Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов «Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе»
Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов «Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе»
Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов «Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе»
Всеобщая история 9 класс
Оборудование:
Н.В. Загладин. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса. М: «Русское слово», 2010.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты.
Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2009 год.
Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2008 год.
Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2009 год.
Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»
Цифровые образовательные технологии, использованные на уроке:
Анимированная карта «Начало Второй мировой войны»
Фото газеты «Германо-Советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией»
Текстовый фрагмент «Германо-Советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией»
Карта «Польская кампания»
Подборка интерактивных заданий на тему «Вторая мировая война»
Текстовый фрагмент «Биография У. Черчилля»
Фото У. Черчилля
Коллекция фотографий «Вторая мировая война»
Способы обучения: поточный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Элемент урока: закрепление знаний.
Цель: развитие информационной компетентности (систематизация, переработка информации текстового источника) на основе дифференциального алгоритма чтения, демонстрации возможности привлечения цифровых образовательных. Ресурсов.
Задачи урока:
методические - получение исторической информации из различных источников при помощи учебника, карты, мультимедийных программ из электронного учебника;
обучающие - повторить причины второй мировой войны, рассмотреть основные события, их значение, особое внимание уделить роли СССР во второй мировой войне;
развивающие - закрепить умения и навыки выделять причинно-следственные связи, главные события, давать им характеристику, делать выводы, уметь работать с картой и кратко записать в конспект;
воспитательные - пробуждение интереса к предмету, воспитание патриотизма на примере героизма Советских солдат и полководцев в годы второй мировой войны.
План.
1. Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны.
2. Начало войны. Военные действия Германии против Польши
3. «Странная война». Разгром Франции.
4. Военные действия против Великобритании.
5. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов «Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе» »
Урок с использованием
цифровых образовательных ресурсов
«Начальный период мировой войны
и «новый порядок» в Европе».
Всеобщая история 9 класс
Урок апробирован на практике в октябре 2013 года
в МОУ лицее №76 и МОУ средней школе №91
Выполнила учитель истории и обществознания МБУ лицея №76
г.о. Тольятти
Довгий Марина Андреевна
Тольятти 2014
Пояснительная записка
Довгий Марина Андреевна - учитель истории и обществознания
Тема: «Начальный период мировой войны
и «новый порядок» в Европе»
Всеобщая история 9 класс
Оборудование:
Н.В. Загладин. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса. М: «Русское слово», 2010.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты.
Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2009 год.
Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2008 год.
Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2009 год.
Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»
Цифровые образовательные технологии, использованные на уроке:
Анимированная карта «Начало Второй мировой войны»
Фото газеты «Германо-Советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией»
Текстовый фрагмент «Германо-Советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией»
Карта «Польская кампания»
Подборка интерактивных заданий на тему «Вторая мировая война»
Текстовый фрагмент «Биография У. Черчилля»
Фото У. Черчилля
Коллекция фотографий «Вторая мировая война»
Урок «Начальный период мировой войны
и «новый порядок» в Европе.»
Способы обучения: поточный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Элемент урока: закрепление знаний.
Цель: развитие информационной компетентности (систематизация, переработка информации текстового источника) на основе дифференциального алгоритма чтения, демонстрации возможности привлечения цифровых образовательных. Ресурсов.
Задачи урока:
методические - получение исторической информации из различных источников при помощи учебника, карты, мультимедийных программ из электронного учебника;
обучающие - повторить причины второй мировой войны, рассмотреть основные события, их значение, особое внимание уделить роли СССР во второй мировой войне;
развивающие - закрепить умения и навыки выделять причинно-следственные связи, главные события, давать им характеристику, делать выводы, уметь работать с картой и кратко записать в конспект;
воспитательные - пробуждение интереса к предмету, воспитание патриотизма на примере героизма Советских солдат и полководцев в годы второй мировой войны.
План.
Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны.
Начало войны. Военные действия Германии против Польши
«Странная война». Разгром Франции.
Военные действия против Великобритании.
«Новый порядок» на оккупированных территориях.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Вступительное слово учителя
Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, стала одним из самых кровавых и драматических событий за всю историю человечества. В ней участвовали 72 государства( по сравнению с первой мировой-38 государств), это четыре пятых всех жителей земли. Она унесла жизни 65 млн. чел.(первая мировая 10 млн.), свыше 35 млн. были ранены. Длилась Вторая мировая 2194 дня, т.е.6 лет Пламя этой войны полыхало в странах Европы, Азии, Африки, на обширных акваториях Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов. В результате этой войны мировому сообществу причинён материальный ущерб в размере 4-х триллионов долларов в ценах 1938 года
Объявляется тема урока «Начальный период мировой войны
и «новый порядок» в Европе»
Первый этап урока.
Групповая работа учащихся с цифровым источником. Учащимся демонстрируется цифровой образовательный ресурс «Анимированная карта «Начало Второй мировой войны»
задание: слушая мини- лекцию с просмотром анимированной карты
дать характеристику основным этапам войны, проследить события по карте, отметить роль
Советско-Германского фронта.
Второй этап урока.
Учащимся предлагается цифровой образовательный ресурс «Фото газеты «Германо-Советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией» и «Текстовый фрагмент «Германо-Советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией»
Опережающее задание:
Доказать, что к 1939 году война была неизбежна.
Изобразить картосхему, отражающую содержание пакта Молотова-Риббентропа, объяснить цели СССР и Германии .
Третий этап урока.
Учащимся предлагается Карта «Польская кампания».
Задание: Работа с картой: в тетради охарактеризовать основные направления наступления немецко-фашистских войск, направления отхода польских войск. Назвать территории, оккупированные в октябре 1938 года и марте 1939 года.
Четвертый этап урока.
Рассказ учителя сопровождается набором фотографий Коллекция фотографий «Вторая мировая война», а также интерактивной схемой «Вторая мировая война».
1-й период войны (1 сентября 1939 — 21 июня 1941) — период военных успехов фашистской Германии. 1 сентября 1939 Германия напала на Польшу . 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Располагая подавляющим превосходством сил над польской армией и сосредоточив массу танков и авиации на главных участках фронта, гитлеровское командование смогло с начала войны добиться крупных оперативных результатов. Незаконченность развёртывания сил, отсутствие помощи со стороны союзников, слабость централизованного руководства и последовавший вскоре его распад поставили польскую армию перед катастрофой.
17 сентября по приказу Советского правительства войска Красной Армии перешли границу распавшегося Польского государства и начали освободительный поход в Западную Белоруссию и Западную Украину, чтобы взять под защиту жизнь и имущество украинского и белорусского населения, стремившегося к воссоединению с советскими республиками. Поход на Запад был необходим и для приостановки распространения гитлеровской агрессии на восток. Советское правительство, уверенное в неизбежности в недалёком будущем германской агрессии против СССР, стремилось отдалить исходный рубеж будущего развёртывания войск потенциального врага, что было в интересах не только Советского Союза, но и всех народов, которым угрожала фашистская агрессия. После освобождения Красной Армией западно-белорусских и западно-украинских земель Западная Украина (1 ноября 1939) и Западная Белоруссия (2 ноября 1939) воссоединились соответственно с УССР и БССР.
В конце сентября — начале октября 1939 были подписаны советско-эстонский, советско-латвийский и советско-литовский договоры о взаимопомощи, предотвратившие захват прибалтийских стран фашистской Германией и превращение их в военный плацдарм против СССР. В августе 1940, после свержения буржуазных правительств Латвии, Литвы и Эстонии, эти страны в соответствии с желанием их народов были приняты в состав СССР.
Правительства Великобритании и Франции после начала войны до мая 1940 продолжали лишь в несколько изменённом виде довоенный внешнеполитический курс, в основе которого лежали расчёты на примирение с фашистской Германией на почве антикоммунизма и направление её агрессии против СССР. Несмотря на объявление войны, французские вооружённые силы и британские экспедиционные войска (начали прибывать во Францию с середины сентября) бездействовали 9 месяцев. В течение этого периода, получившего название «странной войны», гитлеровская армия вела подготовку к наступлению против стран Западной Европы. Активные военные действия с конца сентября 1939 велись лишь на морских коммуникациях. Для блокады Великобритании гитлеровское командование использовало силы флота, особенно подводные лодки и крупные корабли (рейдеры). С сентября по декабрь 1939 Великобритания потеряла от ударов немецких подводных лодок 114 судов, а в 1940 — 471 судно, немцы же в 1939 лишились только 9 подводных лодок. Удары по морским коммуникациям Великобритании привели к потере к лету 1941 1/3 тоннажа британского торгового флота и создали серьёзную угрозу экономике страны.
В апреле — мае 1940 германские вооружённые силы захватили Норвегию и Данию с целью усиления германских позиций в Атлантике и Северной Европе, захвата железорудных богатств, приближения баз германского флота к Великобритании, обеспечения плацдарма на С. для нападения на СССР. 9 апреля 1940 морские десантные отряды, высадившись одновременно, захватили ключевые порты Норвегии на всём её побережье протяжённостью 1800 км, а воздушные десанты заняли основные аэродромы. Мужественное сопротивление норвежской армии (запоздавшей с развёртыванием) и патриотов задержало натиск гитлеровцев. Попытки англо-французских войск выбить немцев из занятых ими пунктов привели к ряду боёв в районах Нарвика, Намсуса, Молле (Мольде) и др. Британские войска отбили у немцев Нарвик. Но вырвать стратегическую инициативу у гитлеровцев не удалось. В начале июня они эвакуировались из Нарвика. Оккупация Норвегии была облегчена гитлеровцам действиями норвежской «пятой колонны» во главе с В. Квислингом. Страна превратилась в гитлеровскую базу на севере Европы. Но значительные потери немецко-фашистского флота в ходе Норвежской операции ослабили его возможности в дальнейшей борьбе за Атлантику.
На рассвете 10 мая 1940 после тщательной подготовки немецко-фашистские войска (135 дивизий, в том числе 10 танковых и 6 моторизованных, и 1 бригада, 2580 танков, 3834 самолёта) вторглись в Бельгию, Нидерланды, Люксембург, а затем через их территории и во Францию. Главный удар массой подвижных соединений и авиации немцы нанесли через Арденнские горы в обход «линии Мажино» с С., через северную Францию к побережью Ла-Манша. Французское командование, придерживавшееся оборонительной доктрины, расположило крупные силы на «линии Мажино» и не создало в глубине стратегического резерва. Основную группировку войск, включая британскую экспедиционную армию, оно после начала немецкого наступления ввело на территорию Бельгии, подставив эти силы под удар с тыла. Эти серьёзные ошибки французского командования, усугублённые плохим взаимодействием между армиями союзников, позволили гитлеровским войскам после форсирования р. Маас и сражений в центральной Бельгии осуществить прорыв через северную Францию, рассечь фронт англо-французских войск, выйти в тыл англо-французской группировки, действовавшей в Бельгии, и прорваться к Ла-Маншу. 14 мая капитулировали Нидерланды. Бельгийская, британская и часть французской армий были окружены во Фландрии. 28 мая капитулировала Бельгия. Английским и части французских войск, окружённых в районе Дюнкерка, удалось, потеряв всю боевую технику, эвакуироваться в Великобританию .
На 2-м этапе летней кампании 1940 гитлеровская армия намного превосходящими силами прорвала поспешно созданный французами фронт по рр. Сомма и Эн. Опасность, нависшая над Францией, требовала сплочения сил народа. Французские коммунисты призвали к всенародному сопротивлению, организации обороны Парижа. Капитулянты и предатели , определявшие политику Франции, верховное командование во главе с М. Вейганом отвергли этот единственный путь спасения страны, так как опасались революционных выступлений пролетариата и усиления компартии. Они решили сдать Париж без боя и капитулировать перед Гитлером. Не исчерпав возможностей сопротивления, французские вооружённые силы сложили оружие. Компьенское перемирие 1940 (подписано 22 июня) стало вехой политики национальной измены, которую проводило правительство Петена, выражавшее интересы части французской буржуазии, ориентировавшейся на фашистскую Германию. Это перемирие было направлено на удушение национально-освободительной борьбы французского народа. По его условиям в северной и центральной частях Франции устанавливался оккупационный режим. Промышленные, сырьевые, продовольственные ресурсы Франции оказались под контролем Германии. В неоккупированной, южной части страны к власти пришло антинациональное профашистское правительство «Виши» во главе с Петеном, ставшее марионеткой Гитлера. Но в конце июня 1940 в Лондоне был образован Комитет Свободной (с июля 1942 — Сражающейся) Франции во главе с генералом Ш. де Голлем для руководства борьбой за освобождение Франции от немецко-фашистских захватчиков и их ставленников.
После поражения Франции угроза, нависшая над Великобританией, способствовала изоляции мюнхенских элементов, сплочению сил английского народа. Правительство У. Черчилля, сменившее 10 мая 1940 правительство Н. Чемберлена, приступило к организации эффективной обороны. Особое значение британское правительство придавало поддержке США. В июле 1940 начались секретные переговоры военно-воздушных и морских штабов США и Великобритании, завершившиеся подписанием 2 сентября соглашения о передаче последней 50 устаревших американских эсминцев в обмен на британские военные базы в Западном полушарии (были предоставлены США сроком на 99 лет). Эсминцы требовались для борьбы на атлантических коммуникациях.
16 июля 1940 Гитлер издал директиву о вторжении в Великобританию . С августа 1940 гитлеровцы начали массированные бомбардировки Великобритании, чтобы подорвать её военно-экономический потенциал, деморализовать население, подготовить вторжение и в конечном счёте принудить её к капитуляции . Германская авиация нанесла значительный ущерб многим британским городам, предприятиям, портам, но не сломила сопротивления британских ВВС, не смогла установить господства в воздухе над Ла-Маншем и понесла тяжёлые потери. В итоге воздушных налётов, продолжавшихся до мая 1941, гитлеровское руководство не сумело заставить Великобританию капитулировать, разрушить её промышленность, подорвать моральный дух населения. Германское командование не смогло своевременно обеспечить нужное количество средств десантирования. Силы флота были недостаточны.
Однако главной причиной отказа Гитлера от вторжения в Великобританию было принятое им ещё летом 1940 решение об агрессии против Советского Союза. Начав непосредственную подготовку нападения на СССР, гитлеровское руководство было вынуждено перебрасывать силы с Запада на Восток, направлять огромные ресурсы для развития сухопутных войск, а не флота, необходимого для борьбы против Великобритании. Осенью развернувшиеся приготовления к войне против СССР сняли прямую угрозу германского вторжения в Великобританию. С планами подготовки нападения на СССР было тесно связано укрепление агрессивного союза Германии, Италии и Японии, нашедшее выражение в подписании 27 сентября .
Военные успехи фашисткой Германии в первый период войны были в значительной мере обусловлены тем, что её противники, обладавшие суммарно более высоким промышленно-экономическим потенциалом, не смогли объединить свои ресурсы, создать единую систему военного руководства, выработать единые эффективные планы ведения войны. Их военная машина отставала от новых требований вооружённой борьбы и с трудом противостояла более современным методам её ведения. По подготовке, боевой выучке и технической оснащённости немецко-фашистский вермахт в целом превосходил вооружённые силы западных государств. Недостаточная военная подготовленность последних была связана главным образом с реакционным довоенным внешнеполитическим курсом их правящих кругов, в основе которого лежало стремление договориться с агрессором за счёт СССР.
К концу 1-го периода войны блок фашистских государств в экономическом и военном отношении резко усилился. Большая часть континентальной Европы с её ресурсами и экономикой оказалась под контролем Германии. В Польше Германия захватила основные металлургические и машиностроительные заводы, угольные рудники Верхней Силезии, химическую и горнодобывающую промышленность — всего 294 крупных, 35 тыс. средних и мелких промышленных предприятий; во Франции — металлургическую и сталелитейную промышленность Лотарингии, всю автомобильную и авиационную промышленность, запасы железной руды, меди, алюминия, магния, а также автомобили, изделия точной механики, станки, подвижной железнодорожный состав; в Норвегии — горнодобывающую, металлургическую, судостроительную промышленность, предприятия по производству ферросплавов; в Югославии — медные, бокситовые месторождения; в Нидерландах, помимо промышленных предприятий, золотой запас на сумму 71,3 млн. флоринов. Общая сумма материальных ценностей, награбленных фашистской Германией в оккупированных странах, составила к 1941 9 млрд. фунтов стерлингов. К весне 1941 на немецких предприятиях работало более 3 млн. иностранных рабочих и военнопленных. Кроме того, в оккупированных странах было захвачено всё вооружение их армий; например, только во Франции — около 5 тыс. танков и 3 тыс. самолётов. Французскими автомашинами гитлеровцы в 1941 укомплектовали 38 пехотных, 3 моторизованных, 1 танковую дивизии. На германской железной дороге появилось свыше 4 тыс. паровозов и 40 тыс. вагонов из оккупированных стран. Экономические ресурсы большинства государств Европы были поставлены на службу войне, прежде всего — готовившейся войне против СССР.
На оккупированных территориях, как и в самой Германии, гитлеровцы установили террористический режим, истребляя всех недовольных или заподозренных в недовольстве. Была создана система концентрационных лагерей, в которых организованно уничтожались миллионы людей. Деятельность лагерей смерти особенно развернулась после нападения фашистской Германии на СССР. Только в лагере Освенцим (Польша) было уничтожено свыше 4 млн. чел. Фашистское командование широко практиковало карательные экспедиции и массовые расстрелы мирного населения .
Военные успехи позволили гитлеровской дипломатии раздвинуть границы фашистского блока, закрепить присоединение к нему Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии (во главе которых стояли реакционные правительства, тесно связанные с фашистской Германией и зависевшие от неё), насадить свою агентуру и укрепить позиции на Ближнем Востоке, в некоторых районах Африки и Латинской Америки. Вместе с тем происходило политическое саморазоблачение нацистского режима, росла ненависть к нему не только в широких слоях населения, но и среди господствующих классов капиталистических стран, начиналось Движение Сопротивления. Перед лицом фашистской угрозы правящие круги западных держав, прежде всего Великобритании, были вынуждены пересматривать свой прежний политический курс, направленный на попустительство фашистской агрессии, и постепенно заменять его курсом на борьбу против фашизма.
Пятый этап урока.
Использование цифрового ресурса «Подборка интерактивных заданий на тему «Вторая мировая война», совместное выполнение задания учащимися.