- Обобщить изученный материал по теме «оттепель», подвергнуть анализу деятельность Н. С. Хрущёва в сфере экономики, управления, сельского хозяйства, социальной и культурной, взвесив результаты его деяний во времени.
- Определить начало правления Н. С. Хрущёва как политическое явление, прибегнув к определениям и формулировкам.
- Поразмышлять над самой личностью Н. С. Хрущёва, попытаться понять его как личность, определить сильные и слабые стороны.
- Дать оценку эпохе, именуемой «Оттепель», показать грандиозность развернувшихся преобразований и одновременно утопичность и половинчатость их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-Семинар. "Оттепель" »
Семинар «Оттепель».
(СССР в середине 50-60-х годов XX века).
Подготовка к семинару:
Подобрать музыкальное озвучивание В. Высоцкого «Охота на волков»;
Портрет Н. С. Хрущёва;
Оформление доски и выставки книг, публикаций о Н. С. Хрущёве;
Доклад;
Работа со словарями над терминами;
Практическая работа по вопросам;
Работа с дополнительной литературой;
Деление на творческие группы.
Литература к семинару;
Воронов А. «Последний романтик».
Стреляный А. «Стрельба влёт».
Бурлацкий Ф. «Хрущёв».
4. Медведев Р. «Хрущёв»,
5. Попов Г. «Два цвета времени».
Цели и задачи семинара:
Обобщить изученный материал по теме «оттепель», подвергнуть анализу деятельность Н. С. Хрущёва в сфере экономики, управления, сельского хозяйства, социальной и культурной, взвесив результаты его деяний во времени.
Определить начало правления Н. С. Хрущёва как политическое явление, прибегнув к определениям и формулировкам.
Поразмышлять над самой личностью Н. С. Хрущёва, попытаться понять его как личность, определить сильные и слабые стороны.
Дать оценку эпохе, именуемой «Оттепель», показать грандиозность развернувшихся преобразований и одновременно утопичность и половинчатость их.
План:
1. Приход Н. С. Хрущёва к власти и период его правления - что это?
Путч?
Революция?
Верхушечный переворот?
Реформы?
2. Н. С. Хрущёв как личность: положительный он или отрицательный герой?
«Белое» и «чёрное» в деятельности Н. С. Хрущёва.
Почему рывок не удался? Почему «не пошли» реформы?
Вопросы к размышлению:
Какие бы слова вы написали на его памятнике?
Чем бы вы наградили Н. С. Хрущёва сегодня?
Почему ему нравилась песня В. Высоцкого?
С кем из государственных деятелей вы можете его сравнить?
Вступление учителя.
Хрущёв и его время - тема нашего сегодняшнего семинара. По-разному называли это самое время:
великое десятилетие;
славная эпопея;
волюнтаризм;
авантюризм.
Один из самых непростых периодов нашей истории. Да и были ли в ней простые? В Западной Европе Н. С. Хрущёва ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и Папой Иоанном XII. У нас можно было бы сказать - нет пророка в своём Отечестве, но это было бы не точно. Его приняли и признали при жизни, но не все. Его реформы были реальным ответом на проблемы тогдашней жизни. Полуразруха, низкий жизненный уровень, миллионы заключённых - всё это требовало новой политики, радикальных перемен. И Хрущёв пришёл - именно так! - как надежда народу, предтеча Нового времени. Но триумф не состоялся. Почему? Этот странный вопрос и будет главным сегодня в нашей работе. А - повторяющимся рефреном послужит эта песня В. Высоцкого «Охота на волков», мы вернёмся к ней не раз, и, может быть, с её помощью в чем-то определимся.
1 вопрос: Приход Н. С. Хрущева к власти и период его правления - что это?
Приход Хрущёва к власти всегда рассматривался неоднозначно. И его приход, и его дальнейшая деятельность. Я предлагаю вам совместить теорию и практику «оттепели», чтобы определить, чем можно считать появление Хрущёва на политической сцене: путчем, переворотом, революцией?
Работали творческие группы, начнём. Кому первое слово? (Выступления представителей групп).
Итак, мы услышали разные точки зрения, большинство которых можно свести к тому, что деятельность Хрущёва всеми одинаково воспринята как реформы, а пути, средства, методы, приёмы захвата власти - по-разному - путч, верхушечный переворот, революция. Где тут истина? Помните, мы говорили с вами о расколотой цивилизации России? Где всё наполовину, всё вразрез, как-то в середине, неопределённо, между хорошим и плохим.
Так вот мне кажется, что в его приходе слились элементы многих методов борьбы за власть: что-то от путча (войска), что-то от переворота (борьба наверху), но в основе своей революция. Прежний путь со смертью Сталина себя исчерпал. Был невозможен в силу многих причин. Надобность перемен понимали все. Хрущёву выпало не только понять, но и претворять это в жизнь. Но это - Хрущёв-политик, а каким он был как человек?
2 вопрос: Н. С. Хрущев как личность.
Вашему вниманию предоставляются два доклада. Ваша цель: определить своё отношение к Хрущёву как к личности, какой герой он для вас - положительный или отрицательный?
Доклады: «Хрущёв без прикрас»; «Он близок был народу».
Как лично вы относитесь к Хрущёву?
Чем бы вы его наградили?
3 вопрос: «Белое» и «черное» в деятельности Н. С. Хрущева.
Г. Попов сказал о деятельности Хрущёва, что это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться по богатству опыта с этим временем, но в этой энциклопедии два тома: в белой и чёрной обложках... Вопрос: что вы обернёте в чёрную или белую обложки? Какие его деяния занесёте в список того или другого цвета? (Предлагается работа с таблицей на доске.)
1.Реабилитация репрессированных
1.Неосведомлённость в вопросах культуры.
2.Поворот к демократии, хотя и неудачный. Но шаг от диктатуры был сделан.
2.Утопические идеи о построении коммунизма и т.д.
3. Крестьяне получили паспорта.
4. Изучение космоса, запуск первых спутников Земли.
5. Освоение целины и т.д.
Историю нельзя перекрашивать. Так и останутся на времена его два цвета, и история ещё не раз будет сопоставлять и соизмерять эти цвета.
- С кем из исторических деятелей вы сравнили бы Хрущёва?
- Почему, не признав вначале Высоцкого,- он потом принял его, а песня «Идёт охота на волков» стала его любимой?
4 вопрос: Почему рывок не удался? Почему не пошли реформы?
Наш последний вопрос - почему «рывок» Хрущёва потерпел неудачу, и были ли положительные последствия для страны реформ? Ведь мы вновь и вновь возвращаемся к его преобразованиям. (Звучат выступления студентов).
Именно он начал критику строя, где мы живём и который «лучший» в мире.
Он подорвал устои, бывшие незыблемыми: что жить в коммунах - это хорошо для коллектива, что товарное производство бесперспективно, как и материальные стимулы.
Он поломал представление о Западе как о враге.
Он спас социализм, но все его острые углы обстучал молотком своих реформ.
5. Он не пошёл на расследование готовившегося переворота; а ведь знал методы, но уже не хотел и не мог их восстанавливать.
Почему он был свергнут? (Вопрос студентам).
Подводим итоги:
- Не понял, что проблема в идеологии, которая гласила, что историю надо исправлять;
консервативные силы взяли верх над реформаторами, а общество было не готово к радикальным переменам;
Хрущёв давал вырабатывать реформы аппарату, который сам должен был ограничить свою власть - аппарат находил способ уберечь себя от контроля. А ведь в других странах их проводят учёные, общественные деятели, ничем не связанные с аппаратом, - не «дошёл» Хрущёв до гласности. «Народ безмолвствовал», он просто не знал, чем Хрущёв отличается от прежних. Как всегда, делалось для народа, но без него...
- Не устоял перед соблазном воспевания собственной личности.
- Боялся затронуть своей реформой саму социальную систему.
- Отсутствие демократизации общественной жизни, ей мешал идеологический монополизм.
- Реформы его были направлены на аппарат, но он не видел значения глубоких структурных реформ.
- Впадал в крайности, не было чёткой программы.
Не видел последствий.
Тяготел к коммунистической догме.
Отвернул от себя интеллигенцию и военных - остался один.
Задумайтесь, если бы вам дали возможность написать на памятнике Хрущёву то, что вы о нём думаете, что бы вы написали?
(Учащиеся оформляют и затем читают надписи.)
И всё-таки большинство написанного - с симпатией к этому человеку, какое-то пробивается тёплое чувство, нет презрения, осуждения его. Может быть, потому, что он, сам не был злым по натуре? Может быть, оттого, что хотел, как лучше, а получилось опять как всегда? Но для меня лично этот человек сконцентрировался в одном поступке: он не стал бороться в 1964 году за свою личную власть, т. е. он не вернулся к тем методам, хотя и грешил ими ранее. Он не затоптал до конца в грязь им же начатое дело, он первый благородно ушёл. А Уинстон Черчилль отметил, что главная его ошибка в том, что он попытался перепрыгнуть пропасть в два прыжка... Но, может быть, здесь главное то, что пытался? Хотя и знал, что, под ним пропасть.
Приложение. Материалы к уроку.
На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Н. С. Хрущева-форматора.
Ф. Бурлацкий
Главное - личные качества Хрущева: человечность, доброта, которые он так и не смог выдавить из себя, несмотря ни на что.
А. Д. Сахаров
Хрущев с одинаковой энергией и упрямством проводил и свои правильные, и ошибочные идеи; таких у негобыло более чем досрочно.
К. Т. Мазуров
В моем сознании существуют два Хрущева.
Один - реформатор в хорошем смысле слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу Программу, в которой было сказано, что в 80-х гг. мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние...
М. Ф. Гефтер
Мировой лидер уходил с отечественной сцены банкротом. Но по сей день не хочется признать, что в его лице обанкротились мы сообща.
Н. С. Хрущев.
Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение эдей вспомнят, другие - кукурузу, третьи - жилищную политику, четвертые - как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное - все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого возуха.Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из постановления Президиума ЦК КПСС 14 октября 1964 г.
Признать, что в результате ошибок и неправильных действий т. Хрущева, нарушающих ленинские принципы коллективного руководства, в Президиуме ЦК КПСС за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами Президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной...!
Президиум ЦК КПСС считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущев неспособен исправить допущенные ошибки и непартийные методы в работе.
Согласны ли вы с изложенными мотивами снятия Хрущева с постов руководителя партии и правительства?
Чем вы можете объяснить тот факт, что снятие лидера страны произошло совершенно спокойно, без политических потрясений?
Какие социальные и политические силы, в том числе в руководстве КПСС, активно боролись за устранение Н. С. Хрущева с политической арены? Чем это можно объяснить?
Что вам известно о позиции и поведении Хрущева при отрешении его от власти
Оформление урока.
На доске: Фактический материал «Годы реформ» (левая и правая часть доски с портретами Хрущёва).
Центральная часть доски. Запись названия занятия.
Выставка книг, брошюр, газеты.
Наглядный материал на уроке:
Схема № I
1965 г.
СССР
США
Электроэнергия (млрд кВт/ч)
507
1220
Нефть (млн тонн)
243
285
Уголь (млн тонн)
578
477
Сталь (млн тонн)
91
122
Цемент (млн тонн)
72
65
Схема № 2
Годы реформ
В 1955 году население СССР достигло предвоенного. В 1959 году численность городского населения стала равна численности сельского населения.
Схема № 3
1950
1964
Количество совхозов
5000
10000
Количество колхозов
91000
38300
Схема № 4
Рост сельского хозяйства.
План
70%
Реальность
15%
Схема № 5
В 1960 году население СССР составило 210 млн человек, из них работающие в государственном секторе - 62 млн человек, в том числе 22 млн человек заняты в промышленности.
Схема № 6
Число окончивших средние учебные заведения.
1950 г.
284000
1958 г.
1574000
Схема № 7
Работники государственного и партийного аппарата — около 6 млн человек.
Имеющие высшее и среднее образование - около 9 млн человек.
Схема № 8
Численность партии, млн. человек.
1950 г.
7.2
1959 г.
8.2
1961 г.
9,7
1966 г.
12,4
Схема № 9
С 1956 года по 1963 год жилья построено больше, чем за предшествующие 40 лет.
Схема № 10
Средняя заработная плата в промышленности, рублей.