Урок -путешествие об особенностях архитектуры Древней Греции на примере виртуального посещения Афинского Акрополя.Урок проводится с использованием видеофильма, иллюстрации,карты" Древняя Греция", презентации" Афинский Акрополь". Представлена индивидуальная и групповая форма работы , применяется ролевая играна основе мифов Древней Греции
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок-путешествие в Древние Афины »
Приложение № 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Боброводворская средняя общеобразовательная школа»
Урок в 5 классе по истории древнего мира по теме:
"Путешествие в Древние Афины».
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Панарина Любовь Михайловна
Губкинский район
Урок в 5 классе по истории древнего мира по теме:
"Путешествие в Древние Афины».
Ход урока: (структура)
1. Организационный момент (2 мин)
2.Опрос (10 мин)
3.Изучение нового материала (20 мин)
4.Оценка знаний учащихся и задание на дом.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, видеофильм «Афины и Древняя Греция», карта «Древняя Греция в 5 веке до н.э.»,презентация «Афинский Акрополь» иллюстрации: «Статуя Афины в Парфеноне », «Южный портик Эрехтейона» «Парфенон» (современное состояние), схема- образование города Афины в 5 веке до н.э., сигнальные карточки для учащихся.
Литература: Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая, «Уроки античной культуры», Г. Райхардт «Древние греки», «Детская энциклопедия Я познаю мир» (культура), Н.В. Чудакова, А.В. Громов, Ф.Ф. Зелинский «Сказочная древность Эллады» МД. Гузик «В поисках золотого руна».
Цели урока: Создать яркие целостные представления об одном из выдающихся ансамблей искусства древней Эллады, о творчестве великого скульптора древности Фидия, на примере Афинского акрополя познакомить обучающихся с особенностями древнегреческой архитектуры.
Развивать умение сравнивать, определять архитектурные особенности и художественные достоинства памятника.
Показать учащимся, что развалины Парфенона напоминают всем поколениям о таком страшном преступлении, как уничтожение и разрушение памятников истории и произведений искусства.
I. Опрос:
Сегодня мы продолжаем знакомство с архитектурой Древней Греции. Для этого мы совершим заочное путешествие в один из прекраснейших древнегреческих городов, но прежде давайте мы вспомним, что мы уже знаем о культуре Древней Греции
Я предлагаю разбиться на команды и немножко поиграть.
Викторина.
1тур. Вопросы 1 команде:
1. Назовите свою команду.
2 Почему супругой Зевса стала Метида?
3 Чем олимпийские боги отличались от людей?
4 Чем питались олимпийские боги?
5 Почему богиня Эта жила среди людей, а не на Олимпе?
6 Что такое " портик"
7 Как называлась верхняя часть колонны греческой архитектуры.
Вопросы 2 команде.
1 Назовите свою команду.
2 Какая клятва была одинаково священной как для людей, так и для богов.
3 Какую тайну Зевс тщательно скрывал от людей?
4 Кто из греческих богов имел шапку невидимку.?
5 Какие волосы были у Геры, Афродиты, Лиды?
6 Что такое акрополь?
7Какие стили древнегреческих колонн вы знаете. 2 тур.
1.команда: Расскажите миф о рождении Диониса
2 команда: Расскажите миф о рождении Гефеста. Результаты: победившая команда получает сигнальные карточки. Сегодня мы отправляемся в один из красивейших городов Древней Греции. Название этого города зашифровано в этом кроссворде. Если вы отгадаете все слова по горизонтали, то по вертикали получится название древнегреческого города.
А
Р
Т
Е
М
И
Д
А
А
Ф
Р
О
Д
И
Т
А
Г
Е
Л
И
О
С
Д
И
О
Н
И
С
М
О
Й
Р
Ы
1. Богиня охоты в греческой мифологии.
2. Богиня любви и красоты.
3. Бог Солнца
4. Бог виноделия.
5. Богиня судьбы.
Афиняне говорили: «Если ты не был в Афинах, то ты верблюд. Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл» Чтобы эти слова к нам не относились, отправимся в заочное путешествие в Древние Афины. Цель нашего занятия – на примере Афинского акрополя познакомиться с особенностями древнегреческой архитектуры.
Запись на доске.
Тема: Путешествие в Древние Афины.
Проблемное задание: определите основные черты древнегреческого храма и его особенности.
Работа с настенной картой «Древняя Греция в 5в. до н.э.».
Афины в 5в. до н.э. город, защищен Аттическими горами с севера и Эгейским морем с юга.
На месте Афин сначала была маленькая деревушка, (работа с эпидиаскопом) (схема образования города Афин) позже город, акрополь которого был обнесен крепостной стеной. Афины развивались и росли, пока не превратились в один из богатейших греческих городов.
При Солоне жилой центр Афин был обнесен крепостной стеной, но город вышел за пределы крепостной стены и стал беззащитным. В результате он был разрушен персами.
В 5 в. до н.э. Перикл повелевает возвести вокруг города новую стену.
Строительство акрополя он поручает Фидию, своему лучшему другу и
прекрасному архитектору (работа с иллюстрацией : «Афинский акрополь».)
Самым удивительным и почитаемым местом в Афинах был акрополь (верхний город). Изначально, на месте акрополя находился источник, фонтан Клепсидры, местные жители поклонялись ему как народному божеству. Вероятно, поэтому он стал центром Афинской храмовой архитектуры.
В 12 в до н.э. Афинский акрополь становится неприступной крепостью.
Лишь при Перикле (в 450 г. до н.э.) Акрополь стал таким, каким мы видим его сейчас. Афинский акрополь - это целый архитектурный ансамбль. Нет такой точки, откуда можно было бы охватить одним взглядом все великолепие храмов, украшающих акрополь. И только поднимаясь на вершину холма, зритель постепенно открывает для себя все их богатство и многообразие.
Работа с презентацией
Покровительницей города Афины была богиня мудрости и воительница богиня Афина. Само рождение богини Афины было необычным, (инсценировка учениками мифа о рождении богини Афины.) Ведущий:
Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Боль не проходила и владыка Олимпа не находил себе места, он едва не кричал от боли. Позвал он его своего сына Гефеста. Божественный кузнец прибежал. Так, как был весь в саже и молотом в руке.
Зевс: Сын, мой. Что-то стало с моей головой. Ударь меня молотом по затылку и посильнее.
Гефест: Но как. Не могу...
Зевс: Можешь! Ударь так, как бьешь по наковальне.
Ведущий: И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса раскололся, и из него выпрыгнула дева в полном вооружении и стала рядом с родителем, воинственно потрясая копьем.
Ролевая игра: Путешествие в Древние Афины (ученики работают вместе с учителем по иллюстрации «Афинский акрополь 5 в. до н.э.»)
А сейчас мы отправимся в древние Афины. Одни ребята будут греками (гидами), а другие - путешественниками. Все остальные будут зрителями и, но ходу путешествия будут вести свои путеводные журналы (дневники зрителя) работа с картой «Древняя Греция в 5 веке до н.э.»
Первый путешественник: наш корабль подплывает к побережью Средней Греции. Сразу попасть в Афины мы не сможем, потому что город находится далёко от побережья и наш корабль заходит в портовый город Пирей. Мы выходим на берег и идём по Пирею.
Второй путешественник: да, до Афин ещё далеко.
Третий путешественник: давайте, за серебряную монету найдём повозку, чтобы добраться до Афин.
Первый путешественник: « эй» возчик, как нам добраться да Афин?
Возчик: садитесь, я отвезу вас прямо в город. Вы в первый раз в Греции?
Второй путешественник:
да, мы хотели бы посмотреть Афинский акрополь.
Возчик:
о, Акрополь, это наша гордость и красота. Да и Афины вам обязательно понравятся. Ну вот, и Афины, а вот там, на холме акрополь. Вам повезло, сегодня в Афинах праздник в честь богини Афины. Присоединяйтесь к той нарядной толпе, она направляется к Акрополю.
Первый путешественник:
куда вы идёте?
Первый гид:
о, сразу видно, что вы чужеземцы! Иначе, вы бы знали, что сегодня большой праздник в честь покровительницы города богини Афины. Вам повезло, такое зрелище можно увидеть лишь раз в 4 года. Видите, там впереди, юноши несут модель греческого корабля. На мачте, которого, развивается сверкающее золотое греческое одеяние. Эта одежда в день Панафиней должна покрыть плечи богини Афины. А этих быков и баранов мы принесем в жертву богине Афины. Приглядитесь и вы увидите на холме дым: жертвоприношения уже начались. Идемте с нами, и вы будете нашими гостями.
Второй гид:
не спешите! Посмотрите, справа на уступе скалы находится маленький и изящный храм богини победы Ники. Мы всегда изображали богиню Нику крылатой девушкой. Но на этот раз мы, афиняне, возвели храм в честь богини Ники - Бескрылой. Мы победили персов и хотим, чтобы крылатая богиня победы Ника не улетела от нас и победа навсегда осталась бы в нашем городе. А справа расположена здание картинной галереи, здесь хранятся произведения наших художников. По священной дороге великих Панафиней мы поднимаемся на Акрополь. В его центре на высоком постаменте стоит статуя богини Афины Воительницы. Эту статую сделал прославленный скульптор, друг Перикла Фидий. Статуя сделана из бронзы. Только шлем, щит и копье статуи сверкает позолотой в лучах солнца.
Третий гид (учитель): а сейчас давайте пройдем поближе к самому большому храму Акрополя Парфенону. Постройка храма продолжалась 16 лет. Главными строителями Парфенона были Иктин и Каликрат. По своему плану Парфенон дорический храм, со всех сторон окруженный колоннами (46). На фасадах 8-ми колонные портики, высотой 10,5 метров. Все линии храма кажутся безупречно прямыми, потому что архитекторы учли особенности человеческого зрения. На самом деле все линии храма изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются вовнутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, Храм создает впечатление стройности и гармонии. Парфенон посвящен богине Афине. Парфенос (по - гречески) - девушка. И действительно, храм, окруженный колоннами, кажется, окрыленным напоминает белокурую девушку.
Первый путешественник:
Разве это возможно? Ведь храм создан из камня.
Третий гид: Такое впечатление создают колонны, каждая из них отбрасывает тень. По мере движения солнца тени бегут, скользят световые блики, кажется, что храм меняет свои очертания, форму. Он как бы живет и дышит. Окруженный колоннами, храм кажется более легким и красивым. Его крыша имеет два ската. Карниз и оба ската образуют треугольник (фронтон), заполненный статуями. На западном фронтоне мы видим спор двух богов о том, кто из них будет покровителем Афин. На восточном фронтоне мы видим рождение богини Афины. Обратите внимание на декоративную нарядность здания. Сочетание красного с синим, придает зданию оригинальную окраску.
Второй путешественник:
а можно ли нам войти во внутрь храма?
Третий гид: конечно. Но знайте, что у наших храмов наиболее красив внешний вид. Все празднества, все жертвоприношения происходят возле храма, а не внутри его. Но если вы хотите, то идем.
Четвертый гид: перед нами величественная статуя Афины высотой 11-12 метров, изваянная Фидием. Каркас статуи деревянный. Лицо, руки и ноги покрыты тонкими пластинами из подкрашенной слоновой кости. Глаза сделаны из драгоценных камней, одежда и вооружение из золота. Афина стоит в свободной, непринужденной позе. Ее лицо прекрасно и спокойно. На плечах богини козья шкура (эгида) символ могущества. В правой руке Афина держит золотую статую Ники, высотой около 2 метров. Рядом с Афиной золотая змея (символ мудрости). На наружной стороне щита богини изображена битва греческих воинов с амазонками, на внутренней стороне богов с титанами. Среди воинов Фидий изобразил Перикла, а также себя в виде плешивого старика, поднявшего над головой камень. За это он был обвинен в оскорблении богов и заключен в тюрьму где вероятно, и умер. Выходим их Парфенона. Севернее его небольшой храм Эрехтейон, посвященный Афине и Посейдону. Он отличается красотой и своеобразием.
Просмотр видеофильма «Афины и Древняя Греция».
Проверка выполнения проблемного задания.
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: Заполнить дневник зрителя: «Моё впечатление от путешествия в Афины»(творческое задание), параграф 52, вопросы.