Тема
Шлюзная система по реке Сейм в 30-50-ые гг. XIX в.
Цель темы
Изучить историю строительства и функционирования Александринского водяного сообщения в 30-50-ые гг. XIX в.; развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к истории России и малой родины, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Основное содержание темы, термины и понятия
Определение условий, приведших к строительству по реке Сейм шлюзной системы; изучение финансовых затрат на строительные работы и мест установки шлюзов; рассмотрение причин недостаточного использования судоходных возможностей Сейма.
Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Изучить историю строительства и функционирования Александринского водяного сообщения.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Познавательные: рассмотреть историю Курского края в указанный период времени.
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности
Формы работы
Индивидуальная, групповая.
Ресурсы
Материалы фонда №168 ГАКО, карты, Интернет-ресурсы, презентации, раздаточный материал, схема развернутого ответа, схема рефлексии
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Методические приемы и используемые ресурсы
1.Организационный момент.
2.Мобилизация
3.Целеполагание
4.Решение проблемы, открытие новых знаний.
Физкультминутка
5.Контролирующее задание.
6.Рефлексия
Приветствие
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
-Посмотрите на данную карту. Думаю, ее очертания хорошо вам знакомы. Какая страна изображена на карте?
- Предлагаю посмотреть на другую карту. Кто знает, как называется это государство?
Это государство просуществовало до 1917 г. и исчезло почти сто лет назад. Сравните. Какая из них больше и почему?
-Но не только само государство было большим по размеру: губернии, на которые оно делилось, также были больше. Так выглядела Курская губерния. Раньше она включала территорию современных Белгородской и Курской областей, а также часть Украины. Давайте найдем на карте Европейской части Российской империи Курскую губернию.
-В то время для успешной торговли между регионами важную роль играло морское и речное сообщение. Имеет ли Курская губерния выход к морю?
-Какие губернии расположены вдоль Черного моря?
-Как вы думаете, что помогало Киевской губернии, не имевшей выхода к морю, перевозить товары в другие регионы?
- Речное судоходство также развивало торговлю. Но у Курской губернии не было судоходной реки, а самой крупной рекой был Сейм.
Перед вами лежит мозаика. Соберите ее правильно, чтобы получился текст.
-Итак, теперь вам предстоит ответить на несколько вопросов. Ответы можно найти в собранном вами тексте. (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Как на Руси называли реку Сейм?
2.Почему по реке Сейм практически не перевозили товары?
3.Как звали курского губернатора, который заинтересовался преобразованием Сейма в судоходное состояние?
4.Как звали человека, предложившего проект постройки системы шлюзов по реке Сейм?
-Итак, сегодняшний наш урок-игра будет посвящен данной теме. Давайте ее сформулируем.
-Взглянем на сами шлюзы. Перед вами деревянные речные шлюзы, схожие с теми, что были установлены по реке Сейм. К сожалению, наши шлюзы до сегодняшнего дня не сохранились. Предположите при помощи указанной схемы принцип работы шлюза.
(1 балл)
-Пузанову и его соратникам пришлось проделать трудную работу. Было решено построить 16 таких шлюзов, и 15 из них были готовы уже при новом губернаторе – Михаиле Николаевиче Муравьеве. Так выглядела схема расположения шлюзов. Долгое время курские историки не имели информации о расположении и названии шлюзов. Вам предстоит, наконец, сделать то, что им не удалось.
Переверните мозаику, и вы получите схему расположения всех шлюзов. Обратите внимание, что ваша схема разделена на пять частей. У вас на партах лежат пять военных карт того времени, каждая из которых соответствует одному из участков шлюзной системы. Вам необходимо заполнить карточку с таблицей шлюзов, написав напротив названия шлюза номер карты, на которой вы его нашли. Побеждает та команда, которая больше остальных даст правильных ответов. (3 балла – 1 место, 2 балла – 2 место, 1 балл – 3 место)
-Теперь, узнав, где находились шлюзы, давайте выясним, сколько было потрачено средств на их строительство. Перед вами список расходов, составленный Михаилом Пузановым в 1936 году. На основании предложенной таблицы письменно ответьте на два вопроса.
1.Насколько различались шлюзы между собой?
2.Сколько стоил один шлюз?
Разумеется, царские рубли были более полновесными, чем сегодняшние. О том, насколько строительство было дорогим можно судить даже по тому, что в то время одно яйцо стоило лишь 3 копейки. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
-Но не все прошло так, как задумывалось. Последний Рышковский шлюз так и не построили. Часто пользовалась новыми судоходными возможностями лишь Глушковская суконная фабрика. Оказалось, что перевозить товары по Сейму было слишком затратно.
На этом фотографии вы можете видеть ее заброшенное здание. На этом графике показано количество судов в год, проходивших по реке Сейм. В каком году начался упадок шлюзной системы?
-Давайте закрепим полученные знания последним заданием: выпишите 12 слов, спрятанных в таблице. (3 балла – 1 место, 2 балла – 2 место, 1 балл – 3 место)
Подведение итогов, объявление победителей.
Приветствуют учителя и гостей.
Отвечают на вопросы учителя
Команды собирают мозаику.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся определяют тему урока, определяют цели
Учащиеся смотрят на изображения, формулируют принцип работы камерного шлюза.
Учащиеся смотрят на изображения, слушают учителя.
Команды ищут шлюзы на картах, заполняют карточки.
Команды анализируют таблицу, суммируют третий столбец (более 30 тыс. рублей); делят содержимое пятого столбца на шесть и получают идентичный результат третьему столбцу (шлюзы были одинаковыми).
Учащиеся смотрят на изображения и слушают учителя. Делают вывод, что с 1843 года по Сейму стало ходить меньше судов.
Учащиеся находят и выписывают слова.
Коммуникативные:
слушают учителя
Регулятивные:
учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, преобразованию практической задачи в познавательную
Коммуникативные: осуществляют взаимоконтроль
Познавательные:
учатся проводить наблюдения
Регулятивные: учатся планировать пути достижения цели
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение
Познавательные:
учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классификацию
Регулятивные: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса
Коммуникативные:
формировать собственное мнение и позицию, аргументировать, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, использовать речь для регуляции своей деятельности
Познавательные:
учатся проводить наблюдение под руководством учителя, учатся основам поискового чтения, организовывать исследование с целью проверки гипотез
Регулятивные:
учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение контролировать время и управлять им
Коммуникативные:
учатся учитывать разные мнения, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимопомощь
Познавательные:
осуществлять расширенные поиск информации, работать с текстом
Регулятивные:
учатся осуществлять познавательную рефлексию, адекватно оценивать свои возможности
Коммуникативные:
учатся использовать речь для регуляции своей деятельности, осуществлять коррекцию, оценку действий партнера
Работа с картами
Карта Российской Федерации
Карта Российской империи
Предлагается на отдельном индивидуальном листе «слепая» таблица.
Сбор мозаики
Работа с текстом
Презентация
Схема развернутого устного ответа
Презентация
Работа с раздаточным материалом
Схема для рефлексии