Урок-викторина "Мир истории: путешествие в прошлое и настоящее"
Урок-викторина "Мир истории: путешествие в прошлое и настоящее"
Главной целью урокак является повторение и обощение в игровой форме основных исторических понятий терминов, что способствует формированию познавательных интересов учащихся 5 класса и активного восприятия учебного материала по истории Казахстана. Учащиеся в ходе урока должны научиться правильно употреблять исторические понятия, давать оценку историческим событиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина "Мир истории: путешествие в прошлое и настоящее" »
Кулагина Ирина Николаевна
сш № 8 им.А.П.Гайдара
План- конспект обобщающего урока по истории Казахстана в 5 классе.
Тема «Мир истории: путешествие в прошлое и настоящее»
Тип урока: урок – викторина.
Цели:
Обучающая:
Повторить, обобщить и закрепить в игровой форме основные исторические понятия, термины, предлагаемые для изучения.
Формировать умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, умение выделять в тексте ошибки, опираясь на имеющиеся знания, делать выводы на основе известных фактов.
Развивающая:
Развитие познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории.
Повышение мотивации учащихся к изучению истории Казахстана.
Совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся, развитие их творческой инициативы.
Воспитательная:
Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства гордости за своё государство, чувства патриотизма.
Задачи:
Активизировать знания учащихся по истории Казахстана.
Развивать умение анализировать факты и делать соответствующие выводы.
Способствовать воспитанию чувства личной ответственности за общее дело.
ПЛАН.
Организационный момент –5 минуты.
Ход игры – 33 минуты.
Подведение итогов игры – 7 минут.
Оборудование:
мультимедийная установка с презентацией;
таблица подсчета итогов игры;
маршрутный лист с заданиями;
Ход урока:
І. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Вы проверьте, всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Вступительное слово ведущего.
Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран,
Кюй счастья ты наигрываешь звонко,
Родной мой, лучезарный Казахстан!
Не случайно мы начинаем урок с этих прекрасных строк о нашей Родине. Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он в форме викторины. Тема нашей викторины «Мир истории: путешествие в прошлое и настоящее». Мы с вами проложим путь из прошлого нашего государства к его настоящему.
(Слайд 1).
Подготовительный этап.
Учитель разъясняет, как будет проходить игра. Три команды – формируются из числа учеников класса. Члены команды занимают место за своим столом лицом друг к другу. В каждой команде определяется капитан, в функции которого входит обозначение готовности к ответу и назначение отвечающего;
Учитель – ведущий задает вопросы командам, следит за временем, отведенным на обсуждение вопроса и на выполнение творческого задания;
Учитель следит за ходом игры. Если команды неправильно отвечают на вопрос, ведущий может попросить ответить соперников.
Команды будут соревноваться сегодня на звание лучших знатоков истории.
Итак, начинаем игру (команды получают маршрутные листы с заданиями).
ІІ. Ход игры.
Ведущий задает командам вопрос. После чего команды должны отметить свой вариант ответа в бланке для ответов на викторину (Приложение 1).
Учитель, проверяя правильность ответов команд, выставляет количество набранных баллов в бланке таблицы подсчёта итогов игры (Приложение 2).
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
І тур – Разминка (Слайд 2). – время – 5 минут.
Вопросы:
Выберите предложение, в котором слово «история» обозначает науку о прошлом человечества (Слайд 3).
А) История о капитане Гранте очень интересная и захватывающая.
Б) История исследует, какой была жизнь людей в прошлые времена.
В) «Знаешь друг, - выкрикнул Саша, - ну и история со мной случилась!»
Используя линию времени для решения задачи, ответьте на вопрос: (Слайд 5).
А) ХХІ столетие начинается годом …, а заканчивается годом …
Б) Запишите любой год V столетия.
В) Запишите, к какому столетию относятся даты 7 г., 988 г., 1450 г., 2008 г.
ІІ тур – «Найди соответствие» (Слайд7); время – 3 минуты.
За каждый правильный ответ на вопрос кроссворда команда получает по одному баллу – максимальное количество 8 баллов.
«Найди зашифрованное слово».
1
8
2
3
4
5
6
7
По горизонтали:
Наука, которая занимается исследованием монет (нумизматика).
Наука, изучающая историю названий и собственных имён (ономастика).
Наука, которая исследует происхождение народов (этнография).
Наука, изучающая происхождение географических названий (топонимика).
Наука, которая занимается исследованием гербов (геральдика).
Всестороннее изучение родного края (краеведение).
Наука о древности (археология).
По вертикали:
8. - ? ИСТОРИЯ.
IV тур – «Знатоки родного края» (Слайд 15) – время 3 минуты.
Задание: найти и исправить ошибки. По площади Казахстан занимает второе место после России и Канады. В современном мире насчитывается около 3500 этносов, представители более 228 национальностей проживают в Казахстане. На 2010 год Республика Казахстан делится на 18 областей. По сравнению с другими странами в Казахстане не так много озёр и рек. Численность рек составляет около 5000, а озёр – 1000. Самая высокая точка Казахстана – это пик Аксоре.
За правильное выполненное задание команды могут получить по 6 баллов.
V тур –«Юный экскурсовод» (Слайд 18) – время 6 минут.
Задание: используя нижеперечисленные слова, составьте рассказ – экскурсию по Казахстану (максимальное количество баллов 10; критерии оценки: содержательность, последовательность повествования, связанность, эмоциональность, возможны дополнения):
9 место в мире по площади;
Астана;
Алматы;
Туркестан;
Мавзолей Ходжи Ахмеда Йасауи;
Стадион Медеу;
Байтерек;
Мифическое дерево жизни;
130 национальностей;
Толерантность;
Мир и согласие;
Бурабай;
пик Хан -Тенгри;
VI тур –«Байга» (Слайд 20) общее время – 3 минуты.
Задание. Перечислите города Казахстана. За каждый правильно названный город команда получает по одному баллу – максимальное количество баллов неограничено, время - 1 минута.
VII тур – «Отгадай-ка» (Слайд 22) – 3 минуты.
Задание. На экране по очереди появляются слайды с изображением улиц и достопримечательностей города Астана. Максимальное количество баллов 8 (по числу картинок), чем раньше команда угадает, о каком городе идёт речь, тем больше баллов получит. Очерёдности для команд нет, какая команда быстрее сообразит, что изображено на картинках.
IV. Подведение итогов игры - 7 минут.
Ведущий подводит итоги согласно таблице подсчета итогов игры. Поздравление победителей, выставление оценок за урок.
- Вот и закончилось сегодня наше путешествие по науке истории и по просторам родного края. В заключение урока предлагаю Вам сыграть в игру «Я начну, а ты закончи…»:
Как 2 крыла у птицы
Есть в Казахстане …2 столицы
Главная, она одна-
Её названье… Астана.
И вторую столицу знаешь ты-
Южная столица –…Алматы
Он на счастье всем нам дан родной, любимый…Казахстан.
- Спасибо всем за урок!
Домашнее задание: составить синквейн (пятистишие)
1строчка – 1 существительное;
2 строчка – 2 прилагательных;
3 строчка – 3 глагола;
4 строчка – предложение;
5 строчка – 1 слово – вывод.
Казахстан.
Красивый, молодой.
Строится, развивается, процветает.
Казахстан любимый край!
Родина!
Приложение 1.
Команда ____. Карта маршрута по уроку «Мир истории: путешествие в прошлое и настоящее».
Тур 1. (5 минут) Вопросы:
Выберите предложение, в котором слово «история» обозначает науку о прошлом человечества
А) История о капитане Гранте очень интересная и захватывающая.
Б) История исследует, какой была жизнь людей в прошлые времена.
В) «Знаешь друг, - выкрикнул Саша, - ну и история со мной случилась!»
Используя линию времени для решения задачи, ответьте на вопрос:
А) ХХІ столетие начинается годом _____, а заканчивается годом _______
Б) Запишите любой год V столетия ___________.
В) Запишите, к какому столетию относятся даты7 г.____ 988 г_____ 1450 г._____ 2008 г._____
ІІ тур – «Найди соответствие»; время – 3 минуты.
Каждая команда выбирает примеры своих источников (подчеркните нужное):
Тур 3. (10 минут) Разгадай кроссворд. Найдите слово – ключ.
По горизонтали:
1. Наука, которая занимается исследованием монет.
2. Историческая наука, изучающая историю названий и собственных имён.
3. Наука, которая исследует происхождение названий народов.
4. Наука, изучающая происхождение географических названий.
5. Наука, которая занимается исследованием гербов.
6. Всестороннее изучение родного края.
7. Наука о древности.
По вертикали: 8.-?
Тур 4. Знатоки родного края.
Прочитайте текст и исправьте ошибки.
В современном мире насчитывается около 3500 этносов, представители более 228 национальностей проживают в Казахстане. На 2010 год Республика Казахстан делится на 18 областей. По сравнению с другими странами в Казахстане не так много озёр и рек. Численность рек составляет около 5000, а озёр – 1000. Самая высокая точка Казахстана – это пик Аксоре.
Тур 5 - «Юный экскурсовод»
Задание: используя нижеперечисленные слова, составьте рассказ – экскурсию по Казахстану (максимальное количество баллов 10; критерии оценки: содержательность, последовательность повествования, связанность, эмоциональность, возможны дополнения):
9 место в мире по площади;
Астана;
Алматы;
Туркестан;
Мавзолей Ходжи Ахмеда Йасауи;
Стадион Медеу;
Байтерек;
Мифическое дерево жизни;
130 национальностей;
Толерантность;
Мир и согласие;
Бурабай;
пик Хан -Тенгри;
Тур 6. «Байга».
Перечислите города Казахстана. _____________________________________________________________