Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Оргмомент – 1 мин. | Приветствует учащихся и гостей урока, настраивает учащихся на активную работу на открытом уроке истории, интегрированном литературой и русским языком. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: умение слушать. Регулятивные УУД: организация деятельности |
I. Мотивация к учебной деятельности 1 мин | Учитель литературы под музыку читает строки из поэмы Александра Блока «Возмездие». ...Двадцатый век... ...Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи... Учитель истории: - Сейчас прозвучали стихи поэта Серебряного века русской культуры Александра Блока. Современником какого русского императора был Блок? | Учащиеся отвечают на вопрос: Николай II | Личностные УУД: развитие эмоционально – нравственной отзывчивости |
II. Опрос домашнего задания 7 минут. | - Чтобы перейти к получению новых знаний, нам нужно вспомнить, что мы знаем о Николае II? Фронтальный опрос. К1,К2,К6(ИС) | Ответы учащихся. Паша: Последний русский император. Дима: Его младший сын страдал неизлечимой болезнью крови, гемофилией. Андрей: Внешне был очень схож с правителем Англии Георгом V, они были родственниками. Вадим: Расстрелян вместе с семьей большевиками в Екатеринбурге. Лена: Годы правления Николая 2 – 1896 – 1917гг. Ира: Детство, образование. Даша: семья и Распутин. Айгуль: русско-японская война. Алина: революция 1905-1907 гг. Альбина: Первая мировая 1914-1918 гг, февральская революция, свержение самодержавия. Данияр: Расстрел царской семьи. | Личностные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: закрепление сведений о императоре Николае II, Регулятивные УУД: организация деятельности |
III.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 5 мин | Учитель истории: В России царь был больше, чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Так почему же в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку? К3 (ИС) Драма Николая II заключалась в том, что царь оказался не готовым к роли государственного деятеля. Свою державную миссию он воспринимал как тяжелую обязанность, ни отказаться, ни уйти от которой, он не смел. Россия в начале XX века – абсолютная (самодержавная) монархия. Вопрос учащимся: Что такое абсолютная монархия? Учитель истории: Таким образом, во главе государства стоял император – носитель самодержавной власти. Система управления России выглядела следующим образом. Император Синод Орган, ведающий делами православной церкви | Сенат Высший орган надзора и политического суда | Государственный совет Орган, выполняющий законосовещательные функции | Кабинет (с 1905 г. Совет) Министров Орган исполнительной власти | Как видим, в государстве не было крепкой правовой и законодательной системы. Российское государство в начале XX века характеризовалась бурными процессами. Политическая система не соответствовала уровню экономической, духовной жизни. Перед властью вставал выбор – либо пойти на реформирование политической системы, адекватную требованиям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной ликвидацией самодержавия. | Ответ Кристины: Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку, она неограниченна и передается по наследству. Вставляют пропущенные слова Определяют пути развития политической системы России начала ХХ века: Реформы Ничего не менять – крах самодержавия | Познавательные УУД: анализ извлечение необходимой информации; осознанное построение речевых высказываний, подведение под понятие. Познавательные УУД: умение сформулировать проблему с помощью учителя, прогнозировать содержание темы. |
IV. Изучение нового материала. 20 мин | Учитель литературы проводит лексическую работу в соответствии с К5 (ИС). Работа со словарем, соотнести понятие и определение: Консерватизм Протекционизм Реформа Монополия Инвестиции Община Учитель истории: Кого можно назвать реформатором? Двум известным и важным личностям, таким, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин была предначертана роль великих реформаторов, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами и США. Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедии? Об этом нам расскажут наши докладчики. | Учащиеся работают с карточками, соотносят понятие и определение по данной теме, используя словарь. Ткаченко Надя: Реформатор - тот, кто осуществляет реформу; преобразователь. Витте – Надя Иващенко Столыпин – Вика Гордиенко | Коммуникативные УУД: умение работать в группе Познавательные УУД: умение работы со справочным аппаратом Регулятивные УУД: саморегуляция при групповой работе Коммуникативные УУД: освоение монологовой формы общения Познавательные УУД: учиться строить план изучения личности, извлекать информацию из текста, Регулятивные УУД: организация своей деятельности. |
V. Первичное закрепление знаний | Учитель истории: Работа с документами. Историки и современники о Витте и Столыпине. К 4 (ИС). Учитель истории: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам. С. Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог воплотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает. И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.
Учитель литературы: К3,К7(ИС): признаки текста, какие предложения вы использовали? | Работают с документами, отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: Умение работать в команде, в коллективе Познавательные УУД: Закрепление полученных знаний на практике |
VI. Работа с сочинением по клише. | Используя знания, полученные на уроке, объясните значение понятия «Запаздывающее реформаторство». Российское общество не было готово принять радикальные реформы Столыпина и не смогло понять цели этих реформ, хотя для России эти реформы были бы спасительными и явились бы альтернативой революции. Задуманные в эпоху правления Николая II реформы запоздали, их эффективность могла быть реализована лишь при становлении в России парламентаризма и правового государства. | Высказывают свои мнение. | Личностные УУД: умение оценивать себя Познавательные УУД: умение извлекать информацию Регулятивные УУД: умение анализировать и синтезировать полученную информацию |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Методика «Рефлексивный экран» (Слайд 11) Мы достигли учебных целей, потому что... Урок получился интересным, потому что мы... Хорошее настроение нам обеспечено, потому что... А если у нас все чудесно, то мы... | | Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности Регулятивные УУД: |
VIII. Домашнее задание. 1 мин. | Используя знания, полученные на уроке, напишите историческое сочинение на тему «Запаздывающее реформаторство. 1896-1917 годы». | | |
IX. Подведение итогов урока. Оценивание. | | | |