kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания для повторительно-обобщающего урока по курсу «История России с древнейших времен до к XVI в»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс заданий для повторительно-обобщающего урока по курсу "История России с древнейших времен до конца XIX века разработан с целью повторения, систематизации и контроля усвоения учащимися ранее изученных тем. Выполнение заданий осуществляется учащимися самостоятельно. Допускается использование дополнительных источников информации (справочники, карты, Интернет). Деятельность учащихся при выполнении заданий организуется на уровне выполнения УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для повторительно-обобщающего урока по курсу «История России с древнейших времен до к XVI в» »

Задания для повторительно-обобщающего урока по курсу «История России с древнейших времен до к XVI в»

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

  1. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

  1. Внимательно рассмотрите изображения ниже. Постарайтесь привести как можно больше информации, связанной с изображением: кто? Где? Когда? По какой причине? Каковы итоги? И т.п



































































Соотнесите фрагменты «Повести временных лет» и историческую личность:

«...Древляне же, услышав, что идет опять, держа­ли совет с князем Малом: **Если повадился волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит..." »

«...Пошел ... на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел ... болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Пе­реславе, беря дань с греков...»

3) «...Было же у него 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полотске, Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, поса­дил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани. И сказал...: "Нехорошо, что мало городов около Киева..." И стал ставить горвда но Десне и по Остру…»

а) князь Владимир, б) князь Игорь,

в) князь Ярослав Мудрый, г) князь Святослав

Установите правильное соответствие между словом и его значением:

1) наместник 2) посадник 3) митрополит

4)смерд 5)закуп б)епископ

а) титул главы Русской православной церкви

б) разорившийся общинник, вошедший в долго­вую кабалу за ссуду

в) высшее духовное лицо в православной и дру­гих церквях, глава церковного округа

г) назначаемый или выборный глава местной власти

д) сельский житель, который нес повинности в пользу князя

е) глава местного управления, назначенный цент­ральной властью

Что является лишним в ряду?

В городских центрах вече: ведало вопросами войны и мира; решало денежные и земельные вопросы; являлось высшей судебной инстанцией; обсуждало законы; распоряжалось народным ополчением


Киевский князь, убивший своих братьев, прозванный в народе «Окаянным»:

а) Святослав в) Борис

б) Святополк г) Мстислав


О ком идет речь ?

«… Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не столько о за­воеваниях и победах, сколько о счастье "своего на­рода... Велел переводить священные книги с гре­ческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных государств ху­дожников для украшения церквей и дворцов ки­евских... Отдаленные государи уважали знамени­того князя и считали за честь быть его союзника­ми и родственниками...»


По какому принципу образован ряд?

Святой, Ласковый, Красное Солнышко


Создателем «Повести временных лет» был:

а) Даниил б) Нестор в) Иларион г) Антоний


Укажите верные утверждения?

а) Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм

б) Среди городского населения Древней Руси было мало грамотных людей

в) Одним из первых создателей жития был киевский митрополит Иларион

г) Русь славилась своими искусными ремесленниками

д) Наиболее распространенными на Руси были так называемые малые семьи

е) Дворы горожан напоминали сельские усадьбы: дом и хозяйственные постройки окружал двор

ж) В Древней Руси певца, музыканта, бродячего комедианта называли скоморохом

з) Княжеские дружинники были профессиональными воинами

и) Образ жизни верхушки древнерусского общест­ва и основной массы населения мало чем отли­чался друг от друга

к) Сражение часто начиналось с поединка богаты­рей, которые выставляли враждующие стороны


Установите правильное соответствие между словом и его значением? .

1) кольчуга 2) слобода 3) хоромы

4) терем 5) порты 6) кокошник

а) неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки

б) высокое деревянное здание-башня

в) старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом

г) район на окраине города, заселенный ремеслен­никами одной специальности

д) защитная рубаха из металлических колец
ж) жилище князя и бояр


О ком идет речь?

Свое прозвище он получил за стремление « протя­гивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Он имел прямые права на великокняжеский престол и добивался его. Дважды он захватывал Киев, но ему не удавалось надолго занять престол. После оче­редного великого князя он вновь захватил Киев. Но прокняжил в нем два года и внезапно умер.


Определите отрицательные последствия раздроб­ленности Древнерусского государства:

а) утверждение в экономике натурального хозяйства

б) дробление княжеств на внутренние уделы, чис­ло которых росло

в) отсутствие зависимости княжеств от единого центра — Киева

г) бесконечные междоусобные войны

д) исчезновение понятия «Русская земля» как еди­ного целого

е) ослабление военного потенциала страны

О чем идет речь?

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя усоби­цы поднимая? А половцы землю нашу растаскива­ют и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем со­блюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк—Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир—Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав —Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль. Васильку — Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на ко­го поднимется, против того будем все».

Баскак — это:

а) монгольский чиновник, проводивший на Руси перепись населения

б) монгольский воин

в) военное звание в монгольской армии

г) представитель ордынского хана на Руси


Расположите в хронологической последовательности:

а) образование Золотой Орды

б) начало второго похода Батыя на Русь

в) сражение русских и монгольских войск на ре­ке Сити

г) подавление Александром Невским выступления новгородцев против ордынцев

д) вторжение монголов в Половецкую степь


О ком идет речь?

... Князь поскакал к прибрежным скалам,

На них вскарабкавшись с трудом,

Высокий выступ отыскал он,

Откуда видно все кругом.

И оглянулся. Где-то сзади,

Среди деревьев и камней,

Его полки стоят в засаде,

Держа на привязи коней.

А впереди, по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином—

Свиной железной головой...


О ком идет речь?

«Необыкновенно расчетливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению глав­ной цели, то есть возникновению Москвы за счет ее соседей... Московский князь часто ездил в Орду с да­рами и раболепно кланялся хану; он получал от ха­на помощь в борьбе с соперниками и таким образом самих татар сделал орудием усиления Москвы».


Одно из последствий набега Тохтамыша на Русь:

а) передача ярлыка на великое владимирское княжение от московского князя тверскому

б) ослабление Москвы как политического центра Руси

в) возобновление выплаты ордынской дани

г) потеря московским князем права сбора дани с русских земель для Золотой Орды

По какому принципу образован ряд?

Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибир­ское ханство, Крымское ханство

О ком идет речь?

«... Своими руками построил три или четыре кельи. Сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи. Сам го­товил кушанья на всю братию, шил платья и са­поги и, одним словом, служил всем, как раб куп­ленный. И это смиренное служение прославило ... по всем областям русским и дало ему ту великую нравственную силу, то значение, с каким мы уже встречали его в политических событиях княже­ния Дмитрия Донского...»

Титул «государя всея Руси» принял:

а) Иван Калита в) Василий Темный

б) Василий II г) Иван III

Введение Юрьева дня означало:

а) ограничение свободы крестьян

б) установление ежегодной платы с крестьян за проживание на земле

в) подтверждение права крестьянам переходить в любое время от одного владельца к другому

г) предоставление права крестьянам в определен­ные сроки переходить на военную службу

Вставьте вместо пропусков.

____________ должен был «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену.
В знак своего предназначения он прикреплял у седла лошади ________ ____________ и ____________.

О чем идет речь?

«Эта икона изображает трех ангелов за трапезой, ко­торую им, согласно библейскому рассказу, предло­жил Авраам. На столе поставлена чаша. А подле ле­жит кусок хлеба, и ничего больше — ясно, что один только символ трапезы, только намек на нее... Неж­ные, стройные фигуры ангелов, их склоненные го­ловы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется по­истине молиться — столько в них умилительного, возвышенного и духовного».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вахитова Фагиля Асхатовна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства