kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зарождение революционного народничества и его идеология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, на системно-деятельностной основе. Используется технология проблемного обучения, Учащиеся должны сами определить проблемную задачу на урок и пути решения задачи. В виде большого объема материала работа делиться на группы и заполняется в форме таблицы. В конце урока идет сверка готовых работ и решение проблемной задачи: почему это движение получило название народничества и кто входил в нее. чем объяснить популярность данного движения в России во второй половине XIX века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зарождение революционного народничества и его идеология.»

Урок "Зарождение революционного народничества и его идеология

Цели:

  1. ПУУД: сформулировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России; показать его неразрывную связь с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, причины появления народничества;

  2. МУУД: учить извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст, использовать при ответе памятки-алгоритмы;

  3. ЛУУД: осознание гражданской идентичности, осмысление и анализ исторического времени.

Понятия: народничество, радикальный, идеолог, разночинцы, марксизм, конспирация, террор.

Оборудование: слайды портреты народников: Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунина, Лаврова, Ткачёва, рабочие листы: понятия, план, задания по теме – индивидуальные и групповые.

Эпиграф: Все три пути одинаково целесообразны, все три деятельности одинаково необходимы для скорейшего осуществления народной революции. П. Н. Ткачев.

I. Оргмомент

Учитель. История – прошлое, настоящее, будущее. И мы сегодня изучаем вопрос о развитии общественного движения в XIX в, в период реформ, изменений, вызванных реформами 60-х годов.

II. Изучение нового материала

На доске – название темы, эпиграф, план изучения.

План.

  1. Тест на повторение прошлой темы.

  2. Причины возникновения народничества.

  3. Революционное движение 60-х годов.

  4. Теория революционного народничества.

  5. Закрепление – корректировка (в виде игры « Продолжи фразу»).

  6. Рефлексия.

Форма изучения.

  • вводный текст;

  • объяснение учителя;

  • работа по рядам;

  • индивидуальные задания;

  • заполнение таблицы;

  • игра «Продолжи фразу».

1. Опрос по тесту “Причины возникновения народничества”

(на отдельных листах, вызвать двоих к доске, по решению провести самопроверку, оценки тем кто у доски).

1. Консерватизм как политическая сила призван:

А) придать устойчивость обществу;

Б) отражать интересы дворянства;

В) вернуть развитие общества к старым формам.

2. Главные устремления консерваторов были:

А) оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников;

Б) защищать крестьян;

В) остаться защитниками старых отношений в обществе.

3. Либералы считали своими главными задачами:

А) поддержку правительства;

Б) борьбу за интересы дворянства;

В) борьбу за интересы крестьян.

4. Либералы в России опирались:

А) на незначительную часть интеллигенции;

Б) на крестьян и рабочих;

В) на широкие разночинные массы.

5. Радикально настроенная интеллигенция:

А) выражала недовольство умеренным характером реформ годов XIX в.;

Б) полностью поддерживала реформы 60-х годов;

В) была безучастна к общественной жизни.

2. Вводное слово учителя. Ход реформы, ее половинчатость вызвали разочарование не только у крестьян. Определенная часть радикально настроенной интеллигенции выражала явное недовольство умеренным характером реформ. Сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела, введение временнообязанного состояния – вызывало неприятие реформ как у крестьян, так и у части интеллигенции. Крупные крестьянские выступления в Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии убеждали интеллигенцию в том, что реформа была встречена народом враждебно. Революционно настроенные представители общества стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем. В историю России эти яркие представители общественного движения вошли под именем народников. Это было самое популярное и активное движение. Какую задачу мы поставим на урок? - Почему называется народничество? - Кто входил в народничество? - Почему именно народничество становиться самым активным и популярным движением в России второй половины XIX века? Кто же представлял народничество? ( Социальный состав: учащиеся и слушатели высших учебных заведений – 37, 5%; рабочие – 14%; учащиеся школ – 11, 3%; служащие – 8,3%; учителя – 7,6%, и разночинцы – «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, лкого чиновничества и обедневшего дворянства). Любое дело надо подготовить теоретически. Идейным вождем революционного движения в России в нач. 60-х г. стал редактор журнала «Современник» Николай Гаврилович Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И.Герцена об «общинном социализме», искусно обходя цензуру. Все же в 1862 году Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Но и там за 4 месяца он написал роман «Что делать?», который опубликовал в «Современнике». Этот роман стал настольной книгой, библией всех революционеров. Чернышевский описал будущее социалистическое устройство общества, а первый шаг к этому – создание революционной организации. В 1861 – 1863 гг. действовала первая тайная организация разночинцев «Земля и воля». Вот мы рассмотрели первый пункт плана. 3. Теория революционного народничества

Понятия: народничество, марксизм, идеология.

Портреты: М.А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачёв.

Народники считали народ (крестьянство) реальной политической силой и хотели эту силу сделать сознательной и организованной. Хотели поднять крестьян на революцию, которая дает возможность миновать стадию капитализма и основать строй на основе равенства и справедливости.

Народничествополитическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-е г. стали Бакунин, Лавров, Ткачев. Они возглавили три течения, которые отличались по определению методов.

Ребята, какая форма работы сейчас уместна, если мы должны узнать все три течения и записать?

Работа по рядам: работа с раздаточным материалом. Выяснить основное содержание, цели, методы борьбы. Каждая группа заполняет свою графу в таблице.

Таблица: Течения революционного народничества.

1 ряд – текст параграфа 25, стр. 177-178. Анархистское крыло народничества. Вопросы для разбора:

  1. Отношение Бакунина к учению Маркса.

  2. Кто должен бороться против самодержавия.

  3. Основные положения теории анархизма.

  4. Кто создает будущее свободное общество?

2 ряд – текст параграфа 25, стр. 178-179. Пропагандистское крыло народничество.

  1. Основные задачи революционеров.

  2. Кто должен осуществить подготовку революции?

3 ряд – текст параграфа 25, стр. 179-180. Заговорщическое крыло народничества.

  1. Кто и как должен осуществить революцию?

  2. Роль террора в подготовке революции?

  3. Оправдан ли террор?

Опрос по одному представителю из ряда для заполнения таблицы.



Заполнение таблицы.

Физкультминутка (проводит по желанию один из класса)




Бунтарское

Пропагандисткое

Заговорщическое

Идеологи

М.А.Бакунин

П.Л.Лавров

П.Н.Ткачев

Цели

Отрицание государства и централизованного управления сверху. Народный бунт.

Справедливое социалистическое общество.

Установление всеобщего равенства.

Методы

Крестьянин-по своей природе бунтарь, он готов к революции – народный бунт. Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция – «умственный пролетариат»

Народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей-пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной организации.

Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров (революционное меньшинство) совершит переворот, захватит госуд. Власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу.

Общие черты

Народ, крестьянство –












4. Отвечают на задачи урока. - Почему называется народничество? - Кто входил в народничество? - Почему именно народничество становится самым популярным и активным общественным движением в России 2-й пол XIX века? 5. Закрепление – корректировка в форме игры «Закончи фразу»
  1. Идеолог анархистского крыла народничества. (Бакунин).

  2. Идеолог заговорщического крыла народничества. (Ткачёв).

  3. Идеолог пропагандистского крыла народничества. (Лавров).

  4. Журнал, издаваемый Герценом и Огаревым. (Колокол).

  5. Что отрицает теория анархизма Бакунина? (Государство).

  6. Методы, применяемые для сохранения в тайне своего существования нелегальной организацией. (Конспирация).

  7. Политика устрашения. (Террор).

  8. Распространенное учение, защищающее интересы рабочего класса. (Марксизм).

  9. Рабочий класс. (Пролетариат).

  10. Издаваемый за границей журнал, редактором которого был П. Лавров. (“Вперёд”).

6. Рефлексия. Если вам было все понятно и вы поняли тему, поднимите красный цвет. Если вы поняли половину темы, поднимите синий цвет. Если вы ничего не поняли, поднимите желтый цвет. Итак мы с вами узнали о зарождении революционного народничества и его идеологии. Хочу сказать, что на царя Александра II было совершено 7 покушений. Причем седьмое достигло своей цели, царь был убит. Какую роль сыграли в этом народники мы узнаем на следующем уроке. 6. Домашние задание

§22 – 23, основное понятия темы, исторические портреты.

Спасибо! До свидания!

Слайды: словарь урока, портреты, таблица.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зарождение революционного народничества и его идеология.

Автор: Николаева Виктория Анатольевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257507


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства