Просмотр содержимого документа
«Урок по религиоведению: "Буддизм"»
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Сырымбетская средняя школа
Тема урока по религиоведению:
«Буддизм»
Подготовила: Ергалиева Зайра Капезовна
учитель истории и географии
Тема: Буддизм.
Цели урока.
- Объяснить учащимся о возникновении и вероучении буддизма, охарактеризовать жизнь Будды, углубить знания об основных направлениях учения буддизма, рассмотреть течения Хинаяна и Махаяна.
- Развивать речь, умение анализировать факты, работать с дополнительной литературой.
- Воспитывать толерантность, уважение к истории других народов, гуманных отношений на уроках.
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные.
Ход
I.Организационный момент.
II.Опрос домашнего задания:
1. Какие священные книги почитают иудеи?
Что вы знаете о вероучении и культовой практики иудаизма?
Назовите основные историчесике вехи становления иудаизма?
В чем заключается смысл «четырех благородных истин»» буддизма? Дайте пояснения.
Назовите священные тексты буддизма?
На какие течения разделился буддизм в ходе своего исторического развития?
III.Объяснение нового материала.
Возникновение буддизма
1. Основатель буддизма.
2. Особенности учения буддизма.
3. «Четыре благородные истины».
4. Буддизм в Казахстане.
Основные направления буддизма.
5. Основные течения буддизма.
6. Причина разделения буддизма на две части.
7. Памятники, свидетельствовавшие о распространении буддизма на территории Казахстана.
Учитель начинает урок с вопроса:
Кто был основателем буддизма?
Буддизм – древнейшая мировая религия. Возник Буддизм в VI в. до н.э. в Индии. Основоположником является Сиддхартха Гаутама. К настоящему времени широкое распространение в Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.
Затем учитель дает задание: составить кластера о личности Гаутама.
(запись в тетрадь)
родился в 567 году в семье вождя племени в
Южном Непале
отец - правитель умер в возрасте 80 лет
небольшого княжества
Рисунок № 25. Гаутама
Опережающее задание: учащиеся выступают с сообщением о жизни Гаутама.
Буддизм признает сансару (перерождение душ)
карму (воздаяние)
дхарму (праведный путь)
Задание: заполнить таблицу и дать пояснения об учении Будды.
Рисунок № 26. Гаутама«Четыре благородные истины»
Таблица № 6 Из строк «Четыре благородные истины»
Вопрос
Ответ
Жизнь- это страдание
Причина страданий - желания и жажда жизни
Избавление от страданий возможно
Есть путь, ведущий к избавлению от страданий
Все , что происходит в мире, несет страдания, считал Будда. Болезни, разочарования, лишения и даже радостные события – всего лишь иллюзия в бренной жизни
Источник страданий Будда видел в устремлениях человека, его зависимости от привязанностей и желаний
Будда признавал возможность прекращения жизненных тягот
Это путь называют «восьмеричным», потому что он включает восемь ступеней
Проблемное задание:
- Как распространился буддизм на территории Казахстана?
- Какие памятники свидетельствуют об этом?
(учащиеся работают вместе с учителем по учебнику.)
Буддизм проник на территорию Центральной Азии из Индии, через территории Пакистана и Афганистана с сер.I в. до н.э. Распространением учения особенно с II-III вв.н.э., занимались миссионеры, среди которых занимались согдийцы. Наследием той эпохи являются многочисленные памятники древнего Шелкового пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана).
Волна распространения буддизма в Казахстане связана с переселением и нападениями джунгаров в ХVI-ХVIII вв. Монастыри эпохи Джунгарского ханства обнаружены в Семиречье, в районе озера Балхаш и степных районах Центрального Казахстана. Уникальными археологическими памятниками являются изображения нескольких будд и буддийские тексты на скалах в урочище Тамгалы-Тас в окрестностях Алматы.
Таблица № 7
Памятники буддийской культуры
- Монастырь Каратобе
- Культовое сооружение
- Комплекс памятников
- Буддийский монастырь Аджина-тепе
III вв.в Термезе
Долина Санзара в Согде
В Маре
VII-VIIIвв. В
- Буддийский храм
- Храмы Ак- Бешима и Красной речки
- Статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен
- Подземный буддийский монастырь
- Остатки буддийских храмов
- Наскальные изображения и надписи
В Хуве
В Семиречье (Жетысу)
Семиречье и Южный Казахстан, Жамбылская область (Тектурмас и Баласагун)
Исфиджаб ( Сайрам)
В Каркаралинске
На горе Улытау близ Жезказгана.
Основные направления буддизма.
Учитель беседует с учащимися:
(работа по учебнику)
- Назовите священные тексты из учения буддизма?
Рисунок № 27. Сидхартха Гаутама
Вероучение буддизма изложено в собрании книг, известном как «Типитака» или «Трипитака», что в переводе означает «Три корзины». Такое название связано с тем, что первоначально тексты писались на пальмовых листьях и складывались в плетеные корзины.
Отправлением ритуалов занимались монахи, читавшие канонические буддийские тексты. Монахи активно занимались проповеднической деятельностью, нес людям учение Будды.
Со временем в буддизме сложилось два основных течения – хинаяна (тхеравада) и махаяна.
Далее учитель задает следующий вопрос:
Назовите причины разделения буддизма на части?
Течения в буддизме
Хинаяна Махаяна
По историческим сведениям, после смерти Будды, спустя столетия, на собрании монахов были составлены неизменные основы, принципы и правила религии. Между последователями Будды по этим проблемам возникли разногласия, что привело к появлению двух направлений в буддизме. Хинаяна была за нерушимость религиозного учения и традиций. Махаяна поддерживала мнение внесения дополнений и необходимости дать обширное и свободное понимание буддизма.
Лаос. В Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Бутан, Монголия, Тибет, Бурятия
Малайзии и Непале ее влияние было (как ламаизм).
Работа в малых группах
Задание № 1. Объединитесь по 2 человека и расскажите друг другу о течениях – Хинаяна и Махаяна. Для выполнения следующего задания учащиеся объединяются в более многочисленные группы.
Задание № 2 (каждой группе отдельное).
1-я группа - работает по возникновению другого течения - ламаизм. Готовит сообщение о Далай-Ламе.
2-я группа – работает, и готовят сообщение по распространению буддизма в Казахстане.
3-я группа – работает по памятникам, которые свидетельствовали о распространении буддизма на территории Казахстана.
4-я группа - анализируют работу групп и делают выводы.
Выступления учащихся, подведение итога урока, применение критерий оценок.
В закреплении урока учитель зачитывает слова великого Будды, а учащиеся дают краткую характеристику к словам Будды.
«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,
но отсутствием ненависти прекращается она ». Буддизм получил распространение за пределами Индии в таких странах, как Китай, Япония, Корея, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Монголия. Что касается самой Индии, то здесь буддизм в I тысячелетии н.э. постепенно был вытеснен индуизмом. В наши дни буддисты составляют лишь один процент индийского населения.
Задание на дом: § 10-11. Написать эссе на тему: «Четыре благородные истины». Прочитать и изучать священные тексты буддизма. Прочитать о течениях - Хинаяна и Махаяна. Подготовить дополнительную литературу о буддизме после смерти Гаутама