Соснова В.М.
Ход урока.
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный 1 мин. | Приветствие. | Приветствуют учителя. |
Вводный. Рассмотрение ситуации и проблемы. 6 мин. | Учитель объявляет тему урока. Предупреждает, что данный урок – проектный. Вопрос классу: какое самое главное умение потребуется от вас на проектном уроке? Предлагает ознакомиться с проблемной ситуацией: прочтите 1 и 2 абзацы параграфа 14. | Записывают тему. Отвечают: сформулировать проблему. Читают. |
Формулировка проблемы и цели. 5 мин. | Предлагает учащимся чётко обозначить проблему, которую нужно было решить средневековым купцам (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как…, или как сделать так, чтобы…). После обозначения проблемы предлагает сформулировать цель. Записывает проблему и цель на доске. | Определяют проблему (например, как сделать так, чтобы условия для торговли стали лучше, или как обезопасить торговцев от потерь). Формулируют цель проекта – придумать, как создать лучшие условия для торговли. |
Работа над проектом. 7 мин. | В случае необходимости консультирует группы. | Каждый участник группы высказывает свою мысль, выслушивает предложения других участников. Разрабатывают варианты обобщения знаний. Оформляют работу. Готовят презентацию своей работы. |
Презентация результатов. 7 мин. | Слушает презентации учащихся. Может задавать вопросы после презентации. Следит, чтобы результаты работы учащихся соответствовали поставленной цели. | Грамотно излагают свои мысли, расставляя акценты. Отвечают на вопросы учителя или одноклассников. Самоанализ – соответствует ли результат целям проекта. |
Осмысление. 8 мин. | Задание группам: прочесть материал учебника и ответить, что совпало в проектах с реальными мерами средневековья, а что – нет. Читают: 1 гр. – стр.11, последний абзац 2 гр. – стр.112, абзац 4 3 гр. – стр.113, абзацы 3.4 4 гр. – п.3, абзацы 1,2 | Читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения. (Как правило, совпадения: проложить хорошие дороги, создать специальные охраняемые места для торговли, объединиться с другими торговцами для безопасности путешествий, нанять охрану). Отвечают. |
Самооценка. 6 мин. | Подсчитайте количество совпадений. Если совпало 3 и более моментов – оценка 5, два совпадения – 4, одно совпадение – 3. (Критерии желательно обговаривать с ребятами до начала работы над проектом, но в данном случае есть соблазн, что дети захотят иметь побольше совпадений и воспользуются учебником, а смысл проектного урока именно в самостоятельном нахождении способа решения проблемы детьми. Критерии могут быть и другие, например, количество предложений, достигнута ли цель и пр. – такие критерии нужно заранее обговорить с детьми). | Подсчитывают, оценивают себя. |
Рефлексия. 3 мин. | Учитель может спросить: вы читали проблемную ситуацию в начале урока, какое положение дел вам показалось особенно несправедливым? Почему же ни одна группа не предложила отменить этот принцип? Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям: - что узнал нового, - что научился делать, - определить степень своей активности, - определить, что не удалось, не получилось, почему. | Отвечают (из практики): принцип «Что с воза упало, то пропало». Объясняют. Многие дети умышленно не предлагают это, т.к. понимают, что короли действуют в интересах феодалов и не захотят отменять выгодный им закон. Высказываются по заданным направлениям. |
Домашнее задание. 1 мин. | §14 читать, объяснять, как появились банкиры, показывать на карте главные торговые пути. | Записывают. |