Урок-маршрутная игра по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"
Урок-маршрутная игра по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"
Цель урока: актуализировать известные школьникам знания по истории Древнего Египта, обозначая и показывая объекты на исторической карте и организуя заочное путешествие по Нилу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-маршрутная игра по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"»
Урок – маршрутная игра
по теме:
«Местоположение и природные условия Древнего Египта»
Цель: актуализировать известные школьникам знания по истории Древнего Египта, обозначая и показывая объекты на исторической карте и организуя заочное путешествие по Нилу.
Задачи: формировать у ребят умение читать историческую карту с опорой на ее легенду, анализировать ее содержание; учить овладевать умением самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты по истории страны; учить использовать различные источники для получения нужной информации.
Оборудование: карта Древнего Египта, аппликации для карты, презентация «Путешествие по городам Древнего Египта».
Опережающее задание: изучить карту Древнего Египта, повторить материал пройденной темы, изучить дополнительную литературу, подготовить доклады.
Ход урока
I.Организационный момент.
Формулировка учителем цели и задач урока. Вводное слово учителя.
II. Предварительная работа с картой.
Вопросы для беседы:
1) Когда вам встречалось название «Египет», вы, наверное, не раз задавали себе вопрос: как оно возникло? Египтяне называли свою страну «черная земля», «страна Большого Хапи», название «Египет» первые предложили древние греки, которые назвали его главный город - Хикупта.
2) Обозначьте на контурной карте главную реку Египта. Название не должно закрывать собой течения реки или пересекать его.
3) Как, по-вашему, вернее сказать: «Египет – дар Нила» или «Нил – дар Египта»?
4) Какой город является первой столицей Египта? Обозначьте его на контурной карте. Надпишите также название столицы Египта во втором тысячелетии до н.э.
5) Какие моря омывали Египет? Надпишите их на карте.
6) Отметьте города Древнего Египта, которые будут входить в маршрут нашего путешествия: Асуан, Эдфу, Фивы, Долина царей, Абидос, Амарна, Бени Хасан, Мемфис, Саккара, Гиза, Саис, Дельта.
7) Греческий историк Диодор отмечал: «Египет со всех сторон окружает природа». Поясните это выражение.
8) Как было связано главное занятие египтян с названием страны? Вспомните, как называется местность по берегам Нила, пригодная для жизни? Отметьте ее на карте значком, а в условных обозначениях дайте полное название. Каким цветом будете ее закрашивать?
9) Раскрасьте карту до конца. Каким цветом будете закрашивать остальную часть Египта? Как называются небольшие островки, пригодные для жизни в пустыни?
10) Какие сооружения египтян были связаны с земледелием? Придумайте для них условные обозначения.
11) Вспомните из изученного материала, с какими странами могли торговать египтяне. Обозначьте их стрелочками.
12) Обозначьте на карте Синайский полуостров, медные рудники и каменоломни, район пирамид, Меридово озеро. Почему это место ученые назвали «Долина царей», а египтяне – «Город мертвых»?
III. Заочное путешествие по Нилу.
Учитель: путешественник обычно должен иметь корабль, компас, карту, путевой дневник. Предположите, какие из указанных предметов были известны египтянам.
Примерный рассказ учителя.
Ежегодно Египет посещает огромное количество туристов. Попробуем и мы совершить заочное путешествие в эту загадочную страну и узнать, какой же она была много веков и тысячелетий тому назад. Представим себе природу и людей, их жизнь, труд, отдых и развлечения в глубокой древности. Постараемся проникнуть в думы и стремления древних египтян. В отличие от современных туристов, которые сходят с корабля и двигаются с севера на юг, мы будем двигаться с юга на север: таков путь нильской воды. Именно ей Древний Египет обязан своим существованием. Пусть же воды Нила, которые стремятся к Средиземному морю, будут нашим проводником… Теперь необходимо выбрать средство передвижения. Вообразим себя либо на легком челне, либо на корабле, подобном египетскому (демонстрация изображения египетского корабля).
(Характеристика корабля одним из учеников: гребцы могут отдыхать, работает только рулевой. Большой прямоугольный парус несет судно по ветру к дельте. Гребцы работают только тогда, когда нет ветра. Рубка в центре лодки позволяет нам укрыться от палящего солнца).
Окинем взором карту Нильской долины, по которой нам предстоит путешествовать. Она удивительно напоминает причудливый согнутый стебель, на вершине которого расцвел пышный цветок. По обе стороны Нильской долины раскинулись безбрежные просторы зыбких песков, которые угрожающе смыкаются над страной и которые, кажется, готовы ежеминутно поглотить ее, похоронив под собой Нил и его обитателей. Но Нил спокойно несет свои воды, не боясь страшной угрозы.
Вот и пороги – южная граница Египта, отличный природный рубеж. Синее яркое небо, вечно бурлящие воды Нила, поистине сказочная страна. Полюбуемся издали прекрасной рекой, с ревом дробящей свои струи о прибрежные скалы, скачущей по валунам и высоко взметающей белую гриву густой пены. Недалеко от первых порогов, на правом берегу Нила расположен торговый город Асуан (от слов «сунн» - торговать или «суну» - крепость). Асуан защищает Египет от вторжений соседних племен. Найдите его на карте… Причалим и сделаем первую остановку. На расстоянии получаса езды от Асуана находились знаменитые каменоломни, где добывали розовый гранит. Кстати, из этого материала сделаны и петербургские сфинксы, украшающие пристань Невы. Заглянем в Асуанские каменоломни, где можно проследить весь процесс добычи каменных глыб.
(Рассказ ученика о процессе добычи камня. На карте прикрепляется аппликация с изображением работающего на добыче камня).
В Асуане был найден документ «Жизнеописание военачальника Хирхуфа». В нем вельможа рассказывает о совершении похода в Африку и о захвате трофея – карлика, живой игрушки для фараона Пепи II. Тогда фараону было всего 10 лет. Это было 4300 лет тому назад. Просчитайте, в каком году. Вдумаемся в дату, указанную на документе, а Египте существовала уже цивилизация.
Продолжаем наш путь. Смотрим на карту. От Асуана до Фив 220 км. Ландшафт здесь довольно суровый. Высокие скалы, лишенные всякой растительности, расположены близко к Нилу. Плодородной земли мало. Пески подходят вплотную к Нилу, стремясь его засыпать. Лишь одинокие редкие пальмы слегка оживляют мрачноватый пейзаж. Продолжая наш путь на север, мы видим, что местность становится менее суровой. Пески раздвигаются, и долина Нила заметно расширяется. Радуют глаз бесчисленные зеленые ковры обработанных полей.
Много надо затратить труда, чтобы привести нильскую воду на поля. Вся долина напоминает как бы шахматную доску, разделенную на небольшие поля-бассейны. Плотины делали из хвороста, тростника, камыша, папируса, засыпали камнями, замазывали илом. Проплывая мимо мы видим на полях земледельцев. Остановим на миг взгляд.
(Прослушивается краткое сообщение о работе земледельца в Египте. Сообщение дополняется схемой «Календарь сельскохозяйственных работ в Древнем Египте». К карте прикрепляется аппликация с изображением земледельца. Обсуждается ирригационная система в Древнем Египте и высокие урожаи).
Календарь сельскохозяйственных работ в Древнем Египте
посев
ноябрь
посев и созревание хлеба
декабрь
январь
февраль
жатва
март
засуха, жатва
апрель
май
июнь
разлив
июль
разлив Нила
август
сентябрь
октябрь
Почти в рост человека стоят злаки. Попробуем представить себе следующую картину: захватив левой рукой пучок колосьев, египтянин быстрым движением правой руки срезает их деревянным серпом с каменным лезвием. Громкими криками погоняют ослов и быков на току. Золотой песок крупных зерен льется к круглому зданию из кирпича – царским и храмовым кладовым. Эти амбары – настоящие сейфы. В пробитые на крыше отверстия ссыпается зерно. Чтобы его достать, надо было открыть боковые двери, надежно запертые.
Мы видим египетские огороды. В них зеленеет салат (латук), огурцы, петрушка, бобы, горох (нут), дыни, чечевица. Очень любили египтяне лук и чеснок. С раннего утра копошились на виноградниках. Нигде не задерживаясь, мы двигаемся на север. Повсюду видим заросли папируса.
( Учащимся предлагается вспомнить, как использовался папирус египтянами).
И вот мы подъезжаем к Фивам. (Найдите город на карте). Не было в Древнем Египте другого города, равного Фивам по грандиозности и величию сооружений. Тогда говорили, что в Фивах «лес колонн и полчища статуй». Сделаем остановку. Чтобы обойти и бегло осмотреть город, нам понадобиться не менее трех дней. Грандиозные обелиски, ярко раскрашенные статуи, залитые лучами солнца, должны были ошеломлять зрителя, вызывать в нем восхищение и робость перед могуществом всесильного фараона.
Когда египтянин, минуя аллею сфинксов и пилоны, вступал в храм, он сначала попадал во двор огромных размеров (2500кв. м.), поражающий своим величием. Пытаемся попасть в святилище. Но сначала нам предстоит пройти целый ряд колонных проходов, проследовать мимо картинной галереи, пересечь еще один двор с 64 колоннами, целую анфиладу залов. И вот, наконец, мы в святилище, где находилась статуя главного бога Амона – Ра.
Года осматриваешь высоченную колонну толщиной в семь обхватов, то начинает казаться, что это дело рук великанов, а не простых смертных (высота колонн – 21 м., диаметр – 10 м.). на верхней площадке такой колонны могла уместиться целая сотня людей. Для внутренней отделки храмов использовалось золото, серебро, лазурит, малахит, слоновая кость, дорогое кедровое дерево. Самые знаменитые храмы – Луксорский и Карнакский.
Присоединимся к торжественной религиозной процессии, направляющейся к храму. Нескончаемой вереницей движутся туда вельможи и сановники, сопровождаемые пышной свитой, жрецы и жертвенные животные. Они должны пройти огромный путь прежде, чем достигнут святилища. В алтаре жрецы помещают статую бога Амона в деревянную ладью с двумя бараньими головами на ее концах. На другую ладью, украшенную головой женщины, устанавливают статую жены бога Амона. Третья ладья с головой сокола, примет статую Хонсу, их сына. Жрецы, одетые в шкуры пантер, курящие фимиам, возглавляют процессию. Статуи богов выносят на ладьях из храма и направляются из Карнака в Луксор, а затем – обратно. Это шествие сопровождается пением священных гимнов.
Переплывая Нил, мы попадаем в «город мертвых», на западный берег. Там встречаем довольно многочисленное население: каменотесы, столяры, плотники, ткачи, бальзамировщики, портные, ювелиры. Многие из этих людей всю свою жизнь обслуживали царские гробницы и гробницы вельмож. Заглянем в один из кварталов в мастерскую ремесленника.
(Заслушивается сообщение о работе ремесленника. К карте прикрепляется аппликация с изображением ремесленника).
Мы надолго задержались в Фивах. Сейчас будем двигаться быстрее. Вот мы приближаемся к городу Ахетатон – еще одной столице Египта, которая была построена всего за 10 лет, а еще через 10 – была покинута и всеми забыта. Найдите на карте этот город. Велика была сила фараона в Египте. Единственной силой, с которой считались фараоны, были жрецы. Это отразилось даже в названии города. Ахетатон – значит «небосклон Атона» - главного бога солнечного диска. В этом городе было найдено изображение доставки почти семиметровой статуи правителя. В большие сани было впряжено более 170 человек. Среди них не только простые жители, но и воины, богатые вельможи и даже жрецы. Давайте порассуждаем, о чем могло свидетельствовать такое изображение.
Продолжаем путешествовать. Мы заходим в дом знатного египтянина. Он удобен и красив. В саду – пруд. Во дворе хозяйственные постройки. Усадьба обнесена глухой стеной. Вход высоко от земли. Как вы думаете, почему? Возможно, вода от разливов доходила и до домов. Может быть, так защищали жилище от змей. На входе обязательно изображение хозяев и их имен. В доме дышится легко. Потолки подпирают колонны. Несмотря на изнуряющую жару, в доме прохладно. На сквозняках стоят пористые кувшины с водой, охлаждающие воздух.
Хозяин знает толк в еде. Он угощает нас изысканной и разнообразной пищей. У него на столе 10 сортов мяса, 16 сортов хлеба, 11 сортов фруктов, икра, печенье, сладости, вино и пиво. Предположите, какие фрукты могли быть на столе у египтянина (инжир, виноград финики, кокосы, гранаты, оливки, яблоки). Не лишен стол меда, молока и творога.
Посуда в доме из глины и камня. Все комнаты обставлены красивой мебелью, хотя ее не много. На плоской крыше - цветники. Там знатный человек гулял вечером. Деревья и цветы – предметы особой заботы египтянина. В саду – акация, ива, гранатовые и персиковые деревья, финики, кокосы, тамариски. Любимые цветы- водяные лилии, белый и голубой лотос. От змей охраняют дом маленькие зверьки – мангусты. Хозяева любят кошек, гусей, голубей и обезьян.
Дом бедняка во многом отличался от дома богатого вельможи.
Каков же был внешний вид египтян?
(Заслушивается рассказ ученика)
А теперь направляемся на городской рынок с длинными торговыми рядами. Здесь можно приобрести все. Денег не было, все товары обменивались друг на друга. (Прослушивается сообщение о торговле). Затем попадаем на набережную, спешим к своему кораблю. Здесь толпы людей встречают заморскую экспедицию. Но вот парусные суда подошли к берегу. Из них спускается пестрая вереница темнокожих людей. За ними – стражники. Предположите, какая судьба ждет этих людей в Древнем Египте.
Вот и последние области Верхнего Египта. Мы уже миновали Абидос. Близится к концу наше путешествие. Вот и Нижний Египет. Через несколько десятков километров Нил разобьется на рукава. Справа к реке подходят довольно близко известняковые утесы, а слева, в огромной долине, находится древнейшая столица Египта – Мемфис. Находим его на карте и обозначаем. В глубокой древности этот город называли «белые стены», «весы обеих земель». Как вы полагаете, откуда пошло второе название? На западном берегу разместился «город мертвых». Большая пирамида с окружающими ее меньшими по размерам – словно олицетворение Египта под властью могучего фараона. (Прослушивается сообщение о пирамидах).
К северу от Мемфиса пески расступаются, и Нил расходится на рукава. Сейчас их два, а в древности было семь. Обозначаем на карте дельту Нила. Посмотрите на карту Нильской долины, которая, как мы уже говорили, напоминает цветок. До сих пор мы как бы двигались вдоль стебля, а сейчас достигли самого цветка. Дельта с влажным климатом, дождями, прохладным ветром со Средиземного моря. Здесь находятся древние города Гелиополь, Танис, Бубастис, Саис. Найдите их и обозначьте на карте. Мы не видим на карте ни Каира, ни Александрии – эти города появились гораздо позже.
Мы приблизились к берегам Средиземного моря – северной границе Египта. На этом и закончим наше путешествие. Ученые продолжают изучать страну пирамид и сфинксов, древних мудрецов и искусных мастеров. Каждый кусочек папируса или обломок рельефа – это сигнал из глубины тысячелетий. Развали храмов и пирамиды – это живая история.
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение «Записки путешественника» в форме бортового дневника, интервью с египтянином, или заметки в газету (журнал).00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 карте дельту нила. было семь. обозначаем ам - словно 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000зко известняковые утесы, а слева, в огромной долине, находится древнейшая столи000000000000000000000
Обобщающий урок по теме «Древний Восток»
Урок – лото
Цель: проверить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока.
Задачи: развивать умения учащихся выделять существенные признаки однородных исторических фактов; закрепить навыки по формулировке исторических определений понятий и терминов; соотносить исторические факты с исторической личностью; развивать интерес учащихся к истории.
Учитель объясняет правила игры (учащиеся должны не только правильно и быстро угадать термин по истории Древнего Востока, но и назвать, с историей какой страны он связан). В конце урока оценку «отлично» получает лишь тот учащийся, который сумел заполнить всю карточку и ответить на все заданные вопросы.
II. Игра.
Всем учащимся выдаются карточки с терминами. На каждой карточки по 6 терминов, понятий, исторических имен. Некоторые термины на карточках повторяются. Учитель должен читать вопросы быстро и четко, чтобы не поощрять медлительность учащихся и наградить оценкой действительно достойных детей, которые обладают знаниями на «отлично».
Вопросы:
1) Гробница египетских фараонов. (Пирамида)
2) Древнеегипетский письменный знак. (Иероглиф)
3) Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу. (Кир)
4) Устройство для подъема воды. (Шадуф)
5) Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить. (Осирис)
6) Скульптура льва с головой человека. (Сфинкс)
7) Обязательные правила поведения. (Законы)
8) Когда-то евреи поклонялись многим богам, но со временем стали почитать только одного бога. Они верили, что он сотворил весь мир и дал людям правила, по которым они должны жить. (Яхве)
9) Жрец в Индии. (Брахман)
10) Группа людей в Индии со своими правами и обязанностями. (Каста)
11) Он был самым могущественным царем Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из черного камня (Хаммурапи)
12) Люди, лишенные всех своих прав и свободы. (Рабы)
13) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбанапал)
14) Люди, владеющие рабами. (Рабовладельцы)
15) Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли. (Каналы)
16) Мы знаем много об этом фараоне, так как его гробница единственная не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а в нем – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона. (Тутанхамон)
17) Фантастические сказания о богах и героях. (Мифы)
18) Этот старинный китайский напиток врачи когда-то рекомендовали как целебное бодрящее средство. (Чай)
19) Поселение людей, переселившихся в другую страну. (Колония)
20) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил их по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной. (Моисей)
21) Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления. (Дамбы)
22) Ее построили с целью обороны от кочевников – гуннов. (Великая Китайская стена)
23) При нем Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином. (Цинь Шихуан)
24) Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре – царь и его советник, далее – боевые слоны, конницы и колесницы. (Шахматы)
25) Большое сильное государство (держава)
26) В 3 в. до н.э. почти все индийские царства он объединил под своей властью. (Ашока)
27) Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма. (папирус)
28) Денежный сбор в пользу государства. (Налог)
29) Они находились в Вавилонии и считались одним из семи чудес света. (Висячие сады Семирамиды)
30) Он состоял у финикийцев из 33 знаков, его у них заимствовали греки, а потом использовали остальные народы. (Алфавит)
31) Эту книги евреи считали священной, а потом она стала священной для многих народов. (Библия)
32) Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех. (Стекла)
33) Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья. (Сахар)
III. Домашнее задание.
Составить кроссворд «Древний Восток»
Обобщающий урок по теме «Древний Восток»
Урок – «Звездный час»
Цель: проверить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока.
Задачи: развивать умения учащихся выделять существенные признаки однородных исторических фактов; закрепить навыки по формулировке исторических определений понятий и терминов; соотносить исторические факты с исторической личностью; развивать интерес учащихся к истории.
Оборудование:
- название игры,
- изображение царей, фараонов, библейских персонажей,
- изображение пирамиды Хеопса на ватмане, за которым скрываются понятия,
- картинки с картами – схемами государств Востока,
- таблички со словами для конкурса «Логическая цепочка»,
- карточки с изображением культурных памятников.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, объяснение правил, представление жюри.
II. Игра.
1. Отгадайте страну.
На стенде рисунки с картами и названием стран: Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Лидия, Индия, Китай.
1) Жители этой страны создали первый в мире алфавит. (Финикия)
2) Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, ждал мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный, цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценными письменами. (Двуречье)
3) Столицу этого государства называли «городом крови» и «логовищем львов». (Ассирия)
4) В этой стране находится единственное уцелевшее чудо света. (Египет)
5) Один из последних царей этого государства Ашшурбанапал собрал огромнейшую библиотеку. (Ассирия)
6) Эта страна славилась огромным количеством золота. Здесь начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра. (Лидия)
7) «Даром Нила» называли жители свою страну. (Египет)
8) В этой стране находится река, о которой жители говорили «река тысячи бедствий» (Китай)
9) Эту страну защищают от холодных ветров горы Гималаи, название которых означает «жилище снегов». (Индия)
2. Личность-загадка.
На стенде имена правителей и библейских персонажей (Хаммурапи, Дарий I, Тутмос III, Хеопс, Соломон, Моисей, Тутанхамон, Самсон).
Кто из них мог сказать о себе:
1) Я – царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: « Мне досталось по воле бога Ахурамазды 23 страны. Среди них Вавилония, Ассирия, Египет. Все, что я приказывал - ночью ли, днем ли – они исполняли. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я отличный стрелок из лука, всадник, копьеметатель». (Дарий I)
2) Я – царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. (Хаммурапи)
3) Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величию. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхания для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона-Ра над всеми чужеземными странами. (Тутмос III)
4) По верованиям моего народа, для того чтобы жить вечно в царстве мертвых, нужно позаботиться о сохранении тела умершего. Мое тело высушили, обмотали тонкими бинтами и положили в саркофаг. Боги были милостивы ко мне, защитив мою гробницу от грабителей. Лишь три тысячи лет спустя археологи побеспокоили мой покой. (Тутанхамон)
5) Бог Яхве повелел мне вывести еврейский народ из Египта. Это было нелегко. Фараон был неумолим и направил вдогонку нам огромное войско. Однако Бог не оставил нас. Он раздвинул море, и мы оказались на Синайском полуострове. Сорок лет водил я свой народ по пустыне, пока не привел в землю обетованную. (Моисей)
6) Я обладал огромной силой. Один на один вступал в схватку со львом и одолевал его. Враги боялись и ненавидели, стремились узнать тайну силы. Любимая предала меня. Далила узнав, что сила в волосах, обрезала их. Измученный и ослепленный, я сокрушил врагов своих и сам погиб. (Самсон)
7) Я славился богатством и мудростью. Всем известен случай, когда я разрешил спор о младенце, возникший между двумя женщинами. (Соломон)
8) Я величайший из правителей Египта, ведь именно для меня была построена самая высокая в мире пирамида – первое из чудес света. (Хеопс)
3. Игра со зрителями.
Объясните значение и историю происхождения крылатых выражений.
1) Иерихонская труба
2) Избиение младенцев
3) Сады Семирамиды
4) Содом и Гоморра
5) Соломоново решение
4. Логическая цепочка.
Каждой команде предлагается по три таблички со словами. Необходимо найти лишнее в перечне. Свой выбор объяснить.
1) Осирис, Сет, Шамаш (Шамаш – бог Двуречья)
2) Клинопись, алфавит, стекло (клинопись – изобретение Междуречья, а не Финикии)
3) Иероглиф, папирус, свиток (нет лишнего, это все принадлежности египетской письменности)
4) Египет, Лидия, Мидия (Египет, так как расположен в Африке, а не в Малой Азии)
5) Тир, Библ, Сидон (лишнего нет, это финикийские племена)
6) Мумия, саркофаг, сфинкс (лишнего нет, все относится к культу захоронения)
7) Мемфис, Ниневия, Вавилон (нет лишнего, это столицы древних государств Востока)
8) О. Сицилия, о. Сардиния, Балеарские острова (нет лишнего, это места основания финикийских колоний)
9) Инд, Ганг, Янцзы (Янцзы – река в Китае, а не в индии)
10) Фарфор, компас, шелк (нет лишнего, это все изобретения китайцев)
5. События и даты.
Ученики получают листы, где указаны события и даты, которые нужно соотнести.
6. Культура Древнего Востока.
Ученикам предлагается знакомое им изображение архитектурных, скульптурных памятников или репродукции произведений живописи (сфинкс, крылатый бык, львиные ворота, пирамида Хеопса, Великая Китайская стена). Они должны назвать памятник, указать место его нахождения, назначение и свое отношение к нему.
В это время проводится конкурс болельщиков.
7. Исторический зоосад.
Учащимся демонстрируется изображение животного. Они должны объяснить, с историей какой страны оно связано и каким образом.
1) Кошка
2) Корова
3) Слон
4) Лев
5) Бык
8. Конкурс капитанов.
Изображение пирамиды Хеопса на ватмане. Изображение состоит из кирпичиков, за которыми скрываются понятия (иероглиф, Апис, фараон, папирус, шадуф, пирамида, Осирис, клинопись, Будда, Александр Македонский, Палестина, надсмотрщик, Фивы, рабы, жрец и т.д.), связанные с Древним Востоком. Каждый из капитанов выбирает себе «кирпичик» с термином и объясняет его, если капитан с заданием не справляется, то балл переходит следующей команде.
III. Подведение итогов игры.
Награждение победителей. Поощрение активных болельщиков. Заключительное слово учителя.