Просмотр содержимого документа
«"Живопись и литература-зеркальное отражение Российской деятельности"»
Тема: «Живопись и литература-зеркальное отражение Российской действительности 19 века». 8 класс.
Цель урока: опираясь на знания учащихся, используя дополнительную литературу, репродукции картин, доказать, что литература и живопись, как в зеркале отразили Российскую действительность 19 века;
-показать судьбу народов России и её окраин к.18-н.19вв.;
-учить сравнивать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
-расширение кругозора учащихся;
-воспитание сострадания к человеку;
-эстетическое воспитание.
Оборудование урока: Текст Конституции, слайды (картины Перова «Проводы покойника», «Странник», «Фомушка-сыч»; Венецианов «На пашне. Весна»;
Литература: Некрасов «Размышление у парадного подъезда», «Мороз Красный нос»,
«На Волге».
Музыкальное сопровождение: «Степь да степь кругом…»
( Можно провести комбинированный урок с учителем литературы и рисования.)
Работа над понятиями культура, материальная и духовная культура, демократическая культура, реализм. ( На последующих уроках закрепляем эти понятия.)
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Основная часть.
План изучения темы: 1. Что такое культура. Материальная и духовная культура.
2.Обстановка в России в к 18- 19 веке.
3. Литература и живопись-зеркальное отражение Российской действительности.
Рассказ учителя, беседа, работа с произведениями, просмотр и анализ слайдов, работа с тетрадями.
Что такое культура? С этим понятием вы встречались уже не раз на протяжении многих лет. Беседа о материальной и духовной культуре, их взаимосвязи.
- Остановимся на том, как развивалась культура России в к.18- 19 веках.
Что питает любую культуру? События, которые происходят в стране и в мире. Таких событий было много. Давайте вспомним их. (Беседа. Дворцовый переворот, война 1812г, восстание декабристов, крепостное право и борьба за его отмену и т.д. Страна бурлила, чувствовалось, что назревают перемены. Царизм тоже понимал это и отвечал репрессиями.(Расправа с декабристами, восставшим народом, передовыми писателями-примеры, жестокая цензура- что это такое? И, несмотря на всё это, наука, литература и вся культура в целом не стоит на месте, развивается, как губка впитывает в себя все события, как зеркало отражает всё, что происходит в стране, всю российскую действительность, её пороки. Здесь, как и в обществе, шла острая борьба. Борьба старого с новым, реалистическим направлением. Писатели, поэты, художники отражали, защищали интересы своего круга. Именно в это сложное время появляются лучшие произведения в живописи, литературе, музыке, ставшие сегодня классическими. Мы рассмотрим сегодня одно из направлений- реалистическое, или реализм.(Что такое реализм? –Правдивое отражение жизни.) Из всего сказанного сделайте вывод: какова основная тематика произведений литераторов, художников и др. деятелей культуры того времени( война, декабристы, народ). За урок все темы рассмотреть невозможно. Мы остановимся лишь на отдельных. Рассмотрим, как передовые художники, поэты, писатели отобразили в своих произведениях судьбу народа, детей, женщин. Сегодня мы подробнее рассмотрим первую тему-народ.
( По ходу объяснения темы ученики записывают в тетради названия картин, произ-ведений, имена авторов.-Самой актуальной была народная тема. Долгое время считалось, что народ не достоин внимания писателей, кисти художников, но всё-таки постепенно стереотип менялся и на смену парадных портретов приходили портреты простых людей. (демонстрация слайдов: Аргунов « Портрет крестьянки в русском костюме», Венецианов «На пашне. Весна» и др.) Обсуждение данных картин. (Показаны красота, ум, достоинство простого человека.) Демонстрируем слайды картин Брюллова «Всадница», Боровиковского «Портрет Лопухиной», «Портрет Державина», сравниваем, делаем выводы.
-Но мало показать просто душевную красоту народа. Некоторые мастера идут дальше. Они показывают и тяжёлую долю бедняка. Репин «Бурлаки на Волге», картина «Порожняки». Обсуждение картин.
-(слайд «Бурлаки на Волге») Смотришь на данную картину и на память приходят стихи:
1-й ученик: Выдь на Волгу, чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся,
То бурлаки идут бичевой…
2-й уч-к: Но, вдруг я стоны услыхал, и взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бичевой, обутым в лапти,
Вдоль реки ползли гурьбою бурлаки.
И был невыносимо дик и страшно ясен в тишине их мерный, похоронный крик.
И сердце дрогнуло во мне...
- Я думаю, что вам знакомы эти строки (Некрасов «Размышление у парадного подъезда» , «На волге»).Это одна картина, один автор замечательных строк. А сколько ещё художников и поэтов видели и творили одинаково.(Картины «Прачки», «Пряха»- муз сопровождение «Зорька золотая над рекой стоит. Молодая пряха под окном сидит…» С этими картинами и людьми, их создавшими, вы можете познакомиться в книге Езерской «Передвижники и нац.худ. школы народов России.)
- Остановимся на картине Прянишникова «Порожняки». Обсуждение картины. Муз.сопровождение «Степь да степь кругом…». Что же ожидало молодых, красивых людей через несколько лет подневольного труда? Без всяких слов об этом говорят картины Перова «Проводы покойника» и «Старики-родители на могиле сына».
Анализ картин. Анализ отрывков из произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (Деревни наши бедные…; «Одна была доля- бесплодное поле, бесплодное поле, да тощая рожь. Одно было счастье- по будням ненастье. По будням ненастье, а в праздники-дождь…».
- Вспомним, что мы знаем из курса истории о жизни простых людей. Как всё это отражено в произведениях искусства? Какой сделаем вывод? Можно сказать, что в живописи и литературе жизнь народа отразилась как в зеркале? (сравнить с совр. жизнью)
-Мы рассмотрели только одну из тем. На других уроках мы рассмотрим, как передовые поэты, писатели, художники в своих произведениях отразили тему детства и женскую долю.
- Задание на дом. Прочитать произведения Чехова «Ванька», « Спать хочется», Тургенева «Бежин луг».
- Самооценка учащихся. Оценка деятельности учеников учителем.