ПРОЕКТ УРОКА:
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
(Всеобщая история 5 класс)
Автор: учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 1
г. Володарск
Бароненко Елена Юрьевна
Володарск, 2015г.
1. Проект урока (соответствующий требованиям ФГОС)
Описание проекта
Тема проекта | Проект урока истории в 5 классе: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2015. |
Классификация урока | Урок усвоения новых знаний |
Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса | 1.Количество учащихся в 5 классе - 30 чел.; мальчиков – 15 чел., девочек – 15 чел.; возраст – 11 лет. 2. Уровень способностей учащихся, особенности восприятия, внимания, памяти. В классе 8 отличников и 9 хорошистов. Процент качества знаний по предмету по итогам 1 четверти – 67%, успеваемость – 100%. Изучение уровня учебной мотивации позволило определить, что высокий уровень учебной мотивации преобладает у 51 % пятиклассников, средний уровень у 46 %, у остальных 3 % низкий уровень учебной мотивации. Учащиеся достаточно активны на уроках, но есть сложности, связанные с процессом адаптации, например, некоторые пятиклассники не могут привыкнуть к требованиям разных учителей, кроме того, испытывают трудности, связанные с увеличением учебной нагрузки. Также выявлены учащиеся, которые испытывают трудности при выполнении домашнего задания. 73% учащихся принимают и удерживают учебную задачу. |
Цели проекта | Формирование знаний обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение законов царя Хаммурапи, подведение к пониманию значения законов царя Хаммурапи |
Задачи проекта | продолжить формирование навыка работы с исторической картой по нахождению на ней территории изучаемого государства, природных объектов (реки Междуречья) и городов. продолжить формирование навыка работы с текстом исторического источника «Законы Хаммурапи». |
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики | Умение показывать по карте исторические объекты, главные населенные пункты; Умение определять с помощью карты причинно-следственные связи; Умение давать внутреннюю и внешнюю критику документа; Умение находить ответ в тексте документа; Умение отвечать на вопросы по иллюстрации в учебнике; Умение заполнять сравнительные таблицы. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Презентация, карта «Древнее Двуречье», задания для групповой работы на карточках |
1.2.Технологическая карта урока
Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Цель: Создание условий для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.
Задачи:
Обучающие
- Формировать представление о Вавилоне – главном городе Двуречья;
- Формировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
- Показать особенности законов – их социальную направленность.
Развивающие
- Формировать умения показывать по карте исторические объекты, главные населенные пункты;
- Формировать умения определять с помощью карты причинно – следственные связи;
- Формировать умения находить ответ по тексту учебника;
- Формировать умения давать внутреннюю и внешнюю критику документа;
- Формировать умения находить ответ в тексте документа;
- Формировать умения отвечать на вопросы по иллюстрации в учебнике.
Воспитательные
- Формировать ценностного отношения к свободе, правам человека, праву на жизнь.
- Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
- Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.
- Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
Ключевые понятия урока:
1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи.
Западная Азия (Передняя Азия).
Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
План урока:
1.Вавилон – главный город Двуречья.
2. Законы царя Хаммурапи
Форма организации обучения: комбинированный, фронтальная, индивидуальная и групповая деятельность
Основные виды деятельности учащихся:
Домашнее задание:
Этапы урока:
1.3.ХОД УРОКА
Этап урока | Время/ Мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 1 | Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, готовят необходимые к уроку принадлежности |
Вводно-мотивационный | 5 | Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить то о чём мы говорили с вами на прошлом уроке. У меня такие вопросы: - Где расположено Двуречье и почему оно так называется? Покажите на карте и опишите это место словами. - Чем занимались люди в Двуречье, какое было у них основное занятие? - Кто знает, как называется особый вид письма в Двуречье? - А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, когда они возникли? - Почему вы говорите, что они являлись государствами, а не городом или страной? - А какие это признаки? | По желанию 1 ученик показывает расположение, объясняет название, описывает, остальные добавляют или поправляют. - Земледелием и ремеслом, строили оросительные каналы. - Клинопись – особые знаки, выдавленные на глиняных табличках концом специально заостренной палочки. -Да, были государства, которые возникли более пяти тысяч лет назад. -Государства имеют свои признаки. - Государство имеет своё название, свою территорию, своего правителя, своё войско. |
Актуализация знаний | 5 | Вступительное слово учителя. Показывает учащимся рисунок. Постановка проблемного вопроса: « Как вы думаете, чем уникален этот столб?», «Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?» Версии учащихся фиксирует на доске. Подводит учащихся к выводу, что этот столб ценен содержанием написанном на нем текста. Учебная задача; узнать, о чем этот текст? | Слушают учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы Учителя Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Контролируют правильность ответов обучающихся. |
Изучение нового материала | 20-23 | - И вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним важным признаком государства – законом, и тем государством, который впервые дал нам свод записанных законов. Итак, ребята, тема нашего урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Внимание на доску. - Сегодня на уроке мы познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами будем по такому плану. План урока: 1.Вавилон – главный город Двуречья. 2. Законы царя Хаммурапи. - А вот и задание на урок: «Можно ли считать, что законы царя Хаммурапи справедливы? Свой ответ обоснуйте», также мы должны дать понятие термину «закон» (записано на меловой доске). 1.Вавилон – главный город Двуречья Проекторная доска: тема урока (1 слайд), план урока, задание на урок «Справедливы ли законы царя Хаммурапи?» (2 слайд), слово «закон» (на меловой доске). 2. Законы царя Хаммурапи - Продолжаем наш урок. Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.(запись в тетрадях). - Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье от Персидского залива до Ассирии. Ребята для того чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть место расположение Вавилонского царства, откройте пожалуйста страницу 67 в учебнике и найдите царство. Назовите самые крупные города Вавилонии. 2. Законы царя Хаммурапи. Вот мы с вами говорили о Вавилонском царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н. э. А каким он был правителем? Об этом мы узнаем из сообщения которое приготовил(ла)….(имя). (Сообщение на 3 мин.) - Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи из рассказа …..(имя)? - -Правильно, он был могущественным … И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель? - Как вы понимаете слово закон? - Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. Давайте мы с вами запишем это определение в тетради. (учитель записывает на доске) - Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи? - Примерно сто лет назад французские археологи при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из твердого черного камня. (Рис. на стр. 67) Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца – Шамаш. - А кто помнит, как называли бога Солнца в Египте? - Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Шамаш — небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи – земной бог, он вершит суд на земле. Вся остальная поверхность столба с двух сторон был покрыт клинописным текстом. И когда учёные расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи. - Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку. - Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы? Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах. Представьте себя юристами. I – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Трудовое население страны и законы”, II – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Преступление и наказание по законам Хаммурапи”, III – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми”. Каждая группа, изучив эти законы, должна будет ответить на ряд вопросов, которые записаны в ваших карточках. (Приложения 1, 2, 3) - Итак вопрос первой группе юристов: а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам и почему вы пришли к такому выводу? (Ответы детей) б) Чьи интересы защищали законы? в) Почему царь был заинтересован в благополучии населения страны. - А сейчас вопрос второй группе юристов: а) За какие преступления наказывали в Вавилонии? б) Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему? - А сейчас вопрос третьей группе юристов: а) Как относились в Вавилонии к рабам. б) Можете доказать, что законы Хаммурапи защищали права детей. - А сейчас вопрос всему классу: а) Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? б) Какие из этих законов мы можем считать справедливыми и могли бы использовать в наши дни, а какие несправедливыми? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заполнить колонки таблицы которая изображена на слайде (6 слайд). Законы Хаммурапи Справедливые | Несправедливые | 1 2 | 1 2 | Каждой группе раздаётся карточки с выдержками, и предлагается прикрепить эти выдержки в одной из колонок. | - Внимание на доску. - Записывают тему урока в тетрадь Записывают в тетрадях имя царя и дату его правления. Работают по карте в учебнике. Небольшое сообщение о личности Хаммурапи. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Записывают в тетрадь определение. Благодаря раскопкам археологов и исследованиям историков. Рассматривают рисунок. - Амон-Ра Встают из-за парт и участвуют в физминутке. Учащиеся рассаживаются по кругу на своих рядах. Работа в группах. Ответы детей. (отвечают по желанию, остальные добавляют) Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Внимание на доску. |
Первичное закрепление | 5 | - Ребята, а сейчас, исходя из нашей таблицы, мы с вами сможем дать ответ на задание нашего урока. Можно ли считать законы Хаммурапи справедливыми? - Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? - Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в 21 веке? | Ответы детей. Примерные ответы: - Это были правила по которым жили жители этого государства. - Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации. |
Выводы по уроку | 3 | - В конце нашего урока я хочу, чтобы вы задали себе два вопроса (на доске): - Что я узнал сегодня нового по данной теме? -Что меня более всего удивило, заинтересовало? | Ответы по желанию. |
Организация изучения домашнего задания | 2 | Учитель аргументировано оценивает работу учащихся, задает домашнее задание (п.14, вопросы и задания к тексту, по желанию подготовить сообщение о царе Хаммурапи). Выставляет отметки. | Задают вопросы. Записывают домашнее задание в дневник. Подают дневники учителю. |
Используемая литература:
1. Арасланова, О.В., Соловьев, К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 512 с. – (В помощь школьному учителю)
2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
3. Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. : ил., карт.
4. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.
5. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.
6. Годер, Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.
7. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории: Экспериментальное исследование в старших классах ср. шк. / Н.Г. Дайри – М., Просвещение, 1958. – 352 с.
8. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории в VIII – X классах / П.С. Лейбенгруб; под ред. А.В. Ефимова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 86 с.
9. Мартьянов, О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, филворды, логические задания: методическое пособие с электронным приложением / О.А. Мартьянова. М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с. (Качество обучения).
10. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
11. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.
12. Юдин, А.В. История Древнего мира. 5 кл.: контрольные карточки – задания: [дидактические материалы] / А.В. Юдин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 45 с.: ил.
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер.
Самоанализ проведенного урока:
Урок построен на принципах развивающего обучения
На этапе мотивации достигается положительный эмоциональный настрой детей на урок.
Достигнуто продуктивное сотрудничество учителя и учащихся при определении цели и задачи урока.
На этапе актуализации накопленного опыта формулируется вывод.
При изучении нового материала используются такие эффективные формы работы, как работа с историческими документами, работа с картой, групповая форма работы.
На протяжении всего урока наблюдается высокая мотивационная активность учащихся: дети самостоятельно формулируют выводы, работают с исторической картой.
Характер учебной деятельности учащихся на уроке конструктивный, творческий, дети имеют возможность высказывать собственную точку зрения и обосновывать ее. Вопросы заставляют детей думать, анализировать факты, делать выводы, строить предположения. Используется групповая игровая технология (юристы).
На уроке создана атмосфера уважения к ответам товарищей, доверия.
Урок проведен с использованием компьютерной презентации. Особенностью презентации является высокий уровень эстетического оформления слайдов. Богатый иллюстративный материал, выстроенный в логике урока, помогает создавать яркие исторические образы. На отдельных слайдах фиксируются основные выводы урока.
Урок характеризуется информационной насыщенностью, образностью, грамотным подбором технологий.
Цели урока достичь удалось, поставленные задачи были решены. Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Приложение 1 к § 14
Трудовое население страны и законы.
Вопросы первой группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?
2.Какой труд поощряли законы?
3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?
4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?
6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?
(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: “Поле я вновь обработаю”, то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.
Приложение 2 к § 14
Преступления и наказания по законам Хаммурапи
Вопросы второй группе:
1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: “Неумышленно я ударил”, – и оплачивать лекаря.
(Приложение 3 к § 14)
Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми
Вопросы третьей группе:
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?
2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.
4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: “Я отвергну своего сына”, то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка, то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
_________________________________________________________________
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
_________________________________________________________________
(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
__________________________________________________________________
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
__________________________________________________________________
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
__________________________________________________________________
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
__________________________________________________________________
31