kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Военно-патриотическое воспитание казачьего объединения "Казачье единство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древние народы населяющие Азово-Черноморский бассейн. История освоения этих территорий Донскими казаками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Военно-патриотическое воспитание казачьего объединения "Казачье единство"»

  • Киммерийцы - кочевой ираноязычный народ, пристранствовал из Нижнего Поволжья в причерноморские степи в 9 в. до н. н.э. и царил здесь на протяжении двух веков

  • Киммерийцы - первый народ на наших землях, чье название нам известна. Сохранили ее письменные источники, правда не самых киммерийцев, поскольку они не имели письменности, а ассирийцев и греков.

  • давнее упоминание о киммерийцев содержится в знаменитой «Одиссее», а подробная - в труде Геродота.

  • Загадочными и непостижимыми выдавались жители причерноморских степей греческим авторам.

  • Гомер, в частности, называл их странными дояра кобылиц и молокоидамы, земля которых издавна «облаками и дымкой вповита».

  • Настоящими чертами полны ассирийские и вавилонские свидетельство о киммерийцев, так народам Ближнего Востока пришлось пережить их нашествие

  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

С открытием и распространением железа в истории древнего населения Донбасса началась новая эпоха, которая сопровождалась сломом старых социально-экономических отношений. Железный век начинается в IX в. до н.э. с приходом киммерийцев.

 Откуда же взялся этот народ или народы? По одной версии, это были ираноязычные племена, первые обитатели Восточной Европы, вторгшиеся сюда в X-IX вв. до н.э. По другой теории, киммерийцы генетически связаны со срубной культурой местных племен позднебронзового периода, но уже в состоянии влияния на них культур раннего железного века.

Имя киммерийцев было зафиксировано в различных письменных источниках и дошло до нашего времени. Например, сведения о киммерийцах находим в «Илиаде» Гомера, где они названы «дивными млекоедами». Упоминаются киммерийцы и в «Одиссее»: «…Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами…». О племенах, «доивших кобылиц», упоминает поэт VII в. до н.э. Гесиод и даже Геродот, живший намного позже киммерийцев. Некоторые сведения сохранились и в «Географии» – главном труде греческого ученого Страбона.

Киммерийцы были первым народом, который в полной мере приспособился к экологическим условиям восточноевропейских степей и благодаря кочевому образу производства максимально использовал имеющиеся здесь природные ресурсы, прежде всего богатые пастбища. Они создали первую собственно кочевую культуру в этом регионе, которая органично соотносилась с окружающей средой. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, ведущая роль в котором принадлежала коневодству, что обеспечивало «средствами передвижения» киммерийских воинов и пастухов.

Киммерийцы первыми в нашем регионе освоили технологию железного производства из болотных руд, а также металлообработку, которая помогла кардинально улучшить вооружение конных дружин. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны.

Кочевая жизнь и воинственность киммерийских племен отразились на всех сторонах их жизни, в том числе и на внешнем виде. Сохранилось несколько изображений всадников. Они одеты в узкие брюки, мягкие ботинки и короткие кутки. Головные уборы – высокие островерхие шапки или в достаточно небольшие с широкой тульей.

Специфика киммерийской жизни отразилась и в материальной культуре – прежде всего создание первоклассных для своего времени образцов вооружения и конского снаряжения. Главным оружием был мощный дальнобойный лук со стрелами имеющий бронзовое двухлопастное острие.

В ближнем бою киммерийцы применяли мечи, полностью изготовленные из железа или снабженные бронзовыми рукоятками. Их длина временами превышала 1 м. Металлурги в этот период могли изготавливать как простое каленное железо, так и высокоуглеродистую сталь, а кузнецы хорошо владели основными приемами своей профессии. В посуде преобладали кубки.

Скифы

В VII в. до н.э. киммерийцев вытесняют северо-иранские племена скифов. Скифское царство V и – II ст. до н.э – протогосударственное образование.

Истории скифов посвящено огромное количество работ. В них есть различные точки зрения относительно происхождения скифов, уклада их жизни, культуры, взаимоотношений с близкими им племенами и более отдаленными народами, например, греками, сарматами, персами. Так, например, о географии, истории, населении Скифии мы узнаем от Геродота, который в V в. до н.э. посетил Ольвию и посвятил ее описанию значительную часть IV тома своего известного произведения «История». «Отец истории» считал, что прародина скифов находилась где-то к востоку от киммерийской земли. Но под давлением другого кочевого народа – массагетов, которых большинство античных авторов размещала в пустынных районах к востоку от Каспийского моря, скифы покинули свои родные места и двинулись на запад. На территории донецких степей скифы появились в VII вв. до н.э. Эта дата и является хронологическим рубежом начала скифской истории.

В состав Скифии, кроме ираноязычных племен, входили различные по происхождению народы. Геродот называет следующие народы и племена: над Бугом – скифы-скотоводы, между Бугом и Днепром – скифы-земледельцы, к югу от них – скифы-кочевники, между Днепром и Доном – царские скифы. Главными видами занятий были: металлургия, скотоводство, война.

Характерной особенностью истории скифов нашего края является отсутствие селищ, укрепленных городищ. Это объясняется тем, что основная масса скифского населения была связана со скотоводческо-кочевническим укладом жизни. Они разводили главным образом лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Корм для скота никто не заготавливал, и племя задерживалось на одном месте до тех пор, пока хватало травы.

Скифы-степняки устраивали себе временные стоянки-кочевья, эти места фиксируются только по незначительным находкам фрагментов керамики и другим отдельным вещам. Располагались кочевья обычно в поймах рек, там, где были хорошие пастбища и удобный водопой. Всего во всем бассейне Северского Донца обнаружено около 75 таких мест.

Как и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 75 штук) и лук помещались в специальный футляр – горит. Единичные находки скифских бронзовых стрел известны практически по всей Донецкой области. Найдены бронзовые наконечники скифских стрел. Они составляли главное оружие дальнего боя, ибо пущенные из лука стрелы пролетали и поражали цель на расстоянии до 300 м.

По мнению большинства ученых, под скифами-земледельцами выступают праславянские племена. Они вели оседлый образ жизни и занимались только земледелием. Для защиты от нападений скифов праславяне строили укрепленные городища.

Конец VII - начало VI в. до н.э. является временем наивысшего расцвета скифской культуры в степных районах Предкавказья. Способствовали этому многочисленные походы в Переднюю Азию, которые были неисчерпаемым источником обогащения скифов. Но укрепление Мидии и ликвидация господства скифов, а затем и полное их изгнание из этого региона негативно повлияли на развитие скифского общества, поскольку лишили его значительной доли прибавочного продукта в виде ремесленных изделий и продукции земледелия. Скифы первыми среди кочевых народов ощутили на себе притягательную силу Нижнего Поднепровья как ключевого пункта, который давал возможность использовать все выгоды транзитной торговли. Этим объясняется и перемещения основного ядра скифских племен с Предкавказья на территорию Лесостепи. По Геродоту, в конце VI в. до н.э. скифы уже прочно удерживали степи между Дунаем и Доном. Однако их ждало тяжелое испытания – большая война с войском Дария 1. В конце VI в. до н.э. (514-512 гг.) персидский царь Дарий отправился на скифов войной. Причинами похода были: усмирение непокорных степняков, обеспечение неприкосновенности северных границ Персии, распространение ее власти на северо-причерноморские земли. Армия Дария была огромной и многоязычной, делилась на пешее войско и конницу. Основу ее составляли сами персы. Скифы не только мобилизовали все силы, но и обратились за помощью к соседям. По стратегическому замыслу скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персидской армией и, постепенно отходя вглубь родных степей, уничтожало на своем пути колодцы, источники и пастбища.

Многодневные переходы по бескрайним и незнакомым степям истощали персидскую армию. Немало хлопот причиняли ей подвижные скифские отряды, которые уничтожали небольшие подразделения персов. Бороться с этими отрядами было довольно трудно. Войско Дария ослабевало. По легенде, Дарий получил от скифов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Один из его советников объяснил это так: «Если персы, вы не станете птицами и не полетите в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, или лягушками и не упрыгаете в болота, то вы не вернетесь к себе, вас настигнут эти стрелы» . Дальнейшие события доказали правоту этих слов. Дарий был вынужден смириться с поражением и покинуть скифские земли с остатками своей армии. Так позорно закончилась попытка мощной Персидской империи покорить народы Северного Причерноморья. Эта победа усилила военно-политический авторитет скифов и оказала большое влияние на дальнейшую консолидацию Скифии.

Наивысший расцвет Скифии происходит в V-IV вв. до н.э. Зримым символом силы скифского объединения являются так называемые «царские курганы» – огромные погребальные памятники скифской знати. Основным отличием захоронений от предыдущих является наличие украшений с использованием «скифского звериного стиля». В нашем крае найдено более десятка скифских курганных захоронений V – П вв. до н.э. Наиболее известны два из них – Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Могила у Шахтерска.

Сарматы

В III ст. до н.э. скифы были вытеснены воинственными племенами сарматов. Римский историк Диодор Сицилийский сообщает, что сарматы «опустошили значительную часть Скифии и ... превратили большую часть страны в пустыню».

Сарматы (древнегреческое – савроматы) были не коренным, а пришлым народом. Это родственные скифам кочевые племена восточно-иранской языковой группы, которые сформировались в Поволжье почти одновременно со скифами. Еще в VI-IV в. до н.э. сарматы занимали земли к востоку от Дона. Геродот сообщает, что «за рекой Танаисом (Дон) уже не скифская земля: первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые от Меотийского озера (Азовского моря) занимают пространство на 1 дней пути к северу». Римские писатели называют занятые сарматами причерноморские степи Европейской Сарматией, а территории к востоку от Дона – Азиатской Сарматией. Постепенно сарматские племена полностью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавказа. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было влияние сармат в Боспорском царстве. В боспорских городищах сарматы смешивались с греками и синдо-меотским (синды и меоты – народы Восточного Приазовья) населением и оседали на земле. Ближайший к Донбассу античный полис с греческим и полуоседлым capмато-меотским населением – город Танаис недалеко от Таганрога.

Длительные исследования сарматских памятников позволили выделить четыре хронологических периода развития их культуры: савроматский (IV-III ст. до н.э.), раннесарматский (II-I вв. до н.э.), середнесарматский (I в. до н.э. – середина II в. н.э.), позднесарматский (вторая половина II-IV вв. н.э).

Первый этап исторического развития сарматов связан с савроматами (древнеиран. – «Тот, кто носит меч»), соседями скифов на востоке. Савроматов впервые упоминает Геродот, передавая легенду о происхождении савроматов от браков скифских юношей с амазонками. В сарматском обществе действительно сохранились пережитки матриархата, военное ремесло не было чуждым для сарматских женщин.

Во второй половине IV-III вв. до н.э. кочевые племена, имеющие общее название «сарматы», стали называть в письменных источниках сарматами. Но еще долго, вплоть до первых веков нашей эры, греческие и римские писатели называли их савроматами, отражая этим историческую преемственность савроматов и сарматов. С начала II в. до н.э. сарматы все чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен – языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. На территории нашего региона Страбон размещает языгов и роксоланов.

Своеобразной была жизнь, быт и верования сарматов. Сарматское общество было полностью военизированным. Воинами были и мужчины, и женщины. Это было раннеклассовое общество, которое характеризовалось наличием имущественного расслоения и выделением господствующей верхушки при сохранении архаичных родоплеменных общественных институтов и коллективной (племенной) собственности на землю.

Образ жизни и быт сарматов на территории Донбасса не слишком отличался от быта их предшественников – киммерийцев и скифов. Римский географ, Помпоний Мела, отмечал, что: «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест проживания. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или заставляют враги». При смене пастбищ сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках.

Кочевое скотоводство, которое было экономической основой сарматского общества не могло полностью удовлетворить все его потребности. Естественным дополнением к выпасу лошадей и овец оставалась отработаная веками военно-грабительская экономика: сбор дани, грабежи, работорговля, контроль над товаропотоками, наемничество.

В сарматской среде определенное место занимали традиционные для сарматского общества ремесла: кузнечное дело, изготовление оружия. Находки прялок в женских могилах свидетельствуют о наличии ткацкого производства, по крайней мере на домашнем уровне. Также следует назвать изготовление лепной посуды и культовых вещей (курильщиц, жертвенников), деревянной и кожаной посуды.

Основным родом войск сарматов была легкая конница. Сарматы, которые были умелыми всадниками, имели на вооружении не только лук и стрелы, но и мечи, кинжалы и тяжелые копья. Знать составляла тяжелую конницу. Сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на лошадях. Своих лошадей «рыцари» сарматские одевали в специальную сбрую. Длинные мечи они носили на левой стороне, а на правой – короткие кинжалы, похожие на скифский акинак. В колчанах из захоронений сарматов археологи иногда находят по несколько сотен острых стрел.

В первых веках нашей эры Подонье и степные районы Донецкого края по-прежнему населяли сарматские племена. Среди них на первое место выдвинулись аланы. Они подчинили себе всех донских сарматов и во II в. н.э. образовали мощный Аланский племенной союз. Кочевья этого союза на востоке доходили до Аральского моря. Аланский язык стал господствующим в сарматской среде. В Боспорском царстве греческих переводчиков специально обучали знанию аланского языка.

В середине III в. н.э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немногочисленные германские племена.

В конце II – в первой половине III вв. н.э. с северо-запада на эту территорию пришли готские племена вандалов, герулов и гепидов. Какая-то часть сарматов смешалась с ними, вошла в состав возникшей здесь черняховской культуры. В 50-е гг. III ст. западно-сарматские племена приняли участие в походах на восток, следствием которых было разрушение Танаиса. В Причерноморье и Приазовье готы разрушили многие античные центры, заняли Крым. Поселившись здесь, они возглавили обширный союз различных племен. В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе.



https://findout.su/4x20527.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Военно-патриотическое воспитание казачьего объединения "Казачье единство"

Автор: Виктор Иванович Цветков

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства