kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восстание под руководством С.Датова

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по истории Казахстана по восстанию С.Датова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восстание под руководством С.Датова»

Дата: Класс: 8 урок 8-9

Тема:

Восстание казахов Младшего жуза (1783-1797) под руководством Сырыма Датова

Цель урока:


рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 1783—1797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,

опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.

Ожидаемый результат

совершенствовать навыки изучение истории; способствовать формированию самостоятельной работы;


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.


5 мин.

II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний учащихся.

1. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте ________

2. В XVIII в. Казахское ханство находилось в тисках между двух крупных держав ___________________

3. Ойратские вторжения побудили Абылая принять подданство и присягнуть на верность __________________

4. Благодаря заступничеству царских властей в 1741—1743 гг. Абылай был освобожден из плена _______________

5. В 1756—1757 гг. на территорию Казахстана вторглись _________________

6. Организатором отпора китайским войскам, вторгшимся на территорию Казахстана в 1756—1757 гг.становится

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.

Разноуровневые карточки

5 мин.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Задание для групп: прочитав текст учебника до подзаголовка “Начало восстания”, выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.

Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:

1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания 2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе “Влияющие факторы”.

Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.

Демонстрируют свои знания.






15мин.

IV. Актуализация знаний.

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Дат-улы (1783-1797 гг.)

Активное участие казахов Младшего и Среднего жузов в крестьянской войне1773-1775гг. побудило царизм осуществить ряд мер по закреплению присоединенных территорий. Оренбургская губерния была упразднена. Часть земель Младшего и Среднего жуза были подчинены Уфимскому наместничеству, Оренбургской администрации и Пограничной комиссии. Это давало возможность помещикам и Уральскому казачьему войску продолжать насильственный захват земель. Джут 1782-1783 гг. заставил казахов продвинуться к расположению казачьих войск, это обострило конфликты.

Основными движущими силами восставших были казахские шаруа. К восставшим примкнули старшины, родоправители, бии, потерявшие свои владения. В восстании активно принимал и участие почти все основные родовые подразделения Младшего жуза: Шекты, Торткара, Шомекей, Кете, Алаш, Серкеш, Таз, Байбакты, Бериш, Табын, Жагалбайлы, Кызылкурт.

Главной целью восставших было возвращение земель и прекращение колониальных захватов. Были и антифеодальные требования ограничить произвол хана Нуралы. Организатор повстанцев - батыр Сырым Датов, старшина рода Байбакты, был близок к ханскому двору (Нуралы был женат на его старшей сестре).

В 1778 г., при столкновениях с казачьими отрядами погибли дети Датова. Открытая борьба Датова началась осенью 1783 г. Батыр попал в плен к казакам, но был освобожден благодаря зятю - хану Нуралы. Первое крупное столкновение Сырыма с казаками произошло в июне 1784 г. В ноябре1784 г. под знаменем Сырыма Датова сражались более тысячи сарбазов, в 1785 г. их было 7 тысяч.

Хан Нуралы враждебно отнесся к освободительному движению, откочевал к Уральской казачьей линии. Отношения Нуралы и Сырыма прекратились. Карательные войска нападали на мирные казахские аулы, разоряли, захватывали людей в плен, угоняли скот. Глава военной коллегии князь Г.А. Потемкин предписал новому отряду вытеснить «киргиз-кайсацких разбойников» до р. Эмба, лишив их поддержки аулов.

Казачья группа Колпакова напала на роды Бериш и Адай, настроив мирные аулы против себя. Весною 1785 г. карательный отряд премьер-майора Назарова напало на казахов рода Табын. Сын султана Айшуака Атак погиб, а султан Айшуак был заключен Назаровым в Уральскую тюрьму.

Нуралы хан и его окружение открыто содействовали казачьим карательным отрядам. Летом 1785 г. Сырым Датов и съезд старшин решили отстранить Нуралы от ханской власти. Осенью 1785 собрание биев Младшего жуза, поддержав решение старшин, постановило устранить Нуралы от власти и не допускать избрание его кровнородственников на ханский престол.

Показателем ослабления власти Нуралы и роста влияния Сырыма явилось массовое участие в восстании родов Шекты, Серкеш, Таз, Табын, являвшихся опорой ханского двора. Нуралы весной 1786 г. бежал на Уральскую казачью линию. Сосланный в Уфу, он скончался в 1790 г.

Наместник Сибирского, Уфимского и Оренбургского краев барон О.А. Игельстром подготовил и предложил правительству ликвидировать ханскую власть и ввести новую систему управления. Вся власть в Младшем жузе сосредотачивалась в руках Пограничного суда, состоящего из царских чиновников и местной аристократии. Пограничный суд подчинялся генерал-губернатору. Екатерина II утвердила проект реформ O. Игельстрома. Однако свержение монархии во Франции, нарастание антимонархических настроений в России заставили царизм отказаться от реформы Игельстрома, которая расшатывала устои монархической власти.

У крупных казахских феодалов не было единой позиции по поводу принятия реформы русского правительства. Сырым Датов предлагал передать власть совету биев. Часть феодалов предлагала возродить курултай (народное собрание) и была против ликвидации ханской власти. Они поддержали султана Кайыпа, сына султана Батыра, противника Абулхаира (отца Нуралы). Сырым Датов в противовес этой группировке поддерживал проект реформы Игельстрома. В этом проявилась непоследовательность Сырыма Датова: поддержав проект, он отступил от своих первоначальных позиций, хотя и был далек от поддержки царизма.

В 90-х годах восстание возобновилось. Поводом было разорение казаками атамана Донскова аулов и заключение людей в тюрьму. Эту политику поддерживал назначенный на пост губернатора Оренбургского края генерал Пеутлинг.

В 1791 г. ханом Младшего жуза избран Ералы. Сырым не признал его. Смерть в 1794 г. хана Ералы, избрание ханом султана Есима, сына Нуралы, джут 1796-1797 годов вызвали взрыв народного недовольства. 17 марта 1797 года один из отрядов Сырыма Датова произвел нападение на ханскую ставку. Хан Есим был убит. К карателям Донскова и Скворкина присоединились казахи численностью 800 человек под командованием султана Бокея.

В связи со смертью Есим хана группа феодалов Младшего жуза ходатайствовала перед администрацией края назначить нового правителя. Барон Игельстром решил передать власть ханскому совету, председателем которого стал престарелый султан Айшyак. В составе совета не было представителей ханской семьи Нуралы - Оренбургская администрация стремилась завоевать расположение Сырыма Датова.

Группа сторонников Нуралы объявила ханом сына Нуралы Каратая. Они обвинили Сырыма в пророссийской ориентации. Избрание потомка Нуралы ханом способствовало переходу его врагов на сторону восстания. Усиление влияния Сырыма в ханском совете вызвало тревогу Оренбургской администрации. Правительство пришло к выводу о восстановлении ханской власти. По предложению О.А. Игельстрома на ханский престол был возведен престарелый султан Айшуак.

В 1797 году Сырым ушел со своими приближенными в хивинские пределы, в 1802 г. скончался.

Это было первое крупное восстание в Казахстане, направленное против колониальной земельной политики царизма. Причины поражения: разногласия среди старшин Младшего жуза; разнородность требований основной движущей силы восставших - рядовых кочевников; зависимость руководителя восстания от политических обстоятельств; слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формировании; отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы; межродовые противоречия.

Историческое значение восстания: было самым крупным антиколониальным выступлением; подтвердило, что главная цель России - колонизация земель; показало опасность межродовых противоречий в организации массовых народных выступлений.

После поражения восстания борьба казахских шаруа за возвращение отобранных земель не утихала. Правительство 11 марта 1801 года разрешило казахам переходить на правый берег Урала для кочевания, это является следствием восстания 1783-1797 гг. Сырым Датов остался в народной памяти как организатор крупнейшего народного восстания, прекрасный политик, оратор.


5 мин.

V. Закрепление урока. С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление урока.

Задание для групп: : занести в центральную часть таблицы причины поражения и значение восстания.

С какими трудностями столкнулось восстание Сырыма Датова? Могло ли восстание закончиться иначе? Учитель организует дискуссию. Класс делится на тех, кто считает, что восстание могло закончиться достижением поставленных целей, и тех, кто считает, что восстание было обречено

на поражение. Из участников обеих сторон формируются группы. Дается 7—10 мин на то, чтобы учащиеся подготовили проекты защиты своей точки зрения. На выступление каждой группы отводится не более 2 мин. Поэтому выступление группы должно быть четко продумано учащимися, оно должно быть лаконичным, но весомым по количеству аргументов.

После того как все группы выступили с защитой проекта, ответы обобщаются и оцениваются. Учитель помогает сформулировать основные проблемы, которые записываются в соответствующем разделе.


Делают синтаксический разбор предложения.




Карточки





5 мин.

VI. Итог урока

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

- За что бы вы себя могли похвалить?

- Какие трудности встретились на уроке?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.


Светофор


Стикеры


2 мин.

VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.


Ученики записывают в дневниках.

Дневник

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями




рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.


2.


1.

2.






































  1. Предпосылки, причины, движущие силы восстания.


  1. Начало восстания.




  1. Внутренняя борьба в Младшем жузе.


  1. 90-е годы ХVIII в. — новый этап восстания.




  1. Ослабление, поражение и значение восстания.


  1. Предпосылки, причины, движущие силы восстания.


  1. Начало восстания.




  1. Внутренняя борьба в Младшем жузе.


  1. 90-е годы ХVIII в. — новый этап восстания.




5. Ослабление, поражение и значение восстания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Восстание под руководством С.Датова

Автор: Фокина Ирина Владимировна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства