Урок "Французская республика: диктатура и террор".
Урок "Французская республика: диктатура и террор".
Данный урок поможет сформировать у учащихся представление о причинах установления якобинской диктатуры в период Великой французской революции, её основных чертах и последствиях, раскрыть противоречивый характер революционного террора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Французская республика: диктатура и террор".»
Конспект урока по истории для 8 класса
Предмет: История
Класс: 8
Тема урока: Французская республика: диктатура и террор
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах установления якобинской диктатуры в период Великой французской революции, её основных чертах и последствиях, раскрыть противоречивый характер революционного террора.
Задачи:
Образовательные: Раскрыть причины перехода от умеренного этапа революции к якобинской диктатуре; охарактеризовать политику якобинцев, включая меры по спасению революции и механизмы революционного террора; проанализировать причины падения якобинской диктатуры.
Развивающие: Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, устанавливать причинно-следственные связи (между внешней угрозой и ужесточением внутреннего режима), рассматривать исторические события с разных точек зрения, участвовать в дискуссии.
Воспитательные: Способствовать формированию понимания ценности человеческой жизни, недопустимости политических репрессий; воспитание критического отношения к любым формам насилия и диктатуры.
Смогут называть хронологические рамки якобинской диктатуры (1793-1794 гг.) и её ключевых деятелей (М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.П. Марат).
Научатся описывать мероприятия якобинцев во внутренней и внешней политике.
Смогут раскрывать причины, сущность и последствия политики революционного террора.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение планировать последовательность действий для решения учебной задачи, корректировать свои действия.
Познавательные: Умение осуществлять анализ текстовых и иллюстративных источников, сравнивать различные точки зрения, строить логические рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные: Умение точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии, работать в группе.
Личностные:
Формирование представления о трагических страницах истории, связанных с массовыми репрессиями.
Осознание противоречивости исторического процесса, когда благие цели (спасение революции) могут достигаться неприемлемыми средствами (террор).
Развитие эмпатии и чувства ответственности за происходящее в обществе.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на продуктивную работу.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение Великой французской революции и подойдем к одному из самых сложных и драматичных её эпизодов. Мы поговорим о времени, когда лозунги «Свобода, Равенство, Братство» столкнулись с суровой реальностью гражданской войны и чрезвычайных мер. Это время называют временем диктатуры и террора. Почему революция, начавшаяся с надежд на свободу, пришла к этому? Могло ли быть иначе? Эти вопросы мы и обсудим на уроке. Запишите в тетрадях число и тему нашего урока: «Французская республика: диктатура и террор».
II. Актуализация знаний
Цель: подвести учащихся к осознанию главного вопроса урока.
Учитель: Давайте вспомним, какой была ситуация во Франции к лету 1793 года. Что происходило в стране?
(Учащиеся вспоминают: казнь короля Людовика XVI, война с европейскими монархиями, восстание в Вандее, экономические трудности, борьба между жирондистами и якобинцами).
Учитель: Верно! Республика оказалась в кольце врагов: внешних и внутренних. Казалось, что завоевания революции вот-вот рухнут. Как вы думаете, что в такой критической ситуации могут сделать люди, стремящиеся любой ценой спасти свое дело? Какие меры они могут посчитать оправданными?
(Учащиеся высказывают предположения: ужесточить законы, ввести цензуру, сосредоточить власть в одних руках для быстроты решений).
Учитель: Именно это и произошло. Власть перешла к радикальной группировке – якобинцам во главе с Максимилианом Робеспьером. Но где грань между спасением государства и установлением тирании? Это и есть главный вопрос нашего сегодняшнего урока.
III. Открытие нового знания (Теоретическая часть)
Причины установления якобинской диктатуры
Учитель: В июне 1793 года якобинцы, опираясь на поддержку парижских низов (санкюлотов), отстранили от власти более умеренных жирондистов. Это событие ознаменовало начало якобинской диктатуры. Почему это стало возможным?
Острая внешняя угроза: Армии европейских монархов наступали на Францию.
Гражданская война: В Вандее и других регионах вспыхнули мятежи против республики.
Экономический кризис: Рост цен, нехватка продовольствия, обесценивание денег.
Политическая нестабильность: Борьба между различными группировками в Конвенте ослабляла власть.
В этих условиях идея сильной, централизованной власти, способной на быстрые и решительные действия, казалась единственным спасением.
Органы власти и политика якобинцев
Учитель: Якобинцы создали мощный аппарат для управления страной и подавления противников.
Комитет общественного спасения стал главным органом исполнительной власти. Фактически его возглавлял Робеспьер. Комитет руководил армией, внешней политикой, назначал commissars (уполномоченных) в департаменты и армию.
Комитет общественной безопасности занимался борьбой с внутренними врагами.
Революционный трибунал – суд, который рассматривал дела «врагов революции». Процессы были краткими, а приговоры – суровыми, чаще всего смертная казнь на гильотине.
Для решения экономических проблем якобинцы ввели закон о максимуме, который устанавливал потолок цен на основные продукты и товары первой необходимости. Это должно было обеспечить снабжение городов и армии.
Вопрос классу: Как вы думаете, можно ли было в тех условиях обойтись без таких жестких мер, как введение максимума и создание чрезвычайных органов власти? (Предполагаемый ответ: Скорее всего, нет. Армию и города нужно было кормить, а хаос и спекуляция грозили полным коллапсом. Однако вопрос в том, насколько далеко можно зайти в использовании чрезвычайных полномочий).
Революционный террор: сущность и последствия
Учитель: Осенью 1793 года Конвент официально провозгласил политику революционного террора «порядком дня». Это означало, что насилие стало официальным методом управления. Под террор подпадали не только открытые враги республики, но и те, кого подозревали в недостаточной преданности или в «умеренности».
Казнили не только аристократов, но и бывших союзников – жирондистов, а затем и самих якобинцев, таких как Жорж Дантон, которых обвинили в «снисходительности».
Проходили процессы над генералами, потерпевшими неудачи на фронте.
Проводилась политика дехристианизации: закрывались церкви, вводился новый, революционный календарь, культ «Верховного существа».
Вопрос классу: Почему революционный террор обернулся против самих революционеров? Почему Робеспьер начал уничтожать своих бывших соратников? (Примерный ответ: Любая диктатура, основанная на страхе, со временем начинает пожирать сама себя. Поиск «врагов» становится бесконечным. Те, кто вчера был палачом, сегодня могут стать жертвой по подозрению в измене или недостаточной радикальности. Дантон и его сторонники начали призывать к прекращению террора, так как главные внешние угрозы были уже сняты, но для Робеспьера это было равносильно предательству).
Переворот 9 термидора и падение Робеспьера
Учитель: К лету 1794 года основные внешние и внутренние угрозы для республики были ликвидированы. Французская армия перешла в наступление. Однако террор не ослабевал, а лишь нарастал. В Конвенте рос страх, что следующими жертвами могут стать они сами.
27 июля 1794 года (9 термидора по революционному календарю) заговорщики из числа самих членов Конвента арестовали Робеспьера и его ближайших сподвижников. На следующий день они были казнены без суда. Это положило конец якобинской диктатуре и периоду наиболее жестокого террора.
Вопрос классу: Почему диктатура Робеспьера, спасшая республику в момент наивысшей опасности, в конечном счете пала так быстро и почти бескровно (если говорить о самом перевороте)? (Примерный ответ: Потому что она исчерпала себя. Террор перестал быть инструментом спасения государства и превратился в самоцель, угрожая всем без исключения. Общество устало от страха и крови. У Робеспьера не осталось верных союзников, его боялись и ненавидели даже те, кто его поддерживал).
IV. Практическая часть:
Первичная проверка понимания (работа в парах)
Задание 1. Перед вами таблица «Политика якобинской диктатуры: цели и средства». Заполните пропуски.
Проблема/Цель
Мера (средство)
Оправданы ли средства целью? (Аргумент «за» и «против»)
Борьба с внешней угрозой и внутренней контрреволюцией
Создание ... и ...
За: Позволило централизовать управление и мобилизовать ресурсы. Против: Привело к беззаконию и казням невинных.
Снабжение армии и городов
Введение ... на цены
За: ... Против: Подрывало рыночную экономику, вело к дефициту.
Идеологическое сплочение нации
...
За: ... Против: Насилие над верующими, вызывало протест.
Ответы:
Мера: Комитета общественного спасения и Революционного трибунала.
Мера: Закона о максимуме. Аргумент «за»: Обеспечило выживание беднейших слоев и армии в условиях кризиса.
Мера: Политика дехристианизации, культ Верховного существа. Аргумент «за»: Пытались создать новую, гражданскую религию, объединяющую нацию. Аргумент «против»: Нарушало свободу совести, было чуждо большинству населения.
Задание 2. Обсудите в парах и ответьте на вопрос: «Можно ли считать, что якобинская диктатура и террор были неизбежной ценой за спасение Французской республики в 1793-1794 годах?»
Примерный ответ (вариант): Нет, нельзя считать это неизбежной ценой. Жесткие меры для централизации власти и мобилизации ресурсов, возможно, были необходимы. Однако политика массового террора, когда казнили без доказательств вины, по доносам и подозрениям, не была необходимой. Она привела к гибели тысяч невинных людей, создала атмосферу всеобщего страха и в конечном счете дискредитировала саму идею революции. Существовали и другие, менее кровавые пути укрепления государства.
Первичное закрепление (фронтальная беседа)
Учитель: Давайте вместе подведем первые итоги.
Вопрос: Назовите основные причины, которые привели к установлению якобинской диктатуры.
Ответ: Острая внешняя угроза (война с коалицией), гражданская война (восстание в Вандее), экономический кризис, политическая нестабильность и борьба партий.
Вопрос: Каковы были главные черты политики революционного террора?
Ответ: Массовые казни «врагов революции» по решению Революционного трибунала, часто без доказательств; доносительство; уничтожение не только реальных противников, но и политических оппонентов (жирондистов, «снисходительных»); дехристианизация.
Вопрос: Почему якобинская диктатура, добившись своих главных военных и политических целей, так быстро пала?
Ответ: Террор, выполнив свою «оборонительную» функцию, превратился в неуправляемую силу, угрожавшую всем членам самого Конвента. Общество устало от страха и репрессий. У Робеспьера не осталось прочной социальной опоры.
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Оно поможет вам закрепить тему и поразмышлять над её сложными аспектами.
Обязательная часть (для всех): Прочитать соответствующий параграф в учебнике. В тетради составить развернутый план-конспект по теме «Якобинская диктатура: причины, сущность, итоги».
Творческая часть (на выбор):
Вариант 1: Написать эссе-рассуждение на тему: «"Революция пожирает своих детей". Как вы понимаете эти слова применительно к эпохе якобинского террора?».
Вариант 2: Подготовить краткий доклад-биографию одного из деятелей эпохи (М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.П. Марат), попытавшись дать оценку его роли в событиях.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Наш урок, посвященный одной из самых трагических страниц Французской революции, подошел к концу.
Что нового вы для себя узнали сегодня?
Какие чувства у вас вызвала эта тема? Было ли что-то, что вас особенно поразило или вызвало недоумение?
Как вы считаете, какие уроки можно извлечь из истории якобинской диктатуры и революционного террора для нашего времени?
Оцените свою работу на уроке. Закончите фразу: «Сегодня на уроке я понял(а), что использование насилия в политике...»
Учащиеся проводят самооценку, делятся впечатлениями, завершают фразу.
Учитель: История якобинской диктатуры – это суровое предупреждение о том, как высокие идеалы могут быть извращены, когда их начинают насаждать страхом и насилием. Это напоминание о том, что цена свободы – вечная бдительность и ответственность за свои действия. Спасибо вам за серьезную и вдумчивую работу. Урок окончен.