урок в 11 классе на тему "Пугачев - герой или антигерой"
Урок в 11 классе на тему "Пугачев - герой или антигерой"
Данный урок проводился в рамках внедрения в практику учителей модуля"Развитие криического мышления". Урок построен через приемы критического мышления: проблемный вопрос, эссе, мозговой штурм, горячий стул, метод углов, синквейн. Структура урока выдержана с учетом 7 модулей Программы. Учащиеся самостоятельно готовят эссе. затем учатся доказывать свою точку зрения, приводя аргументы.Урок проходит интересно. насыщенно, Желаю успеха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок в 11 классе на тему "Пугачев - герой или антигерой" »
Урок мастер класс по ТРКМ
Дата: 1810.14г класс: 11 б предмет: история Казахстана
Тема: Е. Пугачев народный герой или кровавый убийца - антигерой?
Цель урока: на основе исторических фактов, анализа изученного материала, просмотра фильма «Бунты в России», эссе учащихся выяснить, кто же Пугачёв: народный герой или кровавый убийца - антигерой ?
Задачи урока:
развитие умения у школьников критически мыслить, аргументированно высказывать свою точку зрения, вести публичную групповую беседу; давать оценку личности Е.
Пугачёва;
воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнению других-толерантность
Ожидаемый результат: учащиеся активно участвуют в решении проблемного вопроса, размышляют; аргументированно высказывают свою точку зрения, публично обсуждают, ведут групповую дискуссию, глубоко знают материал темы урока; высказывают свое отношение к личности Е. Пугачева ; проявляют самостоятельность и оригинальность.
Оборудование урока: компьютерная презентация; эссе учащихся, стул
Методы и приемы: МШ, эссе «Горячий стул», «Метод углов», синквейн
Модули: ВО, ДО, КМ, ТиО, ИКТ
Ход урока
1.Организационный момент. Вызов. слайд1. 0.5 мин.
– 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв, как бунтарь, смутьян.
2. Актуализация знаний. 2 минуты. Существуют несколько точек зрения на личность
Е. Пугачева в истории. Давайте познакомимся с ними.
Слайд 2.
1.Позиция Екатерины
Русская императрица Екатерина 2 постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева. Река Яик была переименована в Урал, а Яицкий городок, гнездо смуты – в город Уральск. Дом Пугачева в Зимовейской станице, уже проданный его бедствовавшей женою, был взят у новых хозяев, разобран, сожжен, а пепел – развеян по ветру. нечто шаманское видится в этих попытках укротить дух народного мятежа.
Слайд3.Отношение народа
Несмотря на все запреты, образ Пугачёва остался жить в народном творчестве. Народ награждает Пугачёва в песнях эпитетами отец родной, заступник.
Слайд4.Отношение Пушкина.
Образ Пугачёва, отраженный в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда бунтовщика предавали церковной анафеме; в советские годы его воспевали как защитника всех угнетенных, в недавние годы уничижения России и русской истории его опять стали «мазать» одной лишь черной краской.
Учитель: А каким увидели вы Емельяна Пугачёва: кровавым убийцей-антигероем или народным героем?
3.Осмысление.20-23 минуты.
3.1.Объявление темы и цели урока: 0.5 минут.слайд 5
– Итак, тема нашего урока: «Емельян Пугачёв: народный герой или кровавый убийца?» Ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока
3.2.Работа с понятиями «герой», «антигерой» 0.5-1 минутаСлайд 6
Прежде чем высказывать свою точку зрения давайте обратимся к словарю Ожегова, где он дает определение данным понятиям
Герой-выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.
лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь, являющееся предметом восхищения, подражания. (С.И.Ожегов)
Анти-приставка в значении «противо»
Учитель: Ребята, вы получали домашнее задание написать эссе на данную тему. Пожалуйста, слово Вам. Выскажите своё отношение к личности Пугачёва.
3.3.Высказывания учащихся. Прием «эссе» . 5-7 минут
Обсуждение.
3.4.Прием «Горячий стул». 3 минуты. У учащихся возникают вопросы, на которые им отвечает учитель, представляя образ Е. Пугачева
3.5. Работа в группе. Прием «Метод углов». Займите свою позицию. Приведите 3 аргумента в защиту своей позиции.3 минуты.
3.6. Афиширование 4-6 минут (по 2-3 минуты на группу)
Аргумент одной группы – контраргумент другой. Группы рассаживаются в противоположные углы аудитории. При изменении точки зрения учащиеся могут переходить из группы в группу в ходе дискуссии. Колеблющиеся ученики наблюдают и в конце дискуссии присоединяются к той или иной группе.
4. Закрепление .Прием синквейн.2+5+3=10 минут. Слайд 8.А в завершении урока вам предлагается составить синквейн. Знакомство с правилом составления и показ образца.
Дети зачитывают синквейны.
5.Итоги урока. 2 минутыСлайд 9
Сегодня, проанализировав ваши эссе, увидев Пугачёва глазами Екатерины 2, народа, Пушкина, и вспомнив исторически реальный образ Пугачёва, мы пришли к выводу, что для большинства из нас Пугачев предстал в образе народного героя.
Вся история крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной оценки Пушкина: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Что же такое крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война, «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Каждое время дает на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови…
Учитель благодарит за урок.
6.Выставление оценок 2 минуты
7.Рефлексия, незаконченное предложение 5 минут:
самым интересным для меня было..., потому что...;
сегодня на уроке я узнал (а)...;
мне понравилось..., потому что...;
мне не понравилось...;
8.Домашнее задание. составить тест по теме «Крестьянская война под руководством Е. Пугачева
Приемы КМ, использованные на уроке
1.Проблемный вопрос (толстый вопрос) Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца – антигерой
2.Метод групповой дискуссии- организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.
3.Эссе - смысл этого приёма можно выразить следующими словами: » Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
4.Метод углов - аргумент одной группы – контраргумент другой. Группы рассаживаются в противоположные углы аудитории. При изменении точки зрения учащиеся могут переходить из группы в группу в ходе дискуссии. Колеблющиеся ученики наблюдают и в конце дискуссии присоединяются к той или иной группе.
5.Горячий стул - это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других участников и т. п.
6.синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент рефлексии мотивационного элемента в изучении темы; составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.