Научить выявлять изменения в калмыцком обществе, приведшие к появлению первых земледельцев.
Научить выделять причины перехода калмыков к земледелию.
Научить давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни людей, произошедшим в результате перехода от скотоводства к земледелию.
Примерный вывод по проблеме: – В связи с социальным расслоением, расширением торговли и активными хозяйственными связями с оседлыми соседями у кочевого народа возникло земледелие.
Примерный вывод: в результате влияния оседлых соседей, развитию торговых связей, в XIX века у калмыков получило развитие земледелие.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. |
– По названию темы урока предположите, о каком виде деятельности мы будем с вами сегодня говорить? 1 – Рассмотрите «вектор времени». Какой временной промежуток выделен цветом? 2 – Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве. Фиксирует на доске: XIX – появление первых земледельцев у калмыков скотоводов . – Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия у калмыков. Прочтите тексты о хозяйстве калмыков. – Сформулируйте вопрос, который возникает после прочтения. 1 – Сравните его с авторским. Фиксирует проблему на доске: Почему кочевой народ начал заниматься земледелием? |
– О земледелии.
– XIX век– появление первых земледельцев.
Из курсов «История России», «История Древнего мира», «История Средних веков вспоминают, эти отрасли хозяйства.
Читают тесты (приложение 1. Текст №1, №2.). – Калмыки скотоводы в XIX веке начали заниматься земледелием. Предлагают разные варианты учебной проблемы. 1 Например: почему калмыки скотоводы начали заниматься земледелием? Записывают в тетради. |
Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 2. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах). |
II. Версии. |
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? 2 |
Скорее всего, дети могут выдвинуть такие версии: 2 – взаимодействие людей, тесное общение с оседлым русским народом; – заимствование друг у друга знаний, опыта. |
2. Выдвигать версии. |
III. Актуализация знаний.
IV. Планирование деятельности. |
– Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме. – Сформулируйте понятие по определённым признакам: 3 оседлость пашня плуг
– Что это такое? Фиксирует на доске: земледелие
– Вспомните, когда и как человек начал заниматься земледелием. Для этого заполните логическую цепочку событий, используя данные хронологической таблицы . 2
– Выделите основные характеристики основного вида деятельности калмыков
Можно предложить выполнить задание по группам: 1-я группа составляет хронологию, 2-я группа – характеристики скотоводства, Коллективно с учениками проверяет задание.
– Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? 3 |
Формулируют определение понятия «земледелие». 3
Заполняют логическую цепочку: 2 10 тыс. лет до нашей эры – мотыжное земледелие, Западная Азия 5 тыс. лет до нашей эры – ирригационное земледелие, Древний Египет. V-VI века – подсечно-огневое и переложное земледелие у восточных славян. -большие территории под пастбища, кочевой образ жизни, сильно зависели от природы.
Могут сформулировать следующие вопросы: 3 – Как причины перехода к земледелию ? – Какое влияние оказали оседлые соседи? |
3. Определять понятия.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. Причины перехода к земледелию. – Сейчас вам предстоит поработать с текстом . 2 5 – 1-я группа читает первый текст и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию. – 2-я группа в это время читает второй текст и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины возникновения товарного земледелия. – Давайте проверим, что у нас получилось. – Слушаем 1-ю группу.
Фиксирует на доске: социальное расслоение. Феодальные отношения.
– Теперь послушаем 2-ю группу. Фиксирует на доске: Расширение сфер торговых связей. Создание правой базы для развития экономики.
– На какой пункт нашего плана мы с вами ответили? 4 – Сделайте вывод . – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 7 |
3–4 минуты читают текст, выполняют задание группами. 2 5
Причина. – Массовые разорения. Князь заставлял заниматься земледелием.
. Последствие. – Так зародилось земледелие.
Причина. – разрешили торговать везде и всегда, но имея свидетельства. Последствие. –начинают торговать везде и всегда, но только имея торговое свидетельство. Последствие . развитие товарного земледелия в частности- бахчеводство, огородничество, табаководство. 4
Работают в группах. 1
Примерный ответ: 7 – В связи с социальным расслоением, расширением торговли и активными хозяйственными связями с оседлыми соседями у кочевого народа возникло земледелие. |
5. Устанавливать причинно-следственные связи
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные УУД 1. Организовывать работу в группе.
7. Делать выводы. |
|
2. Какое влияние оказали оседлые соседи. – Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новое занятие. – Давайте с вами узнаем, как в этом им помогли оседлые соседи.
– текст прочитайте и выделите роль соседей на внедрение земледелия . 5
Фиксирует на доске: использование технологий соседей, орудий труда, рынок сбыта
– На какой пункт нашего плана мы с вами ответили? 4 – Сделайте вывод .
|
– в первые годы работали на земле приглашенные русские крестьяне, -продавали урожай за пределы калмыки, -система обработки земли как и в соседних русских селах, орудия труда приобретали или брали на прокат у соседнего русского и украинского населения, хлеб на помол возили в соседние русские села
-на второй - влияния соседей оказало значительное значение в процессе возникновения земледелия у калмыков. |
|
VI. Выражение решения проблемы.
Можно провести технологию оценивания. |
– Какой вывод по проблеме мы можем сделать? 7
|
Предполагаемый вывод по проблеме: – в результате влияния оседлых соседей, развитию торговых связей, в XIX века у калмыков получило развитие земледелие южно-русского типа, с процессом развития товарного производства занимающее все большее место в жизни кочевого народа. Ученики заполняют таблицу. Сами оценивая себя по пунктам справился с заданием, правильно, сам и какую отметку заслуживает. | |
VII. Применение нового знания. |
– Используя карту Калмыкии и текст отвечают на задания . 2 – В каких районах Калмыцкой степи развивалось земледелие, какое и почему? Могут составить таблицу. – Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесло земледелие? 1 |
Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации. 2
Высказывают своё мнение с точки зрения нравственных ценностей. 1 |
8. Строить логически обоснованные рассуждения.
Личностные УУД 1. Аргументированно оценивать нравственные ценности. |
VIII. Домашнее задание. |
– Как вы думаете, о чём может рассказываться на следующем уроке с названием «рыболовство»? 1 -дома вспомните к какому типу хозяйствования оно относится и почему? |
Предполагают содержание следующего урока, его связь с только что изученной темой. 1 | |