Глава 1. Военнопленные как источник трудового резерва для восстановления народного хозяйства СССР.
1.1. Использование труда военнопленных в ЧАССР в строительстве дороги № 4 Горький – Казань.
Заключение
Библиографический список
Введение
Судьба военнопленных – судьба сложная, далеко не однозначная, всегда трудная, нередко трагическая, но, в конечном счете, чаще всего приводившая к свободе и духовному возрождению. Эта судьба выпала на долю свыше 5 млн. чел., в большинстве своем бывших военнослужащих нацистской Германии, фашистской Италии, императорской (империалистической) Японии, их союзников и сателлитов. Вторая мировая война явилась, несомненно, крупнейшей катастрофой за всю историю человечества. Она ужасает не только беспрецедентными масштабами боевых действий и разрушений, неисчислимыми человеческими жертвами. Особый трагизм ей придают политическая преднамеренность мировой бойни, отнюдь не импульсивный, а хладнокровно продуманный характер решений и действий тех государственных лидеров и ведомой ими частью общества, которые подготовили и развязали Вторую мировую войну.
Историография проблемы. В изучении истории иностранных военнопленных в СССР целесообразно выделить два периода: вторая половина 1940-х - конец 1980-х гг. XX в. и с начала 1990-х г. XX в. по настоящее время.
Источниковую базу работы составляет опубликованные и не опубликованные документы Государственного исторического архива Чувашской Республики Ф. 1913 – «Средневолжская дорожное управление автомобильной дороги», Оп. № 1, № 1 (дополнение), которые можно разделить на несколько групп. К первой группе источников относятся документы международно-правового характера. Значительная часть этих источников (конвенции о защите жертв войны, международные договоры) на настоящий момент опубликована. Эти документы позволяют изучить проблему военнопленных в контексте международных и дипломатических отношений, а также составить представление о позиции советского государства по проблеме военного плена в сфере внешней политики.
Объектом исследования являются иностранные военнопленные Второй мировой войны. При выборе объекта исследования за основу были взяты современные международно-правовые нормы, т. е. под военнопленными понимаются лица, чей правовой статус соответствовал Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 г1.
Предметом изучения является положение военнопленных на территории ЧАССР, т. е. правовой статус, размещение, материально-бытовое обеспечение и трудовое использование.
Хронологические рамки работы охватывают период с августа 1941 г. по март 1956 г. Начальная временная граница определяется тем, что именно в августе 1941 г. на территорию региона поступают первые партии пленных. Внутри изучаемого периода следует выделить два этапа: первый, рубеж обусловлен массовым расформированием лагерей в 1948-1949 гг., второй, в 1954-1956 гг., Управление дорогой Горький – Казань объединяется с дорожным управлением Москва – Казань, а в 1956 г. Средневолжское дорожное управление ликвидируется.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы путем комплексного анализа исторических, историко-правовых и экономических аспектов изучаемой темы, воссоздать всестороннюю и объективную картину положения иностранных военнопленных на территории ЧАССР, а также выявить специфические черты, характеризующие их положение в данном регионе в 194-1956 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
- проследить эволюцию системы лагерей и других мест содержания обезоруженных солдат и офицеров противника, охарактеризовать динамику численности и состав контингента;
- выявить принципы организации трудовой деятельности, основные сферы приложения труда военнопленных и их вклад в развитие экономики ЧАССР.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой решения поставленных проблем стали общепринятые в историческом исследовании принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа.
Принципы диалектики и историзма позволили рассмотреть историю пребывания иностранных военнопленных на территории региона в динамике, в тесной взаимосвязи с процессами, происходившими внутри страны. Принцип научной объективности дал возможность проанализировать проблему с учетом исторических реалий 40-х гг. минувшего столетия. Руководствуясь этим принципом, мы встремились преодолеть сложившиеся стереотипы с одной стороны – об ужасах русского плена, с другой – о якобы генетически присущей социалистическому строю гуманности.
Особое место в методологии анализа проблемы занимает системно-структурный подход. Он предполагает рассмотрение объекта исследования как сложной, меняющейся во времени и пространстве системы во взаимосвязи с другими сложными системами – пенитенциарной практикой Советского государства, его политикой в отношении поданных иностранных государств, принимавшей на региональном уровне специфические очертания и формы.
Важной составляющей методологии явился историко-сравнительный метод, который предполагает сопоставление полученных результатов исследования с данными других исследований регионального уровня. В нашем случае, речь идет о сопоставлении положения пленных, размещенных на территории ЧАССР, с положением бывших военнослужащих вражеских армий в других районах страны.
Научная новизна работы определяется тем, что данная работа представляет собой первое комплексное историческое исследование, в котором рассматриваются особенности положения иностранных военнопленных на территории ЧАССР в годы Второй мировой войны и в послевоенное десятилетие период. При этом региональная специфика рассматривается в тесной взаимосвязи с характеристикой политики Советского государства в отношении оказавшихся в его власти военнослужащих противника, что существенно облегчает понимание многих процессов. Среди факторов, обуславливающих новизну исследования, необходимо также отметить введение в научный оборот значительной части неизвестных ранее архивных документов. Наконец, рассматриваемая тема не являлась до настоящего времени предметом специального исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в работы фактический материал и полученные выводы имеют большую информативную ценность для написания работ по проблеме военного плена Второй мировой войны.
Структура работы.Исследовательская работа включает в себя введение, одну главы, заключение, примечания, библиографический список,
Глава 1. Военнопленные как источник трудового резерва для восстановления народного хозяйства СССР.
1.1. Использование труда военнопленных в ЧАССР в строительстве дороги № 4 Горький – Казань.
Военнопленные привлекались к физическому и иному труду во всех странах участников Второй мировой войны, но наиболее интенсивно в Германии, Японии и СССР.
После нападение гитлеровской Германии на СССР в условиях резкого недостатка рабочих кадров к работе стали привлекаться все взятые в плен трудоспособные солдаты противника.
Наибольшей размах применение труда пленных приобрело после окончания Второй мировой войны. К бывшим солдатам вермахта и армии его союзников добавились военнопленные японской армии. В конце 1945 года на предприятиях и стройках более 40 союзных министерств было закреплено 2 млн. 70 тыс. немцев, из них 225 тыс. не трудоспособные, а также 500 тыс. японцев2. Зарубежные исследователи категорически не согласны с этими данными и выдвигают свои цифры. В СССР якобынаходилось по их данным 3,5 млн. немцев, а также 640тыс. японцев3.
Для содержания иностранных военнопленных создавались лагеря на всей территории Советского Союза. К 1946 г. было создано 267 лагерей, с 2112 лагерными отделениями, 392 отдельных рабочих батальонов, 178 специальных госпиталей, в том числе на территории ЧАССР располагался военный госпиталь, к 11 января 1945 года там содержалось 36 тяжелораненых военнопленных: 2 венгра, 4 румына, 30 немцев4.
Приказом НКВД СССР за № 001602, от 3 августа 1942 г. было решено организовать в Чувашской АССР Козловский лагерь для военнопленных, в количестве 1,5 тыс. военнопленных рядового и младшего начсостава5.
Военнопленные Козловского лагеря были закреплены за Козловским Карьерным управлением, который занимался добычей доломитов для производство строительной извести. Известь по химическому составу содержал 90,23% окиси кальция и 95,38% магния. Также военнопленные Козловского лагеря занимались добычей гравия, который был пригоден для бетонных и дорожных работ6. Козловское Карьерное управление выполнил годовой план 1943 г. уже к июню и перевыполнил его на 31,5%7.
Приказом за № 213-25 «Управления Строительства военной дороги № 4» на зимний период 1942-1943г., в поселке Козловка был открыт Отдельный лагерный пункт № 5, для ускорение строительство военной дороги Горький – Казань, куда дополнительно было направленно 600 военнопленных8.
Козловский лагерь был организован для строительство военной дороги №4 Горький – Казань. Начало строительство дороги был положен приказ НКВД СССР от 11 августа 1941 г. за № 0363. Было создано управление, задача, которой состояло приведение в проезжей состояние существующей грунтовой дороги9.
Приказом НКВД СССР за № 293 от 22 мая 1942 г., был установлен план строительства дороги Горький – Казань на участке Горький – Чебоксары. В 15 июня 1942 г. СНК СССР в своем постановлении за №1185-583 принял решение о строительстве дороги на участке Горький – Чебоксары. В связи с этим на территории ЧАССР на зимний период 1942-1943г., было организованно два стройрайона с отдельными лагерными пунктами с дислокацией в следующих местах10:
1.г. Цивильск - стройрайон № 7 и отдельный лагерный пункт № 4, с общей численностью 200 иностранных военнопленных, в декабре 1942 г., - стройрайон переименован ДЭУ № 71411.
2.с. Тюрлема - стройрайон № 4 и отдельный лагерный пункт № 2, с общей численностью-300 человек12.
До этого на территории ЧАССР существовало 2 стройрайона и 3 отдельные лагерные пункты:
1. г. Ядрин – стройрайон № 4 и отдельный лагерный пункт №1, с общей численностью 1,5 тыс. военнопленных, из них 900 - специалисты плотники. Военнопленные работали над сооружением деревянного моста через реку Суру, работа продолжалось с 3 января 1942 по 15 августа 1943 гг. Длина моста 566,5м. Срок открытия моста не раз переносилось, это было связанно13:
1. нехватка сырья и стройматериала;
2. нехватка специалистов.
В декабре 1942 г. стройрайон № 4 переименован в ДЭУ № 71314, а 14 февраля 1946 г. ДЭУ № 713 передислоцирован в г. Чебоксары15.
2. п. Сундырь – стройрайон № 6 и отдельный лагерный пункт № 3, в количестве 450 военнопленных. По окончанию строительства дороги Большой Сундырь – Чебоксары стройрайон ликвидируется и весь персонал, и служащие перебрасываются в г. Цивильск16.
18 января 1943 г. вышел приказ НКВД СССР за № 0077, в котором устанавливалась сроки полного окончание работ на участке Горький – Чебоксары и постройки вновь участка Чебоксары – Казань со сдачей всей дороги Горький – Чебоксары – Казань в постоянную эксплуатацию к 1 декабря 1943 г17.
Дорога Горький – Казань протяжением 394 км, из них 194 км дороги проходить по территории ЧАССР, построена Управлением строительства дороги № 4 НКВД СССР период военного времени с 1941 – 1943 гг.
Построенная дорога была некачественная, с большими нарушениями технологических условий и правил. Вследствие этого уже в 1944 г. имелись серьезные нарушения, которые с каждым годом увеличивались, и дорога работала на полный износ, так как проводимые ежегодно работы по восстановлению имеющихся разрушений не давали должного эффекта. Восстановительные работы проводились теми же военнопленными.
Состояние дороги Горький – Казань на перегоне Чебоксары – Ядрин, была совершенно неудовлетворительна. С наступлением весны, весь период весенней распутицы проезд по этому участку был не возможен, так из 80 км дороги 53 км дороги не соответствовали техническим нормам и правилам18.
Местность, по которой проходит дорога, относится к пересеченной. Довольно часто встречаются глубокие овраги и водотоки. Дорога проходит преимущественно в открытой местности, исключая отдельные участки под Ядрином и Чебоксарам19.
Сама дорога в плане имеет большую извилистость. Земляное полотно во многих местах построены в нулевых отметках. Это обстоятельство резко ухудшает водоотвод приводит к значительному пучинооброзованию и особенно тяжело отражается на снегозаносимости дороги. На многих перегонах дороги земляное полотно отсутствует совсем, вследствие того разрушение проезжей части движение происходит как по естественной дороге, обочин кюветов не стало, все изрезанно глубокими килями и выбоинами. Производимая профилировка давала временный характер, эффект только до первого увлажнения грунта20.
На перегоне Горький - Казань ширина проезжей части составляло 3,5 метра, а на перегоне Чебоксары – Казань 4,5 метра. Дорога рассчитана на однопутное движение автотранспорта. Такая малая ширина проезжей части приводит к тому, что езда автотранспорта все время происходит, по одной колее с заездами на обочину вследствие чего кромки проезжей части обламываются. Проезжая часть построена была из местного строительного материала и состояло из различных типов покрытияi. Переходный срок службы дороги составляло 3 – 5 лет21. В связи с этим стал вопрос реконструкции дороги Горький – Казань и всех искусственных сооружений, мосты подлежали перестройки на постоянную основу. Строительные планы предусматривали реконструкцию дороги в пятилетнем плане 1956 – 1960гг., например, для строительства перегона Ядрин – Чебоксары выделяли 18583 тыс. рублей22.
Несмотря на то, что мост через реку Суру находился полном удовлетворительном состоянии, все же ежегодно возрастало количество элементов, подвергавшихся загниванию. Явления загнивания в верхней части пролетного строение: настилы, прогоны, тротуары приняли массовый характер, имелось место загнивания элементов ферм23.
Через реку Суру предполагалось перестроить мост жело-бетонной конструкции24. Такие перемены, вызваны строительством в скором будущем Куйбышевского и Чебоксарского ГЭС, что приведет усилению промышленной мощности данного региона, и автомобильная дорога Горький – Казань не будет справляться такой сильной перегрузкой.
Реконструкции дороги Горький – Казань будет производиться исключительно силами советского народа, а военнопленные будут передислоцированы, лагеря ликвидированы25.
Таким образом к 1946 г. на работы на важнейшие отрасли народного хозяйства было направленно свыше 2 млн. военнопленных.
Доля военнопленных, которые были задействованы в строительстве железной и автомобильной дорог равнялась 645 тыс. чел. или 35,2%. К примеру, в топливно-энергетической промышленность – 410 тыс., 22,4%, в оборонной промышленности – 319 тыс., 17,4%, на производстве строительных материалов (включая лесную промышленность) – 247 тыс., 13,5%, в металлургии и машиностроение – 143 тыс., 7,8%, в другие отраслях и сельском хозяйстве – 67 тыс., 3,7%26.
Военнопленным запрещалось допускать к изготовлению взрывчатых веществ, боеприпасов, новых секретных образцов вооружения, к электростанциям, к силовым цехам в предприятиях, на лаборатории и мастерские НИИ и КБ, на склады и погрузочно-разгрузочные площадки взрывчатых и легковоспламеняющих веществ, по директиве № 7729 от 22 апреля 1946 г., «Разъяснениями с порядка использования на работе в промышленных предприятиях военнопленных немцев и японцев». Несмотря на этот запрет труда военнопленные постепенно проникают и в запрещенные сферы. Поэтому 22 ноября 1947 г. МВД СССР вынуждено было создать директиву № 196 «О снятии военнопленных с работ на военно-стратегических объектах и предприятиях, продукция которых представляет собой государственную тайну»27.
Военнопленные внесли колоссальную роль в восстановлении народного хозяйства СССР. Только за период с 1943 по 1950 гг. военнопленные отработали 1,1 млн. человеко-дней, выполнив работы и производя продукцию на сумму около 50 млрд. рублей (в ценах 1950 г.)28.
Доля военнопленных в составе рабочих и служащих в среднем составляло только 2,7 %, в том числе составе рабочих 4,3 %. (по немецким данным – 11 %). А объем выполненных ими работ не более 3 - 4 % общесоюзного масштаба (по немецким данным – 8 %)29.
Таким образом, военнопленные явились одним из дополнительных источников пополнения трудовых ресурсов Советского Союза в годы Второй мировой войны и в первое послевоенное десятилетие.
Во - вторых, использование труда военнопленных на отдельных объектах до массового привлечения практически во всех сферах народного хозяйства, оказала влияние на ход и темпы восстановления экономики СССР. Например, лагеря, и ОЛП которые, располагались на территории ЧАССР за короткое время с августа 1942 по декабрь 1943 гг., закончили строительство отрезка военной дороги №4 Горький – Казань.
Заключение
Экономическое положение СССР во время войны и сразу же после ее окончания было исключительно тяжелым. На огромной территории страны, где проживала треть населения, была полностью уничтожена промышленность, разрушены жилье и объекты жизнеобеспечения, разорено сельское хозяйство. Промышленность районов, не пострадавших от военных действий, была подведена на военные рельсы, а сельское хозяйство было в значительной мере истощено. В ходе эвакуации были перемещены, оторваны от родных мест десятки миллионов человек, вывезены и вновь возведены в удаленных районах сотни промышленных объектов. Потери среди военнослужащих и гражданского населения за весь период войны составляет 27 млн. чел., практически все мужчины работоспособных возрастов служили в Вооруженных частях. Гражданское население бедствовало, нуждалось в предметах первой необходимости. И вопреки всем этим обстоятельствам иностранным военнопленным в СССР были гарантированы питание по нормам, установленным для гражданского населения кров над головой, медицинское обслуживание и оплата за выполняемую работу. В Германии, где народы большинства стран антигитлеровской коалиции официально считались расово неполноценными и, следовательно, заведомо обреченными на уничтожение. Подобное обращение с пленными было просто немыслимо…
Гибли ли военнопленные в СССР? Согласно документам, в лагерях умерло более 580 тыс. человек. Среди основных причин – боевые ранения, дистрофия на почве систематического недоедания, нервно-психические заболевания, смерть в силу естественных причин и при попытке к бегству. Многие были на краю гибели еще в момент сдачи в плен. После Сталинградского сражения из общего числа плененных более 500 чел. находились без сознания, у 70% была дистрофия, все страдали от авитаминоза и были на краю физического и психического истощения. Почти 60% имели обморожения 2-й и 3-й степени с осложнениями в виде гангрены и общего заражения крови. Примерно 10 % находились в столь безнадежном состоянии, что их не смогли спасти. Из общей численности военнопленных в СССР в лагерях умерло 15 %, а в Германии – 57%. Это соотношение дает кардинальные различия двух систем обращения с военнопленными.
Как же сложилась в СССР в военный период система работы с пленными из числа бывших военнослужащих вооруженных сил агрессора? В силу известных причин вопросы содержания военнопленных не могли приобрести существенного хозяйственного и организационного значения в начальный период ВОВ: ведь до ноября 1942 г. их насчитывалось чуть более 10 тыс. человек. И только с завершением Сталинградской битвы обстоятельства резко изменились. Массовая сдача в плен находившихся в окружении вражеских солдат и офицеров – голодных, раненых и больных, не по климатическим условиям одетых, создала множество трудностей советскому командованию.
Именно после Сталинградской битвы началось становление системы лагерей и госпиталей для массы военнопленных. В это время были приняты многие директивные документы, в соответствии с которыми Главное управление по делам военнопленных и интернированных Народного комиссариата внутренних дел СССР проводило всю работу по приему, размещению, содержанию, организации питания, медицинскому обслуживанию и рудовому использованию, учету и всем другим моментам, регламентирующим жизнь военнопленных.
Становление системы содержания, организации труда и быта военнопленных в СССР шло с большими трудностями и неоправданными издержками. Неоднократно пересматривались то в сторону ужесточения, то в сторону смягчения документы, регулировавшие обращение с военнопленными. В обе стороны корректировались нормы их обеспечения продуктами питания. Нередко затягивались сроки репатриации военнопленных. И в то же время очень многое делалось, чтобы в плену бывшие военнослужащие противника ощущали себя людьми, чтобы они могли поддерживать связи со своими родными и близкими и находили удовлетворение в труде.
С 22 июня 1941 года по 8 мая 1945 года согласно имеющимся документам Генерального штаба, частями Советской Армии было пленено 4377,3 тыс. человек. После разгрома Квантунской армии число военнопленных увеличилось на 639635 чел. Не взятые в плен военное командование само проводило репатриацию пленных. В общей сложности из прифронтовой полосы было направлено домой 680000 пленных из числа военнослужащих немецкой армии и 64888 бывших военнослужащих армии Японии. Более 183000 чел. было отправлено домой даже без оформления на них каких-либо документов.
По данным ЦФО МВД СССР, за период с 1943 г. по 1 января 1950 г. военнопленные отработали 1077564200 человеко-дней, заработали 16723628 тыс. руб., выполнив работу в строительстве и промышленности общей стоимостью примерно 50 млрд. руб. В отдельных отраслях итоги их труда были особенно впечатляющими.
Таким образом, военнопленные явились одним из дополнительных источников пополнения трудовых ресурсов Советского Союза в годы Второй мировой войны и в первое послевоенное десятилетие.
Во-вторых, использование труда военнопленных на отдельных объектах до массового привлечения практически во всех сферах народного хозяйства, оказала влияние на ход и темпы восстановления экономики СССР. В том числе, Управление автомобильной дороги Горький – Казань Гушосдора НКВД СССР, за короткое время с августа 1942 по 1 декабря 1943 гг. построило стратегическую военную дорогу № 4, для этих целей на территории ЧАССР были организованы лагеря и отдельные лагерные пункты, с общей численностью 3тыс.376 военнопленных рядового и младшего начсостава. В 1944 г. дорога была сдана в эксплуатацию, и тоже время началась работа по устранению недоделок. Недочеты устраняли сами военнопленные. Спустя 4 года дорога полностью износилась, что тормозилоэкономическое развитие данного региона, в связи с этим стал вопрос о реконструкции дороги, которая уже проводилась без участия военнопленных.
В-третьих, доля военнопленных в составе рабочих и служащих в среднем составляло только 2,7 %, в том числе составе рабочих 4,3 %. (по немецким данным –11 %). А объем выполненных ими работ не более 3-4 %общесоюзного масштаба (по немецким данным – 8 %).
В-четвертых, распределение бывших солдат противника по союзным республикам и экономическим районам производилась советским руководством с учетом уровня их хозяйственного развития, а также степени разрушений, полученных в военные годы.
В-пятых, эффективность трудового использования военнопленных в тех или иных отраслях народного хозяйствах вследствие различных условий труда и содержания была неодинакова.
В-шестых, труд военнопленных на протяжении всех послевоенных лет концентрировал в тех отраслях, от развития которых зависела обороноспособность страны, ее экономическая независимость и самостоятельность.
В-седьмых, проведение репатриаций военнопленных немецкой национальности было тесно связано с интересами народного хозяйства СССР: до 1948 года действовал принцип возвращения только нетрудоспособных. При их репатриации советское правительство руководствовалось в первую очередь политическими мотивами.
В-восьмых, на результаты труда военнопленных большое влияние оказывали условия их содержания. По мере преодоления экономических трудностей и роста материальных возможностей страны, они постепенно улучшались.
Библиографический список
Источники:
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики Ф. 1913 «Средневолжская дорожное управление автомобильной дороги», Оп. № 1, № 1 (дополнение).
2. Женевская конвенция. «О содержании военнопленных», от 27 июля 1929.
Литература:
1. Загорулько М.М. Сидоров, С.Г. Военнопленные в СССР 1939 – 1956 гг. М.: Логос, 2000. - 1093 с.
2. Карнер С. Архипелаг ГУПВИ, плен и интернирование в Советском Союзе 1941 – 1956 гг. М.: РГТУ, 1995.- 260 с.
3. Сидоров С.Г. Труд военнопленных в СССР 1939 – 1956 гг. Волгоград, ВолГУ, 2001.- 428 с.
1Женевская конвенция. О содержании военнопленных, от 27 июля 1929 г.
2Сидоров, С.Г. Труд военнопленных в СССР 1939 – 1956 гг. / С.Г.Сидоров. – Волгоград, 2001. – С. 3.
3Штрайт, К. Солдатами не являются. / К. Штрайт. – Кельн, 1978. – С.32 - 37.
4Сидоров, С.Г. Указ.соч. – 4.
5Сидоров,С.Г.Указ. соч. – 122.
6ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.4. Л.8
7ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.4. Л.8
8ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.7. Л.144
9ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.28-29
10ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.38. Л.16
11ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.38. Л.17
12ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.28-29
13ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.28-29
14ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.28-29
15ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.28-29
16ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.42
17ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.123. Л.26
18ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.28-29
19ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.38. Л.17
20ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.11. Л.29
21ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.348 Л.1
22ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.348 Л.2
23ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.217а Л.30
24ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.266. Л.1
25ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.348 Л.2
26ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.348 Л.2
27ГИА ЧР. Ф.1913. Оп.1. Д.378 Л.89
28Загорулько, М.М. Сидоров, С.Г. Военнопленные в СССР 1939 – 1956 гг. / М.М.Загорулько, С.Г.Сидоров. – М.: 2000. – С. 47 – 48.
29Карнер, С. Архипелаг ГУПВИ, плен и интернирование в Советском Союзе 1941 – 1956гг./ Карнер, С --М.1995.- 157-185.