kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-образ "Великий Шелковый путь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Великий шелковый путь" с использованием технологии личностно-ориентированного обучения профессора В.Шогана.Цель: Сформировать знания учащихся в соответствии с требованиями программы, актуализировав содержание данной темы.   При изучении новой темы используется групповая работа: группа географов изучает маршруты Великого Шелкового пути, купцы - товары, а историики иссдедуют взаимопроникновение культур. после каждого задания проводится практическая работа: "Узнай пряность", "Откуда вещь родом?", "Как отличить настоящий шелк?"     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-образ "Великий Шелковый путь" »

История Казахстана - 10 класс

Тема: Великий Шелковый путь

Цель: Сформировать знания учащихся в соответствии с требованиями программы, актуализировав содержание данной темы. Задачи:

Образовательная: Знать предпосылки возникновения ВШП, повторить и закрепить понятия "Великий Шелковый путь", "хозяйство", "культура", "религия", "археология".

Развивающая: развить творческую активность учащихся, формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой, исторической картой, работать в группе.

Воспитательная: воспитывать чувства гражданственности, интерес к истории своей Родины, содействовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-образ

Технология: личностно-ориентированное обучение

Девиз: «Я создаю тебе атмосферу, представляю светлый коридор твоего саморазвития и, наконец, открываю тебе просторную залу свободного переживания судьбы. Тема, которую ты изучаешь, - лишь путь, пройденный когда-то людьми, бери его как опыт для собственных чувственных созерцаний бытия…» В.Шоган

  1. Микромодуль мотивационного образа

1. Актуальная беседа

Ребята, представьте, что вы оказались в средневековом городе и вы купец, который собирает в дорогу караван. С чего вы начнете сборы? Что вы возьмете в дорогу? Какой маршрут вы выберете? (Ответы учащихся)

Любите ли вы путешествовать? Почему?(Беседа)
Еще 700 лет назад шейх Саади из Шираза писал:
“Путешествуя, радуешь сердце, извлекаешь выгоды, видишь разные диковины, слышишь о чудесах, осматриваешь города, беседуешь с друзьями, расширяешь образование и познания, умножаешь богатство и состояние, знакомишься с людьми и испытываешь судьбу”.

2. Актуальное объяснение – Что такое торговля? Что она значит в жизни человека и общества?

3. Символическое повествование –

*Закройте глаза. (звучит восточная музыка)

Где вы оказались? (на восточном базаре)

В древние времена на территории Евразии существовало множество сухопутных путей, но лишь один смог стать главной караванной дорогой, соединившей Восточную Азию со Средиземноморьем. Лишь один смог стать легендой, сказания о котором доходят до нас и в настоящее время, и в жилах его текла «шелковая кровь».

  • Тема нашего урока - Великий Шелковый Путь… Что мы о нем знаем? Воображение сразу же рисует нам бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами… Но, это только лишь часть правды. Великий Шелковый Путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние города, расположенные вдоль Шелкового Пути. Веками шумели разноязычные, восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных птиц и зверей.
    Исходя из этого, можно сказать, что Великий Шелковый Путь – это грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.

“Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, представлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций” Федерико Майор, Генеральный директор ЮНЕСКО.

  1. Микромодуль опережающего рационально-логического представления

  1. Видеоролик «Великий Шелковый путь»

  2. «Поэтическая страничка» стихи читают учащиеся (опережающее задание)

Когда была ты молодой, Земля,
И звезды над тобой,
Быть может, ярче, чем теперь мерцали,
Ты на себе людей несла
И колыбелью им была —
Они о странствиях тогда еще не знали.
Не знали, что от них вдали
Живут такие ж как они,
Но чуточку другие люди-
Там те же солнце и луна,
И те же звезды в небесах -
Вершат они земные судьбы.
Из века в век текли года.
Земля дождалась чудака,
Свой дом покинувшего смело,
И по дорогам дальних стран
Провел он первый караван.
А перед ним вперед молва летела,
Молва о том, что скоро к нам
С добром прибудет караван.
И караван тот шел по миру.
А если ты идешь с добром,
Приносишь радость в чей-то дом,
То дом любой тебе откроют с миром.
И будут помнить сквозь века
Того земляне чудака –
Он сблизил караваном страны.



Колесом судьбы солнца в небе круг,
Колесо судьбы и поля вокруг.
И под скрип колес караван идет
И поклажи воз на себе везет.
Колесо арбы - колесо судьбы:
И дорогам мы по судьбе верны.
Вековая пыль — колесу судьба;
По дорогам пыль, старая арба.
И под скрип караван идет,
Под аккорды звезд караван поет.
Повидать весь мир пусть не хватит лет,
Но в дороге мы - нас счастливей нет.
И под скрип колес караван идет,
Путь его не прост, в даль его ведет
Колесо арбы - колесо судьбы,
И дорогам мы по судьбе верны.

Учитель – летописец

Проблемные вопросы:

    1. Почему путь назывался Великим и Шелковым?

    2. В какой стране впервые появилось производство шелковой ткани?

    3. Какие имеются сведения о его появлении?

ЛЕГЕНДЫ:

  • По одной из версии открытие шелка при­писывают четырнадцатилетней императрице суп­руге легендарного Желтого Владыки Владычице Су-Лииг Лао-тсу. Во время чаепития под тутовым деревом кокон шелкопряда случайно упал ей в чаш­ку Обнаружив червячка девушка раскрыла его секрет. Легенда гласит что именно она приказала разводить тутовых шелкопрядов. Пишут что секрет шелка очень тщательно охранялся пока в 140 году до н. э. о нем не узнали в королевстве Хотан на Тибете Это случилось когда китайская принцесса, ставшая позднее супругой принца Хотана провезла контрабандой в своем головном уборе яйца тутовых шелкопрядов.

  •  Другая легенда гласит, что примерно в 550 году н. э. византийский император Юстиниан послал в Хотан двоих персидских монахов (сейчас это горо­док в провинции Синьцзян —Уйгурском автономном районе на западе Китая) выведать секрет этой новой таинственной ткани. Монахи вернулись с семена­ми шелковицы, а позднее несколько шелкопрядов были найдены в бамбуковой палке, которую они тайно провезли в Японию через Корею. Император Юстиниан в свою очередь попытался сохранить секрет шелка, но к IX веку н. э. известие о нем и спо­собе его получения достигло Европы.

Итак, Великий Шелковый путь - грандиозный торговый маршрут, который соединил Восток и Запад. В первую очередь, он использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Собственно, Шелковым его назвал немецкий географ барон фон Рихтгофен в 1877 году, до него эта торговая дорога именовалась Западный Меридиональный путь. Протяженность Великого Шелкового пути составляла 12 тысяч км.

  1. Микромодуль событийно-практического действия.

  1. Творческая лаборатория.

- маршруты ВШП - группа географов

- товары ВШП – группа купцов

- взаимопроникновение культур – группа историков


Группы изучают полученный материал, изображают на флипчарте. (не более 7-8 минут)

Раздаточный материал - Маршруты: За многие столетия торгового пути купцы придумали указатели: череп верблюда предупреждал, что начинается трудный и опасный участок пути, череп человека, одетый на куст, указывал, что рядом вода: родник или колодец. История сохранила такие названия торговых маршрутов:
“Вражья дорога”, “Волчье место”, “Разбойничья тропа”, Найдены цилиндрические ямы, выложенные кирпичом, забросанные человеческими скелетами. Почему? Если это колодец, то зачем в пустыне портить воду?
Но это действительно были колодцы. Во время войны их забрасывали трупами, чтобы заморить врага жаждой. А бывало, что сама природа восставала против человека.
  Документы повествуют:
“Песчаная буря бушевала сутки. Шквал песка всякий раз обрушивался на верблюдов, зарывал, засыпал их, точно проглатывал.
Ничего невозможно было различить. В ушах монотонно и грозно гудело. Нельзя было понять, то ли кричат люди, ревут верблюды, или воет ветер. “Если буря валит верблюда, то козу ищи на небе”, - говорят в народе. Буря бросала людей как щепки; На утро некоторые из них оказались мертвы”. Когда происходили такие случаи, караванщики приносили в жертву одного животного.
На территории Казахстана Великий Шелковый Путь брал свое начало у границ Китая. Купцы Поднебесной империи везли через казахские степи на запад, в Европу шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары, например, слоновьи бивни. Степные правители предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов, взамен требуя некоторую долю товара или звонкую монету. Основная трасса Великого Шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Все эти города обязаны своим появлением именно торговцам, которые, преодолевая громадные казахские степи, устраивали остановки, превращавшиеся в караван-сараи, а те в свою очередь в поселения, которые со временем разрастались в города. Основная трасса Шелкового пути в этом регионе пролегала через Семиречье и Южный Казахстан. Первое оживление этого участка происходит во второй половине VI в., когда  Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. Шелковый Путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не разрушили города. Последнее оживление приходится на середину XIII века, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства в Каракорум — столицу монгольской империи.

(После выступления географов) Показать видеоролик ТРАСЕКА - транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия.

Раздаточный материал: Товары (для купцов) Товары по Великому Шелковому Пути шли в основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния. Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду - вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия. Высоко ценилась и китайская бумага - одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое. Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.Из Индии доставлялись ткани, пряности и самоцветы, красители, слоновая кость. Из Ирана серебряные изделия. В Рим везли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновую кость, сахар. Оттуда европейские картины и предметы роскоши. В Восточную Европу из Центральной Азии поставлялись рис, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Из Восточной Европы в Хорезм привозилось большое количество кож, меха, пушных зверей, кору для дубления кож, скот и рабы. Из Северной Европы, помимо мехов и кож, везли мед и невольников.

Но чем более всего славились города Востока, это — благовония и пряности, которых не было на Севере и Западе. И кто его знает, какой была бы всемирная история, если бы не бла-говония, не пряности, не шелк, которыми так славился Востока.

(После выступления купцов) Задание «Узнай пряность»: Учащимся вручается список пряностей. С завязанными глазами даем понюхать пакетики с пряностями в определенной последовательности. Нужно по запаху определить пряности:

1. Имбирь.
2. Гвоздика.
3. Перец.
4. Мускатный орех.
5. Ванилин.
6. Кардамон.
7. Корица.
8. Горчица.
9. Чай.



Раздаточный материал -Взаимопроникновение культур (группе историков)

По Великому Шелковому Пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. К примеру, буддизм, распространился до Китая. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Центральную Азию и в Китай, распространяя новую религию. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трасе Великого Шелкового Пути. 

В первые века нашей эры с Ближнего Востока в Центральную Азию и далее до Китая распространилось манихейство (возникло в III веке в Иране и представляло в целом синтез зороастризма и христианства) и христианство. Первая волна распространения христианства связана с деятельностью несториан. В XIII веке по Шелковому пути прошла новая волна распространения христианского учения, связанная с деятельностью католических миссий.
Суровые воины Арабского халифата в VII веке принесли учение ислама. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то его распространение по Шелковому Пути шло, главным образом, мирным путем.

По Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве, то есть технологии. В частности, способы изготовления шелка, цветного стекла, бумаги, книгопечатания, пороха и пушек. Шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V-VI вв. продвинулись вначале в Хотан, затем в Центральную Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а в V в н.э. его освоили в Китае.

Под влиянием Китая в Центральной Азии стало развиваться шелководство и бумажное производство. Ее производство за пределами  Поднебесной впервые было налажено в VIII в. китайскими ремесленниками в Самарканде. Оттуда она распространилась на запад и вытеснила прежний писчий материал – пергамент и папирус.

Огромное влияние международное общение по этим дорогам оказало на архитектуру и градостроительство. Достаточно одного примера Центральной Азии: великолепных сооружений Тимура в Самарканде, дворца Ак-Сарай в  Шахризабсе, усыпальницы Тимуридов Гур-Эмир, мечети Ходжи Ахмада Яссави в городе Яссы (Туркестан).

Наряду с распространением товаров, культурных образцов в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления.

(После выступления историков )Игра “Откуда вещь родом?”. Из глиняного горшка учитель достает - шахматы, мех, янтарь, нефрит, лазурит, рисунок персидского ковра, папирус, чай, бумагу, серебро, компас. Учащиеся определяют, из каких стран встретились купцы на ярмарке.

  1. Микромодуль актуализации и проповеди

Практическая работа «Отличить настоящий шелк»

(учитель достает шелковую ткань)

Самая загадочная, самая удивительная ткань – шелк. Шелк действительно уникальный материал. В основном шелковая нить состоит из протеина (белка). Она очень прочная. Ученые одного из университетов сравнили на прочность килограмм стали и килограмм шелка. Шелк финишировал. Шелк – эластичный, упругий материал. На вид мягко переливается, как драгоценный камень. Имеет матовый блеск. Грязеотталкивающий. В нем не заводятся насекомые, поэтому его так любили придворные «короля-Солнца». В связи с нашествием пылевых клещей проблема не теряет актуальности. Работницы шелкового производства вытирались шелком, мокрые волосы высушивали шелком, спали на шелковых подушках или подушки накрывали шелком. Шелк увлажняет кожу, наполняет ее энергией, способствует уменьшению морщин. Шелковое белье и шелковая одежда дарят удивительно приятные ощущения нашему телу.

В нашей стране можно купить под видом шелковой ткани синтетику. Должно быть написано: 100% шелк, а лучше – 100% натуральный шелк. Но это не гарантия. Поджечь нитку. Запах шерсти или паленого рога. Образующийся черный комочек растираем. Он легко крошится. Рассматриваем под источником света. Не должен весь блестеть, должен переливаться с чередованием матовых участков. Смачиваем водой. Шелк очень гигроскопичен. В отличие от синтетики сразу весь смачивается водой без сухих участков , сминается в небольшой мокрый комок. Не электризуется. Тактильные ощущения незабываемы, но не для всех сортов шелка.

Заключение: Шелк и изделия из него сопровождают человека многие тысячи лет. По разным причинам шелковая промышленность переживала взлеты и падения, снижение интереса к шелку сменялось «шелковыми лихорадками», поднималась и падали цены на шелковые товары, но и сегодня шелк - основное сырье для самых различных отраслей народного хозяйства, и нам еще предстоит открыть новые возможности его применения.

  1. Микромодуль практического домашнего задания

Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре. И потому совсем не случайно усиление в последние годы научного и общественного интереса к Великому Шелковому Пути, идее его возрождения как важнейшего канала взаимодействия культурных, экономических, туристических связей. Великий Шелковый Путь представляет уникальную культурную ценность для человечества. Поэтому ЮНЕСКО уделяет особое внимание не только изучению, но и сохранению огромного наследия огромного наследия, оставленного древними народами нынешним поколениям.

Д/з §28, Придумать эмблему ВШП, написать хронику путешествия.

Если в душе у вас проснется страстный охотник за фактами, пристальный наблюдатель, жадный исследователь, своего рода Колумб в загадочном этом пути, тогда мы продолжим это путешествие!
Благодарим вас за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок-образ "Великий Шелковый путь"

Автор: Стока Наталья Владимировна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167413


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства