Просмотр содержимого документа
«Урок Правление Ивана Грозного мет.разработка»
Открытый урок в 7 классе
учителя истории МКОУ СОШ№13 Левокумского муниципального района Ставропольского края Рагимовой Гюльмиры Гаджитагировны
I.Тема: «Правление Ивана IV Грозного».
II. Цель: 1.Повторить особенности внутренней политике Ивана IV: реформы 50-х г.г., опричнину; основные направления внешней политики; повторить понятия, даты.
3.Нравственное воспитание. Воспитание критического отношения к террору.
III. Оборудование.
1.Карта « Россия в XVI веке»
2.Портрет Ивана Грозного;
3.Учебная картина «Иван Грозный и сын его Иван» (художник Репин И.Е.)
4.Интерактивная доска
Оформление доски
На доске тема урока, изображен портрет Ивана IV, учебная картина.
Карта « Россия в XVI веке»
IV. Ход урока. Вступительное слово учителя. (Краткое изложение сути темы, целей и задач урока. Класс делится на две команды (группы), учащиеся выбирают капитанов (консультантов) команд).
I.Разминка «Знаешь ли ты исторические термины и даты».
1. Историческая перестрелка.
К интерактивной доске приглашаются два ученика: Им дается задание: поочередно называть и записывать слова, относящиеся к правлению Ивана IV (соревнование на знание понятий, кто больше запишет)
Например: 1 ученик. 2 ученик.
Централизация реформа
Копейка Монетный двор
Царь Земский собор
Приказы стрельцы
Губа дворяне
Опричнина опричное войско
Судебник Стоглав
2). Историческая зарядка (учащиеся должны показать знание понятий)
II. Характеристика Ивана IVпо схеме (проверяется умение давать характеристику историческому деятелю). Команды получают схемы и работают над ними (групповая работа)
Схема: Иван IV Грозный ( на доске)
Портрет характер Деяния
III. Контрольный опрос
Каждая команда получает конверт с вопросами и заданиями, которые они должны выполнить в группе, т.е. командой, идет коллективная работа, капитан команды - это консультант, один из самых подготовленных учащихся. Учащиеся обсуждают пакет вопросов и выбирают кому отвечать. Проверяется умение рассуждать, давать характеристику историческому деятелю, умение составлять рассказ, обобщать, подводить итоги, умение давать оценку историческим событиям, а также сплоченность и умение работать в коллективе.
I команда (группа)
1.Расскажите о становлении личности Ивана IV (в какой среде он рос, о его увлечениях и способностях).
2. Охарактеризуйте реформы 50-х годов. Укрепление центральной власти. Стоглавый Собор. Военная реформа.
3.Каковы основные направления внешней политики Ивана IV?
II команда (группа)
1.Охарактеризуйте политику опричнины в 1565-1572 гг.XVI в. Почему современники прозвали опричников «тьмой кромешной»?
2.Расскажите о покорении Сибири Ермаком.
3. Каковы итоги правления Ивана IV?
IV. Проблемные вопросы
1. Иван IV: кто он, тиран или ………..?
2. Была ли Россия сословно - представительной монархией? В чем сходство и различие Земского Собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?
3.Зачем понадобилось проводить политику опричнины? Согласны ли Вы с утверждением, что для достижения целей все средства хороши?
4.Оправдано ли будет в наши дни применение жестоких методов и средств для достижения целей современными политиками?
Ж. «Преподавание истории в школе» №8-99 г. стр.17
V.Исправь ошибки в тексте( учащиеся получают текст с ошибками)
« Иван IV правил с 1547 (1 ошибка). Он был человеком очень добрым и мягким, правителем мудрым и справедливым (2 ошибка). При его правлении к России присоединили Крымское ханство (3 ошибка), Кабарду, Казанское и Астраханское ханства.
Иван IV строил много церквей, при нем был построен Стоглавый Собор (4 ошибка). В Избранной Раде заседали представители разных сословий (5 ошибка)- бояре, дворяне, торговые люди, представители посадов вершили дела государственные».
Изучая период правления Ивана IV, учащиеся познакомились с выдающимися историческими деятелями.
VI. Что знаешь? (Изображения портретов на доске)
-А.Адашев
-Андрей Курбский
-Ермак
-Филипп Колычев
-Иван Выродков
-Малюта Скуратов
VII.Викторина
1.Как звали мать Ивана IV?
2.Как называлась общерусская монета, введенная Еленой Глинской? (серебр. копейка)
3.У Ивана IV была одна из крупнейших в Европе………..? (библиотек).
4. Как звали митрополита, который посоветовал Ивану IV венчаться на царство? (Макарий)
5. Что такое пожилое? Юрьев День? Заповедные лета?
6.Реформы Ивана IV и Избранной Рады имели цель…………………? (централизации страны).
7.Как назывался приказ над приказами и кто его возглавлял? (Челобитный, А.Адашев)
8.Что такое ясак? (умеренный налог мехами)
9.Кого называли «и всей Сибирской земли повелитель»? ( царя, Ивана IV)
10.Кто такие «охочие люди»? (казаки)
11.В результате восточной политики, какие земли были присоединены к России? (волжские земли – Поволжье - Казань, Астрахань)
12.Каков главный итог царствования Ивана Грозного?
VIII. Тест по периоду правления Ивана IV (появляется на доске)