kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-повторение по истории Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по истории Казахстана в 7 классе. • повторение и обобщение полученных знаний по главам «Сложение казахской народности», «Культура Казахстана в XIV – XV вв.»; • обогащение и углубление знаний по предмету. • совершенствование навыков умственной деятельности; • развитие интереса к предмету. воспитание любви к истории и культуре своего народа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-повторение по истории Казахстана »

10















Урок-повторение по истории Казахстана в 7 классе

Учитель истории Казанской средней школы, Жамбылского района, Северо-Казахстанской области Максимова Лариса Васильевна
































Тема урока: Повторение.



Цель урока: проверка степени усвоения знаний, умение применять их на практике.


Задачи урока:


Образовательные:

  • повторение и обобщение полученных знаний по главам «Сложение казахской народности», «Культура Казахстана в XIV – XV вв.»;

  • обогащение и углубление знаний по предмету.


Развивающие: 

  • совершенствование навыков умственной деятельности;

  • развитие интереса к предмету.


Воспитательные:

воспитание любви к истории и культуре своего народа.


Форма урока: Игра «Интеллектуальный марафон».


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, цветные жетоны,

дидактический материал.


Правила игры:
1. Участники марафона – все учащиеся.
2. Игра состоит из 6 туров.

3. Участники оцениваются жетонами.



Ход урока:

  1. Организационный момент.


Звучит медленная музыка.

  • Приветствие.

  • Психологический настрой.

Мне нравится когда… (Учащиеся описывают свое состояние, когда им что-то нравится).


Учитель: Мне нравится, когда вы все получаете пятерки, когда вы узнаете что-то новое, когда радуете своими знаниями.


Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, мысленно пожелаем хорошей работы на уроке.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас с вами урок повторения. А это значит, что мы повторим и обобщим знания, полученные вами на уроке. И, возможно, обогатим свои знания по предмету.

- Ребята, напомните мне, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

Итак, сегодня мы должны еще раз вспомнить о формировании казахской народности и развитии культуры Казахстана в XIV – XV вв.

Но урок у нас необычный. Он пройдет в форме игры «Интеллектуальный марафон». Участники марафона – это вы. Главным судьей марафона буду я. Оценивание будет осуществляться с помощью жетонов.

  1. Мозговой штурм.

Но прежде чем перейти к повторению, давайте выясним, что обозначает слово МАРАФОН.

- Ваши мысли по этому поводу?

  1. Рассказ учителя.

Между персами и греками в V в. до н.э. шли кровопролитные войны. В 490 г. до н.э. произошел новый поход персов на греков. Они высадилась в северо-восточной части Аттики, на Марафонской равнине около небольшого городка Марафон, в 42 км от Афин.

Численное превосходство было на стороне персов, качественное – на стороне греков. Греками командовали десять стратегов: один из них, Мильтиад. В Марафонской битве греки дали первый отпор персам. В бою греки потеряли 192 человека, персы – 6400 человек.

Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.

Марафон – дисциплина легкой атлетики, представляющая собой забег на дистанцию 42 километра 195 метров.

  1. Проведение игры.


А начнем мы с разминки.


1. «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»


Перед вами карточки трех цветов. Вам необходимо найти верные варианты ответов, используя цветовые обозначения: красный, желтый, зеленый.


На слайде появляются вопросы с тремя вариантами ответов. По команде учителя учащиеся поднимают карточки по принципу светофора.

Затем высвечивается верный ответ.


1. Черты лица представителей какого племени особенно схожи с андроновцами по мнению ученого-антрополога О.Исмагулова?

А) саков В) уйсунов С) сарматов

2. Чье нашествие отбросило формирование казахской народности на 150-200 лет?

А) гуннов В) огузов С) монголов


3. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли

племена …

А) Ханства Абулхаира В) Золотой Орды С) Белой Орды


4. Появление названия «узбек» связано с именем хана:

А) Узбека В) Абулхаира С) Жанибека

5. Историк Рузбихан свидетельствовал, что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные –

А) мангыты В) казахи С) монголы


6. Роды и племена, населявшие территорию Казахстана в XIV-XV вв., входили в состав различных ханств, но общались на одном языке –

А) кыпчакском В) монгольском С) тюркском


7. Слово «алаш», вероятно, появилось в:

А) X-XII веках В) XI-XII веках С) IX-X веках


8. В «Арабо-тюркском словаре» слову «казах» придается значение:

А) «вольный» В) «прочный» С) «крепкий»


9. Завершение формирования казахской народности приходится на:

А) I половина ХIV – нач. ХV вв.

В) II половина ХV – нач. ХVI вв.

С) II половина ХIV – нач. ХV вв.


10. Сколько народов сформировалось из племен, ушедших с султанами

Жаныбеком и Кереем?

А) один В) два С) три


На слайде высвечивается цифра 550.


- Ребята, а о чем вам говорит эта цифра? (В 1465 – 1466 гг. султаны Керей и Жанибек образовали Казахское ханство. В этом, 2015 году мы празднуем 550-летие основания Казахского ханства. Надеюсь, вы станете активными участниками всех мероприятий к этой значимой дате).


- А сейчас немного поразмышляем.



2. «КОНВЕРТ РАЗМЫШЛЕНИЙ»


- Назовите тюркоязычные племена, жившие на территории Казахстана в 6-12 веках? (Кыпчаки, уйсуны, кереи, найманы, канлы, карлуки, огузы, аргыны и др.)


- Какие племена появились на территории Казахстана после монгольского завоевания? (Конраты, мангыты, барласы+жалаиры)


- Основное жилище кочевников? (Юрта)


- Как назывались юрты на повозках? (Куйме)

-Название оберегов, которые вешали на шею малолетних детей, верблюжат, жеребят, чтобы защитить от сглаза? (Бойтумары)

Что такое архитектура? (С латинского языка означает «строительное искусство». Это искусство проектирования и строительства жилых домов и других зданий и сооружений)

- Назовите города, в которых археологи обнаружили остатки мечетей, восточных бань (Отрар, Тараз, Туркестан)

- Что такое мавзолей? (Монументальное надгробное сооружение)

- Какое искусство тесно связано с архитектурой? (Прикладное искусство)

- При возведении каких мавзолеев широко применялось прикладное искусство? (Х.А. Йасауи, Кок-Кесене и Алаша хана)

- Здания и архитектурные комплексы украшались различными орнаментами и узорами, а оформлялись? (Арками, сводами и куполами)


- О том, что кыпчаки готовят айран, писал? (Вильгельм Рубрук)


3. «ЧИСТАЯ ДОСКА»

На доске даны слова, ученики должны дать определение, охарактеризовать понятие. По мере того, как ученики будут отвечать, слова с доски вытираются.

Шубат Уйши Тымак «Ер-Тостик» «Аксак кулан» Огонь

Тенгри Шокпар тасаттык «Кодекс Куманикус» Асан-Кайгы «Жусуп-Злиха»

4. «ТОРГИ».

Учащимся предлагаются «подсказки» и они торгуются за количество строчек из описания архитектурных памятников. Узнав по описанию, учащиеся называют архитектурный памятник. Максимальное количество заработанных баллов – 5.

МАВЗОЛЕЙ АРЫСТАН-БАБА

Этот мавзолейный комплекс расположен у г. Отрара, на берегу р.Сырдарья.

Судя по народной легенде, этот человек, в честь которого построен памятник, жил в VII – VIII вв., был духовным наставником Х.А. Яссауи.

Заново был выстроен в XIV в. по приказу по приказу эмира Тимура.

Состоит из двух помещений.

В середине имеется дализ (коридор – прихожая).

МАВЗОЛЕЙ Х.А.ЙАССАУИ

Построен в XIV-XV вв. в г. Туркестане по приказу эмира Тимура.

Мавзолей лицевой частью обращен на восток.

В центральном зале – тайказан (котел), есть библиотека.

На южной стороне – большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.

Изумительной красотой отличается облицовка северного портала.

МАВЗОЛЕЙ КОК-КЕСЕНЕ

Расположен близ столицы Белой Орды – г. Сыгнака.

Мавзолей был однокупольным.

Снаружи был облицован белыми, синими и голубыми кирпичами.

Внутри под куполом проходила арабская надпись.

Ныне этот архитектурный памятник очень разрушен.

МАВЗОЛЕЙ АЛАША-ХАНА

Расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане.

Относится к X-XI вв., достроен в XIV-XV вв.

Возведен по строительным традициям степного зодчества.

Фундамент выложен ступенчато, над мавзолеем возвышается купол.

В верхнем ярусе имеется галерея, сложенная по всему кругу купольного барабана.

МАВЗОЛЕЙ РАБИГИ СУЛТАН БЕГИМ

Мавзолей относится к XV в.

Расположился в 60 м восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи.

Состоит из пяти помещений.

Та, в честь кого построен мавзолей, является дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура.

Умерла в 1485 г.

На слайде – таблица «Кто? Что? Где? Когда?»


Кто? Что?

Ответ

Где? Когда?

1

Мавзолей Кок-Кесене


1

у г. Отрар

2

Мавзолей Х.А.Йассауи


2

жил в VII – VIII вв.

3

Мавзолей Арыстан-баба расположен


3

у г. Сыгнака

4

У мавзолея Йассауи расположился


4

в Центральном Казахстане X-XI вв.

5

Мавзолей Алаша-хана


5

Мавзолей Рабиги Султан Бегим

6

Арыстан-баб


6

XIV-XV вв. в г.Туркестане

Необходимо еще раз, проговаривая, установить соответствие.

5. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВИНЕГРЕТ»

В историческом винегрете все перемешалось. Давайте попробуем разобраться с вами, что к чему.

  • Одежда – из … шерсти, кожи и шкур.

  • Национальная кухня – из … молока (масло, кумыс, шубат, курт, айран), мяса, земледельческих продуктов – проса, ячменя, пшеницы.

  • Архитектурные сооружения строились из … кирпича, камня.

  • По одной из версий появление термина «жуз» связано с определенным числом. Это число… 100.

  • Казахская народность состоит из двух этнических группиз союза кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана и уйсунов на юго-востоке Казахстана.

6. «ДВА В ОДНОМ»

(Формирование пар)

Учитель раздает детям разрезанные предложения, учащиеся находят пару.

  1. Архитектура достигла расцвета/ в X-XII вв.

  2. Художественная керамика из цветной глины, покрытая непрозрачной глазурью,/ называется майоликой.

  3. Эпическо-этническая поэма о Кобланды-батыре/рассказывала о борьбе кыпчаков против калмыков.

  4. В XIV – XV вв. на территории Казахстана/ сосуществовали ислам и шаманизм.


Сейчас вы будете работать в парах. Давайте внимательно послушаем старинную легенду.


«Хорошо, что все мы разные»


Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла­сию. И решили пойти к аксакалу, который жил в далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

  • Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

  • Нет, — ответила лошадь.

  • А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира… И посмотри, как он красив, как высоко и гордо дер­жит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:

— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.


Много ли, мало ли прошло времени…Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего оберну­ли бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла­сию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал…


-А теперь продолжите легенду. (Заслушиваются варианты детей)

Учитель продолжает:

Выслушал их мудрец и сказал…белому:

— Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на верши­нах наших гор, а волосы его — цвета солнца…

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любо­вью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музы­ки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!


- А теперь озаглавьте легенду. (Учитель озвучивает название легенды «Хорошо, что все мы разные»)


- Выделите основную мысль.



Учитель:

Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве. В нашей стране проживают в дружбе и согласии 140 этносов.

- Какое значимое событие отмечает в этом году наша Республика? (20-летие Ассамблеи народов Казахстана. Об этом мы будем говорить подробно на внеклассных мероприятиях, классных часах.)


VI. Обобщение и систематизация знаний.

- Легко ли было изучать пройденные темы?

- Что для вас было самым интересным?


VII. Рефлексия.

- Что понравилось на этом уроке?

- Над чем мне еще нужно работать?


VIII. Подведение итогов. Подсчет жетонов. Вручение грамот.


Звучит медленная музыка. Фанфары.

IX. Оценки за урок и комментарии учителя.


X. Домашнее задание.

Составить коллаж на тему:

1 группа: «Материальная и духовная культура Казахстана в XIV – XV вв.»

2 группа: «Архитектура Казахстана в XIV – XV вв.»


Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-повторение по истории Казахстана

Автор: Максимова Лариса Васильевна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства