Урок-диспут по теме: "Царствование Бориса Годунова"
Урок-диспут по теме: "Царствование Бориса Годунова"
Урок предназначен для исследования внешней и внутренней политики Бориса Годунова, выявления причин возникновения социально-экономического кризиса в России на рубеже 16-17 веков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут по теме: "Царствование Бориса Годунова"»
Урок закрепления новых знаний 10 класс)
Форма: Урок-диспут
Тема: Царствование Бориса Годунова на рубеже 16-17 веков.
Время проведения; 2 часа Цели: 1. Образовательная
Исследование внутренней и внешней политики Бориса Годунова, личности нового царя, причины складывания Социально-экономического кризиса в России на рубеже 16-17 веков.
Развивающая;
Развивать у учащихся умение анализировать информацию, аргументировать свои суждения, работать самостоятельно и в группах, развивать логику и мышление.
Воспитательная
Воспитывать чувство патриотизма, любви к истории России, развивать интерес к крупным историческим Личностям.
Оборудование:
Учебник «История России 16-18 веков» Юрганов А. Л., Кацва Л, А., М„ Просвещение, 2007 год.
Учебник «История России с древнейших времен до конца 17 века» Сахаров А. И„ Буганов В. И., М,, Просвещение , 2007 год.
Скрынников Р, Г, «Самозванцы в России в начале 17 века», Новосибирск, Наука, 1987 год.
Скрынников Р, Г, «Борис Годунов», М,, наука, 1983 год,
Рогинская Ф. С. «Товарищество передвижных художественных выставок», м,, Искусство, 1989 год,
Историческая карта «Россия в период «смутного времени»».
Телевизор, видеомагнитофон, фильмы «Иван Грозный, Борис Годунов».
Ход урока.
Подготовительный этап.
Класс делится на 3 команды: сторонники царя Бориса, противники царя Бориса и экспертная группа, команды рассаживаются буквой «П». Команды предварительно знакомятся с перечнем вопросов и самостоятельно готовятся к диспуту. Устанавливается
оборудование, записывается тема, На доске пишется эпиграф;«История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» В. О. Ключевский.
Основной этап
В классе демонстрируется отрывок из фильма-оперы «Борис Годунов». Показан момент воцарения Бориса и его выход из стен Успенского собора.
Учитель: «Мы с вами попадаем в прошлое нашей родины, рубеж 16-17 веков, начало царствования Бориса Годунова», Учащимся предоставляется ряд вопросов диспута:
Начало царствования Бориса Годунова,
Исторический портрет нового царя.
Загадочная смерть царевича Дмитрия.
Попытка решения основных проблем России на рубеже 16- 17 веков.
Отношение населения России к правлению Бориса Годунова.
Учитель: «Уважаемые оппоненты, дайте историческую характеристику начала царствования Бориса Годунова»
Противники царя Бориса + указывают на разорение страны, уменьшение сборов налогов, разбой в стране, обнищание населения, ослабление власти царя Федора, произвол бояр, «загадочную» смерть царевича Дмитрия.
Сторонники царя Бориса указывают на прекращение террора в стране, «мудрое правление Бориса Годунова в период слабого царя Федора», введение патриаршества в России, введение «урочных лет», возвращающих беглых крестьян своим хозяевам.
Экспертная группа 4- проводит анализ высказываний оппонентов и заносит в особую таблицу на доске «+ и - » политики Бориса Годунова и выставляет оценку по пятибалльной системе , аргументируя ее.
В классе демонстрируется отрывок из фильма «Иван Грозный», показывается момент «кровавого пира опричников».
Учитель произносит стихи А. С. Пушкина:
«... Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!
Учитель ставит вопрос: «Дайте исторический портрет Бориса Годунова, его нравственные качества, на примере театрализованной сценки».
Экспертная группа демонстрирует историческую театрализованную сценку, где во время пира при дворе Ивана Грозного, когда решается судьба князя Серебряного, только Борис Годунов заступается за князя и останавливает казнь.
Противники царя Бориса - указывают на тонкий расчет Бориса, умение по-рабски угадать настроение Ивана Г розного.
Сторонники царя Бориса - указывают на гуманные качества Бориса, личное мужество в отказе выполнить приказ Ивана Грозного.
Экспертная группа - демонстрирует портрет Бориса Годунова и предлагает сторонникам найти положительные черты в портрете, а противникам - отрицательные.
После самостоятельной работы и оглашения результатов экспертная группа проводит анализ и выставляет в таблицу оценку работы.
Учитель демонстрирует репродукцию картины Е. И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и ставит вопрос: «Убийство царевича Дмитрия - есть несчастный случай, заговор бояр или хладнокровное убийство Бориса Годунова»
Учащиеся, используя учебные пособия, проводят самостоятельную работу в группах.
Противники царя Бориса указывают на ряд косвенных улик не в пользу Бориса, желание Годунова устранить претендента на царский престол, страх Бориса перед царевичем Дмитрием. Сторонники царя Бориса указывают на «независимое» расследование особой комиссии во главе с Василием Шуйским, интриги бояр, распускающих слухи о причастности Бориса Годунова к убийству Дмитрия.
Экспертная группа анализирует работу групп, выставляет в таблицу результаты.
Звучит музыка из фильма-оперы «Борис Годунов», показывается момент царствования Бориса Годунова в кремле
Учитель: «Используя перечень основных проблем внутренней и внешней политики России на рубеже 16-17 веков решите, что удалось осуществить в годы правления царя Бориса, а что нет?». Перечень основных проблем:
Притязание России на северные земли. Война со Швецией,
Притязание России на южные земли. Военное присутствие на Кавказе,
Оборона России западных рубежей. Укрепление Смоленска.
Укрепление экономики России. Рост торговли с соседними странами.
Наведение порядка в стране, борьба с «разбоем», подчинение окраин России центральному правительству.
Рост благосостояния населения, уменьшение социальной напряженности в стране.
Укрепление престижа нового царя и рост самодержавной власти.
Политика сотрудничества светской и духовной власти.
Взаимоотношение Бориса Годунова с различными сословиями России.
Сторонники и противники царя Бориса указывают на «+ и - » деятельности Бориса Годунова и его правительства.
Экспертная группа анализирует работу групп и выставляет результаты в таблицу.
В классе демонстрируется отрывок из фильма-оперы «Борис Годунов». Показывается момент воцарения Лжедмитрия -1. Учитель: «Успешное начало царствования Бориса Годунова было омрачено недородом, голодом, восстаниями, бегством населения на окраины России и резким недовольством населения царствованием Бориса. Противники и сторонники Бориса должны заполнить таблицу, где они либо опровергнут, либо подтвердят мои суждения».
Отношение к правлению в России Бориса Годунова:
+ - в целом, одобрительное,
- - в целом, враждебное,
* - нейтральное.
Население России
Оценка деятельности Бориса Годунова
1. Боярство
-----
2. Дворянство
*
3. Купечество
+
4. Духовенство
+
5. Посадские люди
*
6. Крестьянство
-------
7. Холопы
---------
8. Казачество
--------
9. Служивые люди
*
10. Инородцы
*
Сторонники и противники царя Бориса аргументируют свою позицию, используя высказывание авторов учебников, монографий, исследований.
Экспертная группа анализирует работу групп и выставляет в таблицу результаты.
Учитель: «Анализ исследования таблицы и результаты диспута показывают, что Россия стоит на пороге гражданской войны и как следствие иностранной интервенции и отечественной войны. Уважаемые оппоненты, дайте самостоятельное определение этих трех терминов»
Команды дают определение терминов, экспертная группа производит их оценку и подводит общий итог диспута и выявляет победителей.
Таблица.
Противники царя Бориса
Сторонники царя Бориса
Начало царствования Бориса Годунова
„4 ”
„3"
Исторический портрет Бориса Годунова
.. 5"
«4»
«Загадочная смерть царевича Дмитрия»
..3“
«3»
Решение основных проблем России на рубеже 16-17 веков
.5"
«4»
Отношение населения к правлению Бориса Годунова
.5 "
«5»
Работа с понятийным рядом
.4"
«4»
Общий итог
26
24
Заключительный этап.
Учитель подводит общий итог диспута, благодарит за работу, выделяет характерные ошибки выступающих, оценивает действия экспертной группы, выставляет оценки за урок и предлагает учащимся продолжить изучение темы с выбором следующих тем рефератов: