kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок всемирной истории в 10 классе"Италия в 1918-1939 гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе по всемирной истории продолжает рассмотрение проблемы установления  фашизма в странах Европы в 20-30гг. XX века, форирование понятий фашизм и тоталитаризм. Урок предполагает применение технологий проблемно-диалогического обучения и критического мышления, создание коллаборативной среды за счет групповой деятельности, взаимооценивание по критериям.  Очень важным является воспитательный аспект в связи с актуальностью данной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок всемирной истории в 10 классе"Италия в 1918-1939 гг."»

Класс: 10

Предмет: всемирная история

Тема: Италия в 1918-1945 гг.

Цель обучения: Учащиеся должны объяснить сущность итальянского фашизма 20-30 гг. XX века

Тип: урок изучения нового материала

Применяемые технологии: проблемно-диалогического обучения, критического мышления

Ресурсы: видеопроектор и компьютер, записи на доске, критерии оценивания, смайлы «настроение» для доски, стикеры для рефлексии, распечатки с дополнительным материалом (см Приложение)

Критерии успеха (ожидаемый результат)

Все ученики:

Знают причины прихода фашистов к власти в Италии, основные события, сущность фашистской диктатуры с помощью работы с различными источниками и сотрудничества в группе. Могут оценить работу других групп по критериям.

Большинство учеников: Могут назвать общие черты прихода фашистов к власти в Италии и Германии.

Отдельные ученики:

Могут найти особенности установления фашизма в Италии. Составить «толстые» вопросы по теме.

Этап урока

Время

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оргмомент

2 мин.

Настраивает на урок, предлагает расшифровать формулу ХО (хорошего обучения)= (З+М+Л)* ?

Отвечают: ХО= (знания+ мышление+ лидерство)* Труд или Затраченные усилия

Вызов Актуализация знаний




















Целеполагание
























2 мин.






















3 мин.


















На прошлом уроке мы завершили тему «Германия». Какие 2 термина отражают, по-вашему, сущность в положении Германии в 1918-1939 гг.?

Объясните их значение

















«Мозговой штурм»: Назовите черты фашистского режима в Германии.

(записывает в форме кластера)




А в какой стране так же была установлена фашистская диктатура?

Какова же тема урока?

Какую проблему нам необходимо решить? Сформулируйте её.

Какие задачи для этого нам необходимо решить? И как более рационально организовать работу?









Отвечают: фашизм и тоталитаризм

Тоталитаризм – политический режим, контроль над всеми сферами общественной жизни с целью реализовать какую-то агрессивную политическую утопию. Фашизм – социально-политическое движение, идеология, государственный режим тоталитарного типа, ликвидация демократии и установление нового порядка, основанного на терроре и насилии. Идеология фашизма — воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер общества, агрессия. 

Называют черты фашизма



Отвечают: Италия

Сравнить установление фашизма в Германии и Италии.

Отвечают: Почему смогли прийти к власти? Какие мероприятия провели?

В группах.


Осмысление

Освоение

знаний:







































Применение знаний


12 мин.



























4 мин.














15 мин.







1 мин.








4 мин.




Вопросы-задания для групп:

1.Работая с п.1 пар.9 с.47-48 и раздаточным материалом составьте постер: Каковы социально- экономические и политические последствия I мировой войны для Италии?

2) Работая с п.2 учебника и дополнительным материалом ответьте на вопрос: почему Италия стала родиной фашизма? Составьте ОК.

3) Работая с п.3 учебника «Кризис Маттеотти», опишите события и найдите их связь с цитатой Мартина Нимёллера.( в Приложении) Актуальна ли сейчас тема фашизма?

4) Докажите фактами из п. 4 с.51-52, что в Италии была установлена фашистская диктатура. Составьте кластер.

5) Используя доп. материал, создайте диаграмму Вена: обозначьте общие и особенные для Германии и Италии черты фашизма.


Давайте обговорим критерии оценивания (учитель в конце обсуждения открывает доску или проецирует на экран):

  1. Время -3 мин.

  2. Отбор конкретного материала и доступность изложения

  3. Культура речи

  4. Умение заинтересовать (стиль, артистизм,

эмоциональность)

  1. Рациональное оформление кластера

Работая в группе, оцените сигнальными карточками работу групп.

Предлагает защитить проекты спикерам, а всем записать ОК в тетрадь.

Предлагает сделать вывод по проблеме.








Игра «Данетка»: отвечаем с помощью сигнальных карточек, а затем ставим самооценку (ведите подсчет своих правильных ответов)

1.«Фашизм» означает «союз, пучок»

2.28 октября 1922 г. – поход в Рим.

3. Б.Муссолини именовался «фюрером».

4. «Корпоративное государство» предполагало развитие индивидуализма.

5. Лютеранское соглашение 1929 г. привело к поддержке католической церковью фашистского режима.

6. В войне 1935-1936 гг. победила Эфиопия.

7. Совместно с Германией Италия подписала мирный договор с республиканцами Испании.

8. После «кризиса Маттеотти» антифашисты Италии стали вести вооруженную борьбу с фашистами.

9. В 1926 г. Была введена смертная казнь за покушение на дуче.

10. Соцальная база фашистов- безработные, «золотая молодежь», уголовники, мелкая буржуазия.





Работают в группах.



























Предлагают критерии (до работы в группах)













Выступление спикеров.

Оценивают и пишут

24-28 октября 1922 года – «Поход на Рим».

29 октября 1922 года – назначение Б. Муссолини главой правительства Италии. 1929 год – Лютеранский пакт (Пий XI + Б. Муссолини)

Дуче

Корпоративизм


Выставляют взаимооценки по критериям.





Рефлексия


3 мин.


Ответьте на стикерах:

  1. На уроке я применил умения…

  2. Вывод в 1 предложение:

  3. Самым трудным или непонятным для меня было…

Расположите свой стикер у соответствующего вашему настроению смайлу.










Прикрепляют стикеры к смайлу, соответствующему настроению на уроке, сдают оценочные листы.



Приложение:

1 группе

  •  Италия очутилась в военно-политической и финансовой зависимости от своих союзников.

  • Италия не получила обещанных ей территорий.

  • Италия потеряла 650 тысяч убитыми и 1 миллион ранеными.

  • Италия потеряла 1/3 часть своего национального богатства.

  • В стране не хватало топлива, продовольствия, предметов первой необходимости.

  • Сельское хозяйство страны было подорвано: продовольствие покупалось за границей.

  • Внутренний долг Италии с 1915 по 1919 год вырос с 15,3 до 49,9 миллиардов лир.

  • Стоимость национальной валюты упала в 5 раз.

  • Выросли цены на продукты питания.

  • В 1919-1920 г.г. в Италии состоялись антиправительственные выступления рабочих.

  • Милитаризация экономики привела к росту доли тяжелой промышленности.

  • Италия превращается из аграрной страны в аграрно-индустриальную. (Окрепли монополии: «Ансольдо», «Ильва», «Фиат», «Бреда») Выводы:

  • Чувствуя себя побежденной, с чувством униженной национальной гордости, страна была в кризисе.

  • Предпринимательские круги Италии, поняв невозможность правительства защищать их интересы в период кризиса, связывали свои надежды с фашистским движением. (В 1919 году Б. Муссолини создал «Союз борьбы» – «Фашио ди комбатименто»

  • Либералы, республиканцы, демократы, радикалы, католики не могли предложить выходы из общественного кризиса.

  • Король Виктор Эммануил III маневрировал между ними, полномочия его были урезаны. Парламент не пользовался авторитетом, превращаясь в дискуссионный клуб.


4 группе

Формируется  культ вождя и развязывается террор. Ряд партий (пополари, либералы) объявляют о самороспуске, другие (коммунисты, социалисты) переходят на нелегальное положение, либо эмигрируют.

   Создается особый трибунал и тайная политическая полиция. Тысячи антифашистов отправлены в тюрьмы или высланы в лагеря. Генеральный секретарь КПИ А. Грамши – арестован, после 10 лет в тюрьме умирает, оставив «Тюремные тетради».

   Но в целом масштабы террора Муссолини не приобрели таких чудовищных размеров, как в нацистской Германии.

   Идеологическая система базировалась на фундаменте национализма, дополненного идеями католицизма, традиционализма, социализма.  Главный идеологический принцип: воссоздание «Свящ. Римской Империи» + цивилизаторская миссия Италии в Африке + излечить Европу, искоренив остатки демократии и большевизма.

  Идея дуче – вождизм: Госуд. контроль над всеми сторонами жизни общества. Прочность власти дуче – умение сохранять равновесие между армией, бюрократией, церковью и фашистской партией.

Тоталитаризм – крайняя форма авторитаризма. Признаками тоталитаризма является навязанная обществу всеобъемлющая идеология (в Герм – национал- социализм), наличие одной массовой партии, использование террора как средства управления государством, СМИ – для пропаганды. 

Задачу сплошной фашизации Италии Б. Муссолини поставил в 1925 г. По его замыслу, все без исключения итальянцы должны были принять фашистское мировоззрение. При этом Б. Муссолини реально учитывал традиционно высокий авторитет в стране католической церкви. Никогда не будучи ревностным католиком, он в 1929 г. заключил с Папой Римским Пием XI т, н. «Лютеранский пакт», по которому в обмен на признание Папой Итальянского королевства Ватикан получил статус самостоятельного государства. В школах было сохранено преподавание Закона Божьего и разрешена деятельность единственной нефашистской партии «Католическое действие».

Государственная полиция была заменена фашистской милицией, которая хотя и присягала королю, но выполняла лишь приказы дуче; на тайную полицию были возложены задачи проведения тотального шпионажа, провокаций и террора. Для контроля деятельности префектов и руководителей крупных государственных предприятий к ним приставлялись фашистские комиссары.

В 1926 г. фашисты ввели новый избирательный закон, по которому партия, которая набирала на выборах свыше половины голосов, получала 2/3 мест в парламенте. При этом правом выдвигать кандидатов в депутаты были наделены лишь общенациональные фашистские организации. Новый закон фактически монополизировал власть в руках фашистской партии. Сам Б. Муссолини, кроме того, что был главой правительства, до 1929 г. лично возглавлял 8 из 13 министерств.
На выборах в мае 1929 г., которые, вопреки обещаниям власти, прошли в условиях запугивания избирателей, по официальным данным фашистский список поддержали свыше 98 % итальянцев.

Для увеличения своей популярности и не желая делить власть с криминальным миром  Муссолини нанес серьезный удар по сицилийской мафии.

Фашизм рассматривается в современной политологии как сочетание трёх ключевых элементов:

• экономической системы — экономическая суть фашизма заключается в контроле государства над экономикой;
• политики — это диктатура, обычно основанная на личности харизматического лидера, «вождя нации»;
• идеологии — фашизм проявляется в пропаганде национальной исключительности, «превосходства» одной этнической группы над всеми другими.

Фашизм у власти — открытая террористическая диктатура, направленная на подавление демократических свобод и общественных движений.

 2 группе

Термин « фашизм» происходит от итальянского «фашио», что означает « пучок, связка, объединение». Временем возникновения фашизма считается 1919 г., когда в Италии и Германии появились фашистские партии. В основе возникновения фашизма лежал ряд причин, вызванных социально-экономическими, психологическими и политическими факторами:

- в начале XX в ускорение индустриализации вызвало разорение многих мелких предпринимателей;

- революционные потрясения 1918-1919 гг. породили стремление к избранию правительства

« сильной руки», способному любыми средствами навести порядок;

- психологический кризис, вызванный первой мировой войной, которая сделала насилие привычным явлением. Многие стали считать насилие средством решения любых проблем;

- недовольство итогами войны со стороны стран, считавших себя униженными или обделенными;

- умная пропаганда фашистов, которые раздавали широкие обещания и предлагали простые решения самых сложных проблем общества;

- слабые демократические традиции в странах, где фашистам удалось прийти к власти.

Первоначально социальную базу фашизма составляли

  • бывшие фронтовики, не сумевшие устроится в мирной жизни;

  • мелкая буржуазия, напуганная революционными потрясениями. Консервативная часть офицерства, студенчества и интеллигенции, недовольных итогами войны.

  • под влиянием кризиса 1929-1933 гг. социальная база фашизма расширилась за счет безработных, разорившихся предпринимателей, деклассированных элементов и части рабочих.

Идеология фашизма — воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер общества, агрессия. 

5 группе

Идеология фашизма базировалась на основных идеях:

1) идея нации, которая являлась центральной. Фашисты называли нацию высшим типом объединения людей и утверждали, что национальные интересы должны стоять выше всех остальных ( личных, семейных, групповых и т.д.).

2) идея сильного национального государства. Фашисты считали, что многопартийность и парламентская борьба ведут к расколу нации, т.к. мешают осознанию людьми национальных интересов. Они ликвидировали демократические режимы ( там, где пришли к власти) и заменили их « сильным» государством во главе с единственной партией, которая « выражала» интересы всей нации. Это государство должно было силой обеспечить единство нации.

3) Идея корпоративизма. Фашисты считали, что социальные противоречия также раскалывают нацию. Для преодоления этих противоречий они предлагали создать корпоративные организации, которые объединяли бы представителей разных социальных слоев для достижения « истинных» целей нации. Фашисты также требовали под контроль нации крупный капитал, чтобы не допустить обострения социальных противоречий.

4) Идея вождизма. Фашисты заявили, что в обществе происходит социальный отбор, в ходе которого наиболее способные и волевые люди выдвигаются на роль лидеров. Они составляют элиту общества, которая должна править, а все остальные – беспрекословно подчиняться. Во всех фашистских режимах существовал культ вождя.

5) Идея нового человека- сильной личности, не отягощенной моральными нормами и способной обеспечить себе место в жизни.

6) Во внешней политике фашистские государства стремились к созданию великих держав через захватнические войны.

В идеологии фашизма сочетались положения различных идейных течений. Из национализма фашисты заимствовали идею нации, из учения церкви – корпоративизм, из либерализма – идею защиты частной собственности, из социализма – критику крупного капитала. Эти заимствования позволяли представителям разных слоев населения найти в фашистских идеях что-то близкое.

Несмотря на общность идеологии в каждой из стран фашизм имел свои особенности. Германский фашизм особый упор сделал на идее нации, которую фактически заменил расовой идеей. Немцы провозглашались высшей расой, остальные народы подлежали покорению или истреблению. в германском фашизме особенно ярко проявилось стремление к агрессии, которая оправдывалась необходимостью отвоевать « жизненное пространство» для немцев. В Германии фашисты создали тоталитарное государство, тогда как в Италии - авторитарное.

Итальянские фашисты главный акцент делали на идеях корпоративизма и сильного государства. Они наиболее резко критиковали крупный капитал. Для итальянского фашизма была характерна идея государства- покровителя. Муссолини утверждал, что фашистское государство в равной степени заботиться обо всех своих гражданах.

В социально-экономической сфере они установили мощный госконтроль с введением элементов планирования. Были распущены и запрещены профсоюзы. В идейно-политической сфере была ликвидирована многопартийность и установлена диктатура фашистской партии, уничтожены демократические права и свободы с тотальной идеологической обработкой населения в нужном духе.



3 группе


«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». 

Мартин Нимёллер



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок всемирной истории в 10 классе"Италия в 1918-1939 гг."

Автор: Быкова Юлия Александровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства