Просмотр содержимого документа
«Урок-образ "Древнее Двуречье"»
Модульная технология на уроках истории Древнего мира в 5-м классе
Урок-образ.
Урок-образ — это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков, но всегда начинается с урока-образа. К примеру, в теме «Древний Египет» в 5-м классе первый урок представляет собой символическую совокупность будущих шести уроков темы.
Первый урок-образ есть опережающее целостное символическое начало всей темы. Так как урок-образ начинает тему, то он представляет собой двуединую направленность. Во-первых, в уроке осуществляется опора на личностный опыт школьников, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Во-вторых, урок открывает возможности детского сознания, в которых возникают опережающие, символические, рациональные, смысловые и событийные, «чистые» в своей энергетике представления о теме в целом. Результатом урока-образа по существу и является целостное опережающее образное представление учащихся о будущей теме.
Урок-образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который открывает отношение детей к будущему явлению истории и культуры, а через него — к собственному целостному состоянию сознания. Структура модульного урока-образа такова:
Микромодуль — это такой этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского сознания от непосредственных интуиции к его «чистым» состояниям, переходящим далее к продуктивным результатам в форме знаково-символического инобытия такого рода состояния. Например:
от детских образных интуиции в первом микромодуле через открытие образно «чистого» состояния к творению символов и знаков, определенных содержанием урока;
от детских рациональных интуитивных размышлений к состояниям «чистого» мышления, а от них — к логическим построениям, определенным темой урока во втором микромодуле;
от личностно-смысловых жизненных интуиции ребенка к переживанию «чистой» идеи судьбы, а от нее — к символическому выражению тождества судеб школьника и персоны культуры в третьем микромодуле;
от интуитивно-волевого опыта детских поступков к «чистоте» волевого актав ответственной ситуации, а от него — к знаково-символическому действию (поступку) в четвертом микромодуле;
и, наконец, запечатленный в сознании школьника знаково-символический структурный синтез урока приводит детское сознание в условиях пятого микромодуля к состоянию «чистого» влияния, которое результируется далее во вдохновенном желании в реорганизации микросреды и собственного сознания в контексте духовных идеалов урока.
Итак, урок-образ представляет собой новую форму, состоящую из пяти микромодулей, функционирующих последовательно. Каждый микромодуль реализует свою частную и поурочную цель. Последовательность микромодульного построения нарушать ни в коем случае нельзя, иначе это войдет в противоречие с этапами самодвижения детского сознания. Все микромодули должны действовать в уроке на основе триединства средств: слово, наглядность, действие (музыка, жест), развиваться в необходимом темпоритме с элементами ускорения, где каждый последующий микромодуль должен быть интересней предыдущего. Пять микромодулей урока-образа должны быть построены на основе диалога между личностным опытом школьника и инвариантным опытом субъектов и персон истории культуры и жизни. Покажем еще раз общую структуру урока-образа в соответствии с представленными характеристиками.
Микромодуль мотивационного образа — это первый этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского личностного стихийного опыта на уровень знаков и символов всей темы.
Микромодуль опережающего рационального представления. Его задача состоит в том, чтобы создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально-логической схематики всей темы.
Микромодуль смысла — это создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы школьника нового поколения.
Микромодуль действия — это опережающее для всей темы выполнение самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы (часто в виде театрализованных диалогов с персонами истории).
Микромодуль актуализации и проповеди — это создание условий для перевода детского сознания из абстрактных, опережающих образных схем смыслов и действий урока в структуру непосредственного опыта жизни для его понимания и гармонизации.
В каком-то смысле урок-образ можно сравнить с уроком-лекцией либо с уроком объяснения нового материала. Однако старый знаниевый подход ориентировал учителя на подведение учащихся к усвоению ведущих понятий всей темы, а также для подбора фактов и их понимания.
В уроке-образе идея усвоения понятий остается, однако не в столь категоричном виде, как это было ранее. Здесь понятия усваиваются, но с ориентацией на их априорное существование в детском сознании. Более детальная характеристика урока-образа будет представлена далее. Однако заметим: главное отличие состоит в том, что символы и знаки не изучаются. К ним сознание школьника восходит через состояние «чистой» образности. Ребенок достигает понимания понятия, но через состояние радости мышления. У школьников появляется отношение к эпохе и к ее субъектам, но через переживание своей судьбы. Дети испытывают потребность в действии, но лишь через переживание «чистого» акта собственной воли.
Таким образом, опыт показал, что условия, в которых детские образные интуиции переходят в свое знаково-символическое бытие, — это явление гораздо более эффективное как для «чистого» сознания ребенка, так и для его предметно-содержательного выражения.
Микромодуль мотивационного образа
Это микромодуль, с которого начинается в целом урок-образ. В нем содержательно, взаимно проникают тенденции личностного опыта школьника и тотальные символы темы. Первоначально опытные впечатления пока хаотичны, хотя вполне напоминают какой-то интуитивный порядок. Однако его существенное обобщение и восхождение к символам возможны лишь в условиях, которые создает структура микромодуля мотивационно-го образа. Во-первых, с помощью беседы актуализируется стихийный опыт детей. Во-вторых, далее с помощью беседы, которая также отталкивается от детских
рациональных построений, выстраивается понятийный конструкт этих же впечатлений. В-третьих, с помощью характеристики дети вводятся в ситуацию переживания собственного личностного опыта. В-четвертых, на основе триединства средств «слово, наглядность, музыка» школьники воспринимают, переживают тотальные символы будущей темы.
К примеру, в микромодуле мотивационного образа в уроке-образе по теме «Древний Египет» в 5-м классе содержательная структура развивается так:
1. Актуальная беседа
Учитель предлагает пятиклассникам представить, что они заблудились в лесу и связь со взрослыми потеряна. «В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?» — спрашивает учитель. После недолгих предположений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды (рыба). Наконец, река — это путь, по которому можно выйти к людям.
2. Актуальное объяснение
«Что же такое река для человека?» — спрашивает учитель и вместе с детьми дает определение, что река —
это важнейшее условие для выживания. Затем дети в тетрадях записывают определение понятия «выживание».
3. Смысловая характеристика
Учитель: «Река — это еще и место человеческих созерцаний и откровений. Ведь вы наверняка были когда-нибудь с родителями у реки. Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину...» (Дети вспоминают.) «Да, —обобщает учитель, — река в ее неисчезающем вечном движении и есть чувство покоя, которое соединяет человека с громадами леса и гор, с гармонией целостного природного мира. Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь всё сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого, настоящего и будущего она, как человек, имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, — судьба реки и судьба человека. И переживание этой встречи становится истоком жизненного вдохновения».
4. Символическое сюжетное повествование. Триединство средств
«Священные песни египтян» (звучит древнеарабская музыка), силуэт Нила на слайде.
Учитель: «Итак, ребята, три тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди. И река дала им благополучие и любовь.
Сегодня мы отправимся к великой древней реке Нил. Но сначала — музыка Древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире.
Итак, ребята, подумайте о любви. О том, как вы любите своих маму, папу, братиков и сестричек. Подумайте, как хорошо вам было в лесу или на море. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку». (Дети закрывают глаза.)
Через некоторое время учитель продолжает: «На пустыню опускается ночь. Тихо и неслышно движение воздуха. Темнота сливается с песком, словно песок — это отражение звезд. Где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит Древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо отвечает ему: "И в крови твоей мужественность космоса, в сердце твоем священная сила, подаренная солнцем, очисти свое сердце, держи в нем только правду, любовь к своей священной земле. И наградит тебя земля.
Слава тебе, Нил,
Приходящий, чтобы оживить Египет.
Орошающий пустыню далеко от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна
И травы для скота,
Приносящий хлеб и пищу всякую.
Если он медлит, жизнь прекращается
И люди гибнут.
Когда же он приходит, земля
Ликует и всё живое в радости.
О солнце,
Когда ты заходишь на западе — земля
Погружается во тьму, подобную смерти.
Во мраке выходят
Из своих логовищ хищные звери
И выползают ядовитые гады.
Когда ты всходишь на востоке,
Гонишь мраки — вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, И на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе
И принимаются за работу".
Познакомимся поближе с этой древней землей и ее людьми.
Тема нашего урока: "Древний Египет"».
(Далее начинается условное путешествие по Древнему Египту.)
Покажем это путешествие более развернуто. (Дети ведут дневник путешественника.) В лодке, сделанной из бумаги и стоящей на столе учителя, мы совершаем плавание по Нилу. Нам помогает вельможа, с которым мы познакомились в Мемфисе.
Путешествие начинается с испытания — прохождения лодки между порогами Нила... (Дети записывают пороги.)
Далее мы видим на берегу людей, уставших от миражей и из последних сил стремящихся к оазису. Мы причаливаем к берегу, видим пирамиды и оставляем на папирусе свое послание. (Дети записывают: оазис, папирус, мираж. Ha одной из стоянок заходим в египетский храм и узнаем о главном боге Ра. Наконец, встречаемся с фараоном... (Дети записывают: храм, фараон, бог Ра.)
За десять минут перед ассоциативным взглядом ребенка предстал весь Древний Египет. Осталось проверить записи путешественников.
Этап опережающей понятийной схематизации
Для этого этапа характерен переход от рационально-логического целостного воображения явлений к опережаемым этапным схемам и ведущим понятиям, охватывающим будущее явление. Надо заметить, что это всего лишь условие для открытия в сознании школьника «чистых» состояний мышления.
При этом и схематика, и понятийность рождаются из присущей сознанию школьника неразвитой схематизации и логизации мира. Это могут быть будущие этапы войны, революции, периоды становления древней цивилизации.
Главное здесь состоит в том, что ритмы явлений культуры априори даны человеку. Он сам задает себе периоды и этапы жизни, в его сознании живут истоки всех ведущих понятий человечества. В сознании ребенка запечатлены природно-климатические периоды года: осень, зима, весна, лето. А есть и этапы его жизни: детство, отрочество, юность; есть недели, месяцы и годы. И всё здесь периодизировано и этапизировано человеком. И лишь через себя он способен взглянуть на идентичные ритмы тотальных явлений. Так лее как и на понятия, содержания которых он якобы не знает, не подозревая о том, что государство как понятие и как явление родилось из его же сознания, является зеркалом его сознания, так же как и собственность, монополии, геополитика, ислам, православие, буддизм и многое другое. Создать на уроке условия, с помощью которых учитель открывает сначала истоки появления понятия, а затем предлагает детям создать его современную формулу. При таком подходе вы становитесь свидетелем актов «чистого» мышления.
В основе данного микромодуля лежит определенная опытом и научными исследованиями схема метода концентра. Суть его в следующем: от открытого символа или знака урок переходит в схему, которая становится концентром рационального представления; далее изучаемый материал делится на логические части, представляющие аспекты концентра, и в строго определенной логике функционирует в уроке. Механизм логической части начинается с актуальной беседы, затем переходит в представление исторического содержания, начинающегося с логического проблемного задания и имеющего ориентировочную основу (план, схематизация, вычленение главного). Когда выполнение логического задания завершено, в логической части возникает смысловой сюжетный фрагмент с действующими участниками исторического процесса. Далее рациональные итоги и смысловые откровения синтезируются в историческом суждении, главное понятие которого наполняет схему концентр. Так же развиваются и все остальные логические части: каждый раз доходя до суждения, они возвращаются к концентру и наполняют его содержанием. Когда же аспектный анализ завершен, метод концентра вступает в четвертый этап в проверке понимания основного содержания концентра, а далее пятый этап — интеллектуальное творческое задание, открывающее сущность содержания концентра.
Урок-образ
Тема: «Древнее Двуречье»
I. Микромодуль мотивационной беседы Учитель: «Ребята, какие реки вы знаете? Какая река
протекает в нашем городе? А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом? А ведь такое место есть». (Дети включаются в разговор с учителем и отвечают на его вопросы.)
II. Символ
Учитель: «Молодцы, ребята! Ответьте еще на несколько вопросов:
Сколько глаз у человека? — Два.
Сколько ног у человека? — Две
Сколько туфелек было у Золушки? — Две.
Самая плохая оценка? — «Двойка».
Цифра «2» — это важная цифра, которая на нашем сегодняшнем уроке будет самой главной. Сегодня мы поговорим с вами об удивительной стране древности — Древнем Двуречье. Само название о многом говорит.
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, по ходу которого вы все станете исследователями. Вам будут даны карты, которыми можно пользоваться, отмечать всё самое необходимое. Еще вы должны будете вести дневники путешествия, которые будут прикреплены к карте. (Необходимо распечатать каждому ученику карту Двуречья.)
(Учитель начинает рассказ о Двуречье.) В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находилось на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства — 7000 лет назад. О древнейшей истории Двуречья мы знаем очень мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц, подобных египетским пирамидам, ни остатков храмов — лишь глиняные холмы.
На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?» (Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используют описания, сделанные Геродотом, путешествуют по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос.)
Учитель: «Ребята, как связаны цифра «2» и Древняя Месопотамия? (Две реки — Тигр и Евфрат.)
Природа Южной Месопотамии
Учитель: «Вся Вавилония, подобно Египту, перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку — Тигр. На ней находился город Нин. Из всех стран на свете эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает в двести, а в хорошие годы — даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно, но не станем останавливаться на этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии.