: Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия.
: Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия.
Cформировать представления об особенностях становления самодержавия в России, развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, развивать речь, устанавливать причинно – следственные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«: Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия.»
10 класс история
Тема урока:Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия.
Цели: сформировать представления об особенностях становления самодержавия в России, развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, развивать речь, устанавливать причинно – следственные связи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Выполнение тестовых заданий
1. Принцип местничества предполагал:
а) получение должности в зависимости от знатности происхождения
б) ограничение царской власти Боярской думой
в) получение должности в зависимости от личных заслуг
г) усиление власти наместников
2. К причинам возвышения в XIV в. Московского княжества относится:
а) союз Москвы с Великим Новгородом
б) выгодное географическое положение
в) союз московских князей с половецкими ханами
г) союз московских и тверских князей против Золотой Орды
3. Тверь была присоединена к московскому княжеству:
а) 1389-1425 гг.
б) 1425-1462 гг.
в) 1462-1505 гг.
г) 1505-1533 гг.
4. К какому веку относится первое упоминание о Москве:
а) IX
б) XII
в) XV
г) X
5. Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого государства в:
а) конце XIV в.
б) конце XV в.
в) начале XVI в.
г) середине XVIII в.
6. Когда Москва освободилась от власти Золотой орды:
а) 1380 г.
б) 1471 г.
в) 1480 г.
г) 1485 г.
Вопрос:Назовите основные центры борьбы объединительного процесса? Почему происходит возвышение Москвы?
Ответ: Нижегородское, Рязанское, Тверское и Московское – самые сильные княжества. Но Нижегородское и Рязанское граничили с Золотой Ордой, поэтому выделяются Москва и Тверь. Причины возвышения Москвы:
географическое положение, находилась на пересечении торговых путей
преобладала обстановка для мирного созидательного труда. Москва – старинный центр пашенного земледелия. Это вело к притоку населения
густые леса, которыми прикрывалась Москва от внешних вторжений
Ответ: Всего было три этапа объединительного процесса:
I. 1276 – 1389 гг. (от Даниила Александровича московского до Дмитрия Донского). Суть: какое княжество станет центром объединительного процесса. Основная борьба – Тверь и Москва.
II. 1389 – 1462 гг. (от Василия I до Василия II). Суть: борьба Великого князя с удельными князьями.
III. 1462 – 1533 гг. (от Ивана III до Василия III). Суть: создание государственного аппарата власти, складывание централизованного государства.
Вопрос:Почему было необходимо создание единого централизованного государства?
Ответ:
Подъем хозяйства, развитие городов и оживление торговли.
Феодалы стремились прочнее закрепить крестьян за собой, лишь сильная центральная власть могла это обеспечить.
И крестьянам. И горожанам нужна была сильная центральная власть.
Борьба против внешних врагов (ликвидация Золотой орды).
Оставалась единая культура, вера и язык.
III. Сообщение темы и целей урока
Вопрос: Что такое самодержавие? Дайте определение.
Ответ:Самодержавие – это ничем не ограниченная, единоличная власть, деспотическая система власти, исключающая постоянное народное представительство во власти.
Самодержавие – это монархическая форма правления, при которой носителю верховной власти – монарху принадлежат верховные права в законодательстве, управлении, руководстве центральными и местными учреждениями, финансами и вооруженными силами.
В истории самодержавия в России прослеживается 2 этапа.
1) XVI – XVII вв.: монарх осуществлял свои права вместе с боярской Думой.
2) XVIII – начало XX вв. – абсолютная монархия.
IV. Изучение нового материала
Проблемный вопрос:
Определите этапы становления самодержавия в России?
Венчание на царство.
Январь 1547 год – венчание Ивана IV на царство. Его короновали в Успенском соборе Московского кремля в возрасте 16 лет. По «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Подчеркивалось, что его власть имеет божественное происхождение. Почему Иван IV пожелал стать царем, не удовлетворившись великокняжеским титулом? Слово «царь» происходит от латинского «цезарь», превратившегося из личного имени великого римского полководца в императорский титул. Царями на Руси называли византийских и германских императоров, а также ордынских ханов. Поэтому провозгласив себя царем, Иван IV достигал одновременно нескольких целей.
Во – первых, тем самым он демонстрировал полную независимость Руси от орды и, более того равенство с ней.
Во – вторых, подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие.
В – третьих, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул
в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» либо совсем не переводили, либо как «император». Тем самым русский самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором – германским. Между тем вопросы титулования в средние века были исключительно важны.
Наконец, обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики. Став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями. В Византии император фактически возглавлял даже церковь. Все поучения византийских отцов церкви переносились на государя всея Руси.
Вопрос:Вспомните, что такое кормление?
Ответ: Кормление — вид пожалования великихи удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.Кормление - система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения.
Власть в уездах перешла в руки выборных представителей местного дворянства – губных старост, а в тех уездах, где дворянского землевладения не было, - к земским старостам, избираемым черносошными крестьянами и посадскими людьми. Функции – управление и суд. Должность губных старост была своего рода «общественной работой» - она не оплачивалась. Поэтому они не хотели выполнять свои обязанности, часто их сажали в тюрьму, но вскоре выпускали, так как других старост взять было негде. Так приходилось местным властям выполнять свои обязанности.
Вопрос: Что такое местничество?
Ответ: Это возникший на рубеже XV – XVI вв. особый порядок назначения на должность, при котором важны были прежде всего служебные заслуги рода перед московскими князьями, а не просто «знатность».
Если один человек был подчинен по службе другому, то их сыновья и внуки, а также племянники оставались в таком же подчинении.
Вопрос: Кто получал выгоду от этого порядка?
Ответ: Выгоду от этого порядка получали московские бояре, т. к. они кроме великого государя никому не служили.
Местничество не всегда себя оправдывало и порой даже приносило вред. Например, когда войска вступали в поход, военная обстановка требовала дисциплины и подчинения единой воле, а воеводы начинали спорить между собой, кто «выше», писать челобитные государю, ссориться.
В 1550 г. был принят указ о местничестве.
Служба «новика» из знатного рода на малых должностях не считалась основанием для местничества.
Потомки боярских родов могли служить, не задумываясь о родовой чести, т. к. рано или поздно они становились воеводами.
Находившимся на совместной службе вторым воеводам запрещалось спорить о местах с первыми воеводами других полков.
Правление Ивана Грозного вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл: стремление к централизации, укреплению государства, устранение препятствий. Что касается жестокости, опричного террора, то говорят о нравах, характерных для России и других стран того времени. Другие резко отрицательно относятся к личности и деятельности Ивана Грозного, обращают внимание на казни, опричнину, разорение страны. Конечно, нужно учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства, усиление безопасности его границ), и отрицательные (ухудшение положение народа, террор).
V. Закрепление изученного материала
Вопрос: Определить этапы становления самодержавия в России?
Ответ: Становление самодержавия в России проходило в три этапа:
1) Иван IV принял титул «царь».
Вопрос: Что означал этот титул?
Ответ: Слово «царь» происходит от латинского «цезарь», превратившегося из личного имени великого римского полководца в императорский титул. Царями на Руси называли византийских и германских императоров, а также ордынских ханов.