kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Шлюзная система по реке Сейм в 30-50-ые гг. XIX в."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Шлюзная система по реке Сейм в 30-50-ые гг. XIX в.

Цель темы

Изучить историю строительства и функционирования Александринского водяного сообщения в 30-50-ые гг. XIX в.; развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к истории России и малой родины, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Основное содержание темы, термины и понятия

Определение условий, приведших к строительству по реке Сейм шлюзной системы; изучение финансовых затрат на строительные работы и мест установки шлюзов; рассмотрение причин недостаточного использования судоходных возможностей Сейма.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Изучить историю строительства и функционирования Александринского водяного сообщения.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные: рассмотреть историю Курского края в указанный период времени.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формы работы

Индивидуальная, групповая.

Ресурсы

Материалы фонда №168 ГАКО, карты, Интернет-ресурсы, презентации, раздаточный материал, схема развернутого ответа, схема рефлексии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Методические приемы и используемые ресурсы

1.Организационный момент.

2.Мобилизация

3.Целеполагание

4.Решение проблемы, открытие новых знаний.

Физкультминутка

5.Контролирующее задание.

6.Рефлексия

Приветствие

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать

-Посмотрите на данную карту. Думаю, ее очертания хорошо вам знакомы. Какая страна изображена на карте?

- Предлагаю посмотреть на другую карту. Кто знает, как называется это государство?

Это государство просуществовало до 1917 г. и исчезло почти сто лет назад. Сравните. Какая из них больше и почему?

-Но не только само государство было большим по размеру: губернии, на которые оно делилось, также были больше. Так выглядела Курская губерния. Раньше она включала территорию современных Белгородской и Курской областей, а также часть Украины. Давайте найдем на карте Европейской части Российской империи Курскую губернию.

-В то время для успешной торговли между регионами важную роль играло морское и речное сообщение. Имеет ли Курская губерния выход к морю?

-Какие губернии расположены вдоль Черного моря?

-Как вы думаете, что помогало Киевской губернии, не имевшей выхода к морю, перевозить товары в другие регионы?

- Речное судоходство также развивало торговлю. Но у Курской губернии не было судоходной реки, а самой крупной рекой был Сейм.

Перед вами лежит мозаика. Соберите ее правильно, чтобы получился текст.

-Итак, теперь вам предстоит ответить на несколько вопросов. Ответы можно найти в собранном вами тексте. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Как на Руси называли реку Сейм?

2.Почему по реке Сейм практически не перевозили товары?

3.Как звали курского губернатора, который заинтересовался преобразованием Сейма в судоходное состояние?

4.Как звали человека, предложившего проект постройки системы шлюзов по реке Сейм?

-Итак, сегодняшний наш урок-игра будет посвящен данной теме. Давайте ее сформулируем.

-Взглянем на сами шлюзы. Перед вами деревянные речные шлюзы, схожие с теми, что были установлены по реке Сейм. К сожалению, наши шлюзы до сегодняшнего дня не сохранились. Предположите при помощи указанной схемы принцип работы шлюза.

(1 балл)

-Пузанову и его соратникам пришлось проделать трудную работу. Было решено построить 16 таких шлюзов, и 15 из них были готовы уже при новом губернаторе – Михаиле Николаевиче Муравьеве. Так выглядела схема расположения шлюзов. Долгое время курские историки не имели информации о расположении и названии шлюзов. Вам предстоит, наконец, сделать то, что им не удалось.

Переверните мозаику, и вы получите схему расположения всех шлюзов. Обратите внимание, что ваша схема разделена на пять частей. У вас на партах лежат пять военных карт того времени, каждая из которых  соответствует одному из участков шлюзной системы. Вам необходимо заполнить карточку с таблицей шлюзов, написав напротив названия шлюза номер карты, на которой вы его нашли. Побеждает та команда, которая больше остальных даст правильных ответов. (3 балла – 1 место, 2 балла – 2 место, 1 балл – 3 место)

-Теперь, узнав, где находились шлюзы, давайте выясним, сколько было потрачено средств на их строительство. Перед вами список расходов, составленный Михаилом Пузановым в 1936 году. На основании предложенной таблицы письменно ответьте на два вопроса.

1.Насколько различались шлюзы между собой?

2.Сколько стоил один шлюз?

Разумеется, царские рубли были более полновесными, чем сегодняшние. О том, насколько строительство было дорогим можно судить даже по тому, что в то время одно яйцо стоило лишь 3 копейки. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

-Но не все прошло так, как задумывалось. Последний Рышковский шлюз так и не построили. Часто пользовалась новыми судоходными возможностями лишь Глушковская суконная фабрика. Оказалось, что перевозить товары по Сейму было слишком затратно.

На этом фотографии вы можете видеть ее заброшенное здание. На этом графике показано количество судов в год, проходивших по реке Сейм. В каком году начался упадок шлюзной системы?

-Давайте закрепим полученные знания последним заданием: выпишите 12 слов, спрятанных в таблице. (3 балла – 1 место, 2 балла – 2 место, 1 балл – 3 место)

Подведение итогов, объявление победителей.

Приветствуют учителя и гостей.

Отвечают на вопросы учителя

Команды собирают мозаику.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся определяют тему урока, определяют цели

Учащиеся смотрят на изображения, формулируют принцип работы камерного шлюза.

Учащиеся смотрят на изображения, слушают учителя.

Команды ищут шлюзы на картах, заполняют карточки.

Команды анализируют таблицу, суммируют третий столбец (более 30 тыс. рублей); делят содержимое пятого столбца на шесть и получают идентичный результат третьему столбцу (шлюзы были одинаковыми).

Учащиеся смотрят на изображения и слушают учителя. Делают вывод, что с 1843 года по Сейму стало ходить меньше судов.

Учащиеся находят и выписывают слова.

Коммуникативные:

слушают учителя

Регулятивные:

учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, преобразованию практической задачи в познавательную

Коммуникативные: осуществляют взаимоконтроль

Познавательные:

учатся проводить наблюдения

Регулятивные: учатся планировать пути достижения цели

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение

Познавательные:

учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классификацию

Регулятивные: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Коммуникативные:

формировать собственное мнение и позицию, аргументировать, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, использовать речь для регуляции своей деятельности

Познавательные:

учатся проводить наблюдение под руководством учителя, учатся основам поискового чтения, организовывать исследование с целью проверки гипотез

Регулятивные:

учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение контролировать время и управлять им

Коммуникативные:

учатся учитывать разные мнения, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимопомощь

Познавательные:

осуществлять расширенные поиск информации, работать с текстом

Регулятивные:

учатся осуществлять познавательную рефлексию, адекватно оценивать свои возможности

Коммуникативные:

учатся использовать речь для  регуляции своей деятельности, осуществлять коррекцию, оценку действий партнера

Работа с картами

Карта Российской Федерации

Карта Российской империи

Предлагается на отдельном индивидуальном листе «слепая» таблица.

Сбор мозаики

Работа с текстом

Презентация

Схема развернутого устного ответа

Презентация

Работа с раздаточным материалом

Схема для рефлексии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бланк для пометки шлюзов»

Название

Номер карты

Название

Номер карты

Баницкий


Баницкий


Батуринский


Батуринский


Гапоновский


Гапоновский


Каменский


Каменский


Клепальский


Клепальский


Кольтичеевский


Кольтичеевский


Лозовский


Лозовский


Мальцевский


Мальцевский


Марсковский


Марсковский


Новомлинский


Новомлинский


Путивльский


Путивльский


Рышковский


Рышковский


Стародубовский


Стародубовский


Теткинский


Теткинский


Угонский


Угонский


Успенский


Успенский


Название

Номер карты

Название

Номер карты

Баницкий


Баницкий


Батуринский


Батуринский


Гапоновский


Гапоновский


Каменский


Каменский


Клепальский


Клепальский


Кольтичеевский


Кольтичеевский


Лозовский


Лозовский


Мальцевский


Мальцевский


Марсковский


Марсковский


Новомлинский


Новомлинский


Путивльский


Путивльский


Рышковский


Рышковский


Стародубовский


Стародубовский


Теткинский


Теткинский


Угонский


Угонский


Успенский


Успенский




Просмотр содержимого документа
«Номера шлюзов - правильное расположение»

Всего к 1838 году было построено 16 шлюзов, 15 из которых официально являлись частью Александринского водяного сообщения. Новомлинский (на рисунке №1 обозначен №1), Батуринский (№2) и Каменский (№3) шлюзы находились на территории Черниговской губернии; Путивльский (№4), Клепальский (№5) и Теткинский (№6) – в Путивльском уезде; Марсковский (№7), Гапоновский (№8) и Кольтичеевский (№9) – в Рыльском уезде; Баницкий (№10), Угонский (№11), Стародубовский (№12) и Успенский (№13) – во Льговском уезде; Лозовский (№14) и Масловский (также называвшийся Мальцевским, №15) – в Курском уезде. Рышковский шлюз (№16) был запланирован для продолжения судоходства непосредственно до губернской столицы, но так и не был построен.



Просмотр содержимого документа
«Таблица - стоимость шлюзов»

Наименование материала

Количество для одного шлюза

Цена для одного шлюза (в руб.)

Количество для шести шлюзов

Цена для шести шлюзов (в руб.)

деревья длиной 13 аршин

1840 шт.

8280

11040 шт.

49680

сосновые доски длиной 9 аршин

370 шт.

870

2220 шт.

5220

сосновые доски длиной 7 аршин

60 шт.

105

260 шт.

630

сосновые доски длиной 10 аршин

225 шт.

506

1350 шт.

3036

сосновые доски длиной 12 аршин

105 шт.

289

630 шт.

1794

подкладки под тачки и копры

240 шт.

240

1440 шт.

1440

железо круглое

60 пуд.

360

360 пуд.

2160

железо полосовое

20 пуд.

120

120 пуд.

720

гвозди однотесные

3 пуд.

30

18 пуд.

180

гвозди 7-ми дюймовые

5 пуд.

50

30 пуд.

300

гвозди 8-ми дюймовые

33 пуд.

330

198 пуд.

1980

медные, чугунные и железные приборы к воротам

не указано

1000

не указано

6000

снасти бельные

33 пуд.

165

198 пуд.

990

конопать смольная

20 пуд.

100

120 пуд.

600

смола

50 пуд.

125

300 пуд.

750

пик

20 пуд.

60

120 пуд.

360

кирпичи

12500 четвертей

250

75000 четвертей

1500

известь негашенная

25 четвертей

50

150 четвертей

300

уголь

100 четвертей

150

600 четвертей

900

сало свиное

1,5 пуд.

15

9 пуд.

90

фашины

500 пучков

100

3000 пучков

600

канат прутный

120 саж.

50

720 саж.

300

колья

1200 шт.

50

7200 шт.

300

дерн

1500 пуд.

50

9000 пуд.

300

спицы

6000 шт.

50

36000 шт.

300

вид работников

количество на один шлюз

оплата (в руб.)

количество на шесть шлюзов

оплата (в руб.)

плотники

6250

6875

37500

41250

чернорабочие

9000

9000

54000

54000

каменщики

25

37,5

150

225

кузнецы

120

180

720

1080

молотобойцы

120

120

720

720



Просмотр содержимого документа
«Текст-мозаика»

Главная река Курской области носит название Сейм. В старину она называлась Семь. Во всех древних архивных документах говорится о реке Семи. И только с конца XVII столетия появляется название Сейм, которое сначала имеет место наравне с древним названием Семь, а потом постепенно Сейм берет перевес и становится главным и принятым названием реки.

Известно, что Курский край до Льгова одно время был под властью Литвы. Именно в тех местах впервые и стали звать реку Семь Сеймом. Надо полагать, что замена слова Семь Сеймом произошло под польским влиянием: с одной стороны от имени представительного собрания в Польше (cейма), с другой — от похожего польского слова седьмь, означающею по-русски число 7. В народе же река эта и сейчас идет под именем Семи.

Во времена Киевской Руси Сейм являлся важной транспортной артерией, по которой Курск участвовал в торговом обмене с другими русскими городами, а также зарубежьем. Однако со временем река обмелела, приобрела серьезные перепады высоты, стала слишком извилистой, что привело к серьезным затруднениям при движении по Сейму. Лишь некоторые купцы с большим риском все-таки переправляли свои товары по этой реке. Например, льговский купца Барзенцов отправил в Киев в 1787 году судно с сельскохозяйственными товарами.

В начале XIX в. на территории Курской губернии активно развивалась торговая деятельность. В Курске примерно 2 раза в неделю проходили базары. На территории губернии проходило 4 ярмарки, две из которых проводились непосредственно в Курске. Создание системы шлюзов по реке Сейм позволило бы значительно увеличить товарооборот, приобщить к курскому рынку другие регионы страны.

Идея устройства судоходства по Сейму оставалась лишь идеей до того момента, как гражданским курским губернатором не был назначен Павел Николаевич Демидов, потомок знаменитой династии предпринимателей, развивших производство на Урале. Несмотря на тяжелые проблемы с эпидемией холеры в регионе, Демидов заинтересовался возможным благоустройством Сейма. Стоит отметить, что способствовало интересу к проблеме судоходства и строительство каналов в других районах Российской империи. Одним из них должен был стать Виндаво-Неманский канал, стоившийся с 1824 г.

Среди проектов по устройству судоходства главной реки Курской губернии был выбран вариант, предложенный щигровским помещиком, надворным советником Михаилом Александровичем Пузановым. Помещик лично путешествовал по реке Сейм с целью сбора информации о состоянии реки для последующего анализа положения и разработки проекта. Пузанов пришел к выводу, что для обеспечения судоходного состояния реки достаточно будет установить 16 шлюзов.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра»

Тема

Шлюзная система по реке Сейм в 30-50-ые гг. XIX в.



Цель темы

Изучить историю строительства и функционирования Александринского водяного сообщения в 30-50-ые гг. XIX в.; развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к истории России и малой родины, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.



Основное содержание темы, термины и понятия

Определение условий, приведших к строительству по реке Сейм шлюзной системы; изучение финансовых затрат на строительные работы и мест установки шлюзов; рассмотрение причин недостаточного использования судоходных возможностей Сейма.




Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)


Изучить историю строительства и функционирования Александринского водяного сообщения.










Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные: рассмотреть историю Курского края в указанный период времени.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формы работы

Индивидуальная, групповая.


Ресурсы

Материалы фонда №168 ГАКО, карты, Интернет-ресурсы, презентации, раздаточный материал, схема развернутого ответа, схема рефлексии



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Методические приемы и используемые ресурсы

1.Организационный момент.










2.Мобилизация

























































































3.Целеполагание













4.Решение проблемы, открытие новых знаний.





































































































Физкультминутка






























5.Контролирующее задание.















6.Рефлексия





Приветствие

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать



-Посмотрите на данную карту. Думаю, ее очертания хорошо вам знакомы. Какая страна изображена на карте?


- Предлагаю посмотреть на другую карту. Кто знает, как называется это государство?


Это государство просуществовало до 1917 г. и исчезло почти сто лет назад. Сравните. Какая из них больше и почему?

-Но не только само государство было большим по размеру: губернии, на которые оно делилось, также были больше. Так выглядела Курская губерния. Раньше она включала территорию современных Белгородской и Курской областей, а также часть Украины. Давайте найдем на карте Европейской части Российской империи Курскую губернию.

-В то время для успешной торговли между регионами важную роль играло морское и речное сообщение. Имеет ли Курская губерния выход к морю?

-Какие губернии расположены вдоль Черного моря?

-Как вы думаете, что помогало Киевской губернии, не имевшей выхода к морю, перевозить товары в другие регионы?

- Речное судоходство также развивало торговлю. Но у Курской губернии не было судоходной реки, а самой крупной рекой был Сейм.

Перед вами лежит мозаика. Соберите ее правильно, чтобы получился текст.

-Итак, теперь вам предстоит ответить на несколько вопросов. Ответы можно найти в собранном вами тексте. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Как на Руси называли реку Сейм?

2.Почему по реке Сейм практически не перевозили товары?

3.Как звали курского губернатора, который заинтересовался преобразованием Сейма в судоходное состояние?

4.Как звали человека, предложившего проект постройки системы шлюзов по реке Сейм?

-Итак, сегодняшний наш урок-игра будет посвящен данной теме. Давайте ее сформулируем.



-Взглянем на сами шлюзы. Перед вами деревянные речные шлюзы, схожие с теми, что были установлены по реке Сейм. К сожалению, наши шлюзы до сегодняшнего дня не сохранились. Предположите при помощи указанной схемы принцип работы шлюза.

(1 балл)


-Пузанову и его соратникам пришлось проделать трудную работу. Было решено построить 16 таких шлюзов, и 15 из них были готовы уже при новом губернаторе – Михаиле Николаевиче Муравьеве. Так выглядела схема расположения шлюзов. Долгое время курские историки не имели информации о расположении и названии шлюзов. Вам предстоит, наконец, сделать то, что им не удалось.

Переверните мозаику, и вы получите схему расположения всех шлюзов. Обратите внимание, что ваша схема разделена на пять частей. У вас на партах лежат пять военных карт того времени, каждая из которых соответствует одному из участков шлюзной системы. Вам необходимо заполнить карточку с таблицей шлюзов, написав напротив названия шлюза номер карты, на которой вы его нашли. Побеждает та команда, которая больше остальных даст правильных ответов. (3 балла – 1 место, 2 балла – 2 место, 1 балл – 3 место)


-Теперь, узнав, где находились шлюзы, давайте выясним, сколько было потрачено средств на их строительство. Перед вами список расходов, составленный Михаилом Пузановым в 1936 году. На основании предложенной таблицы письменно ответьте на два вопроса.

1.Насколько различались шлюзы между собой?

2.Сколько стоил один шлюз?

Разумеется, царские рубли были более полновесными, чем сегодняшние. О том, насколько строительство было дорогим можно судить даже по тому, что в то время одно яйцо стоило лишь 3 копейки. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



-Но не все прошло так, как задумывалось. Последний Рышковский шлюз так и не построили. Часто пользовалась новыми судоходными возможностями лишь Глушковская суконная фабрика. Оказалось, что перевозить товары по Сейму было слишком затратно.


На этом фотографии вы можете видеть ее заброшенное здание. На этом графике показано количество судов в год, проходивших по реке Сейм. В каком году начался упадок шлюзной системы?


-Давайте закрепим полученные знания последним заданием: выпишите 12 слов, спрятанных в таблице. (3 балла – 1 место, 2 балла – 2 место, 1 балл – 3 место)








Подведение итогов, объявление победителей.




Приветствуют учителя и гостей.










Отвечают на вопросы учителя































































Команды собирают мозаику.










Учащиеся отвечают на вопросы.
















Учащиеся определяют тему урока, определяют цели












Учащиеся смотрят на изображения, формулируют принцип работы камерного шлюза.











Учащиеся смотрят на изображения, слушают учителя.






























Команды ищут шлюзы на картах, заполняют карточки.













Команды анализируют таблицу, суммируют третий столбец (более 30 тыс. рублей); делят содержимое пятого столбца на шесть и получают идентичный результат третьему столбцу (шлюзы были одинаковыми).



















Учащиеся смотрят на изображения и слушают учителя. Делают вывод, что с 1843 года по Сейму стало ходить меньше судов.




















Учащиеся находят и выписывают слова.





















Коммуникативные:

слушают учителя


Регулятивные:

учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, преобразованию практической задачи в познавательную





































































Коммуникативные: осуществляют взаимоконтроль


Познавательные:

учатся проводить наблюдения


Регулятивные: учатся планировать пути достижения цели



Коммуникативные:

формулировать собственное мнение


Познавательные:

учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классификацию


Регулятивные: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса















































Коммуникативные:

формировать собственное мнение и позицию, аргументировать, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, использовать речь для регуляции своей деятельности


Познавательные:

учатся проводить наблюдение под руководством учителя, учатся основам поискового чтения, организовывать исследование с целью проверки гипотез


Регулятивные:

учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение контролировать время и управлять им























Коммуникативные:

учатся учитывать разные мнения, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимопомощь

Познавательные:

осуществлять расширенные поиск информации, работать с текстом


Регулятивные:

учатся осуществлять познавательную рефлексию, адекватно оценивать свои возможности

Коммуникативные:

учатся использовать речь для регуляции своей деятельности, осуществлять коррекцию, оценку действий партнера















Работа с картами


Карта Российской Федерации






Карта Российской империи


























Предлагается на отдельном индивидуальном листе «слепая» таблица.

























Сбор мозаики








Работа с текстом





























Презентация
















































Схема развернутого устного ответа




















Презентация
































































Работа с раздаточным материалом














Схема для рефлексии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра "Шлюзная система по реке Сейм в 30-50-ые гг. XIX в."

Автор: Сахаров Александр Вадимович

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 292112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства