Просмотр содержимого документа
«Урок истории. Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.»
Конспект урока по истории России для 9 класса
Тема: Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.
Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.
План урока:
1. Николай II: исторический портрет.
2. Политические преобразования..
3. Нарастание противоречий между властью и обществом.
4. «Зубатовский социализм»
5. Создание РСДРП
6. Партия социалистов-революционеров.
7. Либеральные организации.
Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Выполнение тестового задания:
1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в.
а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;
в) отсутствие коллективных форм собственности.
2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?
а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.
3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?
а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;
в) повысилась кредитоспособность страны.
4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?
а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;
в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.
5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?
а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.
6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?
а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;
д) верно только а) и г).
7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?
а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;
Николай II- старший сын Александра III. Многие в обществе с его приходом к власти надеялись на более мягкую политику по сравнению с политикой контрреформ Александра III.
По характеру Николай II был мягким, отзывчивым , интеллигентным и легкоранимым человеком. Ему не хватало той силы воли, целеустремлённости, которая необходима правителю, особенно в такие переломные моменты в истории страны. Среди отрицательных качеств характера современники отмечали скрытость, безволие и даже упрямство.
Император получил прекрасное домашнее образование. Достаточно сказать, что курс истории ему читал В.Ключевский. Однако среди его учителей был и К.Победоносцев, обер-прокурор Синода, консерватор по взглядам. Он убедил Николая II в том, что только неограниченная монархия является самой приемлемой формой правления в России.
Николай II был прекрасным семьянином, искренне любил свою жену Александру Фёдоровну, четырёх дочерей и сына Алексея, готовя его к престолу.
Николай II проявлял иногда настоящее равнодушие к судьбам людей. Так было во время его коронации в 1896году, во время Ходынской трагедии, когда множество людей погибло и получило травмы во время раздачи царских подарков. А император даже не прекратил увеселительные мероприятия. За это его прозвали в народе Кровавым.
Николай II на многие посты ставил своих родственников, часто людей ограниченных. Так во главе военно-морского флота стоял его дядя, Алексей Александрович, погубивший фактически флот во время войны с Японией .В обществе была популярна фраза : « Добрый царь — плохое окружение». Император легко поддавался внушению, поэтому очень часто менялись министры, даже такого умного человека, дальновидного политика, как П.Столыпин, он не поддерживал полностью, боясь недовольства дворянства.
Наиболее разрушительной для страны явилась деятельность Распутина, которого императорская семья приблизила к себе, так как тот мог облегчать страдания больного сына Алексея. Распутин словно был символом разложения самодержавия в последние годы его существования.
Император стремился проводить ряд реформ, однако многие так и остались незавершёнными. Это касается в первую очень столыпинской аграрной реформы, которая была просто необходима стране. Нужно было создать опору на селе в лице собственников- крестьян. Но после убийства П.Столыпина в 1911 году реформа стала сворачиваться, так как большинство дворян её не поддерживало, а император не смог до конца её реализовать.
Трагичным был последний год жизни императорской семьи. 8 марта 1917 семья была арестована, а 1918 году 17 июля расстреляна большевиками в Екатеринбурге. Зарубежная, а затем и Русская православная церковь канонизировала царскую семью в 2000 году.
Задание: по ходу чтения отметьте в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории.
2) Политические преобразования.
В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».
Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?
Заполнение таблицы по тексту учебника с.76
В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д.
. 3) Нарастание противоречий между властью и обществом
с.76-77 Задание : Составьте план данного пункта.
4) «Зубатовский социализм».
Задание :
Составьте по три вопроса к данному пункту, которые вы бы задали своим одноклассникам.
В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.
Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.
Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.
С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.
5) Создание РСДРП
На основании текста учебника с.78 заполните схему:
создание
Март 1898 Минск I съезд
АРЕСТ
II съезд ………..
Июлю-август……
в ………..и …………………
Программа-
Программа-
ЛИДЕР ЛИДЕР
Стали называться
МЕНЬШЕВИКИ
Стали называться
……………………….
ГЛАВНАЯ СИЛА РЕВОЛЮЦИИ …………………………………
Работа с документом с.81 «Из программы РСДРП» вопросы к документу (устно)
6) Партия социалистов-революционеров
На основании текста учебника с.79 заполните схему: