kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дается представление о жизни, расселении, общественном строе и религии восточных славян в VI-VIII в.в. Формируются  умения работы с картой, овладение технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных и устных),  работа с дополнительной литературой, форируется умение  излагать  мысли вслух перед аудиторией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."»

У Р О К П О И С Т О Р И И Р О С С И И В 6 К Л А С С Е .


Тема: «Восточные славяне в VI-VIII веках».

Цели:-дать представление о жизни, расселении, общественном строе и религии славян в VI-VIII веках;

-формировать умение работать с картой, способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных и устных), учить работе с дополнительной литературой, прививать учащимся объективность в исследовании, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией;

-воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование:

  1. «История государств и народов России», учебник под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной,§3,

  2. Карта «Киевская Русь в VI-VIII веках»

  3. Картина «Славянский посёлок»

  4. Сборник законов «Русская правда» (отдельные статьи)

  5. Мини словарик для учащихся

  6. Карточки-задания

  7. Григ «утро» (музыкальный отрывок)

Структура урока:

    1. Орг. Момент.

    2. Работа над изучением нового материала.

    3. Постановка проблемного задания.

    4. Закрепление.

    5. Итоги урока.

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока: совместная формулировка целей урока.

На доске записан план урока:

    1. Географическое положение и племена.

    2. Основные занятия и ремёсла.

    3. Общественный строй и религия восточных славян.

  1. Работа над изучением нового материала:

      • Какие науки помогают нам изучать историю?

      • Что такое археология?

      • Что такое лингвистика и этнография?

      • Что является предметом изучения этих наук?

      • Опираясь на арабские и иранские источники сделаем выводы о географическом положении славян:

Источник №1: « На востоке от неё- внутренние Булгары и некоторые из прусов, на запад- часть Грузинского моря и часть Рума (Византии). На запад


и на восток от неё всюду пустыни и ненаселённый Север.Это большая страна, и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они (славяне) живут между этими деревьями…»

Источник №2: «И между странами печенегов и славян расстояние 10 дней пути (от 250 до 800 км). В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ваит (Ват). Путь в эту сторону идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян-ровная и лесистая, и они в ней живут…»

-Где расселялись восточные славяне?

-Назовите самые большие славянские племена?

-Как вы думаете, почему эти племена получили такое название?

(Учащиеся работают, опираясь на карту «Киевская Русь в VI-VIII веках» или на карту учебника стр.29)

Слово учителя:

-Теперь обратимся к отдельному славянскому племени и выясним их основные занятия и ремёсла.

(Звучит музыка Грига «Утро»)

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего посёлка

Отблески оставили свои.

Здесь живёт народ,

Высокий и красивый

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.


-Используя сборник законов «Русская правда» и словарь с незнакомыми терминами, выясним основные занятия и ремёсла восточных славян. Полученные данные занесём в таблицу:


Занятия

Ремесла










Слово учителя:

      • перечислите основные занятия и ремесла восточных славян?

      • Какое занятие называется присваивающим?

      • Какое занятие называется производящим?

      • Основными занятиями восточных славян было земледелие, скотоводство, охота?

Земледелие было двух видов: подсечно – огневое и переложное.

Слово учителя:

        • Опираясь на арабские и иранские источники сделайте вывод о религии восточных славян.


Источник №1. « Когда у них умрет кто – либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду, затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету»

Источник №2. « А когда умирает у них кто – нибудь, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе и лица, и руки от горя. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм, и всякую утварь рядом… И все они поклоняются огню.»

  • Какая религия была у восточных славян?

  • Где мы уже встречались с такой религией?

У славян было распространено язычество. Был образован целый пантеон богов. Ярило – бог солнца. Перун – бог грома и молнии. Волос – (Велес) – бог скотоводства. Мокошь – богиня плодородия. У славян было равенство. Во главе племен стоял совет старшин. Важные вопросы решались на народном собрании – вече. Для защиты племен существовало народное ополчение, позже появились дружины.

  1. Проблемное задание: Сборник законов « Русская правда» относится к 11 – 12 векам. Можно ли, опираясь на этот документ, сделать вывод об изменении общественного строя у восточных славян?

  2. Закрепление. Представим себя художниками и , на основе полученных на уроке знаний, нарисуем картину о жизни восточных славян.

  • Как бы вы представили себе славянский поселок?

  • Сравним свое представление о жизни славян с представлениями художниками, который нарисовал картину « Славянский поселок».

  • Почему наши знания совпали с мнением художника?

  • Обоснуйте свою точку зрения?

  1. Итоги урока.

Домашнее задание: 1. Учебник § 3

2. Сочинение « Славянский поселок»

3. Рисунок из жизни восточных славян.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."

Автор: Сабирзянова Мадина Махмутовна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства