I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя Приветствие .Создание проблемной ситуации для учащихся. 1.Какой период русской истории мы закончили изучать? 2.Назовите имя первого русского царя? 3.Назовите события и черты его правления? Звучит отрывок из реквиема Р.Рождественского Какие ассоциации возникают при прослушивании? О чем пойдет речь на уроке? сл.1 Какова цель урока? Как вы считаете данная тема важна для нас? | Приветствие учащихся. Предполагаемый ответ: 1.XVI век 2.Иван IV. 3.Правил жестоко, стремился к абсолютной власти, 1558-1583гг-Ливонская война, 1552г – присоединение Казанского ханства к России, 1556г – присоединение Астраханского ханства, Опричнина- упадок в стране, война, голод, О кризисе в стране? Цель урока: узнать что такое Смутное вреия и каковы последствия его для России. Да. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
2.Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (1минута) 4. Закрепление опорных знаний (10минут) | Блиц-опрос.сл.2 (взаимопроверка по шаблону) 1.Заповедные и урочные….. 2. Боярин, ставший русским царем в 1598 году? 3. Первый российский патриарх? 4. В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … 5. Король Речи Посполитой умерший в 1586 году? РФ с 2004года празднуется День народного единства или День примирения и народного согласия Молодцы! Как называлась династия к которой принадлежал древний род Ивана Грозного? Что изображено на картине? Что начало происходить с династией Рюриковичей? На доске записано: Смутное время? Ребята, запишите это выражение и составьте несколько фраз с этим выражением?. Попробуйте соединить эти слова и сформулировать определение? Проверяем. Слайд №4 Смутное время – глубокий кризис, охвативший все сферы общества в к XVI - началеXVII в и вылился в серию кровавых конфликтов, внутри страны и борьбу с иностранными врагами. (записать в тетрадь) Самостоятельная работа в парах. Используя учебник п.1 выпишите предпосылки Смутного времени. Проверяем. | Предполагаемый ответ: 1.лета 2.Б.Годунов 3.Иов 4.Филарет 5.Стефан Баторий Предполагаемый ответ: День победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского .сл.3 Рюриковичи. Иван Грозный убивает своего сына? Она начала пресекаться. Война, кризис, восстания, кровь, предательство. Записывают определение в тетрадь. 1.Нарушение в обществе принятых норм и правил поведения. 2.Жестокая и беспринципная борьба за власть. 3.Династический кризис. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
5.Изучение новой темы(20 минут) 5.Физминутка (3 минут 6.Закрепление знаний. (7 минут) 7.Рефлексия деятельности ( 12 минут) 8. Домашнее задание (2 минуты) | Молодцы! Смута начала XVII в определила последующее развитие страны почти на 100 лет. В 1584 году умирает ИванIV. Новым царем становится Федор (1584-1598). Сл.5. Работа в группах с историческим текстом. На основании отзывов Д.Флетчера и Л. Сапеги дайте характеристику нового правителя России. Проверка задания. 1587 года Б.Годунов становится регентом государства. Э У царя Федора не было наследника. В Угличе подрастал последний сын Ивана IV – Дмитрий, который должен был стать русским царем после смерти Федора. Работа с учебником п.3. Что произошло в Угличе в 1591 году? Работа в группах. Представьте, что мы исследуем обстоятельства гибели Дмитрия. Познакомьтесь с историческими фактами и выскажите свое отношение к версиям гибели. Запишите в тетрадь. 6(16) января 1598 год – смерть царя Федора. Со смертью Федора пресеклась 700 – летняя династия и закончилась эпоха, когда на троне находились «прирожденные государи». Страна осталась без царя. Запишите в тетрадь. 17 февраля 1598 год – впервые на Земском соборе был избран царь – боярин Борис Федорович Годунов, не принадлежавший ни к «царскому племени», ни к родственному кругу прежней династии московских князей. Вопрос: Почему фигура Бориса Годунова после пресечения царствующей династии Рюриковичей так и не смогла сплотить вокруг себя разные слои русского общества? Вот вы сейчас устали, поэтому нам надо немного отдохнуть. Ответ на целевой вопрос: Какие события явились прологом Смутного времени? Тест. ( Выбрать правителей в соответствии с хронологией). Сегодня на уроке хорошо поработали следующие учащиеся: Выставление оценок. «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». П.9. всем. индивидуальные сообщения о Борисе Годунове, Лжедмитрии I. Заполненить таблицу в тетрадях учащихся. «Причины Смуты». Экономические | Политические | Социальные | . | Записывают в тетрадь. (Закончилась эпоха Средневековья - произошел переход к позднему феодализму). Работают в группах с историческим источником. Росту мал, приземист и толстоват, поступь нетвердая, прост и слабоумен, любезен и хорош в обращении, большую часть времени пров. . одил в Церкви, а если кто бил челом, то отправлял его к Б.Годунову. Ответы учащихся В Угличе произошла трагедия –при странных обстоятельствах гибнет последний Рюрикович. Ответ учащихся. Молодцы! Записывают в тетрадь. Работа микрогрупп с документами. Проверка выполнения задания. Ответы учащихся Ответы учащихся . . | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (опираются на уже известное). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |