2 | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала УВЗ: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. 1УВМ Мотивация учащихся к освоению нового материала
2 УВМ Актуализация раннее полученных знаний для осуществления логической связи пройденного материала «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и нового материала «Зарождение демократии в Афинах»
| Мы продолжим изучение истории Древней Греции, но для этого надо дать ответы на вопросы «Как жили древние греки в своих полисах?» Для этого надо вспомнить: -что такое полис? - какие занятия существовали у жителей полиса? - кто управлял полисом? - чем был недоволен демос? Учитель проводит ролевую игру. Перед учащимися ставиться задача: найти ошибки в предложенной ситуации. Слова учителя. «А теперь представим, что перед нами правители – архонты, которых входят в ареопаг. Ваша задача определить кто из них мог стать архонтом.» Учитель раздаёт текст 4 участникам - героям Учитель задаёт вопросы учащимся: - Кто из них действительно мог стать архонтом? Учитель задаёт вопрос -Почему крестьянин боится долгового камня на своём поле? -Кто придумал и ввёл такие суровые законы? -Чем был недоволен демос? Чего он хотел добиться ? Учитель подводит учащихся с помощью вопросов к новой теме К чему могло привести недовольство демоса? Как можно изменить ситуацию в полисе? Что предпринять и провести | Ученики отвечают на вопросы Древнегреческий город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из которых потом делали оливковое масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати – ареопаг, состоящий из девяти архонтов. Из учащихся выбирается 5 участников, которые играют предложенные роли. Остальные ученики внимательно слушают и стараются ответить на вопрос : « кто из предложенных героев мог бы стать архонтом» 4 участников рассказывают о себе: 1-ый участник . Я –бедный ремесленник. Никак мне не удаётся выбраться из нужды. Я ткач, своими руками я зарабатываю себе на жизнь, жалкие гроши. 2-ой участник. Я- знатный богатый афинян. Я происхожу из древнего рода. У меня большой дом в центре города, полной драгоценной посуды и красивой мебели. У меня есть участок плодородной земли, на котором мои рабы ухаживают за оливковой рощей. 3-ий участник - Я богатый купец. Когда то я был бедный, но потом стал заниматься торговлей и на одной удачной сделки разбогател. У меня есть богатый дом, полных дорогих вещей и рабов 4-ый участник. -Я бедный крестьянин. В нашей долине никто лучше меня не умеет пахать землю и выращивать богатые урожаи. Да что толку! Часть урожая я отдаю богатому соседу за долги, и мне почти ничего не остаётся. Если на следующий год будет неурожай, то мне поставят на участок долговой камень. Дети отвечают на поставленный вопрос: -Архонтом мог стать только знатный и богатый человек. Это участник №2
Учащиеся отвечают на вопрос учителя Долговой камень ставиться на участок, если хозяин не может вовремя отдать долг. Если не отдаст – отберут участок. Станет он тогда батраком у богача. Если и наследующий год не отдаст, то вынужден будет отдать жену, детей, а то и самого себя в рабство.
-Эти законы ввёл архонт Драконт.
-Демос хотел участвовать в управлении страной -отмены долгового рабства -осуществить передел земли.
С помощью наводящих вопросов ученики вовлекаются в обсуждение проблемы и выдвигают свои идеи. подходят к формулировке темы нового урока – восстание демоса и преобразование в полисе. |
| Постановка проблемного вопроса, решение которого осуществляется с помощью игры. 1.УВМ Постановка учащихся перед учебной проблемой 2УВМ подготовка к ролевой игре Формирование рабочих групп
| Как можно было изменить жизнь в Афинах с помощью реформ. 1 группа подготовить рассказ о Солоне, от имени самого Солона. 2 группа подготовит монолог от имени земледельца 3 группа – от имени архонта 4 группа – от имени судьи. 5 группа – свободный афинянин-ремесленник. В рассказах должны быть ответы на вопрос –«Как изменилась жизнь героя после проведения реформы?» |
Учащиеся осмысливают и записывают в тетрадь проблемный вопрос
Учащиеся разбиваются на группы. Получают задание . Изучают параграф учебника, дополнительный материал подготовленный учителем, составляют рассказ. |
| Первичное закрепление нового материала | Учитель подводит итоги игры. Производит фронтальный опрос: -Чьи законы отменил Солон? -Как в законах Солона решался вопрос о долгах населения? - Кто мог стать архонтом? - Какой новый орган власти создал Солон? - Чем занимался совет ареопагов? -Кто мог присутствовать на судебном заседании? - Кто мог стать судьёй? | Учащиеся отвечают на вопросы, ориентируясь на свои записи в тетради и текстом учебника |
| Игровой момент | Учитель вносит «чёрный ящик» и задаёт вопрос. В этом ящике находятся предметы, с помощью которых в Афинах судьи определялась виновность человека . Что это такое? Как это работало? | Ученики отгадывают, что находиться в чёрном ящике и отвечаю на вопрос. -в чёрном ящике находятся камешки чёрного и белого цвета. Каждый , кто присутствовал на судебном процессе тайного голосования бросал в бронзовый сосуд один из двух камней: чёрный означал - обвинение, белый – оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. |
| Закрепление изученного материала УВЗ: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу 1УВМ решение задачи 2 УВМ. Беседа по прочитанному стихотворению
3 УВМ Разрешение проблемной ситуации, созданной вначале урока
| Учитель задаёт вопрос -Как Солон сам оценивал свои реформы? Давайте послушаем самого Солона. Учитель задаёт вопросы по прочитанному стихотворению: -Что Солон считает главным достижением в своих реформах? -кто оставался рабом в Афинах? -кто мог участвовать в выборах в Народное собрание? -где ещё могли присутствовать свободные граждане? Изменилась ли жизнь афинских граждан после реформ Солона? Учитель подводит учащихся к пониманию что такое «демократия». Слова учителя: «В результате реформ Солона демос стал участвовать в управлении государства. Это заложила основы становления демократии. «Демократия» по-гречески означает «власти демоса». |
Выступление ученика в роли Солона, который читает стихотворение. Остальные ученики внимательно слушают и осмысливают ответ на поставленный вопрос учителя Ученики отвечают на вопросы -Главным достижением своих реформ Солон считал отмена рабства в Афинском государстве. -В Афинах рабами были только чужеземцы -Все свободные жители Афин теперь присутствовать на судебных заседаниях и могли обращаться с жалобами в суд.
Учащиеся решают проблемный вопрос
Учащиеся записывают в тетрадь определение «демократия» - власть народа, «реформы» - преобразования
|
| Рефлексия | Учитель зачитывает отрывок -Определите, кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова «Поверьте, мне было нелегко… Все, все были недовольны! Они корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда ставили в заслугу, что я очистил их поля от долговых камней, но те же люди упрекали меня, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Да это Солон. После реформ Солон вынужден покинуть страну на 10 лет. Его реформами были недовольны все. А вот почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке | Ученики слушают учителя и осмысливают ответ на вопрос
Ответы учеников Это Солон. Его реформами были недовольны.
Дети записывают вопрос в тетрадь: 1.Кто и почему были не довольны реформами Солона. 2. Почему Солону пришлось уехать из Афин на 10 лет. |
| Подведение итогов урока 1УВМ Подведение итога урока УВЗ: оценка полученных результатов 2УВМ домашнее задание УВЗ: Сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения задания. | Сегодня на уроке мы познакомились с Солоном, его реформами. Узнали что такое демократия, реформы. Оценивание итогов урока Запишите домашнее задание прочитать параграф 30, ответить на вопросы после параграфа, ответить на мой вопрос, который вы записали в тетрадь, выполнить задание в разделе «Подумайте» на стр. 146. |
Оценивают урок с помощью «радуги настроения»
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. задают уточняющие вопросы |