я предлагаю вам, отправится в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков – сегозерских карел – в мир образов старинного карельского быта. Поэтому тема нашего занятия - «Быт сегозерских карел».

Кто знает, что такое быт? Какие стороны человеческой жизни можно отнести к понятию быт? ( Ответы детей)

Молодцы! Быт - это образ повседневной жизни людей, состоящий из материальной стороны - то, что относится к особенностям жилья, одежды, пищи людей и духовной стороны – то, что относится к особенностям общения людей, приобщения к культуре, отдых, развлечения. Вот именно об этом мы с вами и поговорим

Сегодня мы с вами поиграем в игру «100 к 1». В игре будут соревноваться две команды. Весь игровой процесс будет состоять из пяти игр: «Простая игра», «Двойная игра», «Тройная игра», «Игра наоборот» и «Большая игра». Ваша цель состоит в том, чтобы угадать наиболее распространённые ответы людей на предложенные вопросы. Каждый игрок должен высказать своё мнение, предложить свою версию, но победа (или поражение) достанется всей команде в целом. Вы готовы? (Да!)

Тогда начинаем. Каждой команде было дано домашнее задание: выбрать капитана команды и представить каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом. Итак, капитаны прошу вас представить участников ваших команд. (Капитаны представляют свои команды)

Молодцы! У нас есть две команды это команда девочек «Модницы» и команда мальчиков «Крутые парни».

И настало время первой игры – «Простая игра». Учитель рассказывает правила первой игры.

Правила игры. Простая игра начинается с «розыгрыша». К столу подходят капитаны команд. Затем я объявляю вопрос, после чего каждый участник старается быстрее своего соперника позвонить вот в этот колокольчик (учитель показывает колокольчик).

Тот, кому удалось это сделать первым, называет свою версию ответа на вопрос. Если версия есть на табло, открывается соответствующая строчка (при открытии строчки число очков за этот ответ переходит в «фонд игры»; число очков равно количеству опрошенных, назвавших данную версию). Далее слушаем версию второго игрока и продолжаем игру с той командой, игрок которой дал более распространенный ответ. В том случае, если из двух версий ни одна не оказалась на табло, розыгрыш повторяется, но соревнуются уже следующие участники команды.

Выбрав команду, капитан которой набрал больше очков, я перехожу к основной части игры и по кругу опрашиваю игроков, которые называют ответы на вопрос. Если версия присутствует на табло, она открывается и очки, соответствующие версии, переходят в «фонд», если же её нет, команде засчитывается промах. Игра проходит до тех пор, пока не будут открыты все шесть строк табло (в этом случае все очки из «фонда» переходят в счёт команды), либо пока не будет набрано три промаха. В этом случае я перехожу к другой команде, начиная с последнего участника. Затем капитан, выслушав все версии, должен выбрать одну из версий участников своей команды либо предложить свою. Эта версия ищется на табло. Если она есть, строчка открывается и очки с неё добавляются в «фонд», который затем переходит в счёт команды, если же её там нет, команде засчитывается промах, и «фонд» достаётся соперникам. По окончании игры я открываю оставшиеся строки, если таковые имеются.

Задание всем понятно? Хорошо, тогда начинаем. К столу приглашаются капитаны команд.

Люди издревле жили в домах, называемых избой, которую они ласково называли истьба, истопка. Карельская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно.

- А что еще можно увидеть в избе, переступив ее порог?

Быстрее зазвонил в колокольчик капитан команды мальчиков, но капитан команды девочек угадал самую верхнюю строчку, поэтому игра продолжилась с командой девочек. После трех промахов игра продолжилась с командой мальчиков. Набрав 65 баллов команда «Крутые парни» победила.

Победителем «Простой игры» стала команда мальчиков «Крутые парни».

Следующую игра – это «Двойная игра».

Правила игры. Игра происходит аналогично простой игре, но с разницей, что очки за каждую угаданную строку удваиваются. Ещё одно отличие состоит в том, что розыгрыш проводится не между капитанами, а между вторыми участниками команд (если же игрок уже участвовал в предыдущем розыгрыше, идёт следующий по порядку участник).

- Вы готовы выслушать задание? (Да!)

В первой игре мы с вами выяснили, что в избе можно увидеть прялку и ткацкий станок. Это говорит о том, что одним из самых древних видов рукоделия сегозерских женщин является ткачество. В мифах народов мира богини Судьбы и Времени были прядильщицами и ткачихами, изготавливающими нить и полотно человеческих судеб, а сотканное полотно в представлениях человека ассоциировались с жизненной дорогой. Издавна люди уже знали и использовали три важнейших природных волокна: лен, хлопок и шелк. Но в то же время в сегозерском ткацком производстве широко использовались конопляные и шерстяные нити. Ткачеством занимались исключительно женщины и в основном для нужд своей семьи. А сейчас внимание – вопрос.

- Что же ткали сегозерские женщины?

Игра начинается со второго игрока победившей команды, т. е. с игрока команды «Крутые парни». Игроки открывают табло. После трех промахов игра переходит к команде соперников. Учитель подводит итоги. На этом этапе побеждает команда девочек, набравшая 85 баллов. Умножаем на 2 и получаем 170 баллов.

С двумя играми вы уже справились, и вас ждет «Тройная игра». Игру начинаем с командой девочек, с ее третьего игрока.

Правила игры те же, что и в первых двух играх, только каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Сегозерские женщины были не только чудными мастерицами и рукодельницами, они еще были хорошими хозяйками, которые готовили вкусную и полезную еду. Женщины готовили блюда из рыбы, молока, мяса, варили супы из репы с крупой и готовили различные блюда из муки и крупы. Наиболее разнообразной была выпечка. Каждому блюду давалось свое название.

И так вопрос: Назовите традиционные блюда сегозерских карел? Команда открывает табло и после трех промахов игра переходит к команде «Крутые парни» и она выходит победителем «Тройной игры», набрав 192 балла.

На табло остались не открытыми 3 и 5 строки. Учитель открывает и предлагает ребятам рассказать об этих блюдах, если они знают. Если никто не знает, рассказывает сам. На третьей строке у нас блюдо мардирока ( marjarokka) – ягодный суп. Старокарельское постное блюдо. Бруснику, чернику, морошку или голубику мяли, добавляли воду, ставили на огонь и кипятили. В кипящий раствор засыпали немного ржаной муки. Если был сахарный песок, добавляли и его. Ели ягодный суп ложкой, с хлебом. На четвертой строке - мямми - это жидкое блюдо из ржаной муки и закваски

Ребята, а кто знает, почему рыбник называют курником? (ответы ребят). Правильно! Карелы заимствовали у русских форму курника (запеченного в тесте курицу) и его название, только вместо курицы запекают в тесте рыбу.

Когда ваши прабабушки и прадедушки были детьми, они не только выполняли работу по дому, помогая родителям, но и знали много игр, которые дошли до наших дней. Я предлагаю вам сейчас немного отдохнуть и поиграть в игру, в которую играли ваши прадеды, будучи детьми. Игра называется «Каграа сюёттямя» - кормить овсом.

Правила игры. Выбирают ведущего и водящего. Ведущий с шапкой в руках садится на стул. Водящий изображает лошадь. Прячет лицо в шапку и делает вид, что ест овес. Руки в это время он держит за спиной, ладонями вверх. Играющие становятся за водящим. Вдруг кто-нибудь из них ударяет водящего по ладоням. Тот сразу перестает «есть овес» и старается угадать, кто его потревожил. Сделать это не просто – играющих много. Но все-таки каждый бьет по своему и какой-то шанс угадать, конечно, есть. Если водящий угадывает, кто ударил, они меняются ролями. «Лошадь» снова принимается «есть овес»…


Ведущего и водящего мы с вами можем выбрать с помощью считалочки ваших прадедов.

Юкси, какси, колме, нелли

Мина санон «тервех тейле!»

Юкси, какси, колме, нелли

Мина санон «туле мейле».

Ну что играем? (Да!)

Один, два, три, четыре

Говорю я «Здравствуйте!»

Один, два, три, четыре

В гостьи вы б к нам заходили.

Молодцы! Немного размялись и переходим к следующей игре «Игра наоборот».

Правила игры. Игра наоборот отличается от прочих тем, что команды должны угадывать не первую строчку табло, а пятую или шестую. За открытую первую строку команда получает 15 баллов, за вторую – 30, затем - 60, 120, 180 и за последнюю открытую строку – 240 баллов.

После того как я прочитаю вопрос, командам даётся 40 секунд на совещание, после которого капитаны называют ответы. Версии команд не должны совпадать. Первой отвечает команда, имеющая меньшее число очков к началу розыгрыша.

Затем я открываю табло. Если версия на строке не была угадана игроками, то вместе с открытием строки проигрывается сигнал промаха, а если встречаются версии команд, очки сразу перечисляются на их счёт. Игра продолжается до трех промахов, после чего игра переходит к другой команде.

Команды, правила игры вам понятны? Тогда начинаем.

Жизнь сегозерских карел связана с землей с природой. Отсюда и народные праздники. Таким был, в частности, праздник Кегри (Kegri), отмечавшийся поздней осенью. Кегри – это древнее мифологическое существо, которое способно было появляться среди людей в образе зверя. У сегозерских карел была такая поговорка: «В субботу на кегри приносят ряпушку в напалке рукавицы, а на поминальную субботу – в бочке». Поговорка указывает на время массового лова ряпушки в данной местности. Мужчины в это время находились на нерестилищах, а женщины заканчивали цикл работ, связанный с выращиванием и обработкой льна. На кегри обязательно пряли, а в конце дня подсчитывали количество мотков. Годовые земледельческие работы к этому периоду были завершены, скот находился в хлевах. Вечером в домах устраивали посиделки с праздничным ужином. Кто-нибудь из мужчин непременно обряжался в пугало – кегри – и пугал домочадцев. Для этого он надевал вывернутую наружу шерстью шубу, украшал себя устрашающими атрибутами и стучал в окна и двери. Таким образом, день кегри как бы подводил итог годового труда. После дня Кегри начиналась зимняя часть года.

А какие народные праздники сегозерских карел знаете вы?

Игра начинается с командой «Модниц», но выигрывают опять «Крутые парни».

На табло остались не открытыми 4 и 6 строки. Учитель открывает и рассказывает об этих праздниках, если о них ничего не знают дети или дополняет рассказы детей.

На четвертой строке – Петров день. Этот праздник отмечается 12 июля и считается днем апостола Петра – ближайшего ученика Иисуса Христа. В этот день на Руси издревле поклонялись Солнцу, его встречали утром песнями, играми, хороводами, народные гулянья длились весь день. В Сегозерье Петров день отмечался по-особому. В Селецком озере, недалеко от с.Сельги, расположен остров Махосоари («Святой остров»). В этот день со всех деревень Сегозерья люди на лодках везли полотенца, платки, монеты – все это дары умершим родственникам. Дары было принято оставлять под корнями старой сосны (этот обычай сохранился и до настоящего времени). После этого народ прямо на острове устраивал пиршество: варили чай, угощались привезенными с собой пирогами.

Шестая строка – Юрьев день или День Святого Егория. Этот праздник отмечается 6 мая в честь славного воина Георгия, которого казнили за его сострадания христианам. Еще этот праздник называют Скотьим, потому что 6 мая принято впервые после зимы выгонять скотину из хлева. В Сегозерье в этот день хозяйка должна была выполнить множество различных обрядов для того, чтобы ее коровы все лето спокойно паслись, давали много молока, не болели. Ребята, а что вы знаете о празднике Святой Троицы? (ответы ребят). Молодцы! Вы медленно, но уверенно движетесь вперед, и настало время «Большой игры».

По результатом «Игры наоборот» выяснилось, что в «Большой игре» будут играть команда «Крутые парни».

Правила игры. В большой игре примут участие два игрока команды, набравшей большее количество очков на протяжении всей программы. Чтобы победить в этой игре, им в сумме нужно набрать 200 очков. Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым) уходит за дверь. После этого первому участнику большой игры даётся 40 секунд, за которые он должен дать ответы на пять вопросов. На каждый из них он дает ответ, после чего определяется, сколько очков он набрал. Далее приглашается второй участник. Он не знает вопросов и ответов своего коллеги, а также полученных за них очков. За 50 секунд он отвечает на те же вопросы, причем, если его ответ совпал с первым, звучит звуковой сигнал и игрок обязан назвать другую версию. Далее подсчитывается сумма «Большой игры», после чего команда либо получает супер-приз, либо нет.

Ребята, (учитель обращается к команде «Крутые парни») вы должны выбирать двух игроков, которые будут участвовать в «Большой игре». Команда выбирает игроков и один из них выходит из класса. Игрок, который остался, отвечает на вопросы.

Вопрос 1: Какие основные занятия были у ваших предков?

Вопрос 2: Какие орудия труда наших предков вы знаете?

Вопрос 3: Какие виды декоративно – прикладного искусства были у наших предков?

Вопрос 4: Назовите элементы женского костюма?

Вопрос 5: С чем связаны обряды прадедов?

Время истекло и мы подводим итоги игры первого игрока.

Ответы Романа: рыболовство – 26 баллов; топор – 25 баллов: вышивка – 38; юбка – 13; рыбалка – 16. Итого – 118 баллов. Приглашается второй игрок и игра продолжается с ним.

Давайте подведем итоги игры Артема. На первый вопрос он отвечает – земледелие и зарабатывает 19 баллов. На второй вопрос отвечает - коса и угадывает самый распространенный ответ, получая 31 балл. На третий вопрос – ткачество, заработав 21 балл. На четвертый вопрос он дает ответ – пояс и набирает 0 баллов и наконец на последний вопрос дает ответ – сенокос и получает максимальное количество баллов – 22. Всего ребята набрали 211 баллов, став призерами нашей игры. Молодцы! Награждение команды победителей.

Вот и подошла к концу наша игра. Хочется закончить его стихами карельского поэта А. Авдышева

Свидание с Кижами.

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава нашей старине! Слава нашей стороне!

Всем спасибо за игру!














Занятие выполнено по принципу телевизионной передачи «Сто к одному». Возможен вариант игры на команды «Дети» - «Родители». По правилам игры требовалось провести опрос 100 человек, поэтому были опрошены жители п. Гумарино (75 чел.), жители с. Сельги (14 чел.) и жители г. Петрозаводска выходцев из с. Сельги (11 чел.). Опрошенные отвечали на те же вопросы, что и участники команд. Затем я подсчитала количество совпадающих ответов. Шесть наиболее популярных записывались, и фиксировалось число опрашиваемых. Цель участников игры «Сто к одному» состоит в том, чтобы угадать наиболее распространённые ответы  на предложенные вопросы. 

«Сто к одному» - это командная игра. Каждый игрок должен высказать своё мнение, предложить свою версию, но победа (или поражение) достаётся всей команде в целом. Важную роль в игре выполняет презентация, в которой отображаются сначала вопрос, а затем шесть самых популярных вариантов ответов на вопрос (изначально скрытых) и количество людей, ответивших так же. В нашей маленькой школе нет медиапроектора, поэтому на своем занятии я использовала ноутбук, который был установлен так, чтобы ребятам было удобно на него смотреть. Игра проводилась между двумя командами, команда девочек и команда мальчиков. Так как в школе обучается всего 10 человек, то задействованы были и учащихся 2- 4 классы, и учащиеся 5-8 классов. Каждая команда должна была придумать название, выбрать капитана и подготовить краткую характеристику на каждого участника. В ходе игры учащиеся не только обобщили и систематизировали знания, но и узнали много нового. Например: если на табло оставалась не открытая строка или строка была открыта, а кто-то из ребят не знает значения этого слова, тогда об этом рассказывали те, кто знает из ребят, либо я. После третьего этапа, предложила детям поиграть в игру «Каграа сюёттямя» - Кормить овсом (карельская народная игра). Всем ребятам очень понравилось занятие, они отметили, что узнали много нового о карельской кухни и о старинных сегозерских праздниках.




Использованные источники:

  1. Духовная культура сегозерских карел/авт.-сост.У.С Конкка, А.ПКонкка.- М.: Наука, 1980.

  2. Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел/ авт.-сост У.С Конкка, А.ПКонкка.- М.: Наука, 1980.

  3. Народные игры Карелии/ Лит. запись В.А. Панкова. – Петрозаводск: «Карелия», 1987.

  4. Карельская кухня/ Р.Ф. Никольская. – Петрозаводск: «Карелия», 1986.

  5. https://ru.wikipedia.org

  6. http://library.karelia.ru/






























Приложение

  1. «Простая игра»

Вопрос: Что можно увидеть в избе переступив ее порог?

Печь - 26, стол – 22, самовар - 12, иконы – 10, , ткацкий станок - 8, прялка – 5.


  1. «Двойная игра»

Вопрос: Что ткала сегозерские женщины?

Половики - 31, полотенца - 22, полотно - 11, одеяла - 9, пояса - 6, сукно - 3.


  1. «Тройная игра»

Вопрос: Назовите традиционные блюда сегозерских карел?

Калитки - 25, курник (рыбник) - 16, мардирока – 15, пироги - 13, мямми (жидкое блюдо из ржаной муки и закваски) – 11, шанежки – 10.


Калитки.

Карельские женщины говорили: «Калитта - кюзюу кахексоа - Калитка просит восемерки». Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка – картофель,крупа, толокно). Калитки – традиционная старокарельская выпечка. Обычно калитки пекли по воскресеньям, а также в будничные дни. Ели их с ухой, супом, молоком. Калитки и в наше время очень популярны. Их делают повсюду, и не только карелы, но и представители других народов, живущих в Карелии.


Мардирока

Мардирока ( marjarokka) – ягодный суп. Старокарельское постное блюдо. Бруснику, чернику, морошку или голубику мяли, добавляли воду, ставили на огонь и кипятили. В кипящий раствор засыпали немного ржаной муки. Если был сахарный песок, добавляли и его. Ели ягодный суп ложкой, с хлебом.

Мямми


Это блюдо пришло к нам из Финляндии. Своими корнями технология приготовления мямми уходит в древнюю Персию, а в Финляндии кушание начали готовить начиная с XVIII века. Первоначально В старину мямми было очень популярно в Карелии, где большинство блюд изготавливалось в печи. Готовится мямми из ржаной муки и солода с добавлением соли и сахара. Кашу в течение нескольких часов пекут в печи при низкой температур]. В мямми много белка, волокон и микроэлементов, в частности железа. Это низкокалорийное кушание (115 ккал в 100 г). Мямми обычно едят холодным, со сливками, сахаром или ванильным кремом.



Рыбник – курник

Рыбник – kalakukko. Традиционное карельское и вепское блюдо, распространенное в крае повсеместно. Карелы рыбник называют курником. Они заимствовали у русских форму курника (запеченного в тесте курицу) и его название, только вместо курицы запекают в тесте рыбу.


Шанежки


Ша́ньга - русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире.

Название блюда было заимствовано славянским населением Русского Севера. Затем, вместе с расселяющимся севернорусским населением, распространилось и в Карелии.



  1. «Игра наоборот»

Вопрос: Какие народные праздники сегозерских карел вы знаете?

Яблоневый спас – 15, троица - 30, Пасха - 60, Петров день - 120, , Ильин день – 180, Юрьев день - 240.


Яблоневый спас или Спасов день.

Яблочный спас – это древний языческий праздник, посвященный древнему богу Спасу. В этот день было принято собирать урожай яблок – отсюда и название «яблочный». В старинном сегозерском селе Сельги, откуда родом наши предки, этот праздник называют Спасовым днем и считают Днем рождения села. Отмечают его 19 августа. В этот день до обеда было принято ходить в церковь и освящать яблоки и другие плоды, ими обязательно угощали друг друга, а также и нищих. В обед стол всегда накрывали карельскими блюдами, а с краю, где сидела хозяйка, ставили самовар на углях. Любой человек, зашедший в дом, считался гостем, его непременно садили за стол и угощали. После обеда начинались традиционные игрища с пенями и потасовками. Этот праздник в Сельгах празднуют и до сих пор.


Троица

День Святой троицы — старинный ветхозаветный праздник, традиционно отмечаемый на 50 день после Пасхи. Празднование Пятидесятницы всегда сопровождалось массовым весельем, всеобщим ликованием и жертвоприношениями.

В этот день Святой дух сошел на последователей Иисуса в образе Бога Отца (Божественного Ума), Бога Сына (Божественного Слова) и Бога Духа (Святого Духа). Эта Святая Троица и есть фундаментальная основа христианства, на которой прочно держится православная вера. Святая Троица — это единый Бог, который одновременно является троичным. Бог Отец лишен начала и сотворения, Бог Сын рожден Отцом, а Святой дух исходит от Бога Отца. Поэтому этот праздник еще называют – День Святой Троицы. Пятидесятница всегда выпадает на то замечательное время года, когда природа щедро дарит ароматные травы и благоухающие цветы. Ими украшают церкви и жилища, демонстрируя тем самым расцвет души человека и обновление людей. А лики святых, окруженные свежей зеленью, выглядят словно живые.



Ильин день.

Отмечается 2 августа. В древней языческой вере существовал бог-громовержец Перун. В христианстве его заменил пророк Илья. У него просили дождя во время засухи и его же просили защитить дом от ливней и сильных гроз. В Ильин день запрещено было работать. Утором сегозерские карелки пекли хлеб из ржи нового урожая, который называли «святой Илья», угощали им гостей. Также было принято одаривать зерном бедных, одиноких стариков.

Петров день.

12 июля считается днем апостола Петра – ближайшего ученика Иисуса Христа. В этот день на Руси издревле поклонялись Солнцу, его встречали утром песнями, играми, хороводами, народные гулянья длились весь день. В Сегозерье Петров день отмечался по-особому. В Селецком озере, недалеко от с.Сельги, расположен остров Махосоари («Святой остров»). В этот день со всех деревень Сегозерья люди на лодках везли полотенца, платки, монеты – все это дары умершим родственникам. Дары было принято оставлять под корнями старой сосны (этот обычай сохранился и до настоящего времени). После этого народ прямо на острове устраивал пиршество: варили чай, угощались привезенными с собой пирогами.


Юрьев день.

Юрьев день или День Святого Егория. Этот праздник отмечается 6 мая в честь славного воина Георгия, которого казнили за его сострадания христианам. Еще этот праздник называют Скотьим, потому что 6 мая принято впервые после зимы выгонять скотину из хлева. В Сегозерье в этот день хозяйка должна была выполнить множество различных обрядов для того, чтобы ее коровы все лето спокойно паслись, давали много молока, не болели.


Кегри.

Это самый древний карельский праздник. В Сегозерье он отмечается в первую субботу ноября. Кегри – это древнее мифологическое существо, которое способно было появляться среди людей в образе зверя. На Кегри женщины обязательно пряли, а в конце дня подсчитывали количество мотков и устраивали смотр пряжи – лучшей хозяйкой признавали ту, которая напряла больше всех. Вечером в домах устраивали посиделки с праздничным ужином. Кто-нибудь из мужчин непременно обряжался в пугало – кегри – и пугал домочадцев. Для этого он надевал вывернутую наружу шерстью шубу, украшал себя устрашающими атрибутами и стучал в окна и двери.



  1. «Большая игра»

Вопрос 1:

Какие основные занятия были у ваших предков?

1. рыболовство - 26
2. Земледелие - 19
3. Животноводство - 14
4. Охотничество - 11

5. Домашнее ремесло - 6

6. Заготовка леса - 4

Вопрос 2:

Какие орудия труда наших предков

вы знаете?

1. Коса - 31
2. Топор - 25
3. Серп- 18
4. Мотыга - 10
5. Соха - 8
6. Горбуша - 3

Вопрос 3:

Виды ДПИ?

1. Вышивка - 38
2 Ткачество - 21
3. Плетение - 13
4. Худ. Обр. дерева – 10
5. Узорное вязание - 5

6. Украшения - 2

Вопрос 4:

Назовите элементы женского костюма?

1. Передник - 28
2. Сарафан - 26
3. Сорока - 18
4. Юбка - 13
5. Рубаха - 8

6. Платок - 3

Вопрос 5:

С чем связаны обряды?

1. Сенокос - 22
2. Праздники – 18
3. Рыболка – 16

4. Похороны или поминки - 10
5. Свадьба - 7

6. Рождение – 2








.



Просмотр содержимого презентации
«игра 100 к 1»

Печка 26 Большой стол 22 Х Х Самовар 12 Икона 10 Х Х Ткацкий станок 8 Х Х Прялка 5

Печка 26

Большой стол 22

Х

Х

Самовар 12

Икона 10

Х

Х

Ткацкий станок 8

Х

Х

Прялка 5

Половики 31 Полотенце 22 Х Х Полотно 11 Одело 9 Х Х Пояса 6 Х Х Сукно 3

Половики 31

Полотенце 22

Х

Х

Полотно 11

Одело 9

Х

Х

Пояса 6

Х

Х

Сукно 3

Калитки 25 Курник ( рыбник) 16 Х Х Мардирока 15 Шанежки 13 Х Х Мямми 11 Х Х Пироги 10

Калитки 25

Курник ( рыбник) 16

Х

Х

Мардирока 15

Шанежки 13

Х

Х

Мямми 11

Х

Х

Пироги 10

Яблоневый спас 15 Троица 30 Пасха 60 Х Х Петров день 120 Х Х Ильин день 180 Юрьев день 240 Х Х

Яблоневый спас 15

Троица 30

Пасха 60

Х

Х

Петров день 120

Х

Х

Ильин день 180

Юрьев день 240

Х

Х

1. Какие основные занятия были у ваших предков? Х Х Х Х Х Х

1. Какие основные занятия были у ваших предков?

Х

Х

Х

Х

Х

Х

2. Какие орудия труда наших предков вы знаете? Х Х Х Х Х Х

2. Какие орудия труда наших предков вы знаете?

Х

Х

Х

Х

Х

Х

3. Виды ДПИ? Х Х Х Х Х Х

3. Виды ДПИ?

Х

Х

Х

Х

Х

Х

4. Назовите элементы женского костюма? Х Х Х Х Х Х

4. Назовите элементы женского костюма?

Х

Х

Х

Х

Х

Х

5. С чем связаны обряды ? Х Х Х Х Х Х

5. С чем связаны обряды ?

Х

Х

Х

Х

Х

Х


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Быт сегозерских карел. Игра "100 к 1"

Автор: Логинова Ирина Анатольевна

Дата: 01.07.2016

Номер свидетельства: 336801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Секреты бабушкиного полотенца"
    ["seo_title"] => string(33) "siekrietybabushkinoghopolotientsa"
    ["file_id"] => string(6) "336800"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467370386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2770 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства