Просмотр содержимого документа
«УРОК ИСТОРИИ В ФОРМАТЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "Установление господства Рима во всем Средиземноморье"»
УРОК ИСТОРИИ В ФОРМАТЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Учитель: Николаева Наталья Юрьевна.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чиканская средняя общеобразовательная школа
Жигаловского района Иркутской области.
Класс: 5.
ТЕМА: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье».
Цели:
1 Образовательные:
- познакомить обучающихся с ходом дальнейших завоеваний Рима, с установлением римского господства на всем Средиземноморье.
2 Развивающие:
- развивать и закреплять навыки работы с текстом, критического анализа информации, ее систематизации и обобщения.
- развивать умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
3 Воспитательные:
- показать безнравственность захватнической, грабительской политики Рима.
- формировать культуру умственного труда.
- продолжить формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.
Учитель приветствует обучающихся, сообщает тему урока (тема урока на доске), цели урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вызов
Цель: активизация мыслительной деятельности путем актуализации имеющихся знаний, пробуждение познавательной активности.
Прием: «Перепутанные логические цепочки».
Учитель предлагает обучающимся карточки с небольшими информационными текстами и дает задание: восстановить последовательность событий.
Текст карточки:
1.Пятнадцать суток войско Ганнибала карабкалось вверх, а затем спускалось вниз по узким, скользким тропинкам.
2. Сципион высадился в Африке.
3. Весь Рим наполнился рыданиями.
4. Консулы спорили, у каждого был свой план битвы.
5. Остров Сицилия стал владением Рима.
6. Галлы поверили Ганнибалу. Дали ему продовольствие, лошадей и сами вступили в его войско.
7. Сражение под городом Зама принесло победу Риму.
При помощи приема «Кластеры» учитель предлагает обучающимся вспомнить итоги второй войны Рима с Карфагеном.
Каждый обучающийся получает подготовленный учителем кластер с ключевыми словами на карточке.
Заполняется индивидуально.
Итоги войны
218-201гг. до н. э.
Рим Карфаген
На основе изученного ранее материала учащиеся восстанавливают события в правильной хронологической последовательности.
Итог работы:
Итог работы:
Итоги войны
218-201гг. до н. э.
Карфаген Рим
Осмысление
Цель: развитие системно-аналитических способностей и целостного восприятия текста при чтении и изучении информации, моделирование.
Учитель называет государства Восточного Средиземноморья, которые римляне считали своими соперниками: Македония, Сирия, Египет.
Обучающиеся на карте
показывают территории этих государств. Используется настенная карта и карта учебника на стр.221.
Прием: «Кто? Что? Где? Когда? Почему?»
Учитель предлагает познакомиться с развитием событий по учебнику – стр.221-225 и заполнить таблицу с ключевыми словами на карточке:
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Македония
Сирия
Коринф
Карфаген
При небольшом опыте работы обучающихся с этим приемом, работа может быть коллективной, с чтением вслух, по очереди. Учитель руководит работой.
Итог работы:
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Македония
Подчинена Риму
Север Балканского полуострова
II в. до н.э.
Политика Рима «разделяй и властвуй».
Мощь и опыт армии
Сирия
.
Коринф
Карфаген
.
Рефлексия
Цель: присвоение и обобщение полученной информации. Выработка собственного отношения к изученному материалу, т.е.выражение новых идей и информации собственными словами.
Учитель предлагает обучающимся составить синквейн, в котором резюмируется информация и еще раз проговариваются ее основные понятия.
Индивидуальная работа.
Пример:
1. Рим.
2. Сенат, легионеры.
3. Захватывают, подчиняют, грабят.
4. «Разделяй и властвуй».
5. Триумф!
Каждый обучающийся озвучивает свой синквейн, с пояснениями.
Д.З.
Пар.48.
Обучающимся предложено составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов по теме, с ответов на которые можно будет начать следующий урок.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Начинаются со слов:
Кто? Что? Где? Когда? и др.
Например: когда римляне овладели Карфагеном?
Кто именовался «императором»?
Начинаются со слов:
Почему? Каким образом? Каковы последствия? и др.
Например: какие чувства вызывает у вас триумф? Каковы последствия захватнических войн Рима?