kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Начало российского парламентаризма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был разработан и проведён к 100-летию Государственной Думы. Он используется при изучении деятельности Госдумы в 9 и 11 классах. К уроку автором подготовлена и одноимённая презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Начало российского парламентаризма"»

Павлюченко Тамара Михайловна, ГБОУ СОШ п.Октябрьский г.о. Похвистнево


Сценарий заседания I Государственной Думы:

«Начало российского парламентаризма».

(Был составлен и использован к 100 – летию ГД)



Оформление зала: на переднем плане зала – стол для спикера, по бокам от него: трибуна с одной стороны, триколор – с другой.

В центре экрана – портрет Николая II. Над ним – герб России.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайдовые презентации.

На первом ряду по краям сидят Николай II и И.Л. Горемыкин.

Действующие лица:

  1. Ведущие.

  2. Император Николай II.

  3. Муромцев С.Д.

  4. Витте С.Ю.

  5. Гучков А.И.

  6. Ленин В.И.

  7. Столыпин П.А.

  8. Горемыкин Л.Г.

  9. Кадет.

  10. Трудовик.

  11. Социал-демократ.



Вступительное слово учителя: Слайд №1. Мы являемся современниками деятельности V Государственной думы РФ. На самом деле в истории России это уже 8-ой созыв Госдумы. Первые четыре работали с 1906 по 1917 год.

Обратите внимание: I Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года, т.е. в этом году 100-летний юбилей.

А что такое Госдума сегодня?

(Чаще всего ученики отвечают «Парламент»).

Не совсем точно. Нынешний парламент – Федеральное собрание – состоит из двух палат: верхняя - Совет Федерации; назначается президентом; нижняя – Государственная Дума избирается всенародным голосованием.

Сегодня мы воспроизведем обстановку, в которой была создана Дума, и станем свидетелями нескольких заседаний I Государственной думы.

Учитель. Какие надежды возлагали разные слои населения на Думу? (Ответ учащихся)

I ведущий. В разгар Московского восстания был опубликован указ о выборах в

Государственную Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Император так выразил

свое опасение:

Слайд №4. Николай II. «Идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня – всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики».


II ведущий. Избирательного права были лишены женщины, 63% мужчин и большая часть населения окраин России. В феврале - марте 1906 г. выборы состоялись. Они

произошли по сословному принципу или по куриям: земледельческой, городской, крестьянской, рабочей. 20 февраля Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем.



I ведущий. Подписанный императором в разгар революции 17октября Манифест об

усовершенствовании государственного порядка стал крупным событием в политической жизни страны. Он вводил для населения гражданские свободы. Подтвердил согласие Николая II на выборы в Государственную Думу. Дума по Манифесту становилась законодательным органом, нижней палатой впервые создаваемого в России парламента. Это был, безусловно, прорыв режима на пути реформирования власти в стране. Однако это было лишь начало.



Слайд №5. II ведущий. Оценивая свое состояние в этот судьбоносный для страны день, Николай II так записал в дневнике: «После такого дня голова сделалась тяжелою, и мысли стали путаться. Господи, помоги мне, спаси и усмири Россию».

На основании Манифеста за несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало «Основные Государственные законы Российской империи», которые некоторые историки считают первой Конституцией в истории России.

Как вы думаете, с какой целью их опубликовали до начала работы Думы?

Ответьте на вопрос после ознакомления с важным фрагментом документа. Его зачитывает сам

Слайд №6. Николай - II: «Статья -7 гласит: «Монарх осуществляет власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой. За царем сохраняются: право на пересмотр «основных законов», руководство внешней политикой, объявление войны, заключение мира, верховное командование над вооруженными силами, право на объявление чрезвычайного положения в отдельных местностях страны, назначение или увольнение министров.

Статья 63. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее

членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в

Думу и время ее созыва».



Слайд №7. I ведущий: В ходе выборов столкнулись как правительственные интересы, так и интересы либеральной оппозиции. Эсеры и большевики бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Вот мнение лидера большевиков В.И. Ульянова (Ленина):


Ленин «Я настаиваю на том, что социалисты должны бойкотировать Думу. Надо

поднимать народ на революцию, а не вести никому ненужную говорильню!»

Слайд №8. Учитель: Результаты выборов были обнародованы 20 апреля. С ними вас знакомит Председатель Совета министров, министр внутренних дел С.Ю. Витте:

Юноша, играющий Витте, выходит к экрану, на котором слайды: портрет Витте и таблица «Состав I Думы».

Слайд №8. Витте: «В 1 Государственную Думу кадеты получили 179 мест, беспартийные -105, трудовики - 97 представители национальных окраин -63, социал-демократы -18, октябристы -16.

Слайд №9. Вывод: главную победу одержала партия конституционных демократов, получивших 34% всех мест. Это был результат весьма умелой кампании, которую провели лучшие публицисты и ораторы страны.

Конфликт между оппозиционно настроенной Думой, считавшей себя хранительницей национального суверенитета и государством, претендующим на роль носителя исторической и монархической законности, стал неизбежен.

Я подаю в отставку. Но все, что я смог сделать для спасения царского режима от финансового краха, я сделал. Я добился получения от иностранных государств большого денежного займа. Поэтому России в момент революции финансовый кризис не угрожает».

(возвращается в зал)

Слайд №10. Николай II: «Председателем Совета министров назначаю г-на И. Л. Горемыкина, министром внутренних дел – П.А. Столыпина. (Ученики, играющие роли Горемыкина и Столыпина, сидящие в зале, встают, принимая назначения).

Слайд №11. Учитель: «А сейчас мы перенесемся в зал заседаний Таврического дворца, где в течение 72-х дней кипели политические страсти».

27 апреля 1906 года.

Первое заседание первой в истории России Государственной Думы. Председательствует сам император всея Руси НиколайII .

Николай II: «Добрый день, господа!»

Слайд №12. (Император встает за трибуну. Все присутствующие поднимаются и исполняют начало гимна Российской империи под музыкальную фонограмму: «Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам»).

Николай II: «Прошу садиться. Поздравляю вас, господа, с избранием Государственной Думы. (Аплодисменты). Надеюсь, что нам с вами удастся плодотворно работать на благо матушки-России. Особое уважение я выражаю представителям крестьянства и деятелей просвещения, и надеюсь, что одной свободы для благоденствия государства мало – необходим и порядок. Со своей стороны я, как самодержец Всероссийский, гарантирую выполнение «основных законов. (Аплодисменты).

А сейчас, господа, нам необходимо избрать Председателя Государственной Думы. Какие будут предложения?

(Думцы перешептываются, один из них выходит вперед).


Депутат: «Группа депутатов выдвигает на должность Председателя Думы представителя

умеренного либерализма, профессора римского права - господина Муромцева Сергея Александровича».

Николай II: «Другие предложения будут? Кто за кандидатуру г-на Муромцева, прошу голосовать. (Голосующие «за» встают).

Итак, большинством голосов г-н Муромцев избирается Председателем Думы.

Сергей Александрович, занимайте свое законное место».

Слайд №13. (Муромцев выходит к императору, тот поздравляет, пожимая руку).

Николай II: «В добрый путь, господа!» (садиться в зал)

Муромцев: «Господа депутаты, благодарю за оказанное мне доверие.

Учитель: «В самый первый день думцы выдвинули правительству требование отменить

смертную казнь и провести амнистию. И сразу же столкнулись с отношением к думе

правительства». (с места обернувшись к залу).


Горемыкин: «Правительство твердо стоит на том, что амнистия не может распространяться на

террористов, участников вооруженных действий и т.д. в условиях нарастающих беспорядков в

стране правительство заявляет, что всеобщего избирательного права, политической амнистии и

отмены смертной казни правительство рассматривать не будет!

А вы, господа депутаты, занимайтесь своими делами и помните, что Дума – законосовещательный, а не законодательный орган!»





02.05.1906.

Слайд №14. Муромцев: «Господа, открываю очередное заседание Думы. В законопроектах, разработанных в депутатских фракциях и группах, наметились первоочередные вопросы. Первый – земельный вопрос, второй – амнистия политзаключенных, третий – отмена смертной казни. Слово имеет лидер партии «Союз 17 октября» г-н Гучков.

(Все выступающие депутаты встают за трибуну)

Слайд №16. Гучков: «От имени депутатов – октябристов разрешите высказаться по наболевшему вопросу.

Мы более других партий заинтересованы в том, чтобы Россия-матушка процветала. Для

процветания России наряду с общедемократическими порядками необходимо ввести свободу

промышленности, торговли, свободу приобретать собственность и распоряжаться ею!

Хотя мы являемся противниками отчуждения земель, считаем, что зажиточные крестьянские

хозяйства надо всемерно поощрять. И настала пора освободить крестьян от оков общины!

Заодно и по рабочему вопросу. Пора сократить продолжительность рабочего дня на

Предприятиях, и принять страховое законодательство!

Благодарю, господа!»

Слайд №17. Муромцев: «Слово – конституционным демократам».

Кадет: «Мы вносим в Думу свой аграрный законопроект. Первое – принудительное

тчуждение (за справедливое вознаграждение) той части помещичьих земель, которые

обрабатываются на основе полукрепостнической отработочной системы или сдаются

крестьянам в кабальную аренду. Второе: отчуждение государственных кабинетных

министерских земель. Третье: вся земля переходит в государственный земельный фонд, из

которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Четвертое:

аграрным вопросом должны заниматься земельные комитеты, которые на одну треть состоят из

крестьян, на одну треть из помещиков, на одну треть из представителей власти.

Спасибо, господа».

Муромцев: «Трудовики, вам слово».

Трудовик: «В нашу парламентскую группу входят крестьяне, учителя, фельдшеры, уездные

врачи, статисты и др. мы настаиваем, что вся земля должна быть передана в общенародный

земельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом.

Некоторые из нас допускают выкуп за землю, но большинство требует, чтобы вся земля

перешла к крестьянам бесплатно. Благодарю».



Муромцев: «Так как большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, социалистов здесь

представляют только меньшевики.

Пожалуйста, господа».



Социал-демократ: «Социал-демократия не должна способствовать развитию в крестьянских

массах иллюзий о завоевании себе прочного хозяйского положения при капитализме.

Крестьянство – реакционная сила. Достаточно вернуть им отрезки и прекратить выкупные

платежи. Но помещичье землевладение сохранить необходимо!»



(Во время его выступления группа кадетов тихо совещается, затем подает записку Муромцеву).

Из фракции трудовиков – с места: «Мы возмущены выпадом меньшевиков в сторону

крестьян. Какая же реакционная сила, если в данное время крестьянство бунтует по всей

стране – только за три месяца произошло более полутора тысяч крестьянских выступлений!

Будьте осторожны в определениях, господа социал-демократы!»



Муромцев: «Спокойнее, господа! Соблюдаем регламент!

Поступило предложение от фракции кадетов. (читает). «Правительство должны сформировать

именно мы, кадеты, т.к. мы имеем большинство депутатских мест в Думе». Прошу обдумать

предложение, господа.

А теперь итоги обсуждения аграрного вопроса. Аграрная комиссия признала «принцип

принудительного отчуждения земель». Какое мнение на этот счет у г-на Горемыкина?»



Слайд № 18. Горемыкин: (возмущённо) «Ваши требования, господа, переходят все границы. Эти вопросы не входят в компетенцию Думы».

5.05.06.

Слайд № 17. Муромцев: итак, господа, за неделю нашей работы мы убедились , что правительство России

не признаёт за нами законодательных политических прав. Многие депутаты предлагают

принять обращение к правительству.

Какие будут предложения?

(думцы делают предложения с места, вставая)

- Установить всеобщие выборы;

- Отменить все ограничения на законодательную деятельность Думы;

- Упразднить Государственный Совет;

- Требуем гарантий соблюдения гражданских прав, включая право на забастовку;

- Министры должны нести личную ответственность за свою. деятельность!

- Отменить смертную казнь, амнистировать политзаключённых,

- В срочном порядке провести аграрную реформу ,пересмотреть налогообложение, ввести всеобщее и бесплатное образование

- Мы требуем согласиться на расширение полномочий Думы и превратить её в полномочный парламент!

- Не для протокола: мы думаем, что царь не посмеет тронуть нас, единственных спасителей России!

Горемыкин: (в состоянии крайнего возмущения) Я от имени правительства отвергаю все ваши требования!

ГОЛОСА ИЗ ЗАЛА:

- Возмутительно!

- Правительство - в отставку!

- Не доверяем такому правительству!-

И Горемыкину не доверяем!

(Опять передаётся записка Муромцеву)

Муромцев: Господа, поступило ещё одно предложение: оказать правительству вотум

недоверия и потребовать немедленной его отставки

Голосуем данное предложение. (голосование)

Итак, против отставки правительства –7 голосов, остальные – за.

Объявляем недоверие ныне действующему правительству!



Учитель: Работа в Думе не шла. Почти каждое заседание проходило в страшном шуме, часто заканчивалось скандалом и дракой.

9 июля Таврический дворец был оцеплен войсками. 178 депутатов уехали в Выборг

Слайд № 19 , находящийся на территории Финляндии, где российская полиция не имела права действовать.

Депутаты приняли Выборгское воззвание. МУРОМЦЕВ читает: «Мы призываем российский народ к пассивному сопротивлению властям: ни копейки в казну, ни одного солдата в армию!»

За это они были приговорены к 3 месяцам тюрьмы и лишению права быть куда- либо

избранными.



Горемыкин: Правительство вынуждено уйти в отставку.

Новым Председателем Совета министров стал П. А. Столыпин.

Слайд № 20. Столыпин: (о себе) Я - Пётр Аркадьевич Столыпин. Начал свою карьеру в Министерстве

внутренних дел. Служил уездным, затем губернским предводителем дворянства, губернатором

Гродненской губернии.

26 апреля 1906 года я назначен министром внутренних дел, а через 2 месяца возглавил

правительство. Я приказал повесить на дверь Таврического дворца замок. 9 июля 1906 года я

начал проведение реформ в стране, которые могли привести к созданию в стране правового

государства. Главная из моих реформ – аграрная.

Я вызвал недовольство и правых, и левых. На мою жизнь покушались дважды. А в сентябре

1911 года я буду смертельно ранен анархистом Богровым.

К сожалению, в стране не окажется ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить

мои начинания.

Учитель: Таким образом, Дума просуществовала всего 72 дня. Надежды царизма на Думу не

оправдались. Она оказалась непослушной. Главные вопросы: отмена смертной казни, амнистия

политзаключённых, аграрный вопрос - не решены.

Слайд № 21. Но это был первый опыт деятельности представительного органа власти в России. Это было

НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА, которому мы сегодня отмечаем 100

летний юбилей.



Слайд № 22. Все участники встают и поют под музыкальную фонограмму Гимн РФ.





ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л. Н. Жарова. История Отечества. Москва. Просвещение 1992 г.

  2. Отечественная история. 20 – 21 века под редакцией А. О. Чубарьяна. Москва. Просвещение. 2004 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Начало российского парламентаризма"

Автор: Павлюченко Тамара Михайловна

Дата: 06.09.2016

Номер свидетельства: 342570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку "Начало российского парламентаризма""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia_k_uroku_nachalo_rossiiskogho_parlamientarizma"
    ["file_id"] => string(6) "342571"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473185794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства