kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-Семинар. "Оттепель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи семинара:

-    Обобщить изученный материал по теме «оттепель», подвергнуть анализу деятельность Н. С. Хрущёва в сфере экономики, управления, сельского хозяйства, социальной и культурной, взвесив результаты его деяний во времени.

-    Определить начало правления Н. С. Хрущёва как политическое явление, прибегнув к определениям и формулировкам.

-    Поразмышлять над самой личностью Н. С. Хрущёва, попытать­ся понять его как личность, определить сильные и слабые стороны.

-    Дать оценку эпохе, именуемой «Оттепель», показать грандиоз­ность развернувшихся преобразований и одновременно утопич­ность и половинчатость их.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-Семинар. "Оттепель" »

Семинар «Оттепель».

(СССР в середине 50-60-х годов XX века).


Подготовка к семинару:

  • Подобрать музыкальное озвучивание В. Высоцкого «Охота на волков»;

  • Портрет Н. С. Хрущёва;

  • Оформление доски и выставки книг, публикаций о Н. С. Хрущёве;

  • Доклад;

  • Работа со словарями над терминами;

  • Практическая работа по вопросам;

  • Работа с дополнительной литературой;

  • Деление на творческие группы.


Литература к семинару;

  1. Воронов А. «Последний романтик».

  2. Стреляный А. «Стрельба влёт».

  3. Бурлацкий Ф. «Хрущёв».

4. Медведев Р. «Хрущёв»,

5. Попов Г. «Два цвета времени».


Цели и задачи семинара:

  • Обобщить изученный материал по теме «оттепель», подвергнуть анализу деятельность Н. С. Хрущёва в сфере экономики, управления, сельского хозяйства, социальной и культурной, взвесив результаты его деяний во времени.

  • Определить начало правления Н. С. Хрущёва как политическое явление, прибегнув к определениям и формулировкам.

  • Поразмышлять над самой личностью Н. С. Хрущёва, попытать­ся понять его как личность, определить сильные и слабые стороны.

  • Дать оценку эпохе, именуемой «Оттепель», показать грандиоз­ность развернувшихся преобразований и одновременно утопич­ность и половинчатость их.


План:

1. Приход Н. С. Хрущёва к власти и период его правления - что это?

  • Путч?

  • Революция?

  • Верхушечный переворот?

  • Реформы?

2. Н. С. Хрущёв как личность: положительный он или отрицательный герой?

  • «Белое» и «чёрное» в деятельности Н. С. Хрущёва.

  • Почему рывок не удался? Почему «не пошли» реформы?

Вопросы к размышлению:

  • Какие бы слова вы написали на его памятнике?

  • Чем бы вы наградили Н. С. Хрущёва сегодня?

  • Почему ему нравилась песня В. Высоцкого?

  • С кем из государственных деятелей вы можете его сравнить?


Вступление учителя.

  • Хрущёв и его время - тема нашего сегодняшнего семинара. По-разному называли это самое время:

  • великое десятилетие;

  • славная эпопея;

  • волюнтаризм;

  • авантюризм.

Один из самых непростых периодов нашей истории. Да и были ли в ней простые? В Западной Европе Н. С. Хрущёва ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и Папой Иоанном XII. У нас можно было бы сказать - нет пророка в своём Отечестве, но это было бы не точно. Его приняли и признали при жизни, но не все. Его реформы были реальным ответом на проблемы тогдашней жизни. Полуразруха, низкий жизненный уровень, миллионы заключённых - всё это требовало новой политики, радикальных перемен. И Хрущёв пришёл - именно так! - как надежда народу, предтеча Нового времени. Но триумф не состоялся. Почему? Этот странный вопрос и будет главным сегодня в нашей работе. А - повторяющимся рефреном послужит эта песня В. Высоцкого «Охота на волков», мы вернёмся к ней не раз, и, может быть, с её помощью в чем-то определимся.


1 вопрос: Приход Н. С. Хрущева к власти и период его прав­ления - что это?

Приход Хрущёва к власти всегда рассматривался неоднознач­но. И его приход, и его дальнейшая деятельность. Я предлагаю вам совместить теорию и практику «оттепели», чтобы определить, чем можно считать появление Хрущёва на политической сцене: путчем, переворотом, революцией?

Работали творческие группы, начнём. Кому первое слово? (Выступления представителей групп).

Итак, мы услышали разные точки зрения, большинство которых можно свести к тому, что деятельность Хрущёва всеми одинаково воспринята как реформы, а пути, средства, методы, приёмы захвата власти - по-разному - путч, верхушечный переворот, рево­люция. Где тут истина? Помните, мы говорили с вами о расколотой цивилизации России? Где всё наполовину, всё вразрез, как-то в середине, неопределённо, между хорошим и плохим.

Так вот мне кажется, что в его приходе слились элементы многих методов борьбы за власть: что-то от путча (войска), что-то от переворота (борьба наверху), но в основе своей революция. Преж­ний путь со смертью Сталина себя исчерпал. Был невозможен в силу многих причин. Надобность перемен понимали все. Хрущёву выпало не только понять, но и претворять это в жизнь. Но это - Хрущёв-политик, а каким он был как человек?


2 вопрос: Н. С. Хрущев как личность.

Вашему вниманию предоставляются два доклада. Ваша цель: определить своё отношение к Хрущёву как к личности, какой герой он для вас - положительный или отрицательный?

Доклады: «Хрущёв без прикрас»; «Он близок был народу».

  • Как лично вы относитесь к Хрущёву?

  • Чем бы вы его наградили?


3 вопрос: «Белое» и «черное» в деятельности Н. С. Хрущева.

Г. Попов сказал о деятельности Хрущёва, что это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться по богатству опыта с этим временем, но в этой энциклопедии два тома: в белой и чёрной обложках... Вопрос: что вы обернёте в чёрную или белую обложки? Какие его деяния занесёте в список того или другого цвета? (Предлагается работа с таблицей на доске.)


1.Реабилитация репрессированных

1.Неосведомлённость в вопросах культуры.

2.Поворот к демократии, хотя и неудачный. Но шаг от диктатуры был сделан.

2.Утопические идеи о построении коммунизма и т.д.

3. Крестьяне получили паспорта.


4. Изучение космоса, запуск первых спутников Земли.


5. Освоение целины и т.д.


Историю нельзя перекрашивать. Так и останутся на времена его два цвета, и история ещё не раз будет сопоставлять и соизмерять эти цвета.

- С кем из исторических деятелей вы сравнили бы Хрущёва?

- Почему, не признав вначале Высоцкого,- он потом принял его, а песня «Идёт охота на волков» стала его любимой?


4 вопрос: Почему рывок не удался? Почему не пошли реформы?

Наш последний вопрос - почему «рывок» Хрущёва потерпел не­удачу, и были ли положительные последствия для страны реформ? Ведь мы вновь и вновь возвращаемся к его преобразованиям. (Звучат выступления студентов).

  1. Именно он начал критику строя, где мы живём и который «лучший» в мире.

  1. Он подорвал устои, бывшие незыблемыми: что жить в коммунах - это хорошо для коллектива, что товарное производство бесперспективно, как и материальные стимулы.

  1. Он поломал представление о Западе как о враге.

  2. Он спас социализм, но все его острые углы обстучал молотком своих реформ.

5. Он не пошёл на расследование готовившегося переворота; а ведь знал методы, но уже не хотел и не мог их восстанавливать.

Почему он был свергнут? (Вопрос студентам).

Подводим итоги:

- Не понял, что проблема в идеологии, которая гласила, что историю надо исправлять;

  • консервативные силы взяли верх над реформаторами, а общество было не готово к радикальным переменам;

  • Хрущёв давал вырабатывать реформы аппарату, который сам должен был ограничить свою власть - аппарат находил способ уберечь себя от контроля. А ведь в других странах их проводят учёные, общественные деятели, ничем не связанные с аппаратом, - не «дошёл» Хрущёв до гласности. «Народ безмолвствовал», он просто не знал, чем Хрущёв отличается от прежних. Как всегда, делалось для народа, но без него...

- Не устоял перед соблазном воспевания собственной личности.

- Боялся затронуть своей реформой саму социальную систему.

- Отсутствие демократизации общественной жизни, ей мешал идеологический монополизм.

- Реформы его были направлены на аппарат, но он не видел значения глубоких структурных реформ.

- Впадал в крайности, не было чёткой программы.

  • Не видел последствий.

  • Тяготел к коммунистической догме.

  • Отвернул от себя интеллигенцию и военных - остался один.

Задумайтесь, если бы вам дали возможность написать на па­мятнике Хрущёву то, что вы о нём думаете, что бы вы написали?

(Учащиеся оформляют и затем читают надписи.)

И всё-таки большинство написанного - с симпатией к этому человеку, какое-то пробивается тёплое чувство, нет презрения, осуждения его. Может быть, потому, что он, сам не был злым по натуре? Может быть, оттого, что хотел, как лучше, а получилось опять как всегда? Но для меня лично этот человек сконцентриро­вался в одном поступке: он не стал бороться в 1964 году за свою личную власть, т. е. он не вернулся к тем методам, хотя и грешил ими ранее. Он не затоптал до конца в грязь им же начатое дело, он первый благородно ушёл. А Уинстон Черчилль отметил, что глав­ная его ошибка в том, что он попытался перепрыгнуть пропасть в два прыжка... Но, может быть, здесь главное то, что пытался? Хотя и знал, что, под ним пропасть.


Приложение. Материалы к уроку.


На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Н. С. Хрущева-форматора.

Ф. Бурлацкий

Главное - личные качества Хрущева: человечность, доброта, которые он так и не смог выдавить из себя, несмотря ни на что.

А. Д. Сахаров

Хрущев с одинаковой энергией и упрямством проводил и свои правильные, и ошибочные идеи; таких у него было более чем досрочно.

К. Т. Мазуров

В моем сознании существуют два Хрущева.

Один - реформатор в хорошем смысле слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу Программу, в которой было сказано, что в 80-х гг. мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние...

М. Ф. Гефтер

Мировой лидер уходил с отечественной сцены банкротом. Но по сей день не хочется признать, что в его лице обанкротились мы сообща.

Н. С. Хрущев.

Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение эдей вспомнят, другие - кукурузу, третьи - жилищную политику, четвертые - как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное - все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого возуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет.



Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из постановления Президиума ЦК КПСС 14 октября 1964 г.

Признать, что в результате ошибок и неправильных действий т. Хрущева, нарушающих ленинские принципы коллективного руководства, в Президиуме ЦК КПСС за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами Президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной...!

Президиум ЦК КПСС считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущев неспособен исправить допущенные ошибки и непартийные методы в работе.

  1. Согласны ли вы с изложенными мотивами снятия Хрущева с постов руководителя партии и правительства?

  2. Чем вы можете объяснить тот факт, что снятие лидера страны произошло совершенно спокойно, без политических потрясений?

  1. Какие социальные и политические силы, в том числе в руководстве КПСС, активно боролись за устранение Н. С. Хрущева с политической арены? Чем это можно объяснить?

Что вам известно о позиции и поведении Хрущева при отрешении его от власти




Оформление урока.

На доске: Фактический материал «Годы реформ» (левая и пра­вая часть доски с портретами Хрущёва).

Центральная часть доски. Запись названия занятия.

Выставка книг, брошюр, газеты.


Наглядный материал на уроке:

Схема № I



1965 г.

СССР

США

Электроэнергия (млрд кВт/ч)

507

1220

Нефть (млн тонн)

243

285

Уголь (млн тонн)

578

477

Сталь (млн тонн)

91

122

Цемент (млн тонн)

72

65


Схема № 2

Годы реформ

В 1955 году население СССР достигло предвоенного. В 1959 году численность городского населения стала равна численности сельского населения.


Схема № 3




1950

1964

Количество совхозов

5000

10000

Количество колхозов

91000

38300


Схема № 4

Рост сельского хозяйства.



План

70%

Реальность

15%





Схема № 5

В 1960 году население СССР составило 210 млн человек, из них работающие в государственном секторе - 62 млн человек, в том числе 22 млн человек заняты в промышленности.


Схема № 6

Число окончивших средние учебные заведения.



1950 г.

284000

1958 г.

1574000


Схема № 7

Работники государственного и партийного аппарата — около 6 млн человек.

Имеющие высшее и среднее образование - около 9 млн человек.


Схема № 8

Численность партии, млн. человек.



1950 г.

7.2

1959 г.

8.2

1961 г.

9,7

1966 г.

12,4


Схема 9

С 1956 года по 1963 год жилья построено больше, чем за пред­шествующие 40 лет.


Схема № 10

Средняя заработная плата в промышленности, рублей.



1950 г.

703

1960 г.

913




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-Семинар. "Оттепель"

Автор: Шмырова Елена Анатольевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства