kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Французская республика: диктатура и террор".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать у учащихся представление о причинах установления якобинской диктатуры в период Великой французской   революции, её основных  чертах и последствиях, раскрыть противоречивый характер революционного  террора. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Французская республика: диктатура и террор".»

Конспект урока по истории для 8 класса

Предмет: История

Класс: 8

Тема урока: Французская республика: диктатура и террор

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах установления якобинской диктатуры в период Великой французской революции, её основных чертах и последствиях, раскрыть противоречивый характер революционного террора.

Задачи:

  1. Образовательные: Раскрыть причины перехода от умеренного этапа революции к якобинской диктатуре; охарактеризовать политику якобинцев, включая меры по спасению революции и механизмы революционного террора; проанализировать причины падения якобинской диктатуры.

  2. Развивающие: Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, устанавливать причинно-следственные связи (между внешней угрозой и ужесточением внутреннего режима), рассматривать исторические события с разных точек зрения, участвовать в дискуссии.

  3. Воспитательные: Способствовать формированию понимания ценности человеческой жизни, недопустимости политических репрессий; воспитание критического отношения к любым формам насилия и диктатуры.

Планируемые результаты:

Предметные:

    • Учащиеся научатся объяснять понятия: «якобинская диктатура», «Комитет общественного спасения», «Революционный трибунал», «революционный террор», «дехристианизация», «максимум».

    • Смогут называть хронологические рамки якобинской диктатуры (1793-1794 гг.) и её ключевых деятелей (М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.П. Марат).

    • Научатся описывать мероприятия якобинцев во внутренней и внешней политике.

    • Смогут раскрывать причины, сущность и последствия политики революционного террора.

Метапредметные:

    • Регулятивные: Умение планировать последовательность действий для решения учебной задачи, корректировать свои действия.

    • Познавательные: Умение осуществлять анализ текстовых и иллюстративных источников, сравнивать различные точки зрения, строить логические рассуждения, делать выводы.

    • Коммуникативные: Умение точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии, работать в группе.



Личностные:

    • Формирование представления о трагических страницах истории, связанных с массовыми репрессиями.

    • Осознание противоречивости исторического процесса, когда благие цели (спасение революции) могут достигаться неприемлемыми средствами (террор).

    • Развитие эмпатии и чувства ответственности за происходящее в обществе.

Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на продуктивную работу.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение Великой французской революции и подойдем к одному из самых сложных и драматичных её эпизодов. Мы поговорим о времени, когда лозунги «Свобода, Равенство, Братство» столкнулись с суровой реальностью гражданской войны и чрезвычайных мер. Это время называют временем диктатуры и террора. Почему революция, начавшаяся с надежд на свободу, пришла к этому? Могло ли быть иначе? Эти вопросы мы и обсудим на уроке. Запишите в тетрадях число и тему нашего урока: «Французская республика: диктатура и террор».

II. Актуализация знаний

Цель: подвести учащихся к осознанию главного вопроса урока.

Учитель: Давайте вспомним, какой была ситуация во Франции к лету 1793 года. Что происходило в стране?

(Учащиеся вспоминают: казнь короля Людовика XVI, война с европейскими монархиями, восстание в Вандее, экономические трудности, борьба между жирондистами и якобинцами).

Учитель: Верно! Республика оказалась в кольце врагов: внешних и внутренних. Казалось, что завоевания революции вот-вот рухнут. Как вы думаете, что в такой критической ситуации могут сделать люди, стремящиеся любой ценой спасти свое дело? Какие меры они могут посчитать оправданными?

(Учащиеся высказывают предположения: ужесточить законы, ввести цензуру, сосредоточить власть в одних руках для быстроты решений).

Учитель: Именно это и произошло. Власть перешла к радикальной группировке – якобинцам во главе с Максимилианом Робеспьером. Но где грань между спасением государства и установлением тирании? Это и есть главный вопрос нашего сегодняшнего урока.

III. Открытие нового знания (Теоретическая часть)

  1. Причины установления якобинской диктатуры

Учитель: В июне 1793 года якобинцы, опираясь на поддержку парижских низов (санкюлотов), отстранили от власти более умеренных жирондистов. Это событие ознаменовало начало якобинской диктатуры. Почему это стало возможным?

    • Острая внешняя угроза: Армии европейских монархов наступали на Францию.

    • Гражданская война: В Вандее и других регионах вспыхнули мятежи против республики.

    • Экономический кризис: Рост цен, нехватка продовольствия, обесценивание денег.

    • Политическая нестабильность: Борьба между различными группировками в Конвенте ослабляла власть.

В этих условиях идея сильной, централизованной власти, способной на быстрые и решительные действия, казалась единственным спасением.

  1. Органы власти и политика якобинцев

Учитель: Якобинцы создали мощный аппарат для управления страной и подавления противников.

    • Комитет общественного спасения стал главным органом исполнительной власти. Фактически его возглавлял Робеспьер. Комитет руководил армией, внешней политикой, назначал commissars (уполномоченных) в департаменты и армию.

    • Комитет общественной безопасности занимался борьбой с внутренними врагами.

    • Революционный трибунал – суд, который рассматривал дела «врагов революции». Процессы были краткими, а приговоры – суровыми, чаще всего смертная казнь на гильотине.

Для решения экономических проблем якобинцы ввели закон о максимуме, который устанавливал потолок цен на основные продукты и товары первой необходимости. Это должно было обеспечить снабжение городов и армии.

Вопрос классу: Как вы думаете, можно ли было в тех условиях обойтись без таких жестких мер, как введение максимума и создание чрезвычайных органов власти?
(Предполагаемый ответ: Скорее всего, нет. Армию и города нужно было кормить, а хаос и спекуляция грозили полным коллапсом. Однако вопрос в том, насколько далеко можно зайти в использовании чрезвычайных полномочий).

  1. Революционный террор: сущность и последствия

Учитель: Осенью 1793 года Конвент официально провозгласил политику революционного террора «порядком дня». Это означало, что насилие стало официальным методом управления. Под террор подпадали не только открытые враги республики, но и те, кого подозревали в недостаточной преданности или в «умеренности».

    • Казнили не только аристократов, но и бывших союзников – жирондистов, а затем и самих якобинцев, таких как Жорж Дантон, которых обвинили в «снисходительности».

    • Проходили процессы над генералами, потерпевшими неудачи на фронте.

    • Проводилась политика дехристианизации: закрывались церкви, вводился новый, революционный календарь, культ «Верховного существа».

Вопрос классу: Почему революционный террор обернулся против самих революционеров? Почему Робеспьер начал уничтожать своих бывших соратников?
(Примерный ответ: Любая диктатура, основанная на страхе, со временем начинает пожирать сама себя. Поиск «врагов» становится бесконечным. Те, кто вчера был палачом, сегодня могут стать жертвой по подозрению в измене или недостаточной радикальности. Дантон и его сторонники начали призывать к прекращению террора, так как главные внешние угрозы были уже сняты, но для Робеспьера это было равносильно предательству).

  1. Переворот 9 термидора и падение Робеспьера

Учитель: К лету 1794 года основные внешние и внутренние угрозы для республики были ликвидированы. Французская армия перешла в наступление. Однако террор не ослабевал, а лишь нарастал. В Конвенте рос страх, что следующими жертвами могут стать они сами.

27 июля 1794 года (9 термидора по революционному календарю) заговорщики из числа самих членов Конвента арестовали Робеспьера и его ближайших сподвижников. На следующий день они были казнены без суда. Это положило конец якобинской диктатуре и периоду наиболее жестокого террора.

Вопрос классу: Почему диктатура Робеспьера, спасшая республику в момент наивысшей опасности, в конечном счете пала так быстро и почти бескровно (если говорить о самом перевороте)?
(Примерный ответ: Потому что она исчерпала себя. Террор перестал быть инструментом спасения государства и превратился в самоцель, угрожая всем без исключения. Общество устало от страха и крови. У Робеспьера не осталось верных союзников, его боялись и ненавидели даже те, кто его поддерживал).

IV. Практическая часть:

Первичная проверка понимания (работа в парах)

Задание 1. Перед вами таблица «Политика якобинской диктатуры: цели и средства». Заполните пропуски.

Проблема/Цель

Мера (средство)

Оправданы ли средства целью? (Аргумент «за» и «против»)

Борьба с внешней угрозой и внутренней контрреволюцией

Создание ... и ...

За: Позволило централизовать управление и мобилизовать ресурсы. Против: Привело к беззаконию и казням невинных.

Снабжение армии и городов

Введение ... на цены

За: ... Против: Подрывало рыночную экономику, вело к дефициту.

Идеологическое сплочение нации

...

За: ... Против: Насилие над верующими, вызывало протест.

Ответы:

    • Мера: Комитета общественного спасения и Революционного трибунала.

    • Мера: Закона о максимуме. Аргумент «за»: Обеспечило выживание беднейших слоев и армии в условиях кризиса.

    • Мера: Политика дехристианизации, культ Верховного существа. Аргумент «за»: Пытались создать новую, гражданскую религию, объединяющую нацию. Аргумент «против»: Нарушало свободу совести, было чуждо большинству населения.

Задание 2. Обсудите в парах и ответьте на вопрос: «Можно ли считать, что якобинская диктатура и террор были неизбежной ценой за спасение Французской республики в 1793-1794 годах?»

  • Примерный ответ (вариант): Нет, нельзя считать это неизбежной ценой. Жесткие меры для централизации власти и мобилизации ресурсов, возможно, были необходимы. Однако политика массового террора, когда казнили без доказательств вины, по доносам и подозрениям, не была необходимой. Она привела к гибели тысяч невинных людей, создала атмосферу всеобщего страха и в конечном счете дискредитировала саму идею революции. Существовали и другие, менее кровавые пути укрепления государства.

Первичное закрепление (фронтальная беседа)

Учитель: Давайте вместе подведем первые итоги.

  1. Вопрос: Назовите основные причины, которые привели к установлению якобинской диктатуры.

    • Ответ: Острая внешняя угроза (война с коалицией), гражданская война (восстание в Вандее), экономический кризис, политическая нестабильность и борьба партий.

  2. Вопрос: Каковы были главные черты политики революционного террора?

    • Ответ: Массовые казни «врагов революции» по решению Революционного трибунала, часто без доказательств; доносительство; уничтожение не только реальных противников, но и политических оппонентов (жирондистов, «снисходительных»); дехристианизация.

  3. Вопрос: Почему якобинская диктатура, добившись своих главных военных и политических целей, так быстро пала?

    • Ответ: Террор, выполнив свою «оборонительную» функцию, превратился в неуправляемую силу, угрожавшую всем членам самого Конвента. Общество устало от страха и репрессий. У Робеспьера не осталось прочной социальной опоры.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Оно поможет вам закрепить тему и поразмышлять над её сложными аспектами.

  1. Обязательная часть (для всех): Прочитать соответствующий параграф в учебнике. В тетради составить развернутый план-конспект по теме «Якобинская диктатура: причины, сущность, итоги».

  2. Творческая часть (на выбор):

    • Вариант 1: Написать эссе-рассуждение на тему: «"Революция пожирает своих детей". Как вы понимаете эти слова применительно к эпохе якобинского террора?».

    • Вариант 2: Подготовить краткий доклад-биографию одного из деятелей эпохи (М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.П. Марат), попытавшись дать оценку его роли в событиях.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Наш урок, посвященный одной из самых трагических страниц Французской революции, подошел к концу.

  • Что нового вы для себя узнали сегодня?

  • Какие чувства у вас вызвала эта тема? Было ли что-то, что вас особенно поразило или вызвало недоумение?

  • Как вы считаете, какие уроки можно извлечь из истории якобинской диктатуры и революционного террора для нашего времени?

  • Оцените свою работу на уроке. Закончите фразу: «Сегодня на уроке я понял(а), что использование насилия в политике...»

Учащиеся проводят самооценку, делятся впечатлениями, завершают фразу.

Учитель: История якобинской диктатуры – это суровое предупреждение о том, как высокие идеалы могут быть извращены, когда их начинают насаждать страхом и насилием. Это напоминание о том, что цена свободы – вечная бдительность и ответственность за свои действия. Спасибо вам за серьезную и вдумчивую работу. Урок окончен.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Французская республика: диктатура и террор".

Автор: Камалова Гульзия Кадировна

Дата: 14.10.2025

Номер свидетельства: 675412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства