Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."
Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."
На уроке дается представление о жизни, расселении, общественном строе и религии восточных славян в VI-VIII в.в. Формируются умения работы с картой, овладение технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных и устных), работа с дополнительной литературой, форируется умение излагать мысли вслух перед аудиторией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."»
У Р О К П О И С Т О Р И И Р О С С И И В 6 К Л А С С Е .
Тема: «Восточные славяне в VI-VIII веках».
Цели:-дать представление о жизни, расселении, общественном строе и религии славян в VI-VIII веках;
-формировать умение работать с картой, способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных и устных), учить работе с дополнительной литературой, прививать учащимся объективность в исследовании, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией;
-воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование:
«История государств и народов России», учебник под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной,§3,
Карта «Киевская Русь в VI-VIII веках»
Картина «Славянский посёлок»
Сборник законов «Русская правда» (отдельные статьи)
Мини словарик для учащихся
Карточки-задания
Григ «утро» (музыкальный отрывок)
Структура урока:
Орг. Момент.
Работа над изучением нового материала.
Постановка проблемного задания.
Закрепление.
Итоги урока.
Ход урока:
Сообщение темы урока: совместная формулировка целей урока.
На доске записан план урока:
Географическое положение и племена.
Основные занятия и ремёсла.
Общественный строй и религия восточных славян.
Работа над изучением нового материала:
Какие науки помогают нам изучать историю?
Что такое археология?
Что такое лингвистика и этнография?
Что является предметом изучения этих наук?
Опираясь на арабские и иранские источники сделаем выводы о географическом положении славян:
Источник №1: « На востоке от неё- внутренние Булгары и некоторые из прусов, на запад- часть Грузинского моря и часть Рума (Византии). На запад
и на восток от неё всюду пустыни и ненаселённый Север.Это большая страна, и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они (славяне) живут между этими деревьями…»
Источник №2: «И между странами печенегов и славян расстояние 10 дней пути (от 250 до 800 км). В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ваит (Ват). Путь в эту сторону идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян-ровная и лесистая, и они в ней живут…»
-Где расселялись восточные славяне?
-Назовите самые большие славянские племена?
-Как вы думаете, почему эти племена получили такое название?
(Учащиеся работают, опираясь на карту «Киевская Русь в VI-VIII веках» или на карту учебника стр.29)
Слово учителя:
-Теперь обратимся к отдельному славянскому племени и выясним их основные занятия и ремёсла.
(Звучит музыка Грига «Утро»)
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живёт народ,
Высокий и красивый
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
-Используя сборник законов «Русская правда» и словарь с незнакомыми терминами, выясним основные занятия и ремёсла восточных славян. Полученные данные занесём в таблицу:
Занятия
Ремесла
Слово учителя:
перечислите основные занятия и ремесла восточных славян?
Какое занятие называется присваивающим?
Какое занятие называется производящим?
Основными занятиями восточных славян было земледелие, скотоводство, охота?
Земледелие было двух видов: подсечно – огневое и переложное.
Слово учителя:
Опираясь на арабские и иранские источники сделайте вывод о религии восточных славян.
Источник №1. « Когда у них умрет кто – либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду, затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету»
Источник №2. « А когда умирает у них кто – нибудь, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе и лица, и руки от горя. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм, и всякую утварь рядом… И все они поклоняются огню.»
Какая религия была у восточных славян?
Где мы уже встречались с такой религией?
У славян было распространено язычество. Был образован целый пантеон богов. Ярило – бог солнца. Перун – бог грома и молнии. Волос – (Велес) – бог скотоводства. Мокошь – богиня плодородия. У славян было равенство. Во главе племен стоял совет старшин. Важные вопросы решались на народном собрании – вече. Для защиты племен существовало народное ополчение, позже появились дружины.
Проблемное задание: Сборник законов « Русская правда» относится к 11 – 12 векам. Можно ли, опираясь на этот документ, сделать вывод об изменении общественного строя у восточных славян?
Закрепление. Представим себя художниками и , на основе полученных на уроке знаний, нарисуем картину о жизни восточных славян.
Как бы вы представили себе славянский поселок?
Сравним свое представление о жизни славян с представлениями художниками, который нарисовал картину « Славянский поселок».