Литература: гос.стандарт, учебный план, методические рекомендации, учебник «Новая история XIX - начало XX века» Н.В. Загладин. План урока:
1.Формирование рабочего класса.
2. Рабочее движение в Англии.
3. Рабочее движение в континентальной Европе.
Ход урока:
Орг.момент (проверка присутствующих).
Проверка домашнего задания:
§ 8.
Двое учащихся работают индивидуально по карточкам 10 минут, трое отвечают устно у доски.
Вопросы к домашнему заданию:
Какие новые отрасли появились в промышленности?
Назовите основные промышленные страны.
Как повлиял промышленный переворот на жизнь людей?
Изложение нового материала:
Формирование рабочего класса.
В результате промышленного переворота сформировался новый, массовый слой наемных работников – рабочий класс илипролетариат.
Данные рабочие не располагали никакой собственностью в отличие от ремесленников и надомных работников. Они не входили в цехи. У них также не было своего хозяйства, в отличие от крестьян.
Пролетарии жили исключительно за счет своей рабочей силы. При нестабильности экономики условия найма рабочей силы резко ухудшались.
Развитие машинного производства позволило больше использовать дешевый женский и детский труд на фабриках, поскольку не требовалось больших физических усилий или профессиональных знаний.
В результате развился рост безработицы среди мужчин.
Одинаковые условия найма, жизни и работы трудящихся, занятых на крупных заводах содействовало постепенному складыванию осознания общности своих интересов.
Численность фабричных рабочих в середине XIX века была еще не очень велика.
В Англии – 1/3 наемных работников.
Франция – (предприятия свыше 10 рабочих) – 1 млн. чел.
Германия – почти также как и во Франции.
США – 1,3 млн. чел из 30 млн. чел. населения.
Тем не менее уже в первые десятилетия рабочий класс начал проявлять себя как самостоятельная сила.
Рабочее движение в Англии.
Англия стала ареной массового движения, получившего название «чартизм»(хартия, документ). Причина появления – обострение политической борьбы, связанной со стремлением либералов (виги) к проведению избирательной реформы.
Она должна была увеличить представительство промышленных городов в парламенте.
Реформа, проведенная вопреки сопротивлению консерваторов (партия тори) в 1832 г. привела к ликвидации «гнилых местечек»(малонаселенные сельские избирательные округа, которые контролировались земельной аристократией).
Право голоса было предоставлено всем городским собственникам домов и арендаторам, имеющим постоянный доход. В результате реформы возросло число избирателей. Это не удовлетворило наемных работников, которые поддерживали либералов.
В 1836 г. была создана Лондонская ассоциация рабочих, которые стали называть чартистами. Они считали необходимым просвещение трудящихся и распространение на них избирательных прав.
В 1838 г. чартисты опубликовали Народную хартию– проект закона об избирательной реформе (все мужчины, кроме женщин).
Хартию поддержали профсоюзы, их создание было разрешено еще в 1829 г.
Найдите в учебнике определение «профсоюзы».
Палата общин отклонила Хартию. Несмотря на это чартистское движение продолжало развиваться.
В 1840 г. была утверждена Национальная чартистская организация.
В 1842 г. в парламент подали новый вариант Хартии, который содержал уже более широкие требования – отмена помещичьего землевладения, предоставление независимости Ирландии.
Отказ палаты общин от рассмотрения Хартии вызвал волну недовольства в Англии. В 1848 г. новый подъем чартизма.
Парламент вновь отказался принять Хартию.
Под влиянием чартизма палата общин приняла ряд законов, улучшающих положение наемных работников. Был установлен 10-часовой рабочий день.
Рабочее движение в континентальной Европе.
Учащиеся работают с учебником, заполняют таблицы.
Страна
Основные проявления
Результат
Вывод: несмотря на рост рабочего движения в 1830-1840-е гг., во время революции 1848-1849 гг. в странах континентальной Европы пролетарии не играли самостоятельной роли.
Рефлексия(закрепление): что нового узнали на уроке?
С. 81 – документы, задания 1,3.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: § 9, составить словарик.
Страна
Как проявлялось
Результат
Страна
Как проявлялось
Результат
Карточка № 1
1. Какие новые отрасли появились в промышленности?
2. Назовите основные промышленные страны.
3. Как повлиял промышленный переворот на жизнь людей?
Карточка № 2
1. Какие новые отрасли появились в промышленности?
2. Назовите основные промышленные страны.
3. Как повлиял промышленный переворот на жизнь людей?