Просмотр содержимого документа
«"Женская доля в демократической живописи и литературе 19 века"»
Тема «Женская доля в демократической живописи и литературе 19 века». 8 класс.
( Можно проводить в интеграции с уроком литературы)
Цель урока: продолжение темы «Живопись и литература-зеркальное отражение Российской действительности 19 века»;
- используя произведения живописи и литературы, показать судьбу женщины в России и на её окраинах;
- учить сравнивать, делать выводы;
- воспитание сострадания к человеку;
-эстетическое воспитание, расширение кругозора.
Оборудование урока: Репродукции картин (слайды):П.А.Федотов «Сватовство майора»; Ф.С. Журавлёв «Перед венцом»; Пукирев « Неравный брак»,
Перов «Утопленница».
Литература: Чехов А.П. « Анна на шее», Островский А.Н. «Гроза», Некрасов Н. «Мороз- Красный нос». Запись песни «У церкви стояла карета…».
Продолжаем работать с понятиями культура, демократическая , духовная культура, реализм.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Основная часть.
Учитель: Мы продолжаем знакомство с демократической живописью и литерату-рой. ( Вспомним, что это такое?) На предыдущем уроке мы рассмотрели как отразили передовые художники и литераторы тему детства в своих произведениях
(вспоминаем произведения, связанные с данной темой, почему авторы не могли обойти её стороной). Перед вами вновь картина Перова «Проводы покойника». Теперь обращаем внимание на мать, приводим слова Некрасова «Одна была доля-бесплодное поле, бесплодное поле, да тощая рожь. Одно было счастье- по будням ненастье, по будням ненастье, а в праздники- дождь…». Вопрос классу, как ученики понимают эти строки?Я думаю, вы догадались, что тема нашего сегодняшнего урока «Женская доля в демократической живописи и литературе». Мы говорим, что передовые люди не могли в своих произведениях не отразить положение детей в обществе. А могли ли они пройти мимо женской доли в современном им обществе? В конце урока вы ответите на этот вопрос. Мы рассмотрели долю простой крестьянки.Но такой ли безоблачной и светлой была жизнь знатной женщины?
- Как вы представляете себе жизнь девушек, женщин в к.18 -19 веках?( Ответы учеников). Сейчас мы это узнаем.
Демонстрация слайдов «Сватовство майора» (сравнение матери девушки на картине с Кабанихой из «Грозы» Островского.), «Перед венцом», «Неравный брак».(Демонстрация картины «неравный брак» сопровождается песней «У церкви стояла карета…») Беседа по данным картинам. ( Кто изображён, обстановка, что общего в картинах? –Невесты. С чем ассоциируется сватовство, свадьба у вас? Какой, по-вашему, должна быть невеста на свадьбе? А что мы видим на картинах? И ведь это мы видим у разных художников. Как вы думаете, почему невесты не рады, на лицах горе, отчаяние, по всему видно, что замуж их выдают насильно. Рассуждаем, что толкнуло родителей девушек на данный брак.
Какие произведения могут подтвердить, что девушек действительно, могли выдавать замуж насильно, против их воли? (Островский, «Гроза», зачитываем отрывки, анализируем). А.П.Чехов так же освещал эту тему. Рассказываю о произведении «Анна на шее», анализируем, сравниваем. Какова дальнейшая судьба этих женщин? На этот вопрос могут ответить эти же произведения, а так же картина уже вам известного художника Перова «Утопленница».Слайд. Зачитываем отрывок из «Грозы» Островского о гибели Катерины. Анализ картины. О горькой судьбе женщины говорит и произведение Толстого «Анна Каренина». Оно созвучно «Грозе». (Раскрываю суть произведения). Судьбы Анны и Катерины похожи. Говорим о судьбе женщин в Казахстане. Рассматриваем произведение «Енлик-Кебек». Сравниваем с судьбой других женщин.
- Мы познакомились только с немногими произведения живописи и литературы, раскрывающие судьбы женщин прошлой эпохи. Но и по ним можно судить о положении женщин в обществе.Каким было это положение? Могли ли передовые поэты, писатели, художники обойти эту тему? ( Ответы учеников).
Как изменилась ситуация сейчас? Какие документы подтверждают, что в нашей стране женщина –равноправный член общества? (Ответы учеников: женщина может занимать любую должность, иметь любую профессию, пользуется в обществе всеми правами, получает пособие на детей и т.д., права защищают Конституцией.)
-Давайте ещё раз вспомним, с какими произведениями мы с вами сегодня познакомились? ( Ученики вспоминают, записываем в тетради.)
-Рефлексия «Доска объявлений». Напишите своё мнение по уроку на стикерах и прикрепите на доску.
- Подведение итогов урока.
- У вас на столах лежат листы самооценки. Заполните их. Оцените друг друга.