Цели урока : показать учащимся причины франко-прусской войны ,выяснить повод к ней.
Создать картину Седанской катастрофы,проанализировать итоги войны,причины возникновения Парижской коммуны ,итоги ее деятельности.Формировать и развивать у учащихся умения анализировать исторические документы,давать характеристики событиям и историческим личностям. Способствовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, сопереживания,толерантности,патриотизма.
Оборудование : компьютер,экран,проектор,учебник,тетрадь.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний. (Вопросы учителя : 1.Какой способ объединения Германии характеризуют слова «железом и кровью»? 2.Охарактеризуйте авторитарный политический режим Второй империи во Франции.)
3.Изучение нового материала.
План .
1.Франко-прусская война.
2.Третья республика.
3.Парижская коммуна.
У.:Любая война имеет причины и повод.Что стало причиной военного конфликта между Пруссией и Францией ?
Самостоятельная работа уч-ся с учебником. (Прочитать текст на стр.159-160 и выписывают в тетради причины и повод к войне)
Проблемный вопрос :
Можно ли считать непримиримыми противоречия между Францией и
Пруссией? Возможен ли был мирный способ решения конфликта?
У.:Насколько готовы были обе стороны к войне ?
Сообщение уч-ся о военной мощи Пруссии .
У.: Французы были уверены в победе.Насколько это было обоснованно убедимся ,прочитав документ (из докладной генерала Трошю –стр.165-166) Работа уч-ся с документом.
Уч-ся приходят к выводу,что Пруссия была лучше подготовлена к войне.
Седанская катастрофа и конец Второй империи .(рассказ учителя сопровождается просмотром презентации )
В силу того,что армия Пруссии превосходила французскую армию по подготовленности и вооружению ,она начала наступательные действия у крепости Седан,а французы вынуждены были обороняться.1 сентября 1870 года остатки французской армии оказались в окружении .По свидетельству очевидца , «французы дрались ,как львы и бежали ,как зайцы».2 сентября Наполеон 3 приказал поднять над крепостью белый флаг.остатки армии вместе с императором сдались на милость победителя.Вторая империя перестала существовать.
В Париже была провозглашена республика и создано Временное правительство национальной обороны во главе с монархистомА.Тьером.Правительство пошло на подписание мирного договора с Пруссией.
Каковы его условия ?(работа уч-ся с текстом документа стр.166.)
У.: Еще одним последствием войны было провозглашение Германской империи 18января 1871года.императором (кайзером )стал Вильгельм 1.
Тем временем в осажденном Париже народ голодал,рабочие остались без средств к существованию.Парижане возмущались действиями правительства,называя его « правительством национальной измены».У парижан имелось большое количество оружия.
18 марта 1871 года началось стихийное восстание .Правительство Тьера бежало в Версаль.В Париже был создан орган городского самоуправления-Парижская коммуна.Какие мероприятия проводили коммунары и какими методами стремились достичь своих целей?
Комментированное чтение.(стр 163-164)
Просмотр отрывка из к-ф «Коммуна Париж 1871» о расстреле коммунаров.
Проблемный вопрос.
Попробуем дать оценку деятельности Парижской коммуны.Какой эпизод из ее истории произвел на вас особое впечатление?
Рефлексия.
Что было сложным сегодня на уроке?
Что показалось вам особенно интересным?
Какие уроки можно извлечь из событий ,о которых мы говорили сегодня на уроке?
Домашнее задание .
Параграф 18. Сделать исторический прогноз дальнейшего развития международных отношений