kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.

2.

3.

 

Понятия:

ДЕМОС - народ, т. е. основная полноправная часть населения.

ПОЛИС - город-государство в античном мире (Др. Греции, Др. Риме), состоящее из самого города и прилегающей к нему территории.

ДРАХМА - серебряная денежная и весовая единица Др. Греции.

ГРАЖДАНЕ - лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

ЭВПАТРИДЫ - родовая знать в Др. Афинах

МЕТЕКИ - бесправные иноземные поселенцы в древнегреческих городах.

ДЕМОКРАТИЯ - политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан.

ИЛОТЫ - в Др. Спарте: земледелец. Илоты считались собственностью государства и по своему положению почти не отличались от рабов.

ПЕРИЭКИ - неполноправная часть населения древнегреческих полисов.

СПАРТИАТЫ (СПАРТАНЦЫ) – граждане полиса Спарты.

ЛАКОНИЗМ - краткость и чёткость изложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. »

Зарождение демократии в Афинах.

Древняя Спарта.

Цели:

  1. Сформировать представление о развитии Аттики, формировании полисов. Изучить реформы Солона и их последствия. Дать представление об особенностях развития Спарты.

  2. Формировать навык изучения материала, сочетая данные учителя и самостоятельную работу с учебником; чтение исторической карты. Оперирование понятиями и датами. Знание исторических личностей. Выявление причинно-следственных связей.

  3. Воспитание политической грамотности, систематизированного подхода в изучении истории.


Понятия:

ДЕМОС - народ, т. е. основная полноправная часть населения.

ПОЛИС - город-государство в античном мире (Др. Греции, Др. Риме), состоящее из самого города и прилегающей к нему территории.

ДРАХМА - серебряная денежная и весовая единица Др. Греции.

ГРАЖДАНЕ - лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

ЭВПАТРИДЫ - родовая знать в Др. Афинах

МЕТЕКИ - бесправные иноземные поселенцы в древнегреческих городах.

ДЕМОКРАТИЯ - политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан.

ИЛОТЫ - в Др. Спарте: земледелец. Илоты считались собственностью государства и по своему положению почти не отличались от рабов.

ПЕРИЭКИ - неполноправная часть населения древнегреческих полисов.

СПАРТИАТЫ (СПАРТАНЦЫ) – граждане полиса Спарты.

ЛАКОНИЗМ - краткость и чёткость изложения.


Ход уроков:

  1. Оргмомент, постановка целей и задач, запись понятий.

  2. Повторение:

      1. Сколько лет шла Троянская война?

      2. О каком годе повествует поэма: последнем, начале, похищении Парисом Елены?

      3. Одиссей возвратился на родину: сразу после взятия Трои, спустя 10 лет?

      4. Царем какого о-ва был Одиссей?

      5. Что означает выражение между Сциллой и Харибдой?

      6. Что означает выражение ахиллесова пята и троянский конь?


  1. Изучение новой темы. Запись основных данных в таблицу, позволяющих сравнить развитие основных полисов Греции – Афины и Спарту.


    Афины

    Спарта

    Географ.

    положение

    Средняя Греция – область Аттика. Побережье с множеством бухт, отсутствие рек, каменистые почвы.

    Южная Греция, долина р. Еврот, область Лаконии и Мессении.

    Основные

    занятия

    Ремесло, оливководство, виноградарство, мореплавание, торговля.

    Военное дело, презирали труд.

    Социальная

    структура

    1. Граждане:

      1. Эвпатриды – аристократия

      2. Демос – народ

    2. Не граждане - метеки.

    3. Рабы.

    1. Спартиаты (граждане).

    2. Не граждане - периэки.

    3. Илоты - рабы.


    Отношение к рабам

    Домашнее рабство, рабов ценили, не наказывали, сажали за стол, одевали. Рабами были военнопленные. Рабство считалось естественным явлением.

    Обращение грубое и жестокое, случались массовые избиения и убийства - криптии.

    Политический строй

    Демократия

    Ареопаг – совет знати, состоял из 9 архонтов.

    Буле – «совет 400» («совет 500»)

    Народное собрание (экклесия)

    Гелиэя – суд присяжных

    «остракизм» - тайное голосование на изгнание особо популярных граждан, опасных для демократии



    Два царя – архагета.

    Герусия – совет старейшин

    Народное собрание (апелла)

    Коллегия эфоров (5) – судебные и административные функции, вопросы войны и мира

  2. Закрепление.

  1. Полис – это:

    1. область в Южной Греции

    2. город-государство в Греции

    3. страна Греция

    4. город на о-ве Крит

  1. В Афинском полисе Совет знати назывался:

    1. Ареопаг

    2. Демос

    3. Герусия

    4. Каста

  1. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:

    1. Драконта

    2. Хаммурапи

    3. Миноса

    4. Ману

  1. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:

    1. знатный и богатый

    2. незнатный, но богатый

    3. незнатный бедный

    4. знатный, но разорившийся

  1. Главным занятием спартанцев было:

    1. ремесло

    2. земледелие

    3. военное дело

    4. рыболовство

  1. Территорию греческого полиса составляли:

    1. город и близлежащие поселения

    2. о-ва Эгейского моря

    3. усадьбы богатых землевладельцев

    4. поля, пастбища, оливковые рощи

  1. В Спарте была коллегия судей и администраторов, которых называли:

    1. эфорами

    2. демосом

    3. геронтами

    4. архонтами

  1. В апелле (народном собрании) Спарты могли выступать:

    1. все спартиаты

    2. старейшины-геронты

    3. илоты

    4. все жители Спарты

  1. В 7-м веке до н.э. недовольство афинского демоса было связано с:

    1. плохими урожаями хлеба

    2. несправедливым делением земли

    3. существованием долгового рабства

    4. нехваткой полей для олив

    5. плохим качеством кораблей

    6. невозможностью участвовать в политике

  1. Домашнее задание: §§ 30, 31; выучить понятия и данные таблицы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта.

Автор: Владимиркина Елена Сергеевна

Дата: 04.07.2014

Номер свидетельства: 109368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства