kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 6 классе и использованием требований ФГОС на тему «Монгольское нашествие на РУСЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок проблемного обучения.

Технологии: КСО с элементами ИКТ

Оборудование:

Учебное пособие: «История России», Пчелов Е. В. М., «Русское слово», 2015,

Рабочая тетрадь «История России» для 6 класса

Интерактивная карта «Монгольское нашествие на Русь».

Тесты для текущего контроля по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аюшеев А.В. урок»


Урок истории в 6 классе и использованием требований ФГОС на тему

«Монгольское нашествие на РУСЬ»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок проблемного обучения.

Технологии: КСО с элементами ИКТ

Оборудование:

Учебное пособие: «История России», Пчелов Е. В. М., «Русское слово», 2015,

Рабочая тетрадь «История России» для 6 класса

Интерактивная карта «Монгольское нашествие на Русь».

Тесты для текущего контроля по теме.

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

Используя факты и ранее имеющиеся знания, сформировать представление о нашествии монголо-татар на нашу страну.

3 ЛР. Историческое мышление.

Установить причинно-следственные связи между положением русских земель и причинами их поражения. Выделить последствия нашествия Батыя на Русь.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны. Дать возможность оценить последствия нашествия.

Обязательный минимум содержания:

Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Монгольские завоевания. Золотая Орда.


План урока:

I. Проблема урока: Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?

II. Поиск решения проблемы: 1.Первое столкновение русских с монголами.

2. Групповая работа:

1) Поход Батыя на Русь

2) Рязань

3) Подвиг Евпатия Коловрата

4) После Батыя.

Примерный вывод по проблеме: русские княжества потерпели поражение в прямых столкновениях с монголами, несмотря на героизм и отчаянное сопротивление, монгольское вторжение изменило развитие Русской цивилизации.

Примерный вывод по проблеме урока: в результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая Орда.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

“О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими.

Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”

Такой описывает летописец Русь в начале XIII века и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”. А какая беда, мы узнаем, разгадав кроссворд.

Кроссворд.

    1. Город, впервые упоминающийся в летописи в 1147 г.

    2. Историческое произведение, в котором записи о происшедших событиях расположены по годам

    3. Правитель государства, удельного княжества

    4. Материал для письма, изготовленный из тонко выделанной кожи

    5. Взаимная вражда князей

    6. Владение князя, передаваемое по наследству

    7. Кочевой народ, соседствующий с Древнерусским государством

- Какое слово является ключевым? (монголы)

Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголов затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока “Монгольское нашествие на Русь”. Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголов на Русь. Вы проследите направления нашествия, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин, познакомитесь с героической обороной русских городов, узнаете о подвиге их защитников. Наша главная учебная задача: понять, почему монголы победили русские княжества.


1 2 4 2 3 4

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).






Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.


II. Версии.

– Какую проблему урока нам предстоит решить? (Может быть предложена иная формулировка.)

1 2 2 4



Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?


Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

Просмотр фильма о Чингисхане ( 6 мин, 30 сек)

http://my.mail.ru/mail/alijaf68/video/2 76/318.html

Или

http://www.youtube.com/watch?v=xR i7ux6lmxo

– Вспомните, что мы знаем о монгольской армии из курса всемирной истории?

2 4



– Кто такой Чингисхан и какую роль он сыграл в истории монгольских племён? Какими были его планы?

3 2 3 4 1



– Монгольское войско было сильным и хорошо организованным. Монголы завоевали Китай и использовали его технические изобретения для завоевания народов.


– Предводитель монголов объединил разрозненные племена в одно государство, которое путём завоеваний превратилось в огромную державу. Её границы должны были дойти до «последнего моря на западе».

IV. Планирование деятельности.


– Мы изучаем один из переломных моментов нашей истории. Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока?


2 3 2 3 4




Ученики должны указать, что необходимо ознакомиться с событиями XIII века.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Первое столкновение на Калке

– Вспомните, когда произошло первое столкновение между русскими и монголами?

Каков был результат сражения? Подсказкой вам может стать рисунок со с. 140.

1 2 4 2 3 4

– Сколько лет было у русских князей до вторжения Батыя после Калки? Как это время было использовано русскими князьями?

3 4


2.Организует работу по группам

1 группа (работа с картой)

«1.Рассмотрите карту на странице 130.

2.Проследите по карте путь Батыя.

3. Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества, которые были захвачены татарами.

4. Сколько лет сопротивлялась Русь монголо – татарам?

2 группа (работа с текстом учебника)

1. Прочитайте текст на странице 127 , материалы приложения 2

2.Ответьте на вопросы:

Как ответили рязанцы на просьбу черниговского князя о помощи?

Какова была судьба Рязани?

Сделайте вывод о взаимоотношении между русскими князьями? Каковы последствия этих взаимоотношений?

3 группа (работа с историческим документом)

1.Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» на странице 133 учебника и ответьте на вопросы:

Почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?

Почему выделили именно его среди защитников русских земель?

Какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»

4 группа (работа экспертной группы)

Прочитайте текст п. 4 «Последствия монгольского нашествия» на странице 129

озаглавьте абзацы пункта и вы получите ответ на вопрос «Каковы последствия монгольского нашествия на Русь?»

1 2 4 1 2 3 4

ФИЗМИНУТКА «Да» или «нет» ( в приложении 5)

Ученики должны назвать дату 1223 год и указать место – р. Калка.




Ученики должны ответить, что до вторжения было около 15 лет. В течение этого времени князья по-прежнему ссорились друг с другом, продолжались усобицы.


работают в группе и проводят исследование: а)причины вторжения в) путь продвижения по территории Руси (работа с картой) в) обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг» г) судьба Рязани других княжеств д) героизм русских людей на примере подвига Евпатия Коловрата

уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения.


VI. Обсуждение проблемы

Обсуждение проблемы – это отчет групп о проделанной работе и формулирование вывода, демонстрирующего решение проблемного задания: ««Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».

1 2 4 1 2 3 4 1

1 группа представляет работу с картой. Для этого используется итнтерактивная карта «Нашествие татаро – монголов на Русь». Во время отчёта первой группы остальные учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на странице 33 «Походы Батыя на Русь».

2 группа. После отчёта о проделанной работе второй группы учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос 3 страница 128.

3 группа. Во время отчёта третьей группы ученики, опираясь на документ на странице 130, высказывают своё мнение, отвечая на вопрос к документу.

4 группа. После отчёта 4 группы все выполняют задание 3 на странице 34 рабочей тетради.





VII. Выражение решения проблемы.

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?


Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?

Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, татаро – монголы смогли завоевать русские земли и установить иго на Руси.


2 4 2 3 4


Ответы учащихся:

Раздробленность Руси;

Превосходство монголов в численном соотношении;

Неподготовленность русских войск вести военные действия

Сильные стороны монголов: численное превосходство, высокие боевые качества, опытные полководцы, отличная армия, дисциплина, военный опыт покорённых народов, новые тактические приёмы

Слабые стороны Руси: феодальная раздробленность, отсутствие единства, восприятие нашествия как божественной кары за грехи


VIII. Применение нового знания.


– Почему после поражения на Калке русские князья не попытались преодолеть свои раздоры и не объединились перед лицом общей опасности?

1 2 4 5 2 3 4

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.." писал летописец.

- Как же изменилась Русь после походов Батыя?

Подведем итоги татаро-монгольского нашествия:

  • Западная Европа была спасена от разгрома.

  • Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.

  • Разрушено 30 городов (из 74).

  • Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.

- Почему же монголо-татары завоевали большую часть русских земель?

- Обратите внимание на сроки сопротивления русских городов.

6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

5 дней – Москва,

10 дней – Владимир,

14 дней – Торжок,

а маленький Козельск держал орду под своими стенами 49 дней!

Защитники и горожане сражались храбро, не сдался ни один город, ни один князь.

- Можно ли назвать 1237 – 1240 гг. временами трагическими и героическими?


Заполните оценочный лист

2 4 2 3 4 1


Любая точка зрения должна быть аргументирована.




"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."







VIII. Применение нового знания.

( 2 вариант)

1. Расположи в хронологической последовательности события 1237-1240 гг.

1. Битва на реке Сить

2. Завоевание Рязани

3. Оборона Козельска

4. Завоевание Ю-З Руси. Падение Киева.

5. Разрушение Владимира

Игра «Верю – не верю».

1. Монголо-татары были кочевниками-скотоводами.

2. Все русские князья объединили свои дружины, чтобы дать отпор войскам Батыя.

3. Рязанское княжество первым из русских земель приняло на себя удар войск хана Батыя.

4. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами произошла на р. Калке в 1223 г.

5. Великий Новгород, Псков, Смоленск и Полоцк не были захвачены монголо-татарами.





Рефлексия.

Домашнее задание.

Рефлексия. На доске прикреплены шаблонные изображения городов-крепостей с названиями, выполненные в разных цветах.

Красный город – «Восторг»;

Жёлтый город – «Радость»;

Зелёный город – «Удовлетворение»;

Коричневый город – «Уныние».

Учитель предлагает ученикам заселить города, прикрепив самостоятельно изготовленные фигурки жителей Руси к изображениям городов-крепостей, которые они выберут, исходя от впечатлений, которые им доставил урок.


Домашнее задание.

Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо–татарского завоевания (город по выбору)




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!

…И в те дни обрушилась беда на христиан.

…Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


«Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Ингваревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись пушки и огнеметы (стенобитные орудия и камнеметные машины). Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Софийском (Успенском) соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года».


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Повесть о разорении Рязани Батыем

«В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе п

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока



2

Знаю цель урока



3

Знаю план достижения цели



4

Могу работать по плану



5

Могу хорошо читать текст



6

Умею отвечать на вопросы по тексту



7

Сам могу составить вопрос к тексту



8

Умею работать в группе



9

Могу доказать свои высказывания



10

Могу оценить свою работу на уроке



11

Могу оценить работу своих товарищей



12

Могу сказать что урок прошел с пользой




ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ФИЗМИНУТКА НА УРОКЕ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВСТАЮТ РЯДОМ С ПАРТОЙ, УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, ПРИ ОТВЕТЕ «ДА» ДЕТИ ПОДНИМАЮТ РУКИ ВВЕРХ И ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ, ПРИ ОТВЕТЕ «НЕТ» - ДЕЛАЮТ ШАГ ВПЕРЕД-НАЗАД

Вопросы:

  1. В 6-8 веках восточные славяне были язычниками ДА

  2. Вече-это церковь НЕТ

  3. Древнерусское государство образовалось при Олеге ДА

  4. Ольга отомстила древлянам за смерть своего отца НЕТ

  5. Из черепа Святослава печенеги сделали шкатулку НЕТ

  6. Русь крестил Владимир Красное Солнышко ДА

  7. Первый письменный свод законов издал Ярослав Мудрый ДА

  8. Съезд в Любече организовал Святополк Окоянный НЕТ

  9. Москву основал Юрий Долгорукий ДА

  10. Батый – внук Чингисхана ДА





Просмотр содержимого документа
«Аюшеев А.В. МОУ Верхнеш. СОШ записка»

Краткая пояснительная записка

Автор разработки

Аюшеев Андрей Валентинович

Тема урока/занятия

Монгольское нашествие на Русь

Основной учебник

Пчелов «История России»

Класс

6

Необходимые технические средства и материалы для проведения урока

Компьютер или ноутбук с выходом в Интернет, проектор, экран

Самоанализ представленного урока

  1. Характеристика класса: 9 учащихся (3 мальчика и 6 девочек).

Базовый уровень усвоения материала-7

Повышенный уровень усвоения материала-2

Уровень интеллектуальных способностей:

ниже среднего - нет

средний - 4

выше среднего – 5

Учебная мотивация – 5 (62,5%)

  1. Планируемые результаты на уроке:

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).


Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.



  1. Как я планировал ход урока:


  1. Организационный момент - эмоциональный настрой учеников


  1. Определение темы самими учащимися

Решение кроссворда позволило повторить пройденный материал, выйти к искомому слову МОНГОЛЫ,

  1. Постановка проблемы (вопроса)



  1. Сами определяют цель урока



  1. Сами устанавливают последовательность плана урока



  1. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа работала по заданному маршруту.

Историческая физминутка.

  1. Проверка самостоятельной работы в форме отчёта групп.



  1. Решение проблемного вопроса

Для решения проблемной ситуации была организована фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с текстом учебника, с видеофрагментом.

  1. Закрепление материала в форме дискуссии по вопросу

Почему после поражения на Калке русские князья не попытались преодолеть свои раздоры и не объединились перед лицом общей опасности?



  1. Рефлексия урока (вывод)

Шаблонные изображения городов- крепостей, каждый выбирает по цвету впечатление от урока. 70% восторг, 30% радость.

  1. Сами оценивают свою работу

Заполнение оценочного листа обучающимся, учителем.

  1. Домашнее задание творческое: подготовить рассказ от имени участника обороны города.



4. Содержание и виды заданий. Для отбора содержания были использованы:

- интернет-ресурсы;

- толковый словарь;

- фильм «Чингисхан»

5. Виды деятельности:

  1. Работа в группах;

  2. Организация дискуссии;

  3. Презентация слайдов.

6. Методы и приёмы:

В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся. На уроке использованы:

  • словесные методы объяснение, побуждающий и подводящий диалоги с учащимися, выдвижение гипотез, свободные высказывания;

  • наглядные методы: различные слайды – опоры, мультипликация, иллюстрации, необходимые для подготовки собственного высказывания.

  • репродуктивные

  • частично-поисковые

  • самоконтроля и самооценки.

7. Форма организации:

Для организации деятельности учащихся на уроке применил различные формы работы с детьми:

  • коллективная (во время проверки раннее изученного материала)

  • индивидуальная (игра и индивидуальная работа с источником информации- учебником, презентацией учителя)

8. Позиции и роли учащихся:

  • Партнёры;

  • Игроки;

  • Мыслители;

  • Собиратели информации;

  • Слушатели;

  • Рассказчики.

9. Позиции учителя:

  • Стиль общения – демократический, эмоциональный;

  • Я – координатор деятельности, консультант.

10. Виды активности:

  1. Познавательная активность: учащиеся работают с учебником, с информацией;

  2. Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и с друг с другом, учатся договариваться.

  3. Физическая активность: хлопки в ладоши, выход к доске, упражнения, говорят, слушают, читают, играют.

11. Использование современных образовательных технологий:

  1. Технологии развивающего обучения;

  2. Технология проблемного обучения;

  3. Интерактивные технологии.

12. Информационная предметно-развивающая среда: карточки, книги, листы самооценки, интерактивная доска.


Итог урока в виде самоанализа.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между обучающимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен в необходимом для освоения объёме.


Планируемых результатов я достиг.



Дата 31.03.2016

Подпись участника_ А.В.Аюшеев




Просмотр содержимого презентации
«Аюшеев А.В. презентация»

“ О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”

О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими.

Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”

МОНГОЛЫ

МОНГОЛЫ

Монгольское нашествие на Русь

Монгольское нашествие на Русь

Проблема урока  – Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?

Проблема урока Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?

Битва на Калке 1223 р.Калка

Битва на Калке

1223

р.Калка

Князья разделились и в ходе битвы действовали порознь

Князья разделились и в ходе битвы действовали порознь

1223 р.Калка

1223

р.Калка

Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.

Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя

вступили в пределы Рязанского княжества.

После 7-дневного штурма город пал. Монголы перебили его жителей, а Рязань сожгли.

После 7-дневного штурма город пал. Монголы перебили его жителей, а Рязань сожгли.

Монголы двинулись к Новгороду, но у Игнач-камня  они неожиданно повернули назад. В начале апреля  они подошли к небольшому городу-Козельску.

Монголы двинулись к Новгороду, но у Игнач-камня

они неожиданно повернули назад. В начале апреля

они подошли к небольшому городу-Козельску.

К Киеву Батый привел огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов и ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга.

К Киеву Батый привел огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов и ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга.

ИТОГИ  монголо-татарского нашествия  Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил) привела к тому что погибло огромное количество людей,  множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица  земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел .

ИТОГИ монголо-татарского нашествия

Раздробленность и отсутствие единства

в русских землях (разобщённость русских войск и сил)

привела к тому что погибло огромное количество людей,

множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица

земли могучие города, уничтожены драгоценные

рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты

многих ремесел .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аюшеев Андрей Валентинович

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318490


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства