Беседа об искусстве «З.И.Лаврентьев – художник Республики Марий Эл»
Беседа об искусстве «З.И.Лаврентьев – художник Республики Марий Эл»
Добавленный материал представляет собой разработку мероприятия о творчестве известного марийского художника-иллюстратора Зосима Лаврентьева. В доступной для детей форме рассказывается о различных видах изобразительного искусства. На занятии звучит марийская музыка, что украшает мероприятие. Занятие развивает мышление, восприятие детей, способствует развитию творческих способностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа об искусстве «З.И.Лаврентьев – художник Республики Марий Эл» »
Беседа об искусстве «З.И.Лаврентьев – художник Республики Марий Эл»
Цели: Закрепить представление детей о книжной графике, ее особенностях и средствах выразительности. Познакомить с книжной графикой художников Республики Марий Эл. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, желание их рассматривать. Развивать художественное видение, зрительную память детей.
Методы и приемы: - рассказ, беседа по вопросам;
- показ иллюстраций;
- дидактическая игра «Дом художника»;
- игровой прием – волшебный колокольчик.
Материалы и оборудование: книги с иллюстрациями З. Лаврентьева, И. Михайлина, А. Фомина («Сказки лесов», Пет. Першут «Муравьиная свадьба», В. Стародубова «Волшебник Ой», «Ян - не королевич», В. Юксерн «Лис и хозяин леса», «Чоткар») ; компьютер; презентация «Художники Республики Марий Эл»; дидактическая игра «Дом художника».
Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций.
Организация: Дети сидят перед столом воспитателя, на котором лежат иллюстрированные книги и марийские книги без иллюстраций.
Ход занятии:
Организационный момент.Звенит колокольчик.
Воспитатель: - Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас ждут книги с иллюстрациями художников нашей республики – Республики Марий Эл. Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими.
Звучит марийская музыка. Дети ходят, смотрят книги.
Воспитатель: - Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений. Давайте немного поговорим.
- Почему вы любите книги?
- Кто создает рисунки в книгах?
- Как они называются?
- Для чего же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают) .
- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2-3 книги) .
2. Основная часть
- Сегодня я хочу поговорить с вами о книжной графике художников нашей Республики – Республики Марий Эл. Вам знакомы их имена? На выставке есть книги, иллюстрации в которых создали художники Зосим Лаврентьев, Иван Михайлин, Анатолий Фомин, Людмила Пашкина. О них мы будем говорить с вами сегодня и на других занятиях. Но сначала давайте вспомним, что же такое «книжная графика» и как создают художники свои иллюстрации.
- Ребята, к какому искусству относится иллюстрация? Правильно, это графика. А какие средства выразительности главные в графике? Линии, штрихи, пятно, точки, цвет.
- Сейчас мы поговорим о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Рассматривая различные книги, вы видели, что они рассказывают о многом, о разном. Есть сказки, стихи, потешки и т. д. Перед тем, как художник создает иллюстрацию к книжке, он сначала внимательно читает о том, что говорится в произведении, читает несколько раз. Если ему нравится, он начинает думать, как рассказать обо всем написанном рисунками. Художник представляет себе героя сказки или рассказа по его действиям и поступкам, поведению; пытается понять, какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый; представляет себе его лицо, движения, жесты, где он живет, как одевается, что его окружает, какие предметы. Затем делает много разных рисунков-набросков. Нередко художники рисуют с натуры.
Посмотрите на экран компьютера. Вы знаете, кто это? Это известный художник Республики Марий Эл – Зосим Федорович Лаврентьев. А вот книжки, которые он иллюстрировал: «Сказки лесов» и П. Першут «Муравьиная свадьба». В детстве маленький Зосим очень любил наблюдать за природой, за красотой лесов, полей. Заливные луга Волги и сама река воспитывали в нем чувство гордости за свою великую Родину. И все его иллюстрации проникнуты национальным духом – духом народа мари. Посмотрите внимательно на иллюстрации к книге «Сказки лесов». Здесь художник использовал и мотивы марийской вышивки, и цвета, которые характерны для марийских орнаментов: желтый, красный, белый, черный. А вот другая книжка с иллюстрациями Зосима Лаврентьева – «Муравьиная свадьба». Посмотрите, ребята, и здесь художник использует мотивы марийской вышивки и кружева. Маленькие муравьишки в праздничных национальных костюмах, играют на народных музыкальных инструментах.
- Вам нравятся иллюстрации Зосима Лаврентьева?
- А чем они вас привлекают?
- Что особенного можно выделить в рисунках художника?
Ну что ж, молодцы! Запомнили очень хорошо. Теперь мы немного отдохнем и сделаем зарядку для нашего тела и обязательно для глаз, так как долго нельзя смотреть в монитор компьютера, нужно обязательно делать зарядку.
Физкультминутка:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Гимнастика для глаз:
(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
- Молодцы, ребята! Отдохнули, набрали сил для знакомства с новыми художниками.
Каждый художник по-своему видит мир, его красоту, героев, о которых рассказывает писатель. Но все художники стараются, чтобы рисунки помогли нам понять содержание книги, ее главную мысль.
Ребята, а чем сказка отличается от рассказа? (Дети высказывают свои суждения) Да, сказка – это вымысел, здесь много необычного, сказочного: звери могут жить как люди, ходить на двух ногах, одеты как люди, совершают добрые и злые поступки. И это хотят передать художники в книжной графике. Художники-иллюстраторы придумывают оформление всей книжки, расположение в ней иллюстраций и текста. Иллюстрации могут быть разными по величине: большие – во всю страницу или разворот, маленькие – среди текста или сбоку.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть книжки из книжного уголка, полистайте их, познакомьтесь с иллюстрациями.
3. Подведение итогов.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- К какому виду искусства относится книжная графика?
- А про каких художников я вам рассказала сегодня? Что в них особенного?
- Как создается иллюстрация?
- Какие чувства вызывают у вас книжная графика художников Республики Марий Эл?
Волшебный колокольчик прощается с вами! Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали на занятии!