kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вличние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему "Влияние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вличние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане»

Дата:

22.09.2023

Предмет, класс

История Казахстана, 9 класс

Учитель:

Амангелді Қ.Б.

Тема урока:

Влияние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане

Основная идея

объяснять особенности общественно-политической жизни, оценивать вклад Е. Бекмаханова в развитие исторической науки Казахстана

Цели:

9.2.3.1 оценивать вклад Е. Бекмаханова в развитие исторической науки Казахстана;

9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политической жизни, давать собственную интерпретацию

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Сколько предприятий оборонного значения было расположено на территории Казахстана?

2. Какое вооружение производили в республике?

3. Что такое культ личности И.В.Сталина?

4. Назовите последствия испытательных взрывов.

5. Назовите причины возникновения военно-промышленного комплекса в Казахстане.

6. Сколько ядерных взрывов было произведено на территории Казахстана?

7. Назовите первый ядерный полигон на территории Казахстана.

8. Какова общая мощность ядерных зарядов, испытанных на земле и в воздухе Казахстана?

9. Назовите последствия создания ВПК для Казахстана.

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 3, стр. 21-26 (учебник).

Исследовательский вопрос: Почему историк Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет?

1. Работа с текстом (чтение).

Идеология социализма в 40-е - нач. 50-х гг. достигла своего апогея. В этих сложных условиях под неусыпным контролем партийных комитетов развивались общественные науки. Особенно негативно отразилось на дальнейшем положении общественных наук постанов­ление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.), которое знаменовало собой начало нового витка преследо­вания инакомыслия. В русле указанного постановления строили свою работу и партийные комитеты Казахстана. В постановлении Пленума ЦК КП Казахстана (март 1947 г.) нижестоящим партийным комитетам прямо предписывалось «шире развернуть большевистс­кую критику политических ошибок и националистических извраще­ний в освещении истории, в литературе и искусстве и обеспечить безусловное выполнение постановлений ЦК ВКП(б) по идеологи­ческим вопросам...».

В то время, когда в Ленинграде и Москве фабриковались «Ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане было организовано «дело Бекмаханова».

Молодой, талантливый историк Ермухан Бекмаханов был членом интернационального коллектива ученых, работавших над подготов­кой «Истории Казахской ССР», в который входили видные советские историки А. П. Кучкин, А. М. Панкратова, Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин и др. В июне 1943 г. книга вышла в свет. Одни рецензенты считали ее первой и удачной попыткой создания обобщающей истории Казахстана, другие приняли ее как «книгу антирусскую, в кото­рой идеализированы национальные восстания против России». Оцен­ка антиколониальных восстаний, данная в «Истории», вызвала в научной среде ожесточенные дискуссии. Научные взгляды Е.Бекма­ханова, высказанные им в монографии «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.» (1947 г.), были объявлены развитием концепции буржуазных нацио­налистов: политически вредными. В1950 г. в газете «Правда» в статье «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахста­на» книга Е. Бекмаханова была осуждена.

Статья «Правды» явилась началом непосредственной политичес­кой расправы над Бекмахановым. 10 апреля 1951 г. ЦК партии Казах­стана принял постановление о статье в газете «Правда», в котором признал статью правильной и осудил «буржуазно-националистичес­кие взгляды Бекмаханова». В июне 1951 г. ЦК КП Казахстана вновь вернулся к статье в газете «Правда» и принял ряд дополнительных мероприятий по реализации постановления от 10 апреля 1951 г.

После ряда проработок, доктор исторических наук Е. Бекмаханов был уволен из Академии наук и в 1951-1952 гг. работал в одной из средних школ Чуйского района Джамбулской области, а 4 декабря 1952 г. был осужден судебной коллегией Верховного суда Казахской ССР на 25 лет. Только после смерти И. В. Сталина дело по обвинению Е. Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Весной 1954 г. он вернулся в Казахстан.

«Дело Бекмаханова» было не единственным в 40-х-начале 50-х гг. Жертвами подобных несправедливых политических обвинений ста­ли видные ученые-обществоведы республики А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменов, Е. Исмаилов, талантливый писатель Ю. Л. Домбровский. Необоснованно были обвинены в допущении полити­ческих и буржуазно-националистических ошибок А. Абишев, К. Аманжолов, К. Бекхожин, С. Бегалин и другие известные ученые и писатели. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, подвергшиеся гонениям, вынуждены были выехать из Казахстана в Москву. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных в космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

Зревшее в послевоенные годы в обществе понимание необходи­мости перемен было умело подавлено административной системой с помощью рядамер идеологического и репрессивного характера. Но духовная атмосфера середины 40-х - начала 50-х гг. была лишь приглушена, но не сломлена.

Уже в первые годы после смерти Сталина (март 1953 г.) намети­лись две линии, два подхода к вопросу о характере возможных пере­мен. В 1953-1954 гг. развернулась дискуссия о характере противоре­чий в социалистическом обществе, роли личности и народных масс в истории, соотношении теории и практики, коллективности руко­водства и т. д.

Важной вехой на пути демократизации общественной жизни ста­ло пресечение преступной деятельности Л.П. Берии. Со смертью И. В. Сталина и устранением от власти Л. П. Берии завершилась одна из самых мрачных страниц жестокого режима, существовавшего в СССР.

2. Прием «Работа с историческим источником»: прочитайте текст учебника. Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).

Развитие литературы и искусства в 40-80-е годы XX века.

3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Причины и последствия репрессий 1940-1950 гг. в науке, образовании и литературе.

4. Заполнить таблицу «Вклад Е. Бекмаханова в развитие исторической науки Казахстана».

5. Написать историческое заключение: «Почему историк Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление
















Лидерство













Диалогическое обучение











Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 3 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вличние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане

Автор: Амангелді Қ.Б.

Дата: 22.09.2023

Номер свидетельства: 637058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства