урок - научная конференция по истории "Семь чудес света" для 5, 10 класса
Урок - научная конференция по истории "Семь чудес света" для 5, 10 класса
Урок - научная конференция для учащихся 5, 10 классов по истории древнего мира "Семь чудес света". Урок проходит в кабинете, где муза истории Клио пишет священную книгу жизни. Пишет для того, чтобы ее, эту книгу, читали и узнавали прошлое, жили настоящим, строили планы на будущее, извлекая уроки прошлых лет. Имя этой книги - история. Объем исторического материала так велик, что изучать его будут еще много - много поколений, ведь каждый день в священную книгу добавляется новая страничка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок - научная конференция по истории "Семь чудес света" для 5, 10 класса »
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
учащихся 5-х и 10-х классов
«СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА»
МКОУ СОШ № 3.
Г. Дубовки
Октябрь 2013 год
Учитель
Уважаемые коллеги, учащиеся!
Мы с Вами находимся в кабинете, где муза истории Клио вот уже 35 год (с 1978 года, года открытия школы) пишет священную книгу жизни. Пишет для того, чтобы ее, эту книгу, читали, узнавали прошлое, жили настоящим, строили планы на будущее, извлекая уроки прошлых лет. Имя этой книги - история.
Объем исторического материала так велик, что изучать его будут еще много-много поколений, ведь каждый день в священную книгу добавляется новая страничка.
Мне кажется, что здесь собрались увлеченные, стремящиеся узнать больше, люди.
Вот и слово «конференция», в переводе с латинского означает «собирать в одно место» для обсуждения каких-либо вопросов. Кабинет истории школы собрал сегодня в одно место учащихся 5-х и 10-х классов для обсуждения научной обоснованности, художественного, эстетического восприятия великих творений античности, объединенных всем нам знакомым понятием «Семь чудес света».
Наше путешествие в седую древность не будет легкой бездумной прогулкой, а потребует от нас большого внимания, чтобы
- понять, какой щедрый подарок оставила нам заря человечества;
- усвоить, что памятники истории принадлежат всем гражданам мира, поэтому относиться к ним нужно трепетно.
- Ольга и Роман, ведите нас к колыбели цивилизации, где мудрый Филон классифицировал и описал объект нашего научного исследования.
Роман
Мы, учащиеся 10-х классов, Ольга Кантемирова и Роман Рыжов, поможем
Вам совершить путешествие к семи чудесам света. Оно проляжет по маршрутам не только далеких краев, но и далеких времен.
Ольга
Почему отправляемся в столь экзотический поход, если мы не малыши-пятиклассники, а почти что выпускники школы?
Роман
На уроках истории мы познакомились с историей античных цивилизаций и
решили заглянуть за страницы учебника.
Ученица
Времена миновали, которые
Изучаем мы на истории.
То во времени мы путешествуем,
То себе немного предшествуем,
То назад ускользаем тихонечко,
И не скрипнет ни дверь, ни форточка...
Ходим в днях, уже бывших – умные,
Там мы думаем, где не думали,
Там смеемся порой, где плакали,
Удивляемся: было так ли?
Вдруг в «сегодня» зовет нас что-то...
Возвращаясь, крупинки опыта Мы приносим, как мед пчела в «завтра» плавно входит «вчера».
Роман
Стихотворение собственного сочинения читала Газетова Ольга.
Ольга
Впереди у нас 25 тысяч километров пути. Мы пройдем через пальмовые рощи на берегах Нила и залы Лувра, по пыльным дорогам Мессапотамии и по синим водам Эгейского моря, под солнцем Эллады и в сумраке Британского музея.
Роман
Мы посетим сказочные города, дворцы и храмы, уничтоженные тысячелетия назад, веками - забытые и лишь десятилетия назад вновь открытые. Мы будем искать в этих исчезнувших мирах художественные и технические творения, которые наши предки называли чудесами света, и попытаемся воскресить их во всей прелести и величии.
Ольга
Мы посетим мертвые города Анатолии и спустимся в раскаленные от солнца коридоры пирамиды Хеопса, поднимемся на вершину холма, возвышающегося над руинами Ниневии, и пройдемся по стадиону в Олимпии, выкупаемся в бухте, где приставали галеры Родосских рыцарей, присядем у афинского Акрополя и у темных вод, текущих мимо руин Вавилона.
(Все географические названия показывают на карте)
Роман
А почему этих чудес семь, а не шесть и не восемь?
Ответ на этот вопрос дает Ольга Газетова.
Ольга Газетова
Первые календари древних народов были основаны на лунных фазах. А в каждой фазе - 7 суток. Поэтому число 7 считалось тогда совершенным, священным, колдовским. Семерка была «полным комплектом» - кассетой, в которую старались вмесить все, что поражало воображение и поддавалось счету. К числу таких «кассет» принадлежало и выражение «Семь чудес света», которое возникло в III веке до н.э.
Ольга
И, наконец, еще один вопрос: так ли необходимо отправляться в этот путь? Не будет ли это походить на бегство в прошлое, ведь вокруг нас такой сложный век сегодняшний и совсем скоро третье тысячелетие? Нет, муза истории Клио не отдает эти древние культуры только учебникам истории, она ценит эти «античные «находки», творения и дарит их нам, ибо нынешний высокий уровень культуры обусловлен тем, что зиждется на плечах колоссов.
(На доске, справа и слева, прикрепляются рисунки семи чудес света, нарисованные учащимися; презентация «Семи чудес света»).
Роман
А теперь наденем сапоги-скороходы и отправимся в путь в далекие края за горами, за морями, с которыми мы впервые познакомились в сказках. Курс: столица Египта - Каир.
Экскурсоводы Ирина Евлампьева и Екатерина Мамешина.
Ирина Евлампьева
Итак, первое чудо света - египетские пирамиды. Почему?
Из-за своей грандиозности, - говорит Филон, первый описавший их.
Из-за своего величия, - говорит Гете.
Из-за своей дороговизны, - говорит Плиний.
Из-за своего возраста. Все на свете боится времени, а время боится пирамид, - гласит арабская пословица.
(Диалог двое читают по очереди)
Катя
Сооружать пирамиды египетские фараоны начали около 4700 лет назад. Основал это дело - рассчитал на папирусе и разработал всю технологию - великий математик и архитектор жрец Имхотеп. Фараон Джафар был так доволен своей будущей усыпальницей, что велел установить статую Имхотепа в храме по соседству. Обломки этой статуи найдены археологами.
Ирина
Самая огромная из египетских пирамид - пирамида Хеопса - фараона, который царствовал чуть позже Джафара. Каждая из четырех сторон ее квадратного основания имеет в длину около 250 м. Высота равна 50-этажному небоскребу - 147 м. Чтобы возвести такую махину, строителям потребовалось 2.300.000 каменных блоков, весом по 2 тонны каждый.
Катя
Теперь прикиньте: никаких транспортных и подъемных средств, кроме катка, салазок, блока и рычагов, еще не было. А вся добыча и обработка камня производилась каменными орудиями. Как? Начнем с каменоломен, которые находились на правом берегу Нила. Чтобы отломить глыбу нужной величины и формы, по ее контурам в скале прорубались желоба. В желобах выдалбливались глубокие гнезда. В них загоняли деревянные клинья. Клинья поливали водой. Дерево разбухало и разрывало камень. Оторванную от скалы глыбу обтесывали и шлифовали до блеска. Так получались блоки. Через Нил их перевозили на лодках.
Ирина
На другом берегу начиналась многокилометровая, вымощенная каменными плитами дорога, ведущая к оазису Гизэ. По этой дороге блоки тащили на деревянных салазках. В салазки впрягались рабы.
По мере возведения пирамиды блоки надо было поднимать все выше и выше. Эту задачу решали так. Пирамиду строили ступенями. Готовая ступень засыпалась песком, так, что от ее начала до ее конца получался длинный пологий скат. По нему втаскивались блоки для последующей ступени. И так до самого верха.
Катя
Облицовывали пирамиду гранитными плитами. Их укладывали сверху вниз, постепенно скидывая песок. 20 лет строили пирамиду Хеопса 10 тысяч рабов. Случись одному заболеть, началось бы повальное бедствие: под жарким солнцем зараза распространялась с молниеносной быстротой. Чтобы рабы не заболели, им ежедневно давали лук и чеснок. За время строительства пирамиды, как гласила надпись на камне, на репчатый лук, лук-порей и чеснок истрачено 1600 талантов - тогдашних денег, т.е.40 тонн чистого серебра.
Ирина
Пирамида Хеопса представляла собой почти сплошную каменную кладку. Узкий коридор спускается глубоко под землю. Он ведет в небольшие огромные комнаты, установленные на берегу Евфрата, водоподъемные колеса с кожаными ведрами – черпаками. Высеченная в скале комната пуста. Для чего же она была выстроена? Эта одна из загадок пирамиды Хеопса.
От первого коридора чуть выше уровня земли начинается второй коридор. Он очень узок, по нему надо подниматься, согнувшись почти вдвое. Этот коридор приводит в небольшую комнату, тоже совершенно пустую. В наши дни ее иногда называют «комната царица». Однако это название неудачно: в Египте никогда не хоронили цариц в одной гробнице с фараонами. Для чего предназначалась вторая комната? Это другая загадка пирамиды Хеопса.
Катя
Широкая галерея тянется в центр пирамиды. Галерея ведет в просторную комнату. В ней, по-видимому, был похоронен фараон Хеопс. Здесь и сейчас стоит его гроб из красного гранита. Он пуст, даже крышка гроба бесследно исчезла. Куда исчезла гранитная крышка гроба? Такова третья загадка пирамиды Хеопса.
Конечно, можно предположить, что это дело рук грабителей. В царскую гробницу клали мебель, обшитую листами золота, дорогие сосуды и оружие, серьги, браслеты, нагрудные украшения. Здесь было чем поживиться. Строители учитывали возможность ограбления, поэтому вход в пирамиду они устраивали высоко над землей и маскировали его. Они делали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки, чтобы воры проваливались туда. И, тем не менее, большинство гробниц было ограблено еще во времена фараонов.
Ирина
Но для чего воры тащили огромную тяжесть через узкие коридоры пирамиды? Ведь каменная крышка не представляла никакой ценности. Некоторые ученые думают, что гроб Хеопса никогда и не имел крышки и сам фараон не был здесь похоронен.
Археологи еще 40 лет назад открыли, что у некоторых царей Египта было по 2 или 3 гробницы: одна - настоящая, остальные ложные. Ученые так объясняют этот факт. Когда люди жили родами и племенами, существовал жестокий обычай - убивать племенного вождя, ставшего старым и дряхлым. Верили, что такой вождь угрожал благополучию племени. Но вот в Египте возникло государство. Постарев и одряхлев, фараон, конечно, не желал быть убитым. Он приказывал, чтобы вместо него хоронили статую, а сам фараон, как бы рождался заново. Этот обряд совершали через 30 лет после вступления фараона на престол, а затем повторяли каждые 3 года. Вот почему фараон мог иметь несколько гробниц. Была ли пирамида Хеопса ложной или настоящей гробницей, решат дальнейшие изыскания ученых.
Катя
Наш путь ко второму чуду света ведет в страну, расположенную между двух рек, где согласно Библии, находился рай земной, в страну, известную нам из сказок «Тысяча и одна ночь». Вавилон - столица Междуречья, Двуречья, Месопотамии. В этот город и в эту страну мы и отправимся в поисках висячих садов легендарной Семирамиды.
Экскурсоводы Сергиенко Ольга и Смирнов Юрий поведут нас ко второму чуду света.
Ольга(Висячие сады)
Халдейский царь Навуходоносор был грозным и могущественным владыкой. Сирия и Финикия подчинялись ему. Завоевав иудейское царство, которое находилось на севере Аравийского полуострова, Навуходоносор пригнал в Вавилон десятки тысяч еврейских военнопленных, чтобы они строили и украшали его столицу.
Но не со всеми Навуходоносор был жесток и грозен. Безумно влюбленный в мидийскую царевну, которая стала его женой, он ничего не жалел, чтобы ей нравилось в Вавилоне. Никогда прежде этот древний город не имел таких неприступных, увенчанных прекрасными башнями крепостных стен. Таких великолепных дворцов и храмов, которые были сооружены в нем в VI в до н.э. В царском дворце собирались прославленные ученые и философы, купцы - путешественники из разных стран, художники, поэты, певцы, танцовщицы, музыканты. Жрецы совершали торжественные богослужения. Самые искусные ювелиры создавали из золота и драгоценных камней украшения для царевны.
Юрий
Только одного не хватало в этом прекрасном равнинном городе - в нем почти не было зелени. А мидийская царевна, выросшая в гористой стране, любила цветы и деревья. И поэтому, чтобы доставить радость царевне, Навуходоносор решил соорудить рядом с дворцом настоящий лесной храм. Такого никто еще никогда не видел... Четыре яруса гигантских каменных колонн вздымались один над другим, держа на своих сводах огромные террасы с настланной на них землей. Колонны были так высоки, что верхние террасы не затемняли нижних, там свободно могли расти самые большие, привезенные из Мидии деревья. А воду подавали рабы, которые днем и ночью вращали огромные, установленные на берегу Евфрата, водоподъемные колеса с кожаными ведрами-черпаками.
Ольга
Этот удивительный, уходящий в высоту сквозной сад, производил такое потрясающее впечатление, что люди из дальних стран специально ездили в Вавилон смотреть на чудо...
Халдеев разбили персы. Персов разбил Александр Македонский. Все дальше и дальше в стороне от главных дорог оказывался Вавилон, и постепенно слава его меркла. И знаменитые висячие сады - второе чудо света - погибли, когда за ними перестали ухаживать. В конце I тысячелетия до нашей эры, они обвалились - наводнение подмыло фундамент, на котором стояли колонны.
А Семирамида была ассирийской принцессой и никакого отношения к вавилонской царице и ее садам не имела, хотя их иногда называют садами «Семирамиды». Тут какая-то путаница.
Роман
Храм Артемиды Эфесской - единственная обитель богов на земле. Каждый, увидевший его хотя бы однажды, уверен, что небо и земля поменялись местами, и что именно здесь царство бессмертных богов переселилось с небес на землю. Не верите?
Послушайте Сергея и убедитесь сами.
Сергей
Древнегреческие торговые города - государства на побережье Малой Азии были очень богатыми. Свое богатство они старались выразить постройкой великолепных храмов. В этом они соревновались. Но в тоже время, когда какой-нибудь город затевал сооружение особенно прекрасного храма, все другие ему помогали.
В этих храмах не только молились и совершали жертвоприношения. В них собирались, как в клубы. На их ступенях ученые и философы беседовали со своими учениками. Под их колоннами искали убежище беглые рабы и преступники - никто не смел, тронуть того, кто отдавал себя под защиту божества. В храмах хранились выдающиеся произведения живописи и скульптуры. Храмовые жрецы принимали на хранение золото, серебро и под проценты выдавали взаймы. Так что, помимо всего прочего, эти храмы были еще чем-то вроде музея и банков.
Все это относится и к знаменитому храму Артемиды - охотницы - богини плодородия, покровительницы малоазиатского г. Эфеса. Строительство его началось в VI веке до н.э. Критский архитектор Хейрократ специально переселился в Эфес ради этого дела. После смерти Хейрократа постройку продолжал его сын - Метаген, а заканчивали уже совсем чужие. В этом нет ничего особенного - храм строился 120 лет. О том, как он выглядел, можно судить по тому, хотя бы, что крыша его опиралась на 127 стройных, похожих на стволы корабельных сосен, колонн, высеченных из снежно-белого мрамора. Высота их достигала 18 метров.
Храм Артемиды Эфесской по праву вошел в список семи чудес света. Но это не все. В 356 году до н.э. с ним произошла странная вещь...
Человека, который его сжег, звали Герострат, чудовищное тщеславие всю жизнь владело этим подонком. Прославить свое имя каким - нибудь достойными делами у него ума не хватило. Вот он и решил сжечь храм Артемиды, чтобы о нем заговорили. Он так и признался на суде, жалкий завистник!.. Случай этот, однако, очень поучительный. Он наглядно показывает, как опасны разные тщеславные личности со своими неповторимыми претензиями. Герострата, конечно, казнили. А храм отстроился еще лучше прежнего. Вся древняя Греция собирала на это средства...
Ни персы, ни Александр Македонский, ни древние римляне, военные пути которых проходили через Эфес, не причинили вреда этому храму. Даже варвары - готы, когда вторглись в Малую Азию, не тронули самого храма, а только разграбили хранящиеся в нем богатства. И все же в начале нашей эры он был разрушен. А сделали это христианские фанатики, которые считали самым богоугодным делом громить языческие святилища во славу своего Бога. Ну, чем они лучше Герострата после этого.
Ольга
В самом сердце Греции, на священной земле Олимпийской, находилось четвертое чудо света. Единственное чудо света, творцом которого был один человек.
Роман
Нам очень бы хотелось задержаться в городе – полис Афины, ведь патриот совей Родины, античный скульптор Фидий, писал: «Ты дурак, если не видел Афины, осел, если видел и не восхищался, а если ты их добровольно покинул, то ты просто верблюд».
Но у нас совсем нет времени, а в Афины можно отправиться и самостоятельно, чтобы не подпасть под определение Фидия. Обратите внимание на книжную выставку, подготовленную к конференции, здесь вы найдете литературу об Афинах и презентацию.
Ольга
История Олимпии и Олимпийских игр такой давности, что в сущности, не имеет начала. Первые «исторические» олимпийские игры происходили в 776 году до н.э. Но источники говорят, что они не были первыми, а лишь впервые зафиксированными. Но мы не можем остановиться на спортивной теме: у нас другой маршрут.
Юлия Ерофицкая, веди нас в храм Зевса Олимпийского.
Юлия
Чтобы воцариться на Олимпе и стать главным среди богов, Зевс должен был свергнуть своего отца Кроносаю. Битва между ними произошла якобы в долине реки Алфея, на северо-западе Пелопонеса. Как известно, Зевс победил. Позднее, в честь его победы, на том месте, где они сражались, был выстроен великолепный храм, вокруг него раскинулся городок - Олимпия. Городок был маленький, но слава его не умерла в веках. Начиная с 776 г. до н.э. там проводились знаменитые, посвященные Зевсу, Олимпийские игры.
... Наступал день присуждения наград. В храме раздвигался огромный занавес, открывая огромную статую Зевса, восседавшего на троне. «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня», - было высечено на ее подножии. Эта статуя не имела себе равных. Высота ее была 17 метров. Лицо, руки и стопы были сделаны из полированной слоновой кости. А плащ - из чеканного золота. Зевс был так велик, что голова его находилась под самым потолком храма. Никаких окон в храме не было - свет проникал только через двери. И вот, чтобы высветить в темноте лицо Громовержца, Фидий придумал научный трюк. В центре храма он сделал бассейн. Когда его до краев залили маслом, он стал, как лежащее на полу большое зеркало. И сноп света, падающий через открытую дверь снаружи, отражаясь от этой поверхности, направлялся вверх – к лицу божества, словно луч прожектора.
-Великое несчастье умереть, не увидев подобного чуда! - говорили греки.
Но мы с вами никогда не увидим его. Через 1000 лет после того, как статуя была создана, один византийский император вывез ее из Олимпии в Константинополь. Там она и сгорела вместе с его дворцом, в 5 веке нынешней эры. Ничего не осталось. Только среди золы и пепла пожарища долго еще находили застывшие слитки золота. Но грош им цена была, этим слиткам по сравнению с безвозвратно погибшим творениям Фидия, одного из самых древнейших скульпторов древности.
Роман
Галикарнасс - дальнейшая цель нашего путешествия, ибо здесь возвышалась гробница, пятое чудо света. Мавзолей - прародитель всех мавзолеев мира. Об этом чуде света поведает нам Мария Конакова.
Мария
2300 лет назад в малоазийском греческом городе Галикарнасе жил царь Мавсол. Перед смертью он задумал соорудить себе храм - гробницу. Для этого он нанял самых лучших скульпторов того времени. И предоставил в их распоряжение сколько надо рабов...
Архитекторы Тифей и Сатир придумали очень оригинальное решение. Они как бы распилили египетскую пирамиду поперек, подняли верхнюю часть и выстроили между нею и основанием беломраморный греческий храм с колоннами. Великолепные статуи рычащих львов и мчащихся всадников со всех четырех сторон украшали ступенчатое подножие этого удивительного сооружения. Выше, там, где начиналось основание храма, его обрамлял широкий, сделанный из полупрозрачного мрамора скульптурный пояс-фриз с изображением битв, охоты и спортивных соревнований. За колоннами, в центре храма, стояли две человеческие фигуры - трехметровый изваяния самого Мавсола и, чуть поменьше, его жены - Артемиссии. А на вершине - на высоте 13-тиэтажного дома - четверка бешенных коней несла никем не управляемую колесницу. Эта квадрига без колесничего символизировала смерть царя...
По имени Мавсола его усыпальница и была названа «Мавзолеем». В XV веке н.э. христианские рыцари - крестоносцы, овладевшие Галикарнассом, разрушили и город, и мавзолей. Из добытых таким способом камней они выстроили военную крепость. Несколько обломков статуй, конская голова от квадриги да отдельные плиты бесценного фриза - вот почти все, что удалось извлечь археологам из полуразвалившихся стен этой крепости и разыскать на мусорной свалке. Но главное - это остатки двух центральных статуй. Статую Мавсола, изваянную Пифеем собрали из обломков почти целиком, только без рук. А от статуи Артемиссии, созданной Скопасом, нашли одну лишь голову. Нос отбит, губы отколоты... И все это лицо прекрасно!
Галикарнасские археологические находки выставлены в Британском музее, в Лондоне.
Ольга
Чудо шестое - Колосс Родосский.
О нем все знает Юрий Буханцев.
Юрий
В Библии есть легенда. Будто царю Навуходоносору приснился однажды гигантский истукан из золота, серебра и меди. Только ноги у него были глиняные. Поэтому, когда камень, покатившийся с горы, ударил гиганта под коленки, он рухнул. Отсюда и пошло выражение: «Гигант на глиняных ногах». Мол, выглядит могущественно, а на самом деле - труха.
Занятно, что поводом для легенды, по всей видимости, послужила огромная статуя бога солнца - Гелиоса, воздвигнутой на острове Родосе, в начале третьего века до н.э. Только в легенде все переврано. Во-первых, у этой статуи отличные ноги! Во-вторых, поставлена она была на целых 300 лет позже, чем жил Навуходоносор... Но Библия сочинялась еще позже!..
Создатели огромной статуи, имевшей 35-метровую высоту, был скульптор Харес. Искуснейшие каменщики, кузнецы, чеканщики и другие мастера помогали ему в работе. Сооружение статуи длилось 12 лет. И за все это время никто, даже сам Харес, не видел, что у них получается. Потому что сооружали ее без всяких лесов и подъемных механизмов, постепенно засыпая землей то, что было уже сделано. Так, скрывая статую, вокруг нее непрерывно нарастал земляной холм, по отлогим склонам которого легко подвозить камень и железные брусья для возведения столбов опоры. К этим брусьям тут же приклеивались уже готовые заранее отформованные чеканщиками листы из кованой бронзы. И опять подсыпали землю... Только тогда, когда вся работа была закончена, холм срыли, и перед людьми предстало удивительное творение. Далеко с моря был виден сверкающий на солнце Колосс Родосский. Но простоял он только 56 лет. В 220 г. до н.э. страшное землетрясение разрушило все постройки в Родосе. И могучие каменные глыбы - столбы, служившие опорой статуе, не выдержали - ноги подломились в коленях, Колосс упал. Поднять его уже так и не смогли. Так и пролежал о свыше 1000 лет, пока его не продали в металлолом. А чтобы вывезти этот лом, потребовалось 900 верблюдов.
Роман
И вот мы снова в Египте, в дельте Нила, реки, «Благословенной небом». Мы вернулись сюда к седьмому чуду света. Вернулись путем, соединяющим Родос с Александрией уже 25 веков.
Ольга
Правда, увидеть седьмое чудо света, увы, невозможно. Первое чудо света, которое мы посетили, стоит и поныне во всем своем могуществе и еще простоит века. А маяк на острове Фарос у Александрии исчез, пропал бесследно. Полностью и без остатка. Итак, в путь к седьмому чуду света. Сопровождать нас будут туда Катя Блесткина и Ольга Козлова.
Катя
Представьте себе, что корабль, подплывает к столице Египетского царства. Прежде всего путешественники увидели бы огромный маяк. Он был совершенно необходим при входе в гавань. Река Нил, в дельте которой расположена Александрия, несла ил и песок. За сотни лет близ берегов Египта образовались мели, поэтому от капитанов кораблей требовалась большая осторожность. Маяк указывал морякам вход в гавань.
Александрийское чудо представляло собой башню высотой около 120 м (высота 40-этажного дома). Из всех построек древности только большие пирамиды были выше маяка.
Он имел три этажа. Нижний - представлял собой восьмигранную башню, облицованную мраморными плитами. Третий этаж - фонарь круглой формы, его венчал купол, на котором стояла бронзовая статуя бога Посейдона около 7 метров высоты.
Купол поддерживали полированные гранитные колонны. Здесь горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения в целой системе металлических зеркал. Топливо для костра доставлялось наверх по винтовой лестнице, проходившей внутри маяка. Она была настолько пологой, что все горючие материалы подвозились на ослах.
Ольга
Маяк был также и крепостью, в ней располагался большой гарнизон. В подземной части башни находилась огромная цистерна с питьевой водой на случай осады. С вершины башни система металлических зеркал позволяла вести наблюдение за морским пространством и обнаруживать корабли неприятеля задолго до того, как они проявлялись вблизи города.
До этого древний мир не знал таких построек. Еще в 5 веке до н.э. у входа в Пирей - гавань Афин - ночью горели 2 обыкновенных костра, расположенных на вершине колонн. Конечно, Александрийский маяк с его сложной системой зеркал казался всем, кто его видел, настоящим чудом. Маяк не сохранился до наших дней, он рухнул от землетрясения. Фара - большой яркий фонарь с вогнутыми зеркалами. Происходит это слово от названия о. Фароса, на котором в начале 3 века до н.э. и был выстроен Александрийский маяк, Фаросский маяк.
На одной из стен маяка Сострат (архитектор, строитель) высек надпись: «Царь Птоломей Сотер поставил меня богам-спасителям ради мореходов». Так полагалось. Но Сострат схитрил. Под этой надписью он скрыл другую. В ней вместо имени царя стояло имя самого архитектора - Сострата из города Книда. И когда первая надпись со временем отвалилась, потомки прочли вторую.
Роман
Наш путь был немалым - мы миновали более пяти тысячелетий. Проникли вглубь далеких веков, чтобы увидеть первые произведения искусства, созданные человечеством.
Ольга
Эти творения стали могучим импульсом на пути поступательного движения цивилизаций. Поступательного движения, закономерность которого наполняет нас оптимизмом.
Роман
Мы посетили три крупнейших очага древних культур. С благодарностью осознали, что народы прославились в истории не захватническими войнами своих правителей, а своим вкладом в общечеловеческую сокровищницу культуры.
Ольга
Мы только что узнали о семи чудесах света, их увековечивала античная цивилизация и мировая художественная культура.
Роман
Давайте теперь чуть-чуть «подправим» историю, утверждая, что есть и восьмое чудо света - это книга.
Слушаем грамзапись из серии «Голоса истории» о письменности в Египте.
Ольга
О великом чуде из чудес - книге расскажет Марина Выприцкая.
Марина
Древнегреческий философ Платон назвал память «великой и могущественной богиней». По мере накопления опыта и знаний эта «богиня» все чаще и чаще подводила людей. И они поняли: чтобы закрепить опыт поколений, сделать человеческую мысль бессмертной, сохранить для потомков материальные и культурные ценности, надо изобрести другую, более могущественную «богиню», сильнее человеческой памяти. И они изобрели письменность, а с ней - книгу.
Истоки этого изобретения уходят уже в знакомую нам древнейшую цивилизацию, подарившую миру истинные чудеса - пирамиды, Александрийский маяк и одну из самых-самых древних книг - книгу «Мертвых» - магическое оружие, ушедших в мир иной.
Египетские жрецы написали ее иероглифами на холсте, служившем для обертывания мумий.
Древние письмена, которые далекие предки стремились донести до будущих поколений, наши современники - ученые нашли высеченными на неприступных скалах, на каменных плитах и глыбах пирамид. Наверное, письмена были на дереве, но это не столь долговечный материал, как скалы.
За 2800 лет до н.э. египтяне в качестве писчего материала стали использовать папирус - тростник, которого была так много в дельте Нила. Свитки папируса нашли греки у себя и назвали «библос». Целое семейство слов ведет свое начало от этого слова: библиотека, библиография, Библия и другие.
Древние библиотеки пользовались в Египте огромным почетом и уважением. В «книге Мудрости» давалось такое наставление: «Нужно книгу носить при себе и постоянно ее перечитывать. Это лучший бальзам для человеческой души». Одной из самой почетных профессий были в Египте профессии писца и библиотекаря.
На стенах гробницы в древнеегипетском городе было написано: «Обрати сердце свое к книгам. Право, нет ничего выше книг. Как в воде, плавай в книгах, и ты найдешь в них наставления»... для жизни. На дверях египетского книгохранилища древние высекли надпись - «целительница души».
Ольга
А теперь я обращаюсь к нашим гостям-малышам. Вас, пятиклассников, и нас, десятиклассников, отделяет пять учебных лет. Вы внимательно слушали нас, примеряли свои знания, которых пока маловато, ведь историю древнего мира вы изучали всего полтора месяца. Возможно, не все поняли. Это не беда. Знаете, книга - хранительница знаний - поведет вас к вершинам наук, и через пять лет муза истории приведет вас к новым открытиям. Мы надеемся на вас и верим в это. Пришел черед и вам показать свои знания. Вам поможет в этом Марина Подшибякина с кроссвордом для пятиклашек.
Марина
7
2
5
6
9
1
3
4
8
По вертикали:
1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня правды
3. Первая столица Египетского царства.
4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у
фараона или его вельможи.
5. Фараон, для которого была построена самая большая гробница - пирамида.
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающиеся на берегах Нила после разлива.
7. Область в северном Египте, похожая наогромный треугольник, перевернутую букву «Д».
8. Каменные столбы, стоящие перед входом в храм.
9. Бог мертвых с головой шакала.
Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов.
Роман
Спасибо пятиклассникам, которые показали неплохие знания по истории древнего мира. Некоторые слова исторического кроссворда тоже взяты за страницами учебника.
Ольга
Мы благодарим всех, принявших участие в подготовке и проведении научной конференции «Семь чудес света», а остальных, присутствующих здесь, - за желание выслушать нас.
Учитель
Дорогие ребята! Вся история - это увлекательный, загадочный мир, мир, в котором из поколения в поколение совершенствовался человек. Он развивался и достиг сегодняшних высот. Сегодня мы летаем в космос, управляем атомными реакторами, изучаем жизнь на Северном полюсе, делаем научные открытия, т.е. нам есть чем гордиться сегодня, но до сих пор мы восхищаемся тем, что было построено, воздвигнуто нашими далекими предками.
Сегодня мы с вами отгадали имя французского ученого Жана Франсуа Шампольона, который с детства мечтал расшифровать таинственную запись на розетском камне в музее. Для этого он изучил более десяти древних и новых языков. А как попал этот камень с древними письменами в Париж? У него есть своя история. В 1799 году армия французского генерала Наполеона Бонапарта пыталась захватить Египет. Этот поход закончился неудачей, но для истории это имело огромное значение. Французы вывезли из предместья городка Розетта этот камень. То есть каждое событие в истории имеет свою особую историю. Уверена, все то, что интересно нам сегодня, будет интересно и следующим поколениям.
А наши потомки будут гордиться вашими открытиями и тем, что вы внесете в историю своего народа, Родины.
Роман
Наша конференция подошла к концу. Консультанты - учителя истории - Галина Григорьевна Нечаева и Ольга Александровна Шевякова.
Ольга
Мы, ведущие, Роман Рыжов и Ольга Кантемирова, прощаемся с вами.
До свидания.
Использованная литература
Е. Сегал «Здесь живут книги».
Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»
Ю. Топин «Каменный друг»
Р. Пересветов «Тайны выцветших строк»
Б. Еорчаковский «Кресты, костры и книги»
E.JI. Немировский «Путешествие к истокам русского книгопечатания»
И. Липкова «Ты и твоя книга»
Т.Г. Гранин «Когда книга учит»
В. Заморовский «Путешествие к семи чудесам света»
Е.Л. Немировский «С книгой через века и страны»
А. Вигасин «История древнего мира»
Ю. Лутченков, Методическое пособие, «История древнего мира»
Т. Тодер «Рабочая тетрадь по истории древнего мира»