Тема " Цивилизация ольмеков" (5 класс)
Цели:
обучающая: создать условия для знакомства и усвоения материала по теме урока;
развивающая: способствовать развитию речи учащихся, формированию умений построения связного рассказа, основанного на анализе и синтезе исторического материала.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание уважения к историческому прошлому стран мира.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор с экраном, мяч, политическая карта мира, карточки для работы в группах с информацией по темам «Какое животное было священным для альмеков?», «Как ольмеки научились определять ход времени?», «Как ольмеки создавали монументальные головы из камня?», «Ольмеки изготавливали детские игрушки!», «Ольмекские письмена», «Ольмеки изобрели шоколад!», кроссворд-таблица на доске.
Предварительная подготовка учащихся: сообщение на тему «История каучука»
Форма урока – урок с применением ИКТ.
Тип урока – изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Я очень рада снова встретиться с вами. Вижу, что вы готовы к уроку: на партах есть учебник, тетрадь, дневник.
II. Целеполагание.
- Сегодня на уроке нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в мир истории древней индейской цивилизации: цивилизации ольмеков (слайд №1)
- В ходе урока мы с вами
- узнаем, где, когда зародилась и как развивалась цивилизация ольмеков, кто был первооткрывателем и самым важным человеком, изучавшим ольмеков;
- повторим, как появился человек в Древней Америке, каким образом люди расселялись на американском континенте.
III. Актуализация знаний учащихся, мотивация (слайд №2)
- Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Игра называется «Лови вопрос». Я буду зачитывать вам некое утверждение, а тот, кому я брошу мяч, должен согласиться или опровергнуть предложенное утверждение, аргументируя свой ответ.
- Итак, начинаем:
1.Берингия это государство в Древней Америке (нет, это участок суши («временный мост») между Азией и Америкой, по которому 45 тысяч лет назад прошли стада животных, а вслед за ними – первые переселенцы из северо-восточной Азии в Америку)
2.В Северной Америке население охотилось на крупную дичь – мамонтов, бизонов, оленей (да)
3. Земледельческие очаги в Древне Америке возникли на территории Мексики (Северная Америка) и современного Перу (Южная Америка) (да)
4. Охотничье оружие население Древней Америки делало из меди и железа (нет, из дерева, камня, кости)
5. В Древней Америке во главе племен стояли вожди, власть которых передавалась по наследству (да)
6. Население Древней Америки говорило на одном языке (нет, к третьему тысячелетию до н.э. насчитывалось около 3000 языков)
7. Высокого уровня развития достигли земледельцы, которые обитали на берегу Мексиканского залива (да)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. И сейчас мы переходим к изучению новой темы урока – « Цивилизация ольмеков».
- Ребята, а как вы думаете, связан ли мяч, который мы использовали сейчас в игре с темой нашего урока? (предполагаемые ответы учащихся: «Нет, мяч связан с физкультурой», «Нет, может быть с математикой, потому что, мяч имеет форму шара»)
- Ответ на мой вопрос вы получите в ходе нашего урока.
IV. Изучение нового материала (слайд № 3)
1. Вступительное слово учителя
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту (учитель показывает побережье Мексиканского залива). Около трех тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива на территории современной Мексики возникла индейская культура, получившая название ольмекской. На этой территории проживали ольмеки — небольшая группа индейских племен.
- Само название «ольмеки» означает «каучуковые люди». Назвали их так потому, что на побережье Мексиканского залива, где проживали ольмеки, производился каучук. Знаете ли вы, что такое «каучук»? (ответы учащихся).
- Ребята, Никита получил на прошлом уроке задание найти и подготовить материал о каучуке и сейчас он нас расскажет, что же это такое (слайд №4)
2.Сообщение ученика по теме «История каучука» (Приложение 1)
- Так связан ли мяч с темой нашего сегодняшнего урока?
- Каким образом?
3. Рассказ учителя
- Первооткрывателем и самым важным человеком изучавшим ольмеков стал американский учёный по имени - Майкл Ко (слайд №5)
Ольмеки были земледельцами и развили довольно высокую цивилизацию, а также коммерсантами и обменивались своими товарами с народами, жившими на отдалённых землях (слайд №6)
Животноводством ольмеки не занимались. У ольмеков были только два домашних животных: собака и индюк. Собаки ольмеков были похожи на собак породы чихуахуа. Ольмеки растили их для еды (слайд №7)
Ещё ольмеков называли "кукурузным (маисовым) народом", поскольку эта сельскохозяйственная культура составляла основу их питания (слайд №8) Ежедневная еда у них обычно состояла из кукурузных лепёшек. Они ели также фасоль и тыкву (слайд №9)
Археологи смогли восстановить многие предметы обихода ольмеков (керамическую посуду, маски, скульптуры и т.д.). Основные находки были обнаружены при раскопках в Сан-Лоренсо, Ла Венте и Трес Сапотес (слайд №10)
Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня. Они делали расписные стены, высекали могильные плиты и каменные алтари, создавали топоры, которые использовали как подношения богам, лепили из глины маленькие статуэтки и маски. Несомненно, цивилизация ольмеков стала известна благодаря необычным монументальным скульптурам, дошедшим до наших дней.
4. Работа в группах
- А сейчас, ребята, вам будет дана возможность стать исследователями и самостоятельно узнать интересные факты из жизни таинственного и удивительного народа ольмки.
Сейчас мы разделимся на 6 групп, каждая группа получит карточку с заданием. После самостоятельного изучения информации, вы расскажете об этих фактах своим одноклассникам.
Группа№1
Задание: «Какое животное было священным для ольмеков? Расскажите о нем. » (слайд № 11) (Приложение 2)
Группа№2
Задание: «Как ольмеки научились определять ход времени?» (слайд № 12) Приложение 3
Группа№3
Задание: «Как ольмеки создавали монументальные головы из камня?» (слайд № 13) Приложение 4
Группа№4
Задание: «Ольмеки изготавливали детские игрушки? Расскажите!» (слайд № 14) Приложение 5
Группа№5
Задание: «Ольмеки умели писать?» (слайд № 15) Приложение 6
Группа№6
Задание: «Кто изобрёл шоколад? Расскажите!» (слайд № 16) Приложение 7
Физкультминутка
5. Рассказ учителя
- Да, ребята, горячий шоколад - поистине божественный напиток! И поэтому пришло время поговорить о богах… существует прекрасная легенда о шоколаде. Послушайте, ребята!
Давным-давно в Мексике жили самые загадочные и сказочно богатые племена индейцев. И был у них искусный садовод, звали его Кветцалькоатль. Среди огромного количества фруктовых деревьев в его саду росло неприметное дерево, плоды которого были похожи на огурцы, и вкус у них был горьковат. Однажды садовод подумал, что если их нельзя есть, то может быть, надо попробовать их сварить. И когда он сварил плоды, напиток ему очень понравился, потому что поднял ему настроение. И садовод назвал его “чокоатль”, что в переводе означает “веселящий душу”. Напиток нравился всему племени, и вскоре индейцы стали ценить его дороже, чем золото. Но слава и богатство испортили садовода, и он возомнил себя всемогущим. За гордыню боги разгневались на него и наслали безумие. В приступе сумасшествия садовод сжег свой удивительный сад. Чудом уцелело несколько бобов. И индейцы снова возродили этот сад. А какао-дерево стало символом земли индейцев.
V. Закрепление материала
-Сегодня вы на уроке вы узнали много нового, и интересного и неизвестного. Ребята, на доске вы видите кроссворд-таблицу, заполненную буквами. Вам необходимо найти слова по теме урока, и объяснить каким образом они связаны с ольмеками (голова, ягуар, Ла-Вента, Мексика, Ко, шоколад, кукуруза, каучук)
к | а | у | ч | у | к | с | у | г |
з | а | р | я | г | у | а | р | о |
к | у | к | у | р | у | з | а | л |
с | а | д | ю | м | й | ы | п | о |
л | а | - | в | е | н | т | а | в |
й | г | о | ф | к | о | а | д | а |
ж | э | л | о | с | п | в | л | д |
у | п | й | л | и | г | н | о | ю |
л | е | ш | о | к | о | л | а | д |
з | х | и | п | а | к | н | р | а |
VI. Итог урока. Выставление отметок.
- Сегодня на уроке вы славно потрудились, узнали много нового и интересного. И, конечно же, заработали отметки. Мне хотелось бы знать ваше мнение, ребята, кто из ваших товарищей сегодня на уроке работал лучше всех и какую отметку заработал (ученики высказывают своё мнение, аргументируя его. Если учащиеся отметили не всех ребят, то эту функцию выполняет учитель).
VII. Рефлексия.
- Уважаемые ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на один их трёх предложенных вопросов (слайд № 17)
Что бы вы рассказали членам вашей семьи после нашего сегодняшнего урока?
Что вас сегодня удивило на уроке?
Что сегодня на уроке запомнилось?
VIII. Домашнее задание.
-Ребята, сегодня я предлагаю следующее домашнее задание: всем учащимся необходимо прочитать §29.
Затем вы можете выбрать то задание, которое вам интересно:
1. ответить на вопросы после параграфа;
2. составить кроссворд по теме «Цивилизация ольмеков»;
3. найти и рассказать об других интересных фактах о жизни и деятельности древней цивилизации ольмеков.
Приложение 1
История каучука началась со времен Великих географических открытий. Когда Колумб вернулся в Испанию, он привез из Америки множество диковин. Одной из них был эластичный мяч из «древесной смолы», который отличался удивительной прыгучестью. Индейцы делали такие мячи из белого сока растения гевея, растущего на берегах реки Амазонки. Этот сок темнел и затвердевал на воздухе. Мячи считались священными и использовались в религиозных обрядах. У племен индейцев существовала командная игра с использованием мячей, напоминающая баскетбол. Впоследствии испанцы полюбили играть вывезенными из Южной Америки мячами. Модифицированная ими индейская игра послужила прообразом современного футбола.
Сок гевеи индейцы называли «каучу» – слезы млечного дерева («кау» – дерево, «учу» – течь, плакать). От этого слова образовалось современное название материала – каучук. Кроме эластичных мячей индейцы делали из каучука непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, ярко раскрашенные шарики – детские игрушки.
Приложение 2
«Какое животное было священным для ольмеков? Расскажите о нем»
Ягуар - это хищное млекопитающее, распространённое в Южной и Центральной Америке. Он не нападает на людей и питается крупной дичью, в частности оленями.
Ольмеки очень ценили ягуаров, поскольку те съедали травоядных животных, разрушавших маисовые плантации.
Эти животные были настолько полезны ольмекам, что они почитали их как богов.
Также они считали, что люди произошли от бога, который был наполовину человеком, а наполовину ягуаром. Ольмеки, будучи прекрасными керамистами и скульпторами, обычно делали маски, воспроизводившие кошачьи черты, похожие на ягуара, и статуэтки человека-ягуара.
Приложение 3
«Как ольмеки научились определять ход времени?»
Ольмеки не использовали удобрения и не знали техники орошения. Ведение сельского хозяйства было очень примитивным: они засевали поля до тех пор, пока они были плодородными, а затем оставляли их отдыхать, хотя в действительности ольмекам повезло жить в регионе с большим числом рек и поэтому не было необходимости оставлять поля для отдыха на длительное время. Когда на реках были приливы, вода заливала прибрежные земли и удобряла их, так что поля давали два-три урожая ежегодно. Чтобы знать, когда происходят наводнения и когда следует сеять, ольмеки изобрели средство для определения хода времени, то есть календарь.
В своём изучении хода времени они дошли до продолжительности года в 365 дней.
Приложение 4
«Как ольмеки создавали монументальные головы из камня?»
Ольмеки, несомненно, были великими скульпторами. Они обрабатывали камень с большим мастерством, создавая надгробные плиты и алтари, украшенные человеческими фигурами.
Наиболее характерными являются огромные головы, воспроизводившие, возможно, лица великих вождей. Эти монументальные головы были выполнены из базальта - очень твёрдого камня. Некоторые из этих архитектурных сооружений достигают в высоту около 2,5 метра и весят приблизительно 25-30 тонн.
Исследователи установили, что камень для этих странных скульптур доставлялся в виде блоков весом от 20 до 60 тонн со склонов вулкана Сан-Мар-тин-Пахапан, отстоящего на расстоянии 125 км от ближайших центров ольмекской культуры. Эти гигантские блоки переправлялись сначала по морю, а затем на плотах по реке Тонала, причем их тащили против течения.
Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы. Многие из этих огромных голов хранятся в Археологическом парке Ла-Вента в Мексике.
Приложение 5
«Ольмеки изготавливали детские игрушки? Расскажите!»
Игрушки представляли собой животных на колесиках. Сенсационная находка повергла в шок исследователей, которые считали, что доколумбовая Америка, не знала что такое колесо. Но последующие находки в Южной Америке показали, что и у ацтеков и у майя тоже были игрушки на колесиках. Но самым интересным было то, что само колесо в хозяйственной деятельности не использовалось.
Приложение 6
«Ольмеки умели писать?»
Ольмекские письмена были обнаружены в каменоломне близ деревни Каскахаль в штате Веракрус. В 1999 году рабочие обнаружили здесь осколки керамических изделий и глиняные статуэтки. Вскоре на том же участке каменоломни археологами была найдена плита, покрытая древними иероглифами. «Панель из Каскахаля» напоминает вырезанный из камня лист формата А4, только заметно толще и массой около 12 килограммов. Этот древнейший памятник письменности на территории Америки датируется примерно 900 годом до новой эры.
Среди изображений, нанесенных на "камень из Каскахаля", есть подобия рыб, насекомых, початков маиса. Всего здесь 62 знака, причем некоторые повторяются не один раз. По всем внешним признакам данный набор символов соответствует письменному тексту. Все значки четко отделены друг от друга и расположены в виде отдельных горизонтальных строк. Ясно угадывается деление значков на различные группы, состоящие из нескольких символов каждая. Несколько раз определенная последовательность символов повторяется. По мнению лингвистов, это может свидетельствовать о том, что мы имеем дело со стихотворным произведением.
Любопытно, что поверхность этой каменной плиты – вогнутая: прежний текст, очевидно, соскабливали, а затем на очищенной поверхности вырезали новые знаки.
Приложение 7
«Кто изобрёл шоколад? Расскажите!»
Я обожаю шоколад!
Скажите, кто его не любит?
Кто плитке Милки - вей не рад?
Уверю вас, они не люди!
Чудесный, сладкий аромат!
И вкус, с амброзией сравнимый.
Ты калориен, Шоколад,
Но все ж навеки мой любимый!
История шоколада началась более 3000 лет назад на побережье Мексики. Цивилизация индейцев - ольмеков, жившая там около 1500 до н.э, оставила о себе очень мало свидетельств, и одно из них – слово «какао».
Шоколадное дерево – вовсе не шоколадное. Это дерево – какао! Оно небольшое, вечнозеленое дерево, родом из Мексики. Высота ствола достигает 12 метров. Листья у какао дерева блестящие, темные. Цветы растут прямо из ствола или из толстых ветвей. Плоды похожи на большие огурцы, желто-зеленого или оранжево-золотистого цвета. Вес одного плода достигает 400-500 гр и длиной до 30 см. На сегодняшний день какао-дерево выращивают в тех местах, где температура воздуха круглый год не ниже 21° С. Одно дерево дает до 3 кг зерен какао в год!
Несмотря на свой горький вкус, этот напиток чрезвычайно ценился племенами ольмеков и майа, которые называли его «пищей богов».
Существует множество свидетельств значимости шоколада в жизни индейцев: внутренняя отделка каменных храмов была украшена какао-бобами, на найденных предметах имеются изображения вождей и богов, пьющих этот напиток и наслаждающихся вкусом шоколада. Шоколад традиционно употребляли во время религиозных церемоний или на свадьбах.
9