Викторина по русской культуре эпохи великих потрясений
Викторина по русской культуре эпохи великих потрясений
ВИКТОРИНА ПО РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
Цели: - продолжить знакомство с достижениями русской культуры ХVI века;
-закрепить знания учащихся по теме «Культура Х века»;
-отработать навыки работы в группе;
-развивать навыки мышления.
Порядок проведения: Класс разбивается на 4 группы (для данного класса, т.к. в классе 28 чел.). Каждая группа располагается за своим, оборудованном настольной лампой, столом. Ведущий задает вопросы, команды сигнализируют о своей готовности отвечать нажатием кнопки включения лампы. Для подготовки ответа дается контрольное время – 1-2 мин.
Для облегчения подсчета баллов и выявления победителей за каждый правильный ответ команда получает жетон. Для команд нарушителей предусмотрены штрафные санкции: предупреждение, снятие 1 балла (жетон красного цвета).
Деление игры на раунды не предусмотрено.
Вопросы:
1.Назовите родовую усыпальницу князей и царей московского дома, где находятся гробницы Дмитрия Донского, Ивана и Ивана Грозного. (Архангельский собор в Москве).
2.Какой собор в Москве выполнял роль главного храма столицы? (Успенский собор).
3.О каком храме современники говорили в Х веке: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не бывала прежде сего на Руси»? (О шатровом храме Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенном в 1532 г.)
4.Как официально назывался храм Василия Блаженного, созданный архитекторами Бармой и Постником? (Покровский собор).
5.Назовите точную дату начала книгопечатания в России. С чем она связана? (1 марта 1564 г., выход в свет «Апостола» Ивана Федорова).
6.Кто продолжил книгопечатание в Москве после отъезда Ивана Федорова на Украину? (Никофор Гарасиев и Андроник Тимофеев Невежа).
7.Самый знаменитый писатель Хвека, доказывавший в эпистолярном жанре, что царь имеет право казнить и миловать. (Иван Грозный).
8.Кто первым из русский литераторов назвал Москву Третьим Римом? (Филофей, монах псковского монастыря).
9.Кто уже Хвеке проповедовал на Руси идею равенства людей? (Феодосий Косой).
10.Как назывался свод правил культурно-бытового уклада русского народа, составленный в середине Х века духовником Ивана Грозного Сильвестром? («Домострой»).
11.Кто на самом деле являлся первым владельцем так называемой библиотеки Ивана Грозного? (Вторая жена его деда Ивана Софья Палеолог).
13.Какой русский царь скончался вовремя игры шахматы? (Иван Грозный).
14.Какие шубы в Х веке носили лишь бедняки? (Овчинные шубы).
15.Для чего первоначально была предназначена оружейная палаты в Москве, созданная в середине Х века? (Для производства дорогого оружия и драгоценной утвари).
16.Ермак оказался в числе помощников Ивана Грозного при взятии Казани. Было ли это на самом деле или о таком факте сообщает какое-то произведение Х века? (В народных былинах).
17.По мнению кого из мыслителей Х в. Христос был просто человеком? (По мнению Феодосия Косого).
18.Кто из мыслителей Х в. утверждал, что «милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть»? (Федор Карпов, дипломат и государственный деятель).
19.Кому принадлежит мысль о том, что «бог не веру любит - правду»? (Ивану Пересветову, служилому человеку, выходцу из Литвы).
20.Назовите писателей средневековой Руси, живших и творивших в Х в., позволивших себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, внести в сочинения просторечные обороты (Иван Грозный, Андрей Курбский).
21.Кем и когда была построена Грановитая палата? ( Итальянским зодчим Марком Фрязиным и Антонио Солари в 1487-1491 гг.)
22.Назовите автора колокольни Ивана Великого (Бон Фрязин).
23.Кто из тогдашних архитекторов построил стены Белого города в Москве? (Федор Конь).
24.В честь какого события в истории государства Российского в Москве в 1555-1561 годах соорудили храм Василия Блаженного или Покровский собор? (В честь взятия Казани).[1]
Подведение итогов. Ведущий подсчитывает количество баллов, полученных командой и объявляет победителя. В конце урока обсуждение игры: в чем были трудности, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение, почему.
Рекомендации. Данную игру можно проводить как обобщение по теме, для закрепления материала, в качестве повторения ранее изученного материала. В зависимости от типа урока планируются цели.
[1] примерные вопросы см. Петрович В.Г., Петрович Н.М. «Уроки истории 7 класс», -М.,2001
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по русской культуре эпохи великих потрясений»
ВИКТОРИНА ПО РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
Цели: - продолжить знакомство с достижениями русской культуры ХVI века;
закрепить знания учащихся по теме «Культура ХVI века»;
отработать навыки работы в группе;
развивать навыки мышления.
Порядок проведения: Класс разбивается на 4 группы (для данного класса, т.к. в классе 28 чел.). Каждая группа располагается за своим, оборудованном настольной лампой, столом. Ведущий задает вопросы, команды сигнализируют о своей готовности отвечать нажатием кнопки включения лампы. Для подготовки ответа дается контрольное время – 1-2 мин.
Для облегчения подсчета баллов и выявления победителей за каждый правильный ответ команда получает жетон. Для команд нарушителей предусмотрены штрафные санкции: предупреждение, снятие 1 балла (жетон красного цвета).
Деление игры на раунды не предусмотрено.
Вопросы:
Назовите родовую усыпальницу князей и царей московского дома, где находятся гробницы Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана Грозного. (Архангельский собор в Москве).
Какой собор в Москве выполнял роль главного храма столицы? (Успенский собор).
О каком храме современники говорили в ХVI веке: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не бывала прежде сего на Руси»? (О шатровом храме Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенном в 1532 г.)
Как официально назывался храм Василия Блаженного, созданный архитекторами Бармой и Постником? (Покровский собор).
Назовите точную дату начала книгопечатания в России. С чем она связана? (1 марта 1564 г., выход в свет «Апостола» Ивана Федорова).
Кто продолжил книгопечатание в Москве после отъезда Ивана Федорова на Украину? (Никофор Гарасиев и Андроник Тимофеев Невежа).
Самый знаменитый писатель ХVI века, доказывавший в эпистолярном жанре, что царь имеет право казнить и миловать. (Иван IV Грозный).
Кто первым из русский литераторов назвал Москву Третьим Римом? (Филофей, монах псковского монастыря).
Кто уже ХVI веке проповедовал на Руси идею равенства людей? (Феодосий Косой).
Как назывался свод правил культурно-бытового уклада русского народа, составленный в середине ХVI века духовником Ивана Грозного Сильвестром? («Домострой»).
Кто на самом деле являлся первым владельцем так называемой библиотеки Ивана Грозного? (Вторая жена его деда Ивана III Софья Палеолог).
Какой русский царь скончался вовремя игры шахматы? (Иван Грозный).
Какие шубы в ХVI веке носили лишь бедняки? (Овчинные шубы).
Для чего первоначально была предназначена оружейная палаты в Москве, созданная в середине ХVI века? (Для производства дорогого оружия и драгоценной утвари).
Ермак оказался в числе помощников Ивана Грозного при взятии Казани. Было ли это на самом деле или о таком факте сообщает какое-то произведение ХVI века? (В народных былинах).
По мнению кого из мыслителей ХVI в. Христос был просто человеком? (По мнению Феодосия Косого).
Кто из мыслителей ХVI в. утверждал, что «милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть»? (Федор Карпов, дипломат и государственный деятель).
Кому принадлежит мысль о том, что «бог не веру любит - правду»? (Ивану Пересветову, служилому человеку, выходцу из Литвы).
Назовите писателей средневековой Руси, живших и творивших в ХVI в., позволивших себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, внести в сочинения просторечные обороты (Иван Грозный, Андрей Курбский).
Кем и когда была построена Грановитая палата? ( Итальянским зодчим Марком Фрязиным и Антонио Солари в 1487-1491 гг.)
Назовите автора колокольни Ивана Великого (Бон Фрязин).
Кто из тогдашних архитекторов построил стены Белого города в Москве? (Федор Конь).
В честь какого события в истории государства Российского в Москве в 1555-1561 годах соорудили храм Василия Блаженного или Покровский собор? (В честь взятия Казани).1
Подведение итогов. Ведущий подсчитывает количество баллов, полученных командой и объявляет победителя. В конце урока обсуждение игры: в чем были трудности, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение, почему.
Рекомендации. Данную игру можно проводить как обобщение по теме, для закрепления материала, в качестве повторения ранее изученного материала. В зависимости от типа урока планируются цели.
Образовательные игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления и могут использоваться не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. Например, классный час, посвященный дню города, проводился в виде викторины « История Гатчины с ХIV до начала ХХ века».
1 примерные вопросы см. Петрович В.Г., Петрович Н.М. «Уроки истории 7 класс», -М.,2001