kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заочная экскурсия "Храмы г.Саратова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит интересную информацию о храмах г.Саратова, их истории,особенностях и современном состоянии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заочная экскурсия "Храмы г.Саратова"»

Заочная экскурсия. «Храмы Саратова».

План.

1.Сообщение темы занятия.

2.Актуализация знаний учащихся.

3.Заочная экскурсия.

3.1. Архитектурные особенности храма.

3.2.Историческая справка.

3.3.Духосошественский собор.

3.4.Свято-Троицкий собор.

3.5.Церковь «Утоли моя печали»

3.6.Казанская церковь.

Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Привлечь внимание учащихся к архитектурным памятникам нашего края и историческому прошлому нашего народа.

Задачи:

  1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

  3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

  4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом православного храма.

  5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы совершим экскурсию по православным храмам Саратова.

Вы представляете себе современный русский город без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

2. Актуализация знаний .

Попробуем дать определение слову «храм».

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

Ученик 2: Храм-это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь, здесь нас провожают в путь вечной жизни.

Что чувствует человек, посещающий храм?

Ученик 3: В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укреплённым духовно.

3. Заочная экскурсия.

3.1. Архитектурные особенности храма.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав ( семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.



3.2. Историческая справка.



Саратовская епархия во времена царской России была богата храмами. В Саратове в 1901 году насчитывалось 49 храмов и часовен, женский монастырь. (При этом нужно принять во внимание, что дореволюционный Саратов был меньше нынешнего по площади почти в 6 раз, а по населению - в 7,3 раза). К концу 1918 г. в Саратовской епархии действовал 891 храм, 15 монастырей, скит, пyстынь. 

В советское время многие храмовые здания были взорваны, разобраны, изуродованы…. С куполов сбрасывали кресты, переплавляли колокола, пускали иконы на дрова. К 1937 году в епархии не осталось ни одной действующей церкви. Большинство из них оказались разрушены или перестроены: стали складами, больницами, клубами, тюрьмами... 

Многие саратовцы помнят, что чуть больше десяти лет назад нынешний архиерейский храм в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" служил планетарием. В кафедральном Духосошественском соборе несколько лет располагалось зернохранилище… Слава Богу, эти храмы вернулись Церкви и используются по прямому назначению. Но далеко не всем церковным зданиям так повезло. В годы Великой Отечественной войны советскому правительству понадобилась поддержка Церкви. По всей стране открывались некоторые из закрытых прежде храмов. Саратов не оказался исключением. Во второй половине 1942 г. передается в аренду, а в 1947 г. окончательно возвращается Православной Церкви Саратовский Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворенного - местночтимая святыня. 

В конце 1943 - 1944 году верующими было подано 25 ходатайств об открытии церквей, из которых удовлетворено тогда же 2. На 20 августа 1944 года в Саратовской области было 4 действующих церкви: в Саратове, Вольске, Петровске, Ртищеве. Всего по области состояло на учете 230 молитвенных зданий и церквей. В 1945 году было открыта церковь в Пугачеве, через год в Балашове, Ершове, Аркадаке. В 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР разрешил открытие еще четырех сельских приходов. В 1948 году открыт второй саратовский храм - Духосошественский собор. В 1955 году - молитвенный дом в г. Энгельсе. Число открытых церквей в области достигло 15. С 1955 вплоть до массового открытия церквей после 1988 года, ни одного храма открыто не было.


































3.3. Духосошественский собор.


Название

Собор Сошествия Святого Духа

Обиходные названия

Духовский собор; Святодуховский собор; Духосошественский собор

Тип постройки

церковь

Дата постройки последнего здания

1855-1858   

Историческое исповедание

Православный

Современная принадлежность

РПЦ МП

Статус

действ.

Адрес на 1917 г.

г. Саратов

Современный адрес

г. Саратов, Духосошественская пл., 3

Краткое описание

Каменный пятиглавый храм в русском стиле с колокольней. Два придела - Никольский и Знаменский. Каменная церковь была построена вместо старой деревянной пришедшей в ветхость на средства купца Тюльпина П. Ф., почетного горожанина Саратова. В 1939 закрыта и использовалась под зернохранилище. Вновь открыта и возвращена верующим в 1947. В настоящее время - кафедральный собор Саратова.












































3.4. Свято-Троицкий собор.







В 1695 году на главной площади Саратова, Гостиной (ныне Музейной), был заложен ныне действующий православный Троицкий собор, являющийся древнейшим из сохранившихся зданий Саратова. 
Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. 
Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами. 
Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем. 
Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. 
Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов: саратовского В.И. Суранова и тамбовского Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был восстановлен и практически в неизменном виде, если не считать небольшие переделки фасада в начале нашего века, дожил до наших дней. 
В 1972-1976 годах по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова были проведены капитальные реставрационные работы. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа. 
Троицкий храм, как и прежде, является украшением центральной части города. Он является самой звонкой и чистой нотой в каменной симфонии Саратова.

Собор принадлежит к лучшим образцам московского или нарышкинского барокко. Этот стиль лебединая песня древнерусского зодчества, переход к архитектуре нового времени, в которой доминирует светское, мирское начало, а красота становится синонимом богатства. В архитектуре Троицкого собора заложена традиционная форма композиции "восьмерик на четверике". Стены четверика гладкие, усиленные по углам лопатками. Верхняя часть храма восьмерик украшена более затейливо угловыми полуколонками и карнизами. Восьмерик с верхним ярусом окон в пышных наличниках несет на себе небольшой глухой барабан, с золотой маковкой и крестом. Сочетание красного фона с белым узором украшений создают сочную цветовую гамму. Подобных форм храмы в конце XVII-начале XVIII веков были возведены также в Москве и Подмосковье. Не исключено, что строила их одна артель мастеров возможно, под руководством выдающегося русского зодчего Якова Бухвостова. 

Вероятно, что и саратовский Троицкий собор строился кем-то из мастеров его школы. Так или иначе, но это единственный в области памятник XVII века.







3.5. Церковь «Утоли моя печали»

Саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин в 1903 году сделал проект церкви-часовни, расположенной при архиерейском доме. Вскоре началось ее строительство и закончилось в 1906 году. Церковь каменная. 

Престол был один - в честь иконы Божией Матери "В скорбях и печалях Утешение". В народе церковь называли еще "Утоли моя печали". 

Богослужения в часовне совершались ежедневно монашеской братией из архиерейского дома. В начале XX века в составе братии было 16 иноков и 13 послушников. 

В годы Советской власти здание сохранилось почти в первозданном виде. В советское время в здании церкви располагался планетарий. В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома кресты с церкви-часовни были сняты, и она долгое время стояла без них. Позже, при реставрации, кресты были восстановлены. 

В наши дни в 1993 году церковь была освящена в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". 

Престолы: Основной престол храма освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали" архиепископом Саратовским и Вольским Александром (Тимофеевым) в середине 90-х годов XX столетия. Престол придела освящен во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским) в 1993 году. Также имеется приставной престол.



3.6.Казанская церковь.

.



25 июля 1904 года, отслужив литургию в церкви Иоанна Предтечи, епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв) Крестным ходом направился в Солдатскую слободку к месту закладки храма. Жители слободки, тоже Крестным ходом, вышли встречать епископа. На площади в центре поселка Преосвященным Гермогеном был совершен молебен с освящением места закладки церкви. 

Строительство шло весьма успешно, и уже в сентябре 1904 года газета "Саратовский Дневник" писала: "Постройка церкви в Солдатской слободке идет успешно: возведены стены, кладутся балки. По инициативе настоятеля церкви Красного Креста, священника М. Я. Дроздова предполагаются большие изменения в самом плане церкви. В настоящее время явилась возможность обложить церковь кирпичом, сделать майоликовый иконостас, воздушное отопление, фонарь на куполе предполагается сделать светлым и деревянные полы заменить терракотовыми". Казанская церковь первоначально была приписана к приходу Иоанно-Предтеченской церкви, поэтому заботы о строительстве легли на настоятеля отца Михаила Дроздова. 

В 1905 году строительство Казанской церкви было завершено и 16 октября, в воскресенье, Преосвященный Гермоген (Долганёв) освятил новый храм. Был образован самостоятельный приход. Для новоосвященного храма Преосвященнейшим была пожалована икона Божией Матери "Казанская" (список с оригинала, находящегося в Казани), которая была установлена в новосооруженном киоте с правой стороны в церкви.
Казанская церковь, по свидетельству архивных данных, располагалась в начале Большей Сергиевской улицы (ныне ул. Чернышевского). "Местность эта, прежде почти пустая, сильно развилась в промышленном отношении и соединилась с городом. Здесь построены большие дома, школы, церковь, проведена линия трамвая и основан базар. Здесь же находились различные керосиновые и нефтяные склады, мельницы, лесопильный завод и завод акционерного общества Русской железной промышленности". 

Местность "Улеши", по сведениям краеведов, названа была так потому, что прежде здесь располагались постоялый двор и гостиница, которые в народе назывались "У Леши". Фамилия держателя постоялого двора не сохранилась, и постепенно это наименование преобразовалось в название места - "Улеши". 

Домов в приходской округе было 273, число душ мужского пола - 608 человек, женского - 622 человека. При церкви имелась церковно-приходская школа. Штат причта на 1912 год составляли священник и псаломщик. Церковь в честь иконы Казанской иконы Божией Матери - деревянная, снаружи обложена кирпичом, теплая и крепкая. В ней один престол - в честь Казанской иконы. Вместимость - 700 человек. Рядом с ней была деревянная колокольня. 

В годы Советской власти: В трудные для церкви 20-е годы прихожане не оставили свой храм. Было создано так называемое "Православное Христианское общество при Ново-Казанской церкви в Солдатской слободке г. Саратова", зарегистрированное в Губисполкоме. Перед его созданием в 1923 году проводился сбор подписей прихожан. Подписалось 130 человек, указав адреса и социальное положение. Все они были жителями слободки, все рабочие. В 1923 году храм был закрыт. Последний настоятель - протоиерей Лев. В 1928 году был варварски уничтожен уникальный фарфоровый иконостас. Его разбили кувалдами и ломами и превратили в черепки. Церковь была перестроена: снесен купол храма и уничтожена ажурная колокольня. Храм превратили в двухэтажный дом, где размещался детский сад Болто-заклепочного завода, расположенного напротив. 

В наши дни: Здание церкви вернули верующим 10 декабря 1994 года. В Лазареву Субботу 1999 года настоятель храма, протоиерей Василий Антипов, совершил чин малого освящения храма. В 2003 году был установлен малый купол над алтарем, производится окладка церкви кирпичом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Заочная экскурсия "Храмы г.Саратова"

Автор: Шевцова Галина Алексеевна

Дата: 16.08.2017

Номер свидетельства: 425526


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства