kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по религиоведению: "Буддизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок раскрывает тему: "буддизм". Способствует развитию у учащихся широкого понятия о религии буддизм, его путях появления и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по религиоведению: "Буддизм"»

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

Сырымбетская средняя школа














Тема урока по религиоведению:

«Буддизм»


Подготовила: Ергалиева Зайра Капезовна

учитель истории и географии












































Тема: Буддизм.

Цели урока.

- Объяснить учащимся о возникновении и вероучении буддизма, охарактеризовать жизнь Будды, углубить знания об основных направлениях учения буддизма, рассмотреть течения Хинаяна и Махаяна.

- Развивать речь, умение анализировать факты, работать с дополнительной литературой.

- Воспитывать толерантность, уважение к истории других народов, гуманных отношений на уроках.


Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные.


Ход

I.Организационный момент.

II.Опрос домашнего задания:

1. Какие священные книги почитают иудеи?

  1. Что вы знаете о вероучении и культовой практики иудаизма?

  2. Назовите основные историчесике вехи становления иудаизма?

  3. В чем заключается смысл «четырех благородных истин»» буддизма? Дайте пояснения.

  4. Назовите священные тексты буддизма?

  5. На какие течения разделился буддизм в ходе своего исторического развития?

III.Объяснение нового материала.

Возникновение буддизма

1. Основатель буддизма.

2. Особенности учения буддизма.

3. «Четыре благородные истины».

4. Буддизм в Казахстане.

Основные направления буддизма.

5. Основные течения буддизма.

6. Причина разделения буддизма на две части.

7. Памятники, свидетельствовавшие о распространении буддизма на территории Казахстана.

Учитель начинает урок с вопроса:


Кто был основателем буддизма?


Буддизм – древнейшая мировая религия. Возник Буддизм в VI в. до н.э. в Индии. Основоположником является Сиддхартха Гаутама. К настоящему времени широкое распространение в Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.


Затем учитель дает задание: составить кластера о личности Гаутама.


(запись в тетрадь)

родился в 567 году в семье вождя племени в

Южном Непале


отец - правитель умер в возрасте 80 лет

небольшого княжества

Рисунок № 25. Гаутама


Опережающее задание: учащиеся выступают с сообщением о жизни Гаутама.

Буддизм признает сансару (перерождение душ)


карму (воздаяние)


дхарму (праведный путь)



Задание: заполнить таблицу и дать пояснения об учении Будды.


Рисунок № 26. Гаутама «Четыре благородные истины»


Таблица № 6 Из строк «Четыре благородные истины»

Вопрос

Ответ

  1. Жизнь- это страдание


  1. Причина страданий - желания и жажда жизни


  1. Избавление от страданий возможно


  1. Есть путь, ведущий к избавлению от страданий

  1. Все , что происходит в мире, несет страдания, считал Будда. Болезни, разочарования, лишения и даже радостные события – всего лишь иллюзия в бренной жизни

  1. Источник страданий Будда видел в устремлениях человека, его зависимости от привязанностей и желаний

  2. Будда признавал возможность прекращения жизненных тягот

  3. Это путь называют «восьмеричным», потому что он включает восемь ступеней




Проблемное задание:

- Как распространился буддизм на территории Казахстана?

- Какие памятники свидетельствуют об этом?

(учащиеся работают вместе с учителем по учебнику.)


Буддизм проник на территорию Центральной Азии из Индии, через территории Пакистана и Афганистана с сер.I в. до н.э. Распространением учения особенно с II-III вв.н.э., занимались миссионеры, среди которых занимались согдийцы. Наследием той эпохи являются многочисленные памятники древнего Шелкового пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана).


Волна распространения буддизма в Казахстане связана с переселением и нападениями джунгаров в ХVI-ХVIII вв. Монастыри эпохи Джунгарского ханства обнаружены в Семиречье, в районе озера Балхаш и степных районах Центрального Казахстана. Уникальными археологическими памятниками являются изображения нескольких будд и буддийские тексты на скалах в урочище Тамгалы-Тас в окрестностях Алматы.



Таблица № 7

Памятники буддийской культуры

- Монастырь Каратобе

- Культовое сооружение

- Комплекс памятников

- Буддийский монастырь Аджина-тепе

III вв.в Термезе

Долина Санзара в Согде

В Маре

VII-VIIIвв. В

- Буддийский храм

- Храмы Ак- Бешима и Красной речки

- Статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен

- Подземный буддийский монастырь

- Остатки буддийских храмов

- Наскальные изображения и надписи

В Хуве

В Семиречье (Жетысу)

Семиречье и Южный Казахстан, Жамбылская область (Тектурмас и Баласагун)

Исфиджаб ( Сайрам)

В Каркаралинске

На горе Улытау близ Жезказгана.







Основные направления буддизма.

Учитель беседует с учащимися:

(работа по учебнику)

- Назовите священные тексты из учения буддизма?









Рисунок № 27. Сидхартха Гаутама


Вероучение буддизма изложено в собрании книг, известном как «Типитака» или «Трипитака», что в переводе означает «Три корзины». Такое название связано с тем, что первоначально тексты писались на пальмовых листьях и складывались в плетеные корзины.

Отправлением ритуалов занимались монахи, читавшие канонические буддийские тексты. Монахи активно занимались проповеднической деятельностью, нес людям учение Будды.

Со временем в буддизме сложилось два основных течения – хинаяна (тхеравада) и махаяна.


Далее учитель задает следующий вопрос:


Назовите причины разделения буддизма на части?


Течения в буддизме




Хинаяна Махаяна


По историческим сведениям, после смерти Будды, спустя столетия, на собрании монахов были составлены неизменные основы, принципы и правила религии. Между последователями Будды по этим проблемам возникли разногласия, что привело к появлению двух направлений в буддизме. Хинаяна была за нерушимость религиозного учения и традиций. Махаяна поддерживала мнение внесения дополнений и необходимости дать обширное и свободное понимание буддизма.

Распространение двух направлений в странах:


Хинаяна Махаяна



Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Камбоджа, Китай, Япония, Корея, Непал,

Лаос. В Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Бутан, Монголия, Тибет, Бурятия

Малайзии и Непале ее влияние было (как ламаизм).


Работа в малых группах

Задание № 1. Объединитесь по 2 человека и расскажите друг другу о течениях – Хинаяна и Махаяна. Для выполнения следующего задания учащиеся объединяются в более многочисленные группы.

Задание № 2 (каждой группе отдельное).

1-я группа - работает по возникновению другого течения - ламаизм. Готовит сообщение о Далай-Ламе.

2-я группа – работает, и готовят сообщение по распространению буддизма в Казахстане.

3-я группа – работает по памятникам, которые свидетельствовали о распространении буддизма на территории Казахстана.

4-я группа - анализируют работу групп и делают выводы.


Выступления учащихся, подведение итога урока, применение критерий оценок.


В закреплении урока учитель зачитывает слова великого Будды, а учащиеся дают краткую характеристику к словам Будды.


«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,

но отсутствием ненависти прекращается она ». Буддизм получил распространение за пределами Индии в таких странах, как Китай, Япония, Корея, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Монголия. Что касается самой Индии, то здесь буддизм в I тысячелетии н.э. постепенно был вытеснен индуизмом. В наши дни буддисты составляют лишь один процент индийского населения.

Подведение итога урока, комментирует критерии оценок.


Задание на дом: § 10-11. Написать эссе на тему: «Четыре благородные истины». Прочитать и изучать священные тексты буддизма. Прочитать о течениях - Хинаяна и Махаяна. Подготовить дополнительную литературу о буддизме после смерти Гаутама












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по религиоведению: "Буддизм"

Автор: Ергалиева Зайра Капезовна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Внеклассное мероприятие: Викторина "Своя игра" урок религиоведения 9 класс "
    ["seo_title"] => string(83) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-viktorina-svoia-ighra-urok-rielighioviedieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143560"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418559003"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "презентация для урока религиоведения на тему "Мировые религии""
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia_dlia_uroka_rielighioviedieniia_na_tiemu_mirovyie_rielighii"
    ["file_id"] => string(6) "363871"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480428892"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) ""Библейские легенды и христианство"  разработка урока по религиоведению "
    ["seo_title"] => string(79) "biblieiskiie-lieghiendy-i-khristianstvo-razrabotka-uroka-po-rielighioviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "169772"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423470496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства